Содержание
Содержание:
Введение3
Глава 1. Труд как фактор производства5
Глава 2. Определение заработной платы в условиях конкуренции10
Заключение13
Список литературы15
Выдержка из текста работы
Основной производительной силой общества, решающим фактором экономической деятельности, при всей значимости материальных ресурсов, выступает труд. Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве.
Процессы, сопровождавшие переход России к рыночной экономике в конце прошлого века, сопровождались высокими социальными издержками. Социальная цена формирования рынка заключается не только и не столько в понижении уровня жизни населения, сколько в потере людьми тех социальных гарантий, которые приносил социализм [1]. Социальные гарантии обеспечивались государством, а государственные предприятия в отношениях работодатель—работник должны были вести себя как представители этого государства. Профсоюзы в этом квартете трудовых отношений превратились из представителя работников в их споре с работодателем в представителя предприятия. Предприятия через свои профсоюзы обеспечивали работников жильем, местами в детских садах и яслях, повышали их квалификацию, организовывали летний отдых работников и их детей, заботились об их здоровье. Утрата возможности получения этих благ стала причиной создания сильной оппозиции населения рыночным реформам.
Иерархия трудовых мотивов населения показывает преобладание ориентации работников на ощущение социальной защищенности [2].
Общность систем мотивации работников подтверждает общий характер проблем на российском рынке труда. Переход к рынку предполагает новые отношения между государством, работодателем, работником и профсоюзами. Особенностью современной российской ситуации является то, что пока лишь только один участник этих отношений — работодатель — ведет себя по-рыночному. Население не готово взять на себя всю полноту ответственности, государство ведет себя двойственно: то объявляет о продолжении рыночных реформ, то демонстрирует стремление обеспечивать социальные гарантии почти в полном объеме. Рынок труда становится важнейшим звеном национальной рыночной цивилизации.
1. Рынок труда. Цена труда и заработная плата
Одним из четырех основных факторов производства является труд, под которым в экономической теории понимают вклад в процесс производства, делаемый людьми в виде расходования физической и умственной энергии. Термином труд также обозначают трудовые ресурсы — важнейший элемент богатства общества, качество и количество которых в значительной мере определяют уровень развития хозяйства отдельных стран [3].
В рыночной экономике существует специфический рынок труда. Он является составной частью структуры рыночных отношений и функционирует наряду с рынками других факторов производства, товаров, услуг. Рынок труда можно определить как систему отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда.
Функции рынка труда:
1. обеспечение производства и сферы услуг ресурсами труда, их распределение между предприятиями, отраслями, регионами;
2. обеспечение наемным работникам возможности получать средства существования;
3. согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;
4. стимулирование работников и работодателей:
— конкуренция между наемными работниками усиливает экономическую мотивацию труда, побуждает их совершенствовать свою квалификацию, стимулирует повышение дисциплины труда;
— конкуренция между работодателями за привлечение рабочей силы в нужном им количестве и необходимого качества стимулирует их повышать заработную плату, улучшать условия труда.
Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы.
Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.
Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.
Спрос на рынке труда зависит от:
— деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла;
— технического уровня производства;
— ситуации в инвестиционной сфере;
— сложившегося уровня заработной платы;
— налоговой политики.
Предложение на рынке труда зависит от:
— демографической ситуации;
— внутренней и внешней миграции трудоспособного населения;
— уровня заработной платы;
— альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму[3].
Кроме того, на спрос и предложение на рынке труда влияют профсоюзы, государственная политика в области занятости, уровень развития системы образования и профессионального обучения. Немаловажное значение имеют национальные особенности образа жизни.
Процессы, происходящие на рынке труда, исследовали классики экономической теории Адам Смит (1723-1790) и Давид Риккардо (1772-1823), а также выдающиеся ученые XIX-XX веков Карл Маркс (1818-1883), Альфред Маршалл, (1842-1924), Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Были рассмотрены различные модели саморегулирования рынка труда.
