Содержание
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ3
2. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ6
3. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ (ВИДЫ ПЕРЕВОЗОК).8
4. ПОСРЕДНИКИ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ9
5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО — ЭКСПЕДИТОРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ10
6. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ17
Выдержка из текста работы
Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. Существующая ситуация в мировой экономике, характеризующаяся, в частности, бурным развитием интеграционных процессов, варьированием экономической среды в территориальном разрезе, различиями в степени развития национальных хозяйств и их открытости для участия в международных экономических отношениях, интенсификацией товаропотоков на различных уровнях взаимодействия между экономическими агентами, ростом туристских потоков, с одной стороны, и недостаточное развитие экономико-теоретической базы, малое количество современных исследований методологической основы функционирования транспортно-логистического комплекса в современной науке, с другой стороны, обусловливают объективную необходимость определения места, роли и значения транспортных услуг как важной экономической категории.
Структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и международной торговли, в значительной степени предопределяются изменениями, происходящими в мировом транспортном комплексе. Глобализация международной торговли и транснационализация национальных компаний предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что объективно невозможно осуществить без транспортного комплекса.
Транспорт является основой формирования внутреннего и международного рынков, обеспечивая развитие нормальной рыночной экономики. По данным Всемирного банка, мировой транспортный рынок оценивается в 2,2 трлн. долл. США (6,8% мирового ВВП). От развития международного рынка транспортных услуг зависит развития мировой экономики, поэтому тема курсовой работы является весьма актуальной.
Глава 1. Теоретические вопросы формирования мирового рынка транспортных услуг
1.1 Понятия и структура рынка услуг. Транспортные услуги
Под широким термином «международная торговля» можно понимать не только отношения купли продажи товаров, но и услуг. Услуги — это деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме. Мировой рынок услуг — это система международных отношений обмена, где основным товарным объектом выступают различные виды услуг, и которая существует на основе МПП. Развитая сфера услуг — это своего рода показатель высокого уровня экономики страны или региона. Благодаря бурному научно-техническому прогрессу к третьему тысячелетию появилось множество самых разных новых услуг, заметно повысилось и продолжает совершенствоваться качество обслуживания, постепенно сходят на нет многие технические барьеры, посредством которых происходит передача отдельных видов услуг. Все это создает предпосылки для того, чтобы мировой рынок услуг с полным правом мог заявить о себе, как об одном из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики.
Специфика мировой торговли услугами заключается в том, что объекты коммерческих сделок в данном случае неосязаемы, невидимы, их производство и потребление зачастую тесно связаны друг с другом, а еще их невозможно хранить в течение какого-либо времени, подобно материальной продукции. Поскольку большинство услуг характеризуются неосязаемостью и невидимостью, то мировой рынок услуг нередко называют невидимым экспортом или невидимым импортом. Отдельные услуги могут продаваться или приобретаться в виде различной документации, кинолент, компьютерных программ на магнитных и электронных носителях. Но, несмотря на это, принято считать, что они имеют неовеществленную форму. Компания, выходящая на мировой рынок услуг, должна иметь возможность производить услуги непосредственно за рубежом. Другой вариант — иметь стабильных иностранных потребителей услуг, не перенося их производства за границу.
Услуги, которые можно продавать в мировых масштабах. Экспорт услуг имеет одно неоспоримое достоинство перед экспортом товаров в материальной форме: он не подлежит таможенному контролю, невзирая на возможную капиталоемкость или наукоемкость оказываемых услуг, на их промышленный характер или направленность на обеспечение личных потребностей отдельных людей.
В международный оборот могут быть вовлечены далеко не все виды известных на рынке услуг. Так, к примеру, не могут являться предметом экспорта или импорта коммунальные услуги. А если говорить о самых популярных услугах, торговля которыми может происходить в мировых масштабах, то на первом месте, безусловно, окажется транспорт, в том числе пассажирский и грузовой. На второй строчке такого рейтинга можно будет увидеть организацию поездок — деловых, личных, туристических. Затем идут услуги связи в полном спектре, строительство, страхование, финансовые услуги. Также большим спросом на международном рынке пользуются компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, различные бизнес-услуги, включая лизинг, посредничество и так далее. Культурные и рекреационные услуги в международных масштабах продаются сравнительно редко — примерно с той же частотой, что и правительственные услуги вроде поставки товаров в посольства, консульства, услуг со стороны тех или иных международных организаций по сохранению мира.
У каждой страны — своя специализация. С точки зрения географического распределения мировой рынок услуг характеризуется большой неравномерностью. По словам экспертов, примерно 75% стоимости от его объема обеспечивается развитыми странами. Еще 24% этого рынка занимают страны с развивающейся экономикой, и около 1% — международные организации. Основными экспортерами на глобальном рынке услуг выступают либо развитые страны, либо страны, имеющие определенное географическое преимущество.
В пятерку мировых лидеров среди экспортеров услуг входят США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. Все вместе они занимают на рынке долю, равную почти 40%. Любопытно, что эти же страны выступают и основными импортерами на мировом рынке услуг. Китай к 2010 году оказался способным экспортировать около 10% от общего объема мирового рынка услуг, а импортировать более 7%.
Практически у каждой страны — участника мирового рынка услуг есть своя специализация. Швейцарские компании считаются признанными лидерами в секторе банковского дела, а также в консалтинге, обучении и организации материально-технического обеспечения. Англичане — надежные страховщики, организаторы аукционов, консультанты и управляющие в сфере денежных операций. Американские фирмы хорошо зарекомендовали себя на рынке ценных бумаг, в бухгалтерском учете, управлении гостиничным хозяйством и рекламной деятельности. А компании из Сингапура великолепно справляются с обслуживанием авиалиний, портов и терминалов.
