Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование трудоправового статуса государственных гражданских служащих5
1.1. Понятие и элементы трудоправового статуса государственных гражданских служащих5
1.2. Правовое регулирование трудоправового статуса государственных гражданских служащих10
Глава 2. Анализ отличительных особенностей трудоправового статуса государственных гражданских служащих16
2.1. Особенности трудовой правосубъектности государственных гражданских служащих16
2.2. Особенности основных прав и обязанностей государственных служащих23
2.3. Особенности юридической ответственности государственных гражданских служащих34
Глава 3. Проблемы нормативного регулирования трудоправового статуса государственных гражданских служащих и пути их решения38
3.1. Проблемы нормативного регулирования трудоправового статуса государственных гражданских служащих в России38
3.2. Пути решения выявленных правовых проблем64
Заключение78
Библиографический список82
Выдержка из текста работы
Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных служащих, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти, является одной из важнейших задач.
Актуальность исследования обусловлена важностью соблюдения государственным служащим норм служебного поведения, этических норм, компетенции и механизма ответственности в современных условиях, а также возникновением конфликтов интересов на гражданской службе. Наличие конфликтов интересов — показатель не только многочисленных издержек в системе и структуре государственной власти, но и проблем профессиональной этики, служебного поведения, специфики личностных качеств чиновников. Конфликты интересов на государственной гражданской службе возникли, пожалуй, вместе с государственной гражданской службой и носят уже перманентный характер. Однако их изучение на научно-практическом уровне актуализировалось лишь в последние годы.
Изменить сложившуюся ситуацию можно только путем повышения эффективности работы государственного аппарата, его действительной переориентации и лоббирования узкопрофильных интересов на служение обществу, внедрением действенных механизмов контроля со стороны гражданского общества за деятельностью чиновников.
Объектом исследования являются теоретические концепции, связанные с проблемами государственной службы, а также общественные отношения, возникающие в процессе конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, прямо или косвенно регулирующие общественные отношения и этические нормы и требования к государственным служащим
Цель курсовой работы — комплексное теоретическое исследование проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, а также определение способов, проблем и недостатков урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
— выявить проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, в том числе соблюдения этических и моральных норм.
— разработать мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими.
— изучить способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе.
— определить основные проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы, такие как системный анализ, единство, исторического и логического, социологический, восхождение от абстрактного к конкретному, так и частнонаучные правовые методы исследования, как, например, сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д.
Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Основные понятия и проблемы соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего
1.1 Принципы и требования к служебному поведению государственных служащих
Устанавливаемые ч. 1 ст. 18 статьи Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (Далее – Закон) требования к служебному поведению гражданских служащих в основном повторяют положения Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», принятого в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Всем лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, было предписано придерживаться принципов, утвержденных данным Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.
Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей. Под требованиями же к служебному поведению гражданского служащего, содержащимися в комментируемой статье, имеется в виду система принципов и норм (правил) служебного поведения и деятельности. В основе таких требований лежит представление о честности и неподкупности гражданских служащих, их верности государству и закону. Требования к служебному поведению призваны обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия служебного поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам…
Заключение
В качестве одной из ключевых проблем, требующих своего решения, является повышение престижа государственной службы. Одним из решений этой проблемы является привлечение на работу в государственный аппарат образованных, компетентных, профессионально подготовленных людей с достойным вознаграждением за их добросовестный труд.
В целях поддержания и защиты авторитета государства и уважения к его служащим со стороны общества, каждый государственный служащий или иное должностное лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования этических и моральных стандартов поведения, которые соответствуют его статусу. С этой целью внедряются этические кодексы, в них воедино собраны и систематизированы общественные требования к нравственности государственных служащих
Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.
Гражданский служащий должен соответствовать своему назначению — обеспечивать реализацию компетенции государственного органа и при этом обязан знать функции государственного органа и свои должностные функции, которые регламентированы в соответствующих нормативных правовых актах и в должностном регламенте, правильно понимать возложенные на государственный орган задачи и его предметы ведения, неукоснительно соблюдать процедуры реализации компетенции (правила, инструкции, порядки, регламенты), всегда действовать в интересах государства и общества.
От профессионализма, компетенции и уровня нравственности государственных служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.
С целью соблюдения норм служебного поведения гражданского служащего в структуре аппарата государственного органа планируется образовать самостоятельное подразделение по вопросам государственной службы. Оно также будет курировать вопрос о конфликте интересов на гражданской службе.