Согласно классической модели, представленной на графике (рис. 1), в точке пересечения линий D и S, отражающих спрос и предложение на рынке труда, устанавливается равновесная цена труда (заработная плата W0) и определенный уровень занятости Е0. Если уровень заработной платы в силу каких-либо причин повысится с W0 до W1, то и величина предложения возрастет, т.к. на рынке труда появится дополнительное число лиц, ранее не соглашавшихся работать за заработную плату W1. Однако спрос на труд сократится, поскольку работодателям будет невыгодно нанимать рабочую силу из-за ее дороговизны. Предложение рабочей силы превысит спрос на нее, что приведет к росту безработицы. Если уровень заработной платы опустится до W2, для работодателей станет выгодно нанимать дополнительных работников, что увеличит спрос на труд. Однако предложение труда понизится за счет тех, кого не устраивает уровень заработной платы. В результате на рынке труда спрос превысит предложение, и возникнет дефицит рабочей силы. Согласно такому подходу, безработица в значительной мере носит добровольный характер, поскольку связана с нежеланием работников трудиться за недостаточно высокую, по их мнению, заработную плату. Главным фактором борьбы с безработицы выступает снижение заработной платы.
труд занятость социальный безработица
Рисунок 1 — Классическая модель рынка труда[2]
В современной неоклассической модели рынка труда расходы домохозяйств на образование рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал по аналогии с инвестициями фирм в машины и оборудование. Заработная плата выступает как прибыль на эти вложения. Согласно неоклассической модели цена труда гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Домохозяйства инвестируют в квалификацию до тех пор, пока норма прибыли на эти вложения не начинают понижаться. Если на рынке труда достигнуто ценовое равновесие, то безработица невозможна.
Кейнсианская модель предлагает иную трактовку механизма функционирования рынка труда. По мнению Кейнса, ставка заработной платы является жесткой величиной. Спрос на труд зависит не от уровня заработной платы, а от объема производства в обществе, который в свою очередь определяется величиной совокупного спроса. Существует вынужденная безработица, обусловленная недостаточным совокупным спросом. С помощью понижения заработной платы стимулировать повышение совокупного спроса, а, следовательно, и занятости, невозможно. Увеличение спроса на рабочую силу является результатом мероприятий государства, стимулирующих рост совокупного спроса в стране.
Марксизм рассматривает резервную армию труда как неизбежный атрибут, а также необходимое условие капиталистического производства. Уровни занятости и безработицы, согласно этой теории, определяются потребностями капитала в самовозрастании и зависят от соотношения расходов капиталистов на заработную плату и приобретение машин, колебаний экономического цикла, изменений в структуре производства. Безработица, порождая конкуренцию между наемными работниками за рабочие места, оказывает давление на занятых, позволяет предпринимателю снижать заработную плату, принуждать рабочих к дисциплине.
В институционалистской модели основное внимание уделяется анализу структуры рабочей силы. Уровни занятости, безработицы, заработной платы объясняются особенностям отдельных отраслей, профессиональных и демографических групп.
Происходящие на рынке труда процессы обусловливают уровень и характер занятости и безработицы в обществе. Часть населения, обеспечивающую предложение на рынке труда, согласно методике международной статистики, относят к экономически активному населению.
В нашей стране в условиях планового хозяйства велся учет трудовых ресурсов, т.е. населения в трудоспособном возрасте за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получавших пенсию по возрасту и на льготных условиях. В настоящее время в российской статистике используется показатель экономически активного населения, которое включает в себя занятых в экономике и безработных. Понятие трудовые ресурсы сейчас применяется для обозначения одного из элементов социально-экономического потенциала страны, входящего в национальное богатство часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями, знаниями, квалификацией, навыками трудовой дисциплины, необходимыми для успешного развития общественного производства.
Занятость населения — это деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не запрещенная законом, приносящая (как правило) трудовой доход.
К занятым в экономике, согласно принятой методике, относятся лица, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с одним или несколькими компаньонами, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В число занятых включаются также лица, которые выполняли работу без оплаты на семейном предприятии, а также лица, которые временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска, выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения содержания или с частичным содержанием заработной платы по инициативе администрации, забастовки.
Уровень и характер занятости населения — это важные макроэкономические показатели, отражающие демографические и социальные процессы в обществе.