1.2 Транспортные услуги как неотъемлемый элемент мирового рынка услуг. Понятия и классификация международных транспортных операций
Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.
Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры управления транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики. В физике встречаются так называемые транспортные феномены. Движение молекул или ионов сквозь клеточные мембраны или посредством циркуляции крови в биологии также называют транспортом. В информатике и электромеханике термин «транспорт» подразумевает описание некоторых компьютерных сетевых протоколов.
Классификация по видам транспорта:
1. Наземный
1.1. Безрельсовый — автомобили; — троллейбусы; — мотоциклы;
— мотороллеры; — мопеды; — велосипеды;
— краны; — тракторы; — экскаваторы;
— упряжки; — сани; — снегоходы;
— болотоходы; — вездеходы; — самокаты; — коляски.
1.2. Рельсовый — железнодорожный; — трамваи; — дрезины; — вагонетки; — монорельсовый.
2. Водный
2.1. Морской
— теплоходы; — катера; — танкеры; — сухогрузы; — паромы; — баржи;
— буксиры; — контейнеровозы; — лихтеровозы; — сейнеры; — ледоколы;
— парусный; — гребной; — плоты; — катамараны; — на воздушной подушке.
2.2. Речной
— теплоходы; — катера; — танкеры; — сухогрузы; — паромы; — баржи;
— буксиры; — контейнеровозы; — лихтеровозы; — сейнеры; — ледоколы;
— парусный; — гребной; — плоты; — катамараны; — на воздушной подушке.
2.3. Подводный
— подводные лодки; — батискафы; — батисферы.
3. Воздушный
— самолеты; — вертолеты; — гидропланы; — планеры;
— дельтопланы; — дирижабли; — воздушные шары.
4. Специальный
— метро; — эскалаторы; — лифты;- подъемники; — канатные дороги; — транспортеры;- трубопроводы; — транспорт войск и спецформирований.
Транспорт должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени, в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.
Транспорт делится на три категории: транспорт общего пользования, транспорт специального пользования и личный или индивидуальный транспорт. Транспорт общего пользования не следует путать с общественным транспортом (общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования). Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки). Транспорт специального пользования — внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт — это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты. Персональный автоматический транспорт образует новую категорию, так как соединяет в себе черты городского общественного транспорта и личного автотранспорта.
Достоинства и недостатки основных видов транспорта:
Железнодорожный транспорт. Достоинства: высокая провозная и пропускная способность; независимость от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок, возможность эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок; высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления); недостаточно высокая сохранность груза. Морской транспорт. Достоинства: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная и пропускная способность; низкая капиталоемкость перевозок. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки (большое время транзита); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; необходимость создания сложной почтовой инфраструктуры; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; невысокая частота отправок. Внутренний водный (речной). Достоинства: высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах; низкая себестоимость перевозок; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки грузов; зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий; сезонность; недостаточная надежность перевозок и сохранность груза. Автомобильный транспорт. Достоинства: высокая доступность; возможность доставки груза «от двери до двери»; высокая маневренность, гибкость, динамичность; возможность использования различных маршрутов и схем доставки; высокая сохранность груза; возможность отправки груза маленькими партиями; широкие возможность выбора наиболее подходящего перевозчика. Недостатки: низкая производительность; зависимость от погодных и дорожных условий; относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния; недостаточная экологическая чистота; срочность разгрузки, сравнительно малая грузоподъемность. Воздушный транспорт. Достоинства: наивысшая скорость доставки груза; высокая надежность; наивысшая сохранность; возможность достижения отдаленных районов. Недостатки: высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта; высокие капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок; зависимость от погодных условий. Трубопроводный транспорт. Достоинства: низкая себестоимость; высокая пропускная способность; высокая сохранность груза; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов); недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов.
Глава 2. Перспективы развития мирового рынка транспортных услуг
2.1 Динамика и структура мирового рынка транспортных услуг
Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.
Общественный автомобильный. Наиболее широко распространены автобусы (многоместные пассажирские автомобили с вместимостью от 10 пассажиров). Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок — междугородные и туристические лайнеры. Последние отличаются от городских моделей компоновкой с повышенным уровнем пола (для размещения под ним багажных отсеков), комфортабельным салоном только с сидячими местами, наличием дополнительных удобств (кухни, гардероба, туалета). В связи с повышением в конце XX века комфортности туристических автобусов, они вполне успешно конкурируют в области перевозки туристов с железными дорогами. В крупных городах распространён автомобильный общественный транспорт с электрическим приводом — троллейбус.
На современном этапе развития мировой экономики автотранспорт является основным видом внутреннего транспорта для подавляющего большинства развитых стран мира. Так, до 75 — 80% объема грузо- и пассажироперевозок выполняется именно автомобильным транспортом. При этом, особо быстро развиваются эффективные транспортно-логистические технологии (терминальная система, контейнерные, контрейлерные перевозки).
Коммерческими автопредприятиями на Западе выполняется 50 — 68% объема перевозок. Для сравнения, автомобильным транспортом России перевозится 60% внутренних грузовых перевозок. Таким образом, автотранспорт является главным перевозчиком как в России, так и за рубежом. Доля автотранспорта России в международных перевозках составляет 27% в стоимостном выражении (что находится на уровне железнодорожного транспорта). Значительна автотранспортная составляющая в стоимости продукции. Так, в промышленности эта доля достигает 15%, в строительстве — 30%, в сельском хозяйстве и торговле — 40%.
