Содержание
Введение 3
Глава I. Общая характеристика нормативно-правовых актов, определяющих правовое положение иностранных граждан, при осуществлении ими трудовой деятельности в РФ 5
1. Основные нормативно-правовые акты РФ,
закрепляющие трудовые права иностранных граждан в РФ 5
2. Роль международно-правовых актов в регулировании трудоправового статуса иностранных граждан в РФ 7
Глава II.Общая характеристика правового статуса иностранных граждан при осуществлении ими трудовой деятельности в РФ 10
1. Права и социальные гарантии, предоставляемые иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в РФ 10
2.Ограничения, действующие в отношении иностранных граждан
при осуществлении ими трудовой деятельности в РФ 14
Глава III.Актуальные вопросы совершенствования
организации труда иностранных граждан в РФ 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Выдержка из текста работы
Сегодня в Россию с целью трудоустройства прибывает много мигрантов, так как страна отличается своей развитой промышленностью, активно ведет хозяйственную деятельность и постоянно нуждается в дешевой рабочей силе. Многие компании и организации приемлет труд гастарбайтеров, так как они не требуют дополнительных компенсаций, работают эффективно и их полностью устраивает предложенная заработная плата, чего нельзя сказать о гражданах России. Российская Федерация занимает второе место по количеству гастарбайтеров, официально трудоустроенных работающих мигрантов насчитывается более миллиона. Также, множество компаний приемлет использование нелегального труда, за которое законом предусмотрено наказание для одной и другой стороны. Данный факт не препятствует процветанию нелегального труда. Это вызвано тем, что для иностранных граждан существует свой порядок трудоустройства, который требует получения определенных разрешений и несет в себе финансовые затраты. Для многих мигрантов это не приемлемо, что способствует развитию нелегальной рабочей силы.
За прошедшие несколько лет Россия стала одним из лидеров по приему мигрантов. При этом основная нагрузка ложится на крупные города, экономические и финансовые центры. Чтобы регулировать миграционные процессы, существуют законы и другие нормативные акты, которые в настоящий момент работают неудовлетворительно.
На первом месте по количеству въезжающих иностранцев стоят Москва и Санкт-Петербург, а также Московская и Ленинградская области. По данным статистики на Москву приходится порядка 20 процентов всех трудовых мигрантов, приезжающих в Россию. По нашим данным, в столице более 940 000 иностранцев. Большинство из них — это граждане Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Украины. Среди них преобладают временно пребывающие иностранные граждане, приезжающие с деловыми, учебными, туристическими и, конечно, трудовыми целями.
Так, за первое полугодие 2013 года в Москве на миграционный учет встали 835 370 иностранцев и лиц без гражданства. Однако основную проблему как раз составляют нелегальные мигранты и их труд. Похожая ситуация происходит в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где на миграционный учет за аналогичный период встали 792 116 человек, из которых 99 512 человек приехали для работы.
Цель данного исследования — рассмотрение правового регулирования трудоустройства иностранных граждан, а также анализ возможных путей изменения законодательства в данной сфере.
Объект исследования — общественные отношения в сфере трудоустройства иностранных граждан.
Предмет исследования — нормы права, научная и учебная литература, судебная практика по вопросам реализации трудоустройства иностранных граждан.
Задачи исследования:
дать понятие иностранный работник; — рассмотреть правовой статус иностранного работника в РФ
проанализировать порядок трудоустройства иностранного гражданина;
рассмотреть особенности регулирования труда совместителей — иностранных граждан;
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы: системный, исторический так и частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, юридического толкования.
Нормативная и эмпирическая базы исследования: Конституции РФ, Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ), федеральные законы и иные нормативно правовые акты.
. Общая характеристика правового статуса иностранных работников
.1Понятие иностранный работник
Согласно ст. 20 ТК РФ, работник является одной из сторон трудовых отношений и определяется как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. При этом Кодексом устанавливается возраст, с которого допускается заключение трудового договора (ст. 63 ТК РФ). Исходя из ст. 11 ТК РФ, согласно которой на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, иностранный гражданин подпадает под определение понятия работника, содержащегося в ст. 20 ТК РФ. То есть, согласно Кодексу, любой иностранный гражданин, достигший установленного Кодексом возраста и вступивший в трудовые отношения с работодателем на территории Российской Федерации, является работником.
