Содержание
Введение3
1. Понятие, цели и задачи правовой информатики4
2. Связь правовой информатики с другими науками10
Заключение16
Список использованной литературы17
Выдержка из текста работы
4. Правовое регулирование отдельных видов недропользования (геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых, пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых и др.)..………………………………………………………………..…………24
5. Ответственность недропользователей за нарушение законодательства о недрах..…………………………………………………………………………27
Заключение…………………….………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………….
Введение
В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.
Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Закон РФ «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрах действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.
Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Объектом данной курсовой работы являются сами недра. Предметом нашего исследования являются правовые нормы, которые обеспечивают защиту недр. Цель данной работы — проанализировать правовую охрану недр в Российской Федерации. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
— рассмотреть правовые основы, цели и задачи законодательства о недрах, а также государственное управление недропользованием,
— проанализировать право собственности на недра,
— определить понятие, субъекты, объекты, виды недропользования, а также основания возникновения, изменения и прекращения права недропользования,
— описать правовое регулирование отдельных видов недропользования,
— выявить основания ответственности недропользователей за нарушение законодательства о недрах.
1. Правовые основы, цели и задачи законодательства о недрах. Государственное управление недропользованием
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Законодательство регулирует соответствующие общественные отношения, связанные: с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа; с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей (отложений со дна водоемов, используемых в качестве удобрений) и иных специфических минеральных ресурсов (включая подземные воды и рассолы).
Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении России находятся федеральная государственная собственность (недра земли) и управление ею; определение статуса и защита континентального шельфа Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Законом РФ «О недрах» определяются правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивается защита интересов государства и граждан России, а также прав пользователей недр. Для правовой охраны недр первостепенное значение имеет проблема собственности на недра, поскольку именно от нее зависит в конечном счете размежевание компетенции, обязанности по защите минеральных ресурсов — главного богатства России. Законом определено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных Законом о недрах. Добытые из недр полезные ископаемые (они при этом перестают быть объектом охраны окружающей среды, поскольку теряют связь с ней) по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Итак, согласно Закону «О недрах», недра предоставляются для:
— региональных геофизических работ, съемки, работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, контролю за режимом подземных вод без существенного нарушения целостности недр;
— геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
— разведки и добычи полезных ископаемых;
— строительства и эксплуатации подземных сооружений и т.д.
Пользование участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если они наделены законодательством правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.
Пользователь недр обязан обеспечить:
— соблюдение требований законодательства, технических проектов, планов и схем развития горных работ;
— предоставление геологической информации в федеральный и территориальный фонды геологической информации;
— предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых;
— приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования (рекультивацию)
Управление в сфере использования и охраны недр обладает как чертами, характерными для управления вообще, так и специфическими чертами, присущими управлению в данной сфере. Так, управление представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. Отсюда видно, что в управлении участвуют две стороны: субъект управления, который оказывает воздействие на объект управления, и объект управления, который испытывает воздействие со стороны субъекта управления.
В общих чертах управление в сфере охраны и использования недр можно определить как совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований законодательства об использовании и охране недр. Однако такое краткое определение вызывает необходимость уяснения целого ряда вопросов. Так, следует выяснить, что понимается под охраной недр, недропользованием, установить круг субъектов, уполномоченных осуществлять управление, определить систему действий, которые они осуществляют, выявить закрепленные в законодательстве требования, исполнение которых должно быть обеспечено и так далее.
Требования, устанавливаемые законодательством при производстве горных работ подразделяются на две группы, с одной стороны, порядок использования недр, с другой — охрану окружающей природной среды.
Охрана недр заключается в наблюдении за надлежащим применением недропользователями:
— технических методов и способов горных работ и соответствия геологическому строению месторождений, их особенностям и характеру залега……..
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ ( в ред. от 25.06.2012 г.)// СЗ РФ.-2002. -№ 2. -Ст. 133.
3. О недрах: федеральный закон от 21 февраля 1992 г. № 2395-1( в ред. от 30.12.2012г.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
4. Об экологической экспертизе: федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ( в ред. от 28.07.2012 г.) // СЗ РФ. -1995. -№ 48. -Ст. 4556.
5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 ( в ред. от 22.06.2010 г.)// СЗ РФ. -2004г. -№11. -Ст. 945.
6. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004г. № 293 ( в ред. от 04.03.2013 г.) // СЗ РФ. -2004. -№ 26. -Ст. 2669.
7. Алиев О.К. Конституционные основы охраны окружающей природной среды и природопользования: характеристика, проблемы, тенденции / О.К. Алиев// Юрист. -2007. -№ 4. -С. 35-35.
8. Баранов В.М. Отношения собственности на природные ресурсы в российской федерации / В.М. Баранов// Юрист. -2006. -N 12.-С. 15-19.
9. Бобин П.Н. Участие государства в отношениях природопользования / П.Н. Бобин// Юрист. -2006. -№ 2. -С. 8-12.
10. Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах» / А.Н. Борисов// СПС КонсультантПлюс.
11. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды) : Учеб./М.М. Бринчук. — 2008 // СПС КонсультантПлюс.
12. Ефимова Е.И. Возникновение и развитие идей о природоохранительном, природно-ресурсовом и экологическом праве в эколого-правовых исследованиях/ Е.И. Ефимова// Экологическое право. -2009. -№ 4.- С. 21-24.
13. Калинин И. Становление природоресурсного права России / И. Калинин// Российская юстиция. -2010. -№ 3. -С. 34-37.
14. Мертен А.А. Субъекты предпринимательской деятельности в сфере недропользования/ А.А. Мертен// Российская юстиция. -2010.- №10.-С. 14-17.
15. Мельгунов В.Д. Правовое регулирование и особенности перехода права пользования недрами/ В.Д. Мельгунов// Экологическое право. -2010. -№ 3. -С. 13-14.
16. Пономарев М.В. Правовые проблемы реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования/ М.В. Пономарев// Экологическое право. -2008. -N 5. -С. 6-9.
17. Хаустов Д.В. Коллизионные вопросы соотношения водного законодательства и законодательства о недрах при регулировании добычи подземных вод/ Д.В. Хаустов // Законодательство. -2006. -N 6.-С. 10-14.