На сегодняшний день перевозка грузов автомобильным транспортом занимает ведущее место во всем мире. При этом спрос на подобного рода услуги возрастает с каждым днем.
Данному факту легко найти объяснение. Автомобильные грузоперевозки — это всегда быстро, качественно и при этом сравнительно недорого. Также сегодня пользуются огромной популярностью и международные перевозки автомобильным транспортом. Такие перевозки намного безопаснее. Именно при данном типе грузоперевозок потерять груз практически невозможно, как например, это происходит при доставке другими способами.
Однако при международных грузоперевозках стоит учитывать массу нюансов. Отправитель должен знать, что та вещь, которую он отправляет должна соответствовать правилам упаковки. Например, если отправке подлежит бьющиеся предметы, необходимо посылку промаркировать соответствующими знаками.
Согласно статистическим данным международные автомобильные перевозки грузов составляю почти 70% всех типов транспортировки в мире. Данный факт связан с тем, что таким способом посылку могут доставить в любую удобную точку: офис, квартира или дом за городом. При автомобильных перевозках сохранность груза достигает максимума. Так как на пункте отправки, как правило, проводится оценка правильности упаковки груза. Эта особенность связана с тем, что путь следования машины будет довольно длинным и даже в самых непредвиденных ситуациях груз был целости и сохранности.
Как правило, перевозки груза на международном уровне связаны с торговлей. Именно автомобильным транспортом удобно отправлять большие партии грузов. При отправлении груза автомобилем легко проследить за его движением. Данный факт дает возможность сделать перевозку даже самого дорогостоящего груза максимально контролируемой.
Главной чертой осуществления грузоперевозок на международном уровне является наличие контракта, что не встречается при грузоперевозках внутри страны. Контракт обязательно включается в себя такие пункты, как страховка груза, сроки доставки, стоимость доставки. При грузоперевозках на международном уровне требуется прибегать к услугам логистов транспортной компании. Именно они составляют максимально удобный маршрут следования грузов, гарантирующий прибытие в срок, а также сохранность перевозимых предметов. Данный маршрут в обязательном порядке прописывается в контракте. Весь груз подтверждается сопроводительной документацией. Оплата международных перевозок должна проводиться по специальному договору. Как правило, оплата перевозок делится на две части: аванс и основная сумма. Аванс вносится отправителем в момент отправки груза, остальная часть выплачивается им по прибытию груза в пункт назначения.
Только учитывая все особенности грузоперевозок на международном уровне автомобильным транспортом, а также правильное составление контракта и договора является гарантией прибытия груза в целости и в указанные сроки.
Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. Однако после Второй Мировой войны железные дороги начали терять своё значение. На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транспорта, на пассажирских — самолётов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях). Однако коллапса железных дорог, как предсказывали многие в пятидесятых-шестидесятых годах, не произошло.
Железные дороги имеют много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном — массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог.
На сегодняшний день самой длинной протяжённостью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия. Более того, начиная с последнего десятилетия XX века, железные дороги переживают своеобразный ренессанс. Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот километров в час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов. Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта. Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %. Специализированная лёгкая железная дорога, применяемая в качестве городского пассажирского транспорта, называется трамваем.
Железнодорожный транспорт и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50 % общей длины железных дорог приходится на 10 стран — США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.
Современные технологии железных дорог обещают дальнейший рост их значения в будущие годы, так как пользователям транспорта по всему миру требуются более высокие скорости, надежность, грузоподъемность и эффективность.
Железные дороги уже сейчас вышли на межконтинентальный уровень, хотя они и останавливаются у кромки океанов. Они являются важными компонентами глобальной транспортной системы с использованием различных видов транспорта. Они эффективно перемещают гигантские количества товаров и огромное число пассажиров и служат дополнением, позволяющим связывать воедино перевозки по воде, земле и воздуху. Более того, современные технологии железных дорог обещают дальнейший рост их значения в будущие годы, так как пользователям транспорта по всему миру требуются более высокие скорости, надежность, грузоподъемность и эффективность.
В течение XIX в. железнодорожная отрасль развивалась почти исключительно за счет частных компаний, которые консолидировались и объединялись с течением времени. В большинстве стран железные дороги в конечном итоге перешли под контроль национальных или местных правительств и рассматриваются как предприятия общественного пользования. Важным исключением являются Соединенные Штаты, где все грузоперевозчики, кроме самых маленьких, остаются в частном секторе, а пассажирские перевозки осуществляются государственными компаниями, которые получают крупные субсидии от спонсирующих их правительств. В течение последних 20 лет большинство стран предприняли определенные шаги с целью либо приватизировать свои национальные системы железнодорожного транспорта, либо перевести их на коммерческую основу и допустить конкуренцию между частными компаниями, эксплуатирующими государственные железные дороги.
Быстрый рост мировой торговли делает перемещение грузов по железной дороге, в частности грузоперевозки с использованием нескольких видов транспорта, все более привлекательными из-за более дальних рейсов, связанных с международными перевозками, и меньшими затратами на выполнение таких дальних рейсов по железной дороге, чем при перевозках на грузовиках. Между тем, с точки зрения пассажирских перевозок, из-за впечатляющего роста международных авиапутешествий и одновременного увеличения дорожных пробок железные дороги, как местные, так и междугородние, приобретают все большую важность в качестве исполнителя функций сбора и распределения пассажиров при межконтинентальных авиапутешествиях. В то же время высокоскоростные железные дороги рассматриваются как замена авиаперевозок на короткие расстояния, что высвобождает пропускную способность аэропортов для обслуживания межконтинентальных и других дальних рейсов.
