Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И
ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ7
1.1. Причины трудностей обучения письму и чтению
в начальной школе7
1.2. Формирование навыков письма и чтения: виды трудностей
в процессе обучения19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ
ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ
МЛАШИХ КЛАССОВ34
2.1. Организация и методы исследования34
2.2. Анализ результатов38
2.3. Выводы и рекомендации57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ67
ПРИЛОЖЕНИЯ69
Выдержка из текста работы
«Дети — наше будущее» и не правильное нравственно-этическое воспитание грозит цивилизованному обществу катастрофой. Образование это основа в формировании ребенка как полноценной, социальной полезной личности. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Научить чтению — одна из задач начального образования.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена необходимостью формирования навыков чтения на уроках литературного чтения в начальной школе, так как полноценный навык чтения — это не только база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, но и основной источник получения информации и даже способ общения.
В результате изучения литературного чтения, на ступени начального общего образования учащиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Объект исследования — формирование навыка чтения.
Предмет исследования — формирование навыков литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования — на основе анализа теоретических и методических основ формирования навыков чтения и анализ практического опыта работы отечественных педагогов по совершенствованию навыков чтения младших школьников, определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.
Для достижения поставленных целей, нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить литературу по выше указанной теме;
2. Изучить с психолого — педагогические подходы обучения детей чтению;
3. Ознакомиться с содержанием требований ФГОС НОО (Федеральные государственные стандарты начального общего образования);
4. Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию навыков чтения на уроках литературы в начальной школе.
5. Ознакомиться с опытом работы отечественных педагогов по совершенствованию навыков чтения младших школьников.
В данной курсовой работе будут указаны следующие аббревиатуры:
1) ФГТ — это федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655, зарегистрированные в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г.
2) ФГОС НОО — Федеральные государственные стандарты начального общего образования.
Ключевые слова темы: квалифицированный читатель, литературное развитие и литературное образование, читательская грамотность, читательская компетентность, просмотровое чтение, ознакомительное чтение, выборочное чтение, изучающее чтение, беглость, сознательность, выразительность, правильность, антиципация, орфографическое чтение.
Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга — и воспитатель, учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения — невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать — это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам.
В первой главе мы рассматриваем теоретические основы формирования навыков чтения у младших школьников и, изучив психолога — педагогические подходы обучения детей чтению выделю структуру речевой деятельности.
Во второй главе нами будут изучены приёмы, упражнения, методики по формированию навыка чтения у младших школьников.
В заключении сделаем вывод о важности формирования навыков чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков чтения у младших школьников
1.1. Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению
Психологи говорят, что особенность развития ребёнка младшего школьного возраста заключается не в том, что он в состоянии выполнить и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми он располагает. Основы знаний, умений и навыков закладываются в начальном обучении. Одной из основных задач начальной школы является формирование качественного навыка чтения у младших школьников, потому что чтение является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам, вместе с тем, чтение — один из основных способов приобретения информации, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. [Сватовская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. №2.]
Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения — это умение понимать содержание читаемого текста, его смысл.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
1. Технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, — с другой);
2. Понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. На первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на следующих — пониманию текста [ Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии . — 1995. -№5 — с. 44-54. ] .
Навык чтения принято характеризовать следующими качествами:
1. правильность чтения;
2. беглость чтения;
3. сознательность чтения;
4. выразительность чтения.
Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения.
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст , который им озвучивается.
Правильность чтения — это чтение без искажений, то есть без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп ошибок.
К первой группе относятся ошибки, искажающие звукобуквенный состав: пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); вставка произвольных элементов в единицы чтения; замена одних единиц чтения другими. Причины подобных ошибок — несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация — способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка, догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения.
Ко второй группе ошибок относится наличие повторов. Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное.
К третей группе ошибок относится нарушение норм литературного произношения:
— ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение это самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
— ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” — обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”;
— интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата.
Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, к ошибочному чтению ведут такие факторы, как:
1) несовершенство зрительного восприятия;
2) неразвитость (недостаточная гибкость ) артикуляционного аппарата;
З) нехватка дыхания;
4) незнание орфоэпических норм;
5) незнание лексического значения слова;
6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.
Одним из эффективных приёмов формирования у детей навыка правильного чтения, являются ежедневные специальные упражнения, способ……..<