В зависимости от применяемых критериев, имеются следующие классификации занятых:
1. по роду деятельности:
— занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;
— военнослужащие;
— учащиеся с отрывом от производства;
2. по способу вовлечения в трудовую деятельность:
— наемные работники;
— работодатели;
— самозанятые;
3. Международный классификатор статуса занятости включает:
— наемные работники;
— работодатели;
— лица, работающие за свой счет;
— члены производственных кооперативов;
— помогающие члены семьи;
— работники, не классифицируемые по статусу [4].
В макроэкономическом анализе важное значение имеет категория полной занятости. В плановой экономической системе под полной занятостью понималось такое состояние экономики, когда в общественном производстве и другой общественно полезной деятельности были задействованы все трудовые ресурсы. В мировой экономической теории и практике полная занятость считается достигнутой тогда, когда все желающие работать имеют работу при сложившемся уровне заработной платы. Полной занятости соответствует определенный уровень естественной безработицы не более 3,5-6,5% от общей численности рабочей силы.
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.
Среди рынков ресурсов рынок труда занимает особое место, ибо объектом взаимоотношений здесь выступает труд — ресурс, который неотделим от человека, наделенного специфическими психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, национальными и т.п. особенностями. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей, отражаются на состоянии рынка труда и цене труда — заработной плате.
Существует множество теорий заработной платы.
Согласно К. Марксу, заработная плата при капитализме — это превращенная форма стоимости товара рабочая сила, которая определяется стоимостью средств существования, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы (при этом под рабочей силой понимается способность человека к труду). Таким образом, заработная плата — это стоимость средств существования рабочего.
В отличие от заработной платы при капитализме зарплата при социализме трактовалась как часть национального дохода страны, распределяемая между работниками государственного сектора экономики пропорционально количеству и качеству вложенного труда, т.е. заработная плата — это оплата по труду.
Теория рыночной экономики исходит из того, что заработная плата — это цена труда, доход, получаемый наемным работником за предоставление услуг труда в единицу времени (час, день, неделя, месяц).
Заработная плата -важнейшая и наиболее массовая форма дохода в любой рыночной экономике, она составляет примерно 3/4национального дохода страны. Регулирование многих процессов в экономике связано с движением заработной платы.
Рассматривая величину заработной платы, необходимо различать: номинальную заработную плату — денежное вознаграждение, которое работник получает за предоставленные им услуги труда; реальную заработную плату — то количество товаров и услуг(в натуральном выражении), которые работник может купить на свою номинальную заработную плату.
Очевидно, что реальная заработная плата находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной зависимости от уровня цен товаров. Реальная заработная плата может падать даже при росте номинальной заработной платы (если цены растут быстрее, чем номинальная заработная плата).
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
— программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
— программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
— программы содействия найму рабочей силы.
— правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
— обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
— создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
— активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
— пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
— стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
— организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
— развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
— содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
— государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
— содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
— международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
— создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
— организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
— обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
— бесплатное медицинское обслуживание [4].
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:
— Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
— Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
— Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.
На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.
Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
— развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
— совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
— обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
— целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
— повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
— поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения.
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
2. Задача
Таблица 1
№ п/п |
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
|
1 |
Стоимость активов, т.р. |
42000 |
42800 |
|
2 |
Стоимость основных фондов на начало года, т.р. |
36000 |
36200 |
|
3 |
Стоимость основных фондов на конец года, т.р. |
36200 |
36300 |
|
4 |
Выручка от реализации продукции, т.р. |
70000 |
75000 |
|
5 |
Себестоимость производства продукции, т.р. в т.ч. постоянные затраты, т.р. |
60000 30000 |
63000 35000 |
|
6 |
Валовая прибыль, т.р. |
10000 |
12000 |
|
7 |
Чистая прибыль, т.р. |
6500 |
7800 |
|
8 |
Объем производства продукции, шт. |
1000 |
1200 |
По данным таблицы:
1 сравнить показатель фондоемкости за прошлый и отчетный год,
2 рассчитать рентабельность продаж, рентабельность активов,
3 определить объем безубыточной реализации по графику рентабельности в отчетном году.