Таким образом, для отнесения иностранного гражданина к работнику в соответствии с Законом №115-ФЗ необходимо одновременное выполнение следующих условий:
) иностранный гражданин должен относиться к категории временно пребывающего на территории Российской Федерации, т.е. являться лицом, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившим миграционную карту, но не имеющим вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона №115-ФЗ);
) иностранный гражданин должен осуществлять трудовую деятельность, т.е. работать на основании трудового договора или гражданско-правового договора;
) трудовая деятельность должна осуществляться в установленном порядке.
При этом под установленным порядком следует понимать соблюдение определенных в Законе №115-ФЗ условий трудовой деятельности. К таким условиям можно отнести, к примеру, необходимость получения иностранным гражданином разрешения на работу, осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в пределах определенного субъекта РФ, особые основания обязательного прекращения трудового или гражданско-правового договора и др.
Следует отметить, что в Законе №115-ФЗ не указан возраст, с которого иностранный гражданин может осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации. Однако, согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденному приказом от 11.01.2008 ФМС №1, Минздравсоцразвития РФ установлено, что разрешение на работу иностранному гражданину не выдается в случаях не достижения возраста 18 лет.
Как видим, понятия существенно отличаются. С одной стороны, по сравнению с Кодексом, Закон №115-ФЗ имеет значительные ограничения для отнесения иностранного гражданина к категории работника. И в то же время указанный закон расширительно включает в понятие работника граждан, работающих на основании гражданско-правовых договоров.
Кроме того, имеются противоречия и в самом Законе №115-ФЗ. Так, исходя из статьи 2, к иностранным работникам не относятся иностранные граждане, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. В то же время указанный закон предписывает, что временно проживающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу (п. 4 ст. 13) и вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13). Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения на работу (пп. 1 п. 4 ст. 13). А законно находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, могут привлекаться к трудовой деятельности на основании трудового или гражданско-правового договора при наличии у иностранного гражданина патента (п. 1 ст. 13.1). К таким законно находящимся на территории РФ иностранным гражданам относятся, в том числе, и граждане, получившие разрешение на временное проживание (ст. 6.1). Таким образом, Закон №115-ФЗ подразумевает, что граждане, относящиеся к категории временно проживающих в РФ или постоянно проживающих в РФ иностранных граждан, могут осуществлять трудовую деятельность, но по непонятной логике не относит их к иностранным работникам.
Представляется, что, для устранения противоречий, следует ввести в Кодекс понятие «иностранный работник», которым будет являться иностранный гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации, достигший возраста, с которого Кодексом допускается заключение трудового договора с иностранным гражданином и вступивший в трудовые отношения с работодателем. При этом особенности труда которого регулируются Кодексом или иными федеральными законами. Одновременно в Законе №115-ФЗ при определении понятия «иностранный работник» следует предусмотреть отсылку к Кодексу.
Процесс перемещения физических лиц через границы государств для занятия трудовой деятельностью в литературе называют по-разному: «международный рынок труда», «международный трудовой обмен», «международное перемещение трудовых ресурсов». В российских нормативных правовых актах используется термин «внешняя трудовая миграция».
Внешняя трудовая миграция — это осуществляемое в порядке, установленном нормами международного права и национального законодательства, добровольное, временное перемещение лиц в государство, гражданами которого они не являются, с целью осуществления на его территории трудовой деятельности. В литературе приводятся и другие определения. Так, по мнению Ю.В. Жильцовой, «внешняя трудовая миграция — это временное изменение места жительства с целью занятия оплачиваемой деятельностью в иностранном государстве».
К сожалению, в действующем законодательстве понятие «внешней трудовой миграции» отсутствует, хотя сам термин используется. Полагаем, законодателю необходимо разработать и включить соответствующую дефиницию в один их нормативных правовых актов, регулирующих вопросы внешней миграции. Понятие иностранного работника используется в российских и международных актах для обозначения субъектов именно внешней трудовой миграции. Правовой статус трудящихся-мигрантов имеет некоторые особенности.