В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог России определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток — Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.
Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном, междугородном и пригородном сообщениях, при этом преобладают грузовые перевозки.Велико значение железных дорог России в развитии межгосударственных связей со странами СНГ и международных перевозках. После распада СССР к Российской Федерации отошло почти 60% общей железнодорожной сети (87,5 тыс. км.). Но материально-техническая база, в частности ремонтный сервис, локомотиво- и вагоностроение, оказалась разорванной. Густота железнодорожной сети России составляет 0,51 км на 100 км2, что значительно ниже густоты железных дорог не только развитых стран, но и большинства бывших союзных республик СССР (на Украине — 2,76 км, в Белоруссии — 2,77 км, Латвии — 3,6 км, Грузии — 2,2 км, Узбекистане — 0,79 км). Очевидно, что в России необходимо строительство новых железнодорожных линий, особенно для освоения крупных месторождений топлива и сырья на востоке страны.
Технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:
· возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов;
· осуществление железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);
· массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;
· универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;
· регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;
· возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок;
· по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов;
· сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.
Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны.Вся сеть российских железных состоит 17 железных дорог: Восточно-Сибирской, Горьковской, Дальневосточной, Забайкальской, Западно-Сибирской, Калининградской, Красноярской, Куйбышевской, Московской, Октябрьской, Приволжской, Сахалинской, Свердловской, Северной, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Южно-Уральской железных дорог.
МПС и РАО «РЖД» осуществляют руководство деятельностью нижестоящих структур: отделений дорог и линейных предприятий, локомотивных и вагонных депо, станций, дистанций пути, связи, электроснабжения и др. Кроме того, отрасль располагает большим числом промышленных, строительных, торговых, научных, проектных, и учебных организаций и предприятий, солидной социальной сферой. В последние годы железные дороги получили большую экономическую самостоятельность, а многие их промышленные и подсобно-вспомогательные предприятия выделились из системы МПС после акционирования и приватизации.
Железнодорожный транспорт разделяется на:
· транспорт общего пользования — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров, кем бы они ни были предъявлены;
· магистральный, или внешний транспорт осуществляет экономические перевозки между производителями и потребителями продукции и перевозит пассажиров;
· ведомственный транспорт — транспорт, выполняющий перевозки своего ведомств или предприятия;
· внутрихозяйственный транспорт удовлетворяет в основном технологические нужды производства в пределах отдельных предприятий.
Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию — меньше. Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт — самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60—67 % всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы — строительные материалы, уголь, руду — перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, руда. Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями. Исключения — скоростные суда на подводных крыльях (иногда берущих на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке. Также велика роль паромов и круизных лайнеров.
Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландии. В 1837 г. была основана судовладельческая компания «Р&О».Наряду с морскими путешествиями активно развивались и речные маршруты. В 1843 г. Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом континенте «Америкэн Экспресс» выполняла экскурсии по Миссисипи.Обострившаяся в начале XX в. конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высококомфортабельные плавучие гостиницы. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитания», «Мавритания» водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. — «Титаник», 52 тыс. тонн; в 1914 г. — «Император» и «Фатерланд», по 50 тыс. тонн, которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы «Куин Мери», водоизмещение которой равнялось 80 тыс. тонн, а скорость составляла 30 узлов в час. История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда Всесоюзное акционерное общество «Интурист» начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах «Победа» и «Грузия» морские путешествия из Одессы в Ленинград, вокруг Европы, а на «Петре Великом» — по Черному морю для туристов из соцстран. В 1960 г. был организован первый круиз с советскими туристами на «Адмирале Нахимове» вдоль Крымско-Кавказского побережья; в 1962 г. — на теплоходе «Григорий Орджоникидзе» вдоль Дальневосточного побережья продолжительностью 20 суток. В этот же период морской туризм начал развиваться на Балтике.
Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Речной — использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).
Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно ухудшает качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.К преимуществам этого вида транспорта относятся наличие естественной среды, играющей роль «транспортного коридора», высокая скорость доставки грузов и пассажиров в любые, самые отдаленные точки суши и Мирового океана.Себестоимость перевозок грузов на воздушном транспорте в 60—70 раз выше железнодорожной. Себестоимость пассажирских перевозок в 10—12 раз ниже грузовых (перевозка 1 пассажира с ручным багажом при общем массе 90 кг приравнивается к 1 т груза). Средняя скорость перевозок на воздушном транспорте составляет около 400 км/ч (в поршневых самолетах — до 300 км/ч, турбореактивных — 800—900, сверхзвуковых — до 2500 км/ч).К недостаткам воздушного транспорта относятся высокая энергоемкость, зависимость от погодных условий, ограниченность габарита и веса перевозимых грузов. Несмотря на эти недостатки, воздушный транспорт твердо удерживает свои позиции как основной вид транспорта в международном пассажирском сообщении. Роль его в дальних пассажирских перевозках на внутренних линиях также остается высокой.В грузовых перевозках самолеты используются главным образом при доставке на дальние расстояния ранних овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты, ценных и дефицитных грузов (драгоценности, запасные части и т.п.). В последние годы повышается роль воздушного транспорта в перевозках грузов внешней торговли.
Согласно статистике темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и существующей устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния). Все это вызывает пристальное внимание туристского бизнеса к авиационным перевозкам. Самолеты — самый популярный вид транспорта в мире. Это же можно сказать и об авиаперевозках в туризме.