В настоящее время правовую основу урегулирования конфликта интересов в Российской Федерации составляют следующие законодательные акты: Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».
Законодательство предусматривает следующие способы урегулирования конфликтов интересов: сообщение гражданским служащим о личной заинтересованности до того, как его действия привели к возникновению конфликта интересов; изменение должностного или служебного положения государственного гражданского служащего; отвод или самоотвод государственного гражданского служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; передача принадлежащих государственным гражданским служащим ценных бумаг, акций (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.
Основные проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе можно сформулировать следующим образом: «мягкая» форма запрета конфликта интересов – требование «предотвращения и урегулирования конфликтов интересов»; термин «урегулирование конфликта интересов» не раскрыт полностью; законодательство не предусматривает целенаправленных действий по устранению из жизни государственных органов наиболее вызывающих типичных конфликтов интересов; отсутствует система мониторинга для оценки эффективности урегулирования конфликта интересов по истечении определенного периода времени.
Список использованных источников
1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ 02.08.2004, N 31, ст. 3215
2. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228
3. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 (ред. от 16.07.2009) «Собрание законодательства РФ», 19.08.2002, N 33, ст. 3196
4. Аверина О.Р. Этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск: ДАГС, 2004. — 132 с.
5. Административная этика: Учебное пособие / Под общей ред. проф. В.Л. Конституцией Российской Федерации — М: Прогресс, 2003. — 167 с.
6. Бахрах Д.Н. Государственная служба России: Учебное пособие. — М: Проспект, 2007.
7. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 136 с.
8. Глазунова Н.И. Система государственного управления : учебник для ВУЗов, — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 367 с.
9. Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом / под общ. ред. В.П. Иванова. М.: Известия, 2005. – 410с.
10. Государственная служба: Учебник / Под ред. проф. В. Г. Игнатова. -М.: ИКУ «МарТ», 2004. — 399 с.
11. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2003. — 326 с.
12. Иванов В. А. Государственная служба Российской Федерации. Основы управления персоналом. — М.: Известия, 2003. — 264 с.
13. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие / Под общей редакцией Г. В. Атаманчука. — М.: Издательство РАГС, 2003. — 164 с.
14. Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе. // «Журнал российского права».-2006 год.-№3.
15. Карпенко А.В. Профессия – государственный служащий // Государственная служба, 2005. — 294 с.
16. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. — М: ГУУ, 2007. — 284 с.
17. Костромина С. В. Управление государственной и муниципальной службой в субъектах Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2009. — N 2. – С. 23-28
18. Кулакова Ю.А. Некоторые вопросы правовых ограничений на государственной гражданской службе.// «Арбитражный и гражданский процесс», 2007. — 320 с.
19. Магомедов, К.О. Кадровые технологии в управлении персоналом государственной гражданской службы
20. Манохин В. М. Нужны основы законодательства о службе // Государство и право. 1997. N 9. С. 7 – 8
21. Ноздрачев А. Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. — 2006. — N 1. – С. 39-43
22. Нравственные основы государственной службы России / Под общ. ред. В.М. Соколова. М: РАГС /Статут, 2006. – 333с.
23. Седов В. Правовые основы разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе РФ / В. Седов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. — 2007. — №10. — окт. — С.52-54.
24. Спектор А. А., Туманов Э. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации (постатейный) / А. А. Спектор, Э. В. Туманов. — М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. – 672 с.
25. Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: РАГС, 2006. – 568с.
26. Федосенко В.А. Административно-правовая регламентация служебного поведения и урегулирование конфликта интересов в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. // Административное и муниципальное право, 2008. — №10 – С.21-26.
27. Фролов С.С. Социология организаций: учебник. М. Гадарики, 2007. – 384с.
28. Чаннов С. Е. Правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе /С. Е. Чаннов.//Трудовое право. -2006. — № 11. — С. 32 – 34
29. Чаннов С.Е. Административно — правовое регулирование функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе // Административное и муниципальное право. — 2009г. — №4 – С.18-24
30. Черепанов В.В. Управление государственной гражданской службой: проблемы и пути повышения качества в условиях реформирования. – М. Чиновник.ру, 2011.
31. Щербаков Ю. Н. Государственная и муниципальная служба / Ю. Н. Щербаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 238 с.