Нормативного определения трудящегося-мигранта российское законодательство не содержит. В ст. 11 Конвенции МОТ №97 о трудящихся-мигрантах содержится следующее определение: трудящийся-мигрант — это лицо, которое мигрирует из своей страны в другую с намерением получить работу, иначе, чем на собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта. Конвенция не применяется к пограничным работникам, морякам, а также выехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам. Понятие «трудящийся-мигрант» уточняется в Конвенции МОТ №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения. Особо подчеркивается, что оно охватывает только лиц, законно въехавших в страну в качестве трудящихся-мигрантов. Таким образом, исключается возможность его применения к нелегальным мигрантам. Кроме того, согласно Конвенции к трудящимся-мигрантам не относятся лица, приезжающие с целью получения профессиональной подготовки или образования; лица, въехавшие в страну для выполнения специальных функций на ограниченный период времени по просьбе работодателя и обязанные ее покинуть после их завершения.
Самое широкое определение понятия «трудящийся-мигрант» дается в Международной Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.), согласно которой этим термином обозначается любое лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является.
Несколько иначе толкуется рассматриваемое понятие в ст. 1 Европейской Конвенции 1997 г. о правовом статусе трудящихся-мигрантов, согласно которой термин «трудящийся-мигрант» означает гражданина государства-участника, которому разрешено другим государством-участником проживать на его территории для выполнения оплачиваемой работы. При этом акцент делается на гражданстве, то есть из сферы действия Конвенции исключаются лица без гражданства (апатриды).
Проведенный анализ международных актов позволяет сделать вывод об отсутствии единообразного применения термина «трудящийся-мигрант». К общим признакам трудящегося-мигранта относятся: 1) иностранное гражданство; 2) место постоянного проживания; 3) цель прибытия в страну — выполнение оплачиваемой работы; 4) временный характер пребывания в принимающей стране; 5) легальность, то есть разрешение компетентного государственного органа на такое временное пребывание; 6) регулирование трудовых отношений национальным законодательством страны пребывания. На основании выделенных признаков сформулируем определение: Трудящийся-мигрант — физическое лицо, которое на законных основаниях занимается трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого он не является и в котором не имеет постоянного места жительства.
Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ вместо термина «трудящийся-мигрант» использует термин «иностранный работник», определяя последнего как иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность; при этом временно пребывающими считаются иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Как видим, содержание терминов «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» по российскому законодательству фактически совпадает.
На наш взгляд, категории «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник» должны соотносится как общее и частное. Иностранным работником следует называть тех мигрантов, которые работают по найму, на основе трудового договора, то есть являются участниками трудовых правоотношений (само наименование «работник», характерное именно для трудового права, говорит в пользу этого подхода). Но к трудящимся-мигрантам можно отнести также и другие категории граждан, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью не на основании трудового договора (например, индивидуальные предприниматели или лица, работающие по договору подряда). В международных актах и юридической литературе субъект внешней трудовой миграции именуется именно понятием «трудящийся-мигрант».
Как отмечается в литературе, составить исчерпывающий перечень индивидуальных трудовых работников-мигрантов вряд ли возможно Во всяком случае в перечень основных трудовых прав трудящихся-мигрантов следует включить: право на свободу труда без дискриминации и запрет принудительного и обязательного труда; право на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости; право на информацию и на консультации; право па справедливые условия труда; право на здоровые и безопасные условия труда; право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей; право на защиту в случае прекращения занятости, а также в случае банкротства работодателя; право на защиту своего человеческого достоинства в период трудовой деятельности; социальные права (право на социальное страхование, социальное обеспечение, медицинское и социальное обслуживание) и др.
.2Правовой статус иностранного работника
Конституция РФ, установив приоритет международных норм над национальным законодательством, закрепила в ст. 15 (ч. 4) положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, что нашло отражение и в трудовом законодательстве РФ .Российская Федерация при регулировании труда иностранцев должна соблюдать общемировой уровень правовых стандартов, касающихся основных прав работников в сфере труда (если соответствующие акты ратифицированы РФ), либо стремиться к их соблюдению.
Основополагающим программным документом, заложившим основу международной защиты прав и свобод человека в том числе, в области труда является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. в форме резолюции 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН.
Положения этого документа, закрепили основные права человека (такие как право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и т.д.).
