Содержание
Введение
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями Я-концепции, отношение к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму замкнутого психологического круга, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.
Тревожность это черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. [68]
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость, и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги. [24]
Однако в литературе недостаточно исследована проблема влияния нарушения семейного воспитания на возникновение тревожности у младших школьников. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, крме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Поэтому целью исследования является выявление взаимосвязи между нарушением семейного воспитания и возникновением тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования школьная тревожность у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования нарушение семейного воспитания как причина возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования предполагается, что нарушение семейного воспитания является одной причин повышенной школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1.проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2.рассмотреть возможности диагностики школьной тревожности;
3. определить уровни личностной и ситуативной тревожности у учащихся 2- 4 классов;
4.проанализировать показатели школьной тревожности у учащихся 2-4 классов;
Экспериментальная база: МОУСОШ № 6 г. Зима. В исследовании принимали участие учащиеся 2 А класса (26 человек), 2Б класса (14 человек),
4 «А» класса (24 человека) и 4 «Б» класса (12 человек).
Методы исследования: наблюдение, беседа, диагностический эксперимент, метод статистической обработки экспериментальных данных.
Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемой проблемой, установлена зависимость между тревожностью и нарушением семейного воспитания у детей младшего школьного возраста.
Структура и объем работы курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ
1.1. Концептуальные подходы к проблеме тревожности
в отечественной и зарубежной психологии
Понимание тревожности быо внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. [2, 148]
По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги. Адлер выдвигает три условия, которые могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни. Эти условия следующие:
1.Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию, это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок. Но сама по себе неполноценность не является патогенной. Даже больной ребенок чувствует способность изменить ситуацию. Результат зависит от творческой силы индивидуума, который может иметь разную силу и по-разному проявляться, но всегда определяющей целью. Адлер был первым, кто описал трудности и тревогу ребенка, связанные с недостаточностью органов, и искал пути их преодоления.
2.К таким же результатам может привести и избалованность. Возникновение привычки все получать, ничего не давая в обмен. Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Единственный способ реакции на трудность требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.
3. Отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других и поэтому не верит в свои силы. Он не верит, что может заслужить любовь и высокую оценку путем действий, полезных людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству. [2,154]
Недостатком адлеровской концепции является не сделанное различие между беспокойством адекватным, обоснованным и неадекватным, поэтому нет четкого представления о тревожности как специфическом состоянии, отличном от других сходных состояний.
Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни.
В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений. [34, 36]
К. Хорни насчитывает 11 невротических потребностей:
1.Невротическая потребность в привязанности и одобрении, желание нравиться другим, быть приятным.
2.Невротическая потребность в «партнере», который исполняет все желания, ожидания, боязнь остаться в одиночестве.
3.Невротическая потребность ограничить свою жизнь узкими рамками, оставаться незамеченным.
4.Невротическая потребность власти над другими посредством ума, предвидения.
5.Невротическая потребность эксплуатировать других, получать лучшее от них.
6.Потребность в социальном признании или престиже.
7.Потребность личного обожания. Раздутый образ себя.
8.Невротические притязания на личные достижения, потребность превзойти других.
9.Невротическая потребность в самоудовлетворении и независимости, необходимости ни в ком не нуждаться.
10.Невротическая потребность в любви.
11.Невротическая потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости.
К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления. [ 33,44-45]
Анализируя и систематизируя рассмотренные теории можно выделить несколько источников тревоги, которые в своих работах выделяют авторы:
1.Тревога из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства возникает в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.
2.Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
3.Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. У более старших детей чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного.
4. Тревога из-за неспособности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда. Тревога связана с чувством неполноценности, но не идентична ему.
5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации и теми, которые приводят в состояние тревоги (потеря любви родителей и так далее) и авторы не дают четкого различия между этими понятиями.
6. Тревога свойственна каждому человеку в той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующее к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянию. Тревога для человека представляет проблемы, с которыми необходимо справиться. С это целью используются различные защитные механизмы (способы).
7.В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношениям ребенка с матерью. Период детства является предопределяющим последующее развитие личности.
В результате взаимодействия с окружающей средой у ребенка возникает представление о самом себе, самооценка. Оценки привносятся в представление индивида о самом себе не только как результат непосредственного опыта соприкосновения со средой, но также могут быть заимствованы у других людей и восприняты так, словно индивид выработал им сам.
В отечественной психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.[26,170]
Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [27,191].
По определению Т.А.Немчина: тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. [22]
По определению А.В. Петровского, тревожность это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности. [28,16]
В исследовании уровня притязаний у учащихся М.З.Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть «самыми лучшими» учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели.[24,69]
Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.
От неудовлетворения потребности у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителя, учителях, товарищах.
Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.
Такое состояние может стать хроническим и длиться месяцы и годы. Сильная потребность в самоутверждении приводит к тому, что интересы этих детей направляются только на себя. [19,19]
Такое состояние не может не вызвать у ребенка переживания тревоги. Первоначально тревога обоснованна, она вызвана реальными для ребенка трудностями, но постоянно по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру, и тогда недоверчивость, подозрительность и другие подобные черты, что реальная тревога станет тревожностью, когда ребенок будет ждать неприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных. [19,20 ]
Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, М.С. Неймарк указывают, что аффект становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно его преодолеть. [12,110-112]
В работах этих авторов указывается, что очень трудно преодолеть аффект неадекватности. Главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствие потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку.