И этому есть ряд причин: — во-первых, авиация — самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния;- во-вторых, сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для туристов вид;- в-третьих, авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки.Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе.Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем в год на авиарейсах перевозится около 1,5 млрд человек. Международные воздушные сообщения обеспечивают сейчас свыше 470 перевозчиков, около 250 из них совершают международные регулярные авиарейсы. В обслуживании международных воздушных сообщений участвуют свыше 1 тыс. аэропортов мира, около 650 из них обслуживают международные регулярные авиаперевозки.
Крупнейшими авиакомпаниями мира по количеству перевозок считаются американские: «Delta Air lines», «Pan Amerikan», «United», французская «Air France», немецкая «Lufthansa», британская «British Airways» и др. Крупной авиакомпанией считается российский «Аэрофлот».Однако систему международного воздушного транспорта составляют не только международные авиаперевозчики и аэропорты, но и государства, связанные международными воздушными линиями и обеспечивающие эти сообщения, а также международные организации в области воздушного транспорта, принимающие меры к обеспечению его эффективного функционирования и безопасности.Сеть международных перевозок в настоящее время охватывает все географические регионы и более 150 государств мира.Воздушный транспорт регулируется тремя способами: 1) национальное регулирование — лицензирование авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах; 2) межправительственное регулирование — когда регулярные воздушные маршруты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран; 3) международное регулирование — когда тарифы на регулярные авиарейсы устанавливаются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или третьего лица.Одним из видов международного регулирования авиаперевозок являются планы создания пула, соединяющего авиакомпании, действующие на определенных международных маршрутах. Пул-договор соединяет авиакомпании, действующие на одних международных маршрутах, в целях оптимизации расписания движения самолетов, уменьшения направления и регулирования пассажиропотоков в пиковые часы и периоды, а также в целях увеличения прибыли на этих маршрутах и ее дальнейшего распределения между авиалиниями.Пул-договор в принципе может привести к уничтожению конкуренции на маршруте. Но это также означает сохранение возможности участия в перевозках на линиях компаниям разной величины. Пул-договоры часто заключаются между авиакомпаниями, не сравнимыми по величине, для того, чтобы обеспечить им наилучшие провозные возможности и прибыли. Финансовые соглашения между перевозчиками, объединенными в пул, обычно лимитируют максимальный размер выручки, передаваемой от одного перевозчика к другому, для уменьшения возможности поддержки правительством неэффективных перевозчиков. Однако, в некоторых странах пул-договоры на сегодня запрещены (например, в США).Международное регулирование авиаперевозок осуществляется на основе международных соглашений, подписанных между странами за много лет. Варшавская конвенция 1929 г. была первым общим соглашением между авиакомпаниями, касающимся вопросов обеспечения ответственности авиакомпаний за безопасность пассажиров в случае их смерти, ранений или потери багажа во время перевозки. Монреальским протоколом в дальнейшем было определено, что максимальная ответственность будет периодически пересматриваться в силу инфляционных процессов. На сегодня ответственность авиакомпании перед пассажиром составляет максимально 20 тыс. долл. США. Это соглашение является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках. Чикагская конвенция по гражданской авиации 1944 г., в дискуссии по принятию которой принимали участие 80 стран, содержит соглашение по стандартизации миграционных процедур воздушного сервиса между странами. Эти принципы были приняты для обеспечения основы для двусторонних соглашений между странами. В соглашении было оговорено не регулировать чартерные перевозки, разрешая странам применять индивидуальное регулирование и условия, по которым они принимают и обслуживают чартерные рейсы.
Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала. Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные или компрессорные станции. Существуют экспериментальные трубопроводы, в которых твёрдые сыпучие грузы перемещаются в смешанном с водой виде. Другие примеры трубопровода для твёрдых грузов — пневмопочта, мусоропровод. Самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация.К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. Прообразы трубопроводов — водоводы по бамбуковым трубам — известны с древнейших времен. Первые нефтепроводы были построены в середине XIX в. в Америке. В России первые нефтепроводы были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в 1870—90-х годах по проекту русского инженера В. Г. Шухова. Их диаметр составлял 100—200 мм, а протяженность свыше 1 тыс. км.
Строительство газопроводов начато в основном в 1920—30-е годы. В нашей стране широкая промышленная добыча и перекачка природного газа началась после Великой Отечественной войны. Газопровод является практически единственным видом магистрального и местного транспорта этого специфического вида груза.
Широкое строительство и использование трубопроводного транспорта в последние 50 лет обусловлено значительными изменениями в топливно-энергетическом балансе страны, повышением в нем доли нефти и газа до 70—75%. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа.
Себестоимость добычи газа (по тепловому эквиваленту) примерно в 13 раз ниже угля и в 3 раза ниже нефти.
Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в весьма отдаленных от потребителей районах Севера и Сибири, значение трубопроводного транспорта очень велико. Его доля в работе транспортной системы страны постоянно возрастает и в 1998 г. составила по грузообороту 33 %, а по объему перевозок около 7% (включая нефте — и газопроводы). В 2000 г. прогнозируется увеличение доли трубопроводных магистралей в перевозках до 11%.
Трубопроводный транспорт, по существу, не соответствует общепринятому определению понятия транспорт : здесь нет подвижного состава, пути и т. п. Подвижной состав — это сам трубопровод. Груз в нем перемещается под давлением. Трубопроводы представляют собой металлические трубы различного диаметра. Через каждые 100—140 км устанавливаются насосные станции с автоматическим режимом работы. При перекачке газа на линии устанавливаются компрессорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга. К устройствам трубопроводного транспорта относят и линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков (в частности, для ремонта).