В числе важнейших международных документов многостороннего характера, содержащих нормы о правах человека в сфере труда, следует отметить Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., который был ратифицирован большинством государств — членов ООН, в том числе и СССР (и обязателен для РФ как правопреемницы СССР), закрепивший признание государствами участниками Пакта основные трудовые права (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда и иные);
Важную роль в международно-правовом регулирований трудовых правоотношений играет учрежденная в 1919 г., в соответствии с Версальским мирным договором, в 1946 г. МОТ, которая стала первым специализированным учреждением в системе вновь созданной Организации Объединенных Наций.
Значительное число конвенций и рекомендаций МОТ посвящено особенностям правового регулирования труда отдельных категорий работников, нуждающихся в социальной защите.
Большое значение в регулировании труда иностранных граждан также играют региональные трудовые стандарты и двусторонние договоры, которые конкретизируют и дополняют положения норм международных актов, в отношении участвующих в них государств.
Таким образом, принципы и нормы, которым должно следовать государство в определении правового статуса иностранцев, закреплены в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году. Такие нормы предусматривают: права любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства; обязанность иностранцев соблюдать законы страны пребывания (жительства), а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами этой страны; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории данной страны (индивидуальная высылка возможна только по закону); право иностранных граждан на защиту государства своего гражданства (для того, чтобы иностранный гражданин мог пользоваться своими правами, ему должен быть предоставлен свободный доступ в дипломатические представительства и консульские учреждения государства его гражданства).
2. Трудовые отношения с участием иностранных граждан
.1 Порядок трудоустройства иностранных граждан
Порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ регулирует федеральный закон и трудовой кодекс, которые предусматривают: иностранцы, вступая в трудовые отношения, должны руководствоваться трудовыми или гражданско-правовыми договорами на оказание услуг, выполнение конкретных работ, которые должны быть заключены непосредственно с каждым работником, как с физическими, так и юридическими лицами.
Все иностранные граждане на территории нашей страны делятся на три категории (ч. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ):
временно пребывающие (получили миграционную карту);
временно проживающие (имеют разрешение на временное проживание);
постоянно проживающие (получили вид на жительство).
Постоянно проживающие иностранцы, а также граждане Беларуси и Казахстана могут трудиться в России без разрешений.
Остальным же иностранцам нужно разрешение на работу (ст. 13, 13.1, 13.2, 18 Закона №115-ФЗ). Кроме того, некоторые из них могут въехать в Россию только по визе (выданной как по квоте, так и вне ее): в зависимости от того, есть ли международные договоры (соглашения) о безвизовом въезде иностранца в нашу страну или нет.
Таким образом, работодателю нужно оформить:
безвизовому иностранцу (кроме граждан Беларуси и Казахстана) — разрешение на работу (вне квоты), если он об этом попросит (ст. 13.1 Закона №115-ФЗ);
высококвалифицированному специалисту (таблица выше) — приглашение на въезд (если он не вправе приехать в Россию без него) и разрешение на работу (вне квот) (п. 6 ст. 13.2 Закона №115-ФЗ);
Благодаря внесенным изменениям работодатели получили право привлекать к труду иностранцев, временно проживающих в России, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников. А иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание, — трудиться без разрешения на работу.
Если рассматривать наш регион, то в Омской области работает межведомственная комиссия Омской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников. Указом Губернатора Омской области от 26 марта 2007 года №34 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года №783» утверждены Положение и состав комиссии, в который включен начальник Главного управления государственной службы занятости населения Омской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года №783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» определены порядок и сроки предоставления работодателями, юридическими и физическими лицами заявок о потребности в рабочей силе на предстоящий год для замещения вакантных мест за счет привлечения иностранных граждан.
Работодатели, осуществляющие деятельность в Омской области и намеревающиеся в предстоящем году привлекать на работу иностранных граждан должны в срок до 1 мая текущего года предоставить Министерство труда и социального развития Омской области заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками и порядок ее заполнения утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 июля 2010 года №514н.
На официальном сайте службы занятости Омской области обращается внимание на то, что в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот в Омской области осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.
Таким образом, до подачи заявки о потребности в иностранной рабочей силе в Министерство труда и социального развития Омской области, работодатель обязан представить в центр занятости населения по месту предполагаемого привлечения иностранных работников заявление о предоставлении государственной услуги в части содействия работодателям в подборе необходимых работников (в случае, если не представлялось ранее), сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), в том числе вакантных рабочих мест, на которые планируется привлечение иностранных работников.
