Выдержка из текста работы
Прежде чем раскрыть содержание инновационного развития муниципальных образований в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обратимся к характеристике муниципального образования.
Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Муниципальное образование осуществляет свою деятельность на основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Этот закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления.
Местное самоуправление, как подчеркивается в «Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления», создается в системе государственного устройства для обеспечения жизненных интересов населения и проводит мероприятия по социальной защите населения[1]. МСУ призвано обеспечить комплексное решение вопросов социального обслуживания населения, способствовать достижению в обществе политической и социальной стабильности.
Территориальные сообщества имеют по закону право решать все вопросы местного значения. Эти права гарантируются Конституцией РФ и действующим законодательством. Государство принимает меры по поддержке и развитию местного самоуправления. Органы МСУ ответственны перед населением. Их компетенция устанавливается законами и обеспечивает возможность самостоятельного решения ими вопросов местного значения.
Успешность осуществления органами местного самоуправления своих функций зависит в настоящее время от многих условий и в первую очередь от принятия различных инноваций, направленных на решение тех или иных проблем населения.
Основным приоритетом инновационной деятельности органов МСУ является оптимизация жизни граждан посредством формирования более благоприятной среды их жизнедеятельности и осуществления мер, направленных на «социальное» функционирование территории[2]. Органы МСУ воздействуют на развитие муниципального образования и ведут поиск методов, позволяющих разработать планы с учетом текущей ситуации, определять цели и задачи, задействовать механизмы, позволяющие их реализовывать. Отсюда усиление внимания к стратегическому планированию, которое начинает рассматриваться как один из реальных шансов создания эффективного муниципального управления.
Среди множества проблем, решение которых представляет собой неотложную задачу государственной политики, одно из центральных мест занимает организация качественного обновления муниципального управления в сфере ЖКХ[3]. Его кризисное состояние, проблемы реформирования и модернизации в настоящее время актуализируются. Причем стоящие за этим задачи важны как в хозяйственном, так и в социальном смысле, что подтверждается постоянными и повсеместными конфликтами между производителями коммунальных благ и их потребителями. На протяжении ряда лет эти вопросы находятся в центре общественного внимания, являются приоритетным направлением экономической и социальной политики государства. Следует признать, что общий фон обсуждения является довольно негативным. Несмотря на принимаемые усилия, результаты весьма скромны, а ситуация в ЖКХ в целом ухудшается. Естественно, это вызывает в обществе отрицательный резонанс. Президент РФ В.В. Путиным отмечал, что общество до сих пор не получило ясного ответа на вопрос: почему уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг неуклонно повышается, а качество их столь же неуклонно снижается? Ответ на этот вопрос и коренное изменение ситуации будут, на наш взгляд результатом взаимодействия действий федеральных органов власти и управления, руководителей субъектов федерации. Но «передний край» решения указанных проблем — это муниципальные образования.
Сегодня муниципалитеты совместно с органами государственной власти участвуют в решении важнейших государственных задач. Одной из них являются приоритетные национальные проекты, которые активно разворачиваются в Российских регионах. Сегодня, когда государство вкладывает все большие средства в нацпроекты, необходимо обеспечить, как отметил Президент РФ, четкий и удобный порядок реализации проектов на местах, удобный в первую очередь для граждан[4].
Именно органы МСУ представляют собой центр решения проблем ЖКХ; именно в них проживают пользователи жилищно-коммунальных услуг и здесь находится основная часть фондов ЖКХ; именно их руководители ведут повседневную работу, обеспечивающую функционирование жилищной сферы; именно они могут с полным основанием считаться «болевой точкой» реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
К основными проблемам, которые следует решать в этой сфере, относятся: старение жилищного фонда; интенсивное выбытие жилищного фонда и прогрессивно нарастающий износ инженерных коммуникаций; недостаточные объемы нового жилищного строительства; отсутствие муниципальных программ и реальных механизмов по обновлению сложившейся застройки города, инженерных коммуникаций и дорог; недостаток инвестиционных ресурсов и как следствие низкий уровень инвестиционной активности; преобладание не соответствующих современным методам организации форм управления жилищно-коммунальным комплексом, в частности, на муниципальном уровне.
Муниципальные органы своей повседневной деятельностью смягчают тяжелые последствия жилищно-коммунальной реформы. Она при любой постепенности и отсрочках будет проводиться. Ее суть, как известно, в том. чтобы последовательно снижать объемы бюджетных дотаций на жилищно-коммунальные услуги, которые, в конечном счете, будут оплачиваться самими гражданами. При переносе тяжести оплаты жилищно-коммунальных услуг на самих граждан нынешняя реформа предусматривает — в соответствии с принципами демократичной социальной политики — предоставление для этих целей льгот и субсидий малоимущим гражданам. Муниципальные органы могут принимать меры по снижению стоимости ряда коммунальных услуг, вследствие чего даже полная их оплата будет не столь высокой. Кроме того, органам муниципального образования предоставлено право устанавливать ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, кроме газа и электроэнергии. Ведь именно непродуманные решения по тарифной и ценовой политике являются чаще всего причиной усиления социальной напряженности.
Поиск путей решения эффективного муниципального управления в сфере ЖКХ — актуальная проблема, привлекающая внимание специалистов из разных областей научного знания
Одной из важнейших задач, стоящих перед органами ЖКХ, выступает создание эффективной системы управления. Инновационное развитие муниципального образования в этой сфере предполагает эффективную работу предприятий коммунального хозяйства.