Решение:
Фондоемкость продукции можно рассчитать по формуле:
ФЕ = 1/ФО;
где: ФО — фондоотдача основных фондов
В свою очередь фондоотдача основных фондов рассчитывается по следующей формуле:
ФО = ВР/Ф;
где: ВР — выручка от продаж;
Ф — среднегодовая стоимость основных фондов;
ВР — выручка от продаж;
Среднегодовая стоимость основных фондов рассчитывается по формуле:
Ф = (Фнг + Фкг)/2
где: Фнг — стоимость основных фондов на начало года;
Фкг — стоимость основных фондов на конец года;
Проведем расчеты на прошлый год:
Ф = ( 36000+36200 )/2 = 36100 т.р.
ФО = 70000/36100 = 1,94 руб.
ФЕ = 1/1,94 = 0,52 руб.
Проведем расчеты на отчетный год:
Ф = ( 36200+36300)/2 = 36250 т.р.
ФО = 75000/36250 = 2,07 руб.
ФЕ = 1/2,07 = 0,48 руб.
В отчетном периоде основные фонды использовались эффективнее, так как фондоемкость уменьшилась, т.е. затраты основных фондов на получение одного рубля выручки от продаж уменьшились.
Рентабельность продаж:
Rвр = (ЧП / ВР) * 100%
где: ЧП — чистая прибыль;
ВР — выручка от продаж;
Проведем расчеты на прошлый год:
Rвр = (6500 / 70000) * 100 = 9,3%
Проведем расчеты на отчетный год:
Rвр = (7800 / 75000) * 100 = 10,4%
Рентабельность активов:
RА = (ЧП / А) * 100%
где: ЧП — чистая прибыль;
А — стоимость активов предприятия;
Проведем расчеты на прошлый год:
RА = (6500 / 42000) * 100 = 15,5 %
Проведем расчеты на отчетный год:
RА = (7800 / 42800) * 100 = 18,2 %
себестоимость, выручка, т.р.
При производстве 915 шт. предприятие не получает прибыли и не несет убытки, т.е. находится в точке безубыточности. В точке безубыточности прибыль равна себестоимости продукции.
Если предприятие будет производить продукции больше чем 915 шт., то предприниматель будет иметь прибыль.
Если количество производимой продукции будет меньше, чем 915, то предприятие понесет убытки.
Заключение
Формирование рыночной структуры, в том числе и рынка труда, в России находится на завершающей стадии. Реализация антикризисных мер в стране, проведение приватизации хозяйствующих субъектов и реструктуризация экономики привели к существенным изменениям в сфере трудовых отношений в целом и в структуре занятости населения. Активизация мер политики занятости до недавнего времени была направлена на уменьшение напряженности на рынке труда и снижение уровня безработицы. При этом проблеме эффективной занятости трудовых ресурсов уделялось недостаточно внимания. Под эффективной занятостью понимается такое размещение трудовых ресурсов, при котором достигается наиболее эффективное использование человеческого капитала и заданный социально-экономический результат: рост основных экономических показателей, снижение социальной напряженности на рынке труда, повышение удовлетворенности населения условиями и результатами труда и в конечном счете более высокий социальный стандарт жизни. В настоящее время, когда в стране и регионах отмечается начало выхода из экономического кризиса и рост некоторых важных показателей состояния общества и экономики, появилась необходимость в создании условий для эффективной занятости населения. Тем не менее, в сфере трудовых отношений некоторые актуальные проблемы остаются нерешенными.
В условиях рыночной экономики покупательная способность заработной платы и ее динамика на предприятии формируются под воздействием сложных разнонаправленных механизмов и зависят в целом от уровня развития экономики, социально-экономической государственной политики, взаимодействия работодателей и профсоюзов, ситуации на рынке труда.
Список использованных источников
1. Андрианова Е.В., Ромашкина Г.Ф. Мотивация в сфере труда: идеальные модели и поведение // Известия УрГУ. № 51. Екатеринбург: Изд-во УрГУ. 2014. — 256с.
2. Беляева Л.А. Проблемы социальной стратификации и трудовая мотивация населения: сб. м-лов Всерос. науч.-методич. конф. Ч. II. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2013. — 432с.
3. Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен. М.: ГУ ВШЭ. 2013ю — 440с.
4. Социальные аспекты жизни населения / Под ред. Н.В. Дергуновой. Тюмень: ТГУ, 2013. — 96с.
Размещено на