Но наиболее реальный путь это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.
Проблема тревожности имеет и другой аспект психофизиологический. Второе направление в исследовании тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния.
Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. [6,38]
Так, в лаборатории Павлова И.П. было обнаружено, что скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижность. [6,35]
И.В. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности. [18,55]
Выдержка из текста работы
1.5 Сравнительная характеристика различных уровней тревожности младших школьников с различными уровнями психологической готовности к школе………………………………………………………………………………29
II. Практическая часть. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности младших школьников и их психологической готовности к школе. …………………………………………………………………………………………………35
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что каждый год в любом городе и каждой школе есть дети с низким уровнем психологической готовности к школе, что обуславливает их последующую неуспеваемость, создает проблемы психологического характера. А именно, низкий уровень готовности к обучению предполагает и низкий уровень выполнения заданий. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справиться с учебной нагрузкой, со временем попадают в ряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности в адаптации в школьном коллективе и страх перед учителями. Все выше сказанные говорит, что несформированность одного компонента школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе, в частности, к тревожности.
Актуальность данной проблемы также заключается в недостаточной степени ее разработанности. Многие авторы занимались и занимаются темами тревожности и психологической готовности к школе. Относительно тревожности — это В. П. Зинченко, А. М. Прихожан, Л. В. Куликов, А. Е. Ольшанникова, а психологической готовности к школе – В. В. Слободчикова, А. М. Прихожан, И. Ю.Кулачина. Но лишь немногие из них занимаются изучением и выявлением взаимосвязи данных переменных (А. М. Прихожан). Поэтому имеет место и смысл изучать эту проблему и проводить исследования в ее области, чем и объясняется актуальность темы.
Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности младших школьников и их психологической готовности к школе.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что существует устойчивая взаимосвязь между высоким уровнем тревожности младших школьников и низким уровнем их психологической готовности к школе.
Целью работы является выявление взаимосвязи высокого уровня тревожности младших школьников и их низкого психологической готовности к школе.
В работе решаются следующие задачи:
1) теоретический анализ основных понятий тревожности младших школьников и их психологической готовности к школе.
2) определение особенностей взаимосвязи психологической готовности к школе и тревожности младших школьников.
3) проведение эмпирического исследования.
4) анализ полученных результатов.
Методология и методы исследования:
• Формулировка и обоснование проблемы исследования
• Определение объекта и предмета исследования
• Указание цели и задач исследования
• Формулировка гипотезы исследования
• Логический анализ основных понятий исследования
Методы, которые используются в работе:
• Общенаучные
• Методы сбора информации: тест Керна — Йирасека,
опросник Спилберга — Ханина
• Статистические методы: процентное соотношение данных, корреляционный анализ
• Интерпретационные
Практическая значимость проведенного исследования. Проведение исследования в направлении выявления взаимосвязи тревожности младших школьников и их психологической готовности к школе необходимо в связи с тем, как уже было описано выше, что каждый год в любом городе и каждой школе есть дети с низким уровнем психологической готовности к школе, что обуславливает их последующую неуспеваемость, создает проблемы психологического характера. А именно, низкий уровень готовности к обучению предполагает и низкий уровень выполнения заданий. Проведения исследований и раскрытие данной проблемы в больших масштабах подтолкнет учителей родителей и психологов больше уделять внимание эмоциональному состоянию своих детей и их обучению в школе, а именно, на взаимосвязь данных явлений.
В структуре курсовой работы выделяется первая теоретическая часть, а во второй уже непосредственно проводится исследование взаимосвязи уровня психологической готовности к школе и тревожности младших школьников. В первой главе раскрывается материал, имеющий своим содержанием теоретическое изучение особенностей младшего школьного возраста, эмоционального состояния младших школьников, их учебной деятельности, самооценки. Описывается понятие психологической готовности к школе, причины ее низкого уровня и его взаимосвязь с уровнем тревожности младших школьников, а также сравнительная характеристика эмоционального состояния, в частности, уровня тревожности младших школьников с низким и высоким уровнем психологической готовности к школе. Во второй главе идет речь о проведенном исследовании: описание методик, их применение, анализ результатов. Заключение представляет собой подведение итогов всей работы, где выводы отражают ключевые положения введения……
Список литературы
1. Бреслав Г. М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» — Москва: «Педагогика», 1990
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
3. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача — Л.: Медицина, 1990
4. Давыдов В.В. «Психическое развитие младших школьников» — Москва: «Педагогика», 1990
5. Под ред. Л. І. Дурэйка «Здароывы лад жыцця» — Минск: «Адукацыя і выхаванне”, 2001
6. Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» — Москва, 1994
7. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – 3-е изд., испр.– СП – б: Союз, 1997. – 224с.
8. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь — М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386.
9. Йирасек Ярослав. Диагностика школьной зрелости. — В кн.: Шванцара И. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
10. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.
11. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний \\хрестоматия «Психические состояния» под. ред. Л.В. Куликова СПб, Питер 2001.
12. Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. — М.: Педагогика,1988, с.246-262.
13. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со
сверстниками у подростков: Автореф. дис. … канд. психол. н. М., МГУ, 1977.
14. Прихожан А. Ст. «Школьная тревожность. Под гнетом школьных требований».
15. Психологический словарь.
16. Под редакцией В.В Слободчикова. Готовность детей к школе. Томск, 1994
17. Спилберг Ч. Д., Ханин Ю. Л. Опросник.
18. Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера / Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Москва. 1988 г.