Цель инновационной политики муниципального образования — создание условий для социально-экономического развития муниципального округа на основе использования его технического и инновационного потенциалов.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач инновационной политики:
– формирование эффективного взаимодействия органов управления муниципального образования и жилищно-коммунального комплекса округа;
– создание благоприятных нормативно-правовых и экономических условий для активизации инновационной деятельности;
– создание системы подготовки и переподготовки кадров в области жилищно-коммунального хозяйства;
– внедрение международных стандартов качества в работу предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
– развитие системы внебюджетных фондов для финансирования инновационных проектов и экспериментальных разработок в интересах жилищно-коммунального хозяйства.
Целью осуществления реформы жилищно-коммунального комплекса является предоставление качественных услуг гражданам. Одна из задач жилищной реформы — доведение технического состояния жилищного фонда до уровня, обеспечивающего качественное и комфортное проживание людей в своих домах.
Например, на территории городского округа Балашиха Московской области успешно функционирует муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные услуги, ремонт и сервис», МУП «КУРС», которое является динамично развивающимся предприятием.
Основным показателем связи качества работы и технического состояния жилищного фонда является объем выполненных работ по текущему и капитальному ремонту. План доходов предприятия от населения по статье «Техническое обслуживание жилищного фонда», включая содержание лифтового хозяйства, формируется исходя из тарифов, утвержденных администрацией городского округа Балашиха. Рост абсолютной величины доходной части в 2007 г. по сравнению с 2005 и 2006 гг. обусловлен ростом тарифов и приростом обслуживаемого жилищного фонда.
При работе МУП «КУРС» возникают определенные трудности, которые вызваны рядом причин. Одна из них — задолженность населения по оплате услуг ЖКХ, что сильно осложняет вложение и средств в ремонтные работы и ставит в тяжелое финансовое положение само предприятие, которое эксплуатирует жилой фонд. Ведь предприятие занимается не только техническим обслуживанием жилищного фонда, но и является промежуточным звеном (покупателем) в предоставлении коммунальных услуг населению.
Недоплата в целом приводит не только к недовлажению средств в техническое обслуживание средств в техническое обслуживание жилого фонда, но и к образованию задолженности поставщикам коммунальных услуг. Работа по сбору платежей и борьба с должниками ведется постоянно. Ежемесячно проводятся разъяснительные беседы с населением по оплате за коммунальные услуги.
Активно ведет работу с населением информационно расчетный центр городского округа Балашиха, в частности, на злобных неплательщиков подаются исковые заявления в суд. Несмотря на трудности МУП «КУРС» динамично развивается, проблемы решаются, повышается качество обслуживания населения. Капитальный ремонт выполняется в основном за счет дополнительных средств, выделенных из резервного фонда Администрации городского округа Балашиха и собственных средств организации.
Себестоимость эксплуатации жилищного фонда, включая обслуживание лифтового хозяйства, в 2005 и 2006 гг. составила соответственно 292015,9 и 316067,8 тыс. руб., себестоимость эксплуатации 1 кв. м соответственно 11.0 и 11,8 руб./кв.м. Рост себестоимости обусловлен ростом цен на материалы, услуги подрядных организаций, повышением уровня оплаты труда работников предприятия и т. п., что было заложено при формировании тарифа на 2006 г.
Доля расходов на оплату труда в 2007 г. по сравнению с предыдущими периодами снизилась на 5%, причем доля оплаты труда рабочих текущего ремонта и рабочих по санитарному содержанию домовладений выросла. Т.е. снижение расходов по этой статье произошло в основном за счет снижения расходов на оплату труда аппарата управления.
В 2007 году больше денежных средств вкладывалось в благоустройство придомовых территорий — более чем в 3 раза по сравнению с 2006 г.
Объем работ по благоустройству придомовых территорий (установка малых архитектурных форм, устройство газонов и цветников, ограждений и др.) из года в год увеличивается. Однако, если раньше эти виды работ требовали дополнительных вложений из бюджета, то в 2006 г. целый ряд работ был произведен за счет подрядных организаций. Благоустройство и содержание городских территорий формирует благоприятный имидж города и повышает его инвестиционный рейтинг. Продолжаются работы по демонтажу старых неэстетичных заборов и монтаж газонных ограждений единой формы.
Для оперативного учета, регистрации обращений граждан, контроля за своевременностью выдачи ответов на обращения граждан в вышестоящие и заинтересованные организации, а также для соблюдения сроков исполнения мероприятий по заявлениям жителей на предприятии МУП «КУРС» создан отдел обработки обращений граждан. Специалисты отдела постоянно совершенствуют процесс учета, регистрации и исполнения обращений граждан, применяя современные программные технические средства и используя имеющиеся базы данных должников по оплате за коммунальные услуги, полный перечень школ и детских садов с контактными телефонами и фамилиями руководителей, списки жителей, нуждающихся в социальной помощи. Задача максимум — создать социальный паспорт на каждого гражданина, используя все имеющиеся базы данных, чтобы можно было объективно и компетентно реагировать на звонки граждан[5].
В составе предприятия работают высококвалифицированные специалисты, которые достойно могут представлять предприятие на различных смотрах и конкурсах профессионального мастерства.
Таким образом, введение инноваций в работу предприятий ЖКХ на муниципальном уровне содействует повышению эффективности их работы, что непосредственно отражается на улучшении социального самочувствия населения.