В случае отсутствия необходимых работников среди граждан Российской Федерации, Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области будет подготовлено мотивированное заключение о целесообразности привлечения иностранных работников, профессионально-квалификационной структуре и объеме потребности работодателей региона в иностранных работниках, с учетом которого в рамках работы межведомственная комиссия Омской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников будет сформирована квота на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Омской области.
Заключение
Проблема получения жилья в нашей стране еще долго не потеряет своей актуальности. По своей сути предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма предполагает бесплатное выделение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, малоимущим и иным указанным в нормативных актах лицам в пределах нормы жилой площади, установленной законодательством, для их дальнейшего проживания.
В ходе проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:
Договор социального найма характеризуется тем, что носит бессрочный характер, находится в жилищном фонде социального использования (государственном или муниципальном фонде).
Существенным условием договора является предмет договора, т.е. изолированное жилое помещение, что не обязательно для договора коммерческого найма.
В качестве наймодателя по договору социального найма жилого помещения выступает орган государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления.
В качестве нанимателя по договору социального найма жилого помещения выступает физическое лицо.
По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении.
Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.
Зарубежные сотрудники, как и граждане нашей страны, вправе выбирать, где, по какой должности и на каких условиях работать, в том числе и по совместительству (п. 1 ст. 13 Закона №115-ФЗ, ст. 11 ТК РФ). Однако труд иностранцев имеет много особенностей. Чтобы работать в России, иностранным гражданам нужно специальное разрешение. Некоторым из них — и приглашение на въезд, а их работодателям — разрешение на привлечение иностранцев к труду (ст. 13, 13.1, 13.2, 18 Закона №115-ФЗ). Если организация — не основное место работы иностранного гражданина, сложностей возникает еще больше, поскольку нужно учесть и особенности труда совместителей.
При этом важно помнить об основных гарантиях (гл. 44 ТК РФ):
продолжительность рабочего времени совместителя не должна превышать в день четырех часов;
в дни, когда по основному месту сотрудник не работает, он может трудиться по совместительству полный рабочий день;
ежегодный оплачиваемый отпуск совместителю предоставляют одновременно с отпуском по основной работе (ст. 286 ТК РФ);
Библиографический список
1.Н. Азаров. Ошибки, связанные с работой иностранцев, будут стоить дороже [Электронный ресурс] // электронный журнал. URL #»justify»>2.В.А. Асриян. Социальные и трудовые права мигрантов в РФ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / В.А Асрияна — М., 2004. — 12 с.
.Т.Ш. Давлетгильдеев. К вопросу об определении понятия «внешняя трудовая миграция» в российском праве./Т.Ш Давлетгильдеев // Российский юридический журнал. — 1997. — №4. — С. 15-16
.Ю.В. Жильцова Правовое регулирование трудовых отношений рабочих-мигрантов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / Ю.В Жильцова — Екатеринбург., 2002. — 27 с.
.С.В. Колобова. Трудовое право России / С.В. Колобова. — М., Юстицинформ. — 2005. — 228 с.
.М. Копылова. Как поставить иностранного работника на миграционный учет /М. Копылова // Кадровое дело. — 2012. — №8. — 17-21 с.
.А.М. Лушников., М.В. Лушникова. Курс трудового права: учеб. В 2 т. Т.1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009. — 879 с.
.Миронов В.И. Трудовое право: учеб. для вузов / В.И. Миронов. − СПб., 2009. — 706 с.
.Оформляем документы, если работник — иностранец. [Электронный ресурс] // сайт. URL:#»justify»>.Оформляем на работу иностранца [Электронный ресурс] // сайт. URL
#»justify»>.Принимаем иностранца на работу по совместительству сайт. [Электронныйаресурс] //URL #»justify»>12.Россол С. Как получить разрешение на работу для иностранного сотрудника/С. Россол // Кадравое дело. — 2005. — №10. — 23-25 с.
.Ю.Л. Терновка Комментарий к Письму Роструда от 18.06.2012 №873-6-1 «Внутреннее совместительство по такой же должности»/ Ю.Л. Терновка // Нормативные акты для бухгалтера. — 2012. №14. — С. 68.
.Трудоустройство иностранных граждан [Электронный ресурс] // сайт. URL http://omskzan.ru/Home/Rabotod/PravObyzR/IspIRS.aspx (дата обращения 29.11.2013)