Трубопроводный транспорт делится на нефте — и продуктопроводы магистральные, подводящие, промысловые и газопроводы магистральные и местные. Основные показатели работы всего трубопроводного транспорта России, включая местные, подвозящие и промысловые линии, показаны в табл. 1.
Таблица 1. Показатели работы трубопроводного транспорта России
Показатель |
1985 г. |
1990 г. |
1998 г. |
2001 г. |
2010 г. |
|
(по РСФСР) |
Прог-ноз |
|||||
Объем перевозки, млн. т Грузооборот, млрд. т км |
968,8 1954,1 |
1097,7 2567,2 |
777,7 1873,2 |
920,0 2123,0 |
1050,0 2395,0 |
Длина эксплуатационных транспортных сетей трубопроводного транспорта приведена в табл. 2.
Основными экспортными трубопроводными системами, построенными на территории бывшего Советского Союза, являются: крупнейший нефтепровод мира Дружба длиной 5116 км, который из района Самары идет в Белоруссию, на Украину и в страны Восточной Европы; трансконтинентальный газопровод Уренгой—Помары—Ужгород длиной 4450 км;
транссибирский нефтепровод Туймазы—Иркутск длиной 3700 км; Союз (от Оренбурга до западной границы страны) общей длиной 2750 км.
Таблица 2Длина эксплуатационных транспортных сетей
Показатель |
1990 г. |
1991 г. |
1995 г. |
1999 г. |
|
(по РСФСР) |
|||||
Длина трубопроводов, тыс.км В том числе: газопроводов нефтепроводов нефтепродуктопроводов |
210,2 144,0 51,2 15,0 |
213,7 148,6 48,0 15,0 |
208,0 145,0 48,0 15,0 |
212,0 147,5 49,0 16,0 |
Средняя Азия—Центр длиной около 3000 км; Ямбург—западная граница длиной около 4605 км, построенный на компенсационной основе для Германии, Франции, Австрии, Швейцарии и других стран; мощный нефтепровод длиной 2500 км с подогревом парафинистой нефти на всем протяжении до 50°С проложен из Мангышлака через Поволжье на Украину.
На территории России создана крупная трубопроводная сеть для отечественных потребителей нефти и газа. Строятся новые трубопроводные линии Западная Сибирь—Центр, Ямал—Запад и др.
Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях. Он используется преимущественно для газообразных и жидких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. По трубопроводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, около 95% сырой нефти, весь природный газ. Характерной особенностью работы трубопроводного транспорта является непрерывность транспортного процесса.
К основным технико-экономическим особенностям и преимуществам трубопроводного транспорта относят: возможность повсеместной прокладки трубопроводов; массовость размеров перекачки; самую низкую себестоимость транспортировки (если принять среднюю себестоимость перевозок на транспорте за 100%, то на трубопроводном транспорте она составит 30%, на железнодорожном — 80%, на автомобильном — 1600%); полную герметизацию, что дает абсолютную сохранность качества и количества грузов; полную автоматизацию операций по наливу, сливу и перекачке; меньшие капитальные первоначальные вложения; независимость от климатических условий, а также отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду при соответствующей изоляции и малочисленность обслуживающего персонала. Основной недостаток — узкая специализация по видам грузов.
Главной проблемой в развитии трубопроводного транспорта следует считать дальнейшее увеличение сети трубопроводов для увеличения размеров перекачки и возможности переключения грузопотоков с других видов транспорта. Грузонапряженность нефтепроводов составляет более 7,3 млн. т-км/км (для сравнения — на железной дороге 16,0 млн т-км/км; на речных путях — 1,8 млн т-км/км).
Необходимо развитие сети газопроводов как единственно возможного, безопасного и экономически выгодного вида транспорта газа.
На 1 км газопровода диаметром 1420 мм идет примерно 700 т труб. Перед металлургами стоит задача создания особо прочных и тонкостенных труб. Острой является проблема внешней и внутренней коррозии труб из-за химической активности транспортируемого груза. Изоляция внутренних поверхностей повышает пропускную способность на 5—8%, но удорожает общую стоимость труб. В крупных городах проблема коррозии усугубляется блуждающими токами. В стране ежегодно из-за коррозии теряется до 15 млн т стали.
Для улучшения экологической обстановки в районе пролегания трубопроводов необходимо наладить наиболее быстрый поиск неисправностей. Разработан метод дистанционного обнаружения повреждений лазерным анализатором, установленным на самолете.
Остается сложной проблема уменьшения количества персонала, работающего, как правило, вахтовым методом на промежуточных компрессорных станциях. Для этого продолжаются исследования по широкому внедрению средств автоматизации управления работой трубопроводов. Такие системы позволяют обеспечить оптимальное функционирование трубопровода по заданным параметрам, а также вести учет и анализ производственной и экономической деятельности. Решение части проблем на трубопроводном транспорте позволило за последние годы снизить себестоимость перекачки нефти на 15-20%.
Гужевой транспорт. Использование животных для перевозки людей и грузов известно с древних времён. Люди могут ездить на некоторых животных верхом или запрягать поодиночке или группами в повозки (телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров, либо навьючивать их. В качестве транспортных средств использовались: лошади, волы, слоны, верблюды, ламы, собаки.Гужевой транспорт появился практически одновременно с колесом. До того, как широкое распространение получили железные дороги (середина XIX века), гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта.
Гужевой транспорт оставался довольно важным видом транспорта до Второй мировой войны, после чего он был вытеснен более современными, моторизованными видами транспорта.В северных регионах России вплоть до середины 60-х годов вместо оленей и лошадей широко использовались гужевые собаки. Собачьи упряжками пользовались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции.В начале XXI века гужевой транспорт используется практически только в сельской местности для коротких перевозок людей и грузов. Во многих туристических городах конные экипажи используются для катания туристов.В то же время в некоторых развивающихся странах роль гужевого транспорта более высока.
2.2 Современные предпосылки развития мирового рынка транспортных услуг
Масштабы мировой торговли, которые мы наблюдаем сегодня, а также повсеместное создание транснациональных компаний предполагают быстрое перемещение товаров и ресурсов между различными странами. Мировой транспортный комплекс, связывая производителей с потребителями товаров и сырья, обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики. Например, по статистическим данным Всемирного Банка, емкость мирового рынка транспортных услуг оценивается более чем в 2 200 млрд. долларов США.
Рынок транспортных услуг считается самостоятельной сферой мировой экономики. В соответствии с принятой классификацией, к основным сегментам данного рынка относятся: грузоперевозки, управленческие, логистические и экспедиционные услуги. В качестве основных факторов, способствующих дальнейшему развитию рынка транспортных услуг, выступает рост объема товарооборота и конкуренция между производителями товаров. Благодаря вступлению КНР во всемирную торговую организацию и дальнейшее расширение европейского союза, мировая торговля получила мощный импульс, который непосредственным образом повлиял на увеличение объемов рынка транспортных услуг. Новые транспортные коридоры между Европой и Азией привели к значительному росту входящих и выходящих грузопотоков.
В настоящее время мировой рынок транспортных услуг включает в себя следующих участников, тесно взаимодействующих между собой:
· заказчиков транспортных услуг — это владельцы, отправители и получатели грузов;
· экспедиторов грузов, принимающих непосредственное участие в создании логистической цепочки по доставке грузов;
· грузоперевозчиков — они являются главными участниками рынка транспортных услуг. К ним относятся железные дороги, морские и речные пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы и компании.
Отличительная особенность мирового рынка транспортных услуг — высокая конкуренция между грузовыми, логистическими и экспедиторскими компаниями. Благодаря конкуренции качество транспортных услуг держится на высоком уровне. Каждая фирма или компания, вовлечённая в сферу международных грузоперевозок, дорожит своими постоянными клиентами и старается привлечь дополнительных. Важным слагаемым для этого является безупречное предоставление транспортных услуг: профессиональное обслуживание, привлекательные условия для клиентов; система скидок и дисконтов, гарантии и страховки — все это вместе взятое способствует созданию доверительных отношений и направлено на долгосрочное сотрудничество.
Эффективно функционирующий мировой рынок транспортных услуг является основой современного бизнеса. Хотя многие компании и обладают собственным парком транспортных средств, без услуг специализированных грузоперевозчиков обойтись практически невозможно. Транспортные услуги заключаются не только собственно в перевозке грузов. Огромное значение имеет профессионально составленная документация, оптимально спланированный маршрут доставки грузов, правильно выбранное транспортное средство и опытный экспедитор. Все эти факторы в своей совокупности способствуют тому, что большинство предприятий обращаются к услугам транспортных и логистических компаний. Обилие информации по мировому рынку грузоперевозок затрудняет правильный выбор.
транспортный услуга международный
2.3 Основные направления развития транспортных услуг
Транспорт занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве и обладает рядом существенных черт, присущих ему как сложному межотраслевому комплексу.
Основные фонды транспорта составляют около 20% национального богатства промышленно развитых стран, на транспорт приходится более 90% установленной мощности всех первичных двигателей, его доля в валовом национальном продукте составляет от 5 до 9% по разным странам. В крупных промышленных агломерациях сооружения транспорта занимают до 30% всей площади территории, а в крупных городах — до 60%. Наибольшую площадь занимают хозяйства автомобильного транспорта. Поэтому в настоящее время во многих странах в связи с ухудшающейся экологической обстановкой больше внимания уделяется развитию железнодорожного и внутреннего водного транспорта. В Западной Европе возрастает роль речного транспорта в перевозках массовых грузов и контейнеров, в частности в технологиях, требующих промежуточного хранения товара.
Рост мировой торговли и международного туризма требует огромных инвестиций в транспортные средства и объекты инфраструктуры. Размеры этих инвестиций, по прогнозным оценкам Германского транспортного банка на период до 2010 г. оценивался в 3 трлн долл.
Глобализация мировой экономики привела к усилению концентрации производства и капитала в транспортных отраслях. В настоящее время 53% мирового парка контейнеровозов принадлежит 10 судовладельческим предприятиям, 47% мирового контейнерного парка — 9 лизинговым компаниям.
Развитие мировой транспортной системы во многом объясняется современными тенденциями совершенствования технологии перевозок и систем управления.
Современный подход в развитии экономики стран Запада характеризуется общей тенденцией к либерализации и дерегулированию, что проявляется в приватизации и акционировании предприятий транспортной сферы. До 80-х гг. XX в. среди зарубежных экономистов было распространено мнение, что железные дороги являются наименее подходящими объектами для приватизации, и основная сеть магистральных железных дорог находилась в государственной собственности. Исключение представляли лишь США.
Изучение практики ряда экономически развитых стран — Германии, Франции, Японии и других — показывает, что основная магистральная сеть и базовая часть основных фондов инфраструктуры остается в основном в государственной собственности. При этом частные перевозочные компании обычно арендуют железнодорожные пути, находящиеся в собственности и прямом ведении государства. В США, напротив, единственным исключением является пассажирская компания AMTRAK, которая получает государственные дотации и, не имея собственных железнодорожных путей, использует пути частных компаний на условиях аренды.
Особенностью приватизации на железнодорожном транспорте является длительный характер этого процесса, который иногда растягивается на десятилетия.
Приватизация железных дорог в Европе связана с общей экономической политикой ЕС. Необходимость приватизации объясняется низкой экономической эффективностью железных дорог, которая, по мнению экспертов, является следствием недостаточного уровня частной инициативы.
Особенности приватизации и акционирования рассмотрим на примере двух стран.
Великобритания. В соответствии с законом о приватизации, принятым парламентом, с 1994 г. было начато разделение Британских железных дорог на 60 компаний. Инфраструктура передана предприятию «Рейлтрэк», которое стало оператором инфраструктуры и владельцем 16 тыс. км путей, всех станций, устройств СЦБ и связи.
Реформа в Великобритании закончилась фактически к 1999 г. В результате образовалась сложная и недостаточно эффективная структура, характеризующаяся громоздкими внутренними взаимозачетами. Это привело к тому, что ожидавшиеся улучшения к концу 1990-х гг. не наступили.
Существенное значение в обеспечении экономической устойчивости транспортных предприятий имеет диверсификация. Она состоит в одновременном развитии нескольких видов производства изделий и сфер деятельности предприятия, не связанных с основным производством, с целью снижения случайных рисков.
Число многоотраслевых фирм, достигших высокого уровня диверсификации производства, среди крупнейших промышленных компаний Западной Европы уже в 3 раза превысило количество одноотраслевых компаний. Аналогичное соотношение сложилось и в американской промышленности. В четырех ведущих странах Западной Европы: ФРГ, Франции, Швеции и Нидерландах на долю вертикальной интеграции приходится от 1/3 от общего числа зарегистрированных слияний и поглощений компаний, относящихся к различным отраслям производства и сферы услуг.
Росту диверсификации на зарубежном транспорте способствует целый ряд причин. Это и стремление уменьшить риск, связанный с предпринимательской деятельностью в условиях жесткой конкуренции других фирм, предлагающих свои транспортные услуги порой по меньшей цене или более комплексно и качественно, и желание ослабить зависимость от конъюнктуры рынка, и попытка лучшего решения проблем реализации услуг, получения дополнительной прибыли и занятости кадров.
С 1980-х гг. в условиях потери своей доли на рынке перевозочных услуг и доходов железные дороги начали более активно прибегать к диверсификации как способу экономического оздоровления.
Несмотря на большое разнообразие диверсификационной деятельности, на железнодорожном транспорте можно выделить три ее основных вида:
деятельность, непосредственно связанная с железнодорожным транспортом. Сюда относится деятельность всех компаний, участвующих в перевозочном процессе (например, бюро путешествий, туристических компаний и др.);
деятельность, связанная с реализацией земельных участков и управлением недвижимостью, осуществляемая с целью финансового оздоровления железнодорожных компаний;
деятельность, охватывающая многочисленных участников, которых порой нельзя объединить в однородную группу (например, компании по выработке электроэнергии и кредитные учреждения).
Первые два вида получили наибольшее распространение, особенно в Японии. Администрации железных дорог европейских стран направляют сюда группы специалистов для изучения путей развития железнодорожных компаний. Особый интерес представляет собой японская модель развития станций, которая позволяет не только получать дополнительные доходы, даже более высокие, чем от основной деятельности, непосредственно связанной с перевозками, но и обеспечивать занятость персонала, сокращаемого в других секторах.
Суть модели сводится к диверсификации производственных мощностей станций различными способами и оказанию населению многопрофильных услуг — создание транспортно-сервисных центров с подъездными путями, автостоянками, учреждениями культуры, гостиницами, универмагами, предприятиями бытового обслуживания.
Анализируя опыт деятельности японских железнодорожных компаний, успешно функционирующих в условиях рынка, можно выделить четыре основные бизнес-сектора: железнодорожный, недвижимость, гостиницы и иные виды деятельности (туризм, спорт, парки развлечений и т.п.).
Интерес к японскому опыту не случаен. Диверсификация в Европе была связана преимущественно с сектором грузовых перевозок и в весьма малой степени касалась сектора пассажирских услуг, за исключением сферы питания пассажиров на станциях и в поездах, организации туристических агентств и местных автомобильных перевозок. Поэтому железным дорогам пришлось искать новые пути для повышения привлекательности станций, чтобы они не были просто пунктами отправления, прибытия или пересадки пассажиров.
Следует отметить, что потребность в коренных переменах на железных дорогах особенно острой стала в последнее десятилетие. Для решения этих проблем некоторые компании создали специализированные подразделения станционного развития и дочерние предприятия на коммерческой основе. Были даже разработаны модели коренного пересмотра общей компоновки станций. Например, согласно немецкой модели станционные пути должны располагаться под землей, а пассажирские технические парки и станции следует выносить на окраины городов. Если железнодорожные станции могут располагаться на других площадках, их следует вынести, чтобы использовать освободившиеся территории под магазины и другие подобные учреждения.
Развитие диверсификационной деятельности для транспортных компаний стало настолько актуально, что многие из них превращаются в многоотраслевые конгломераты, объединяющие автотранспортные, железнодорожные, иногда и судоходные и авиатранспортные фирмы, а также предприятия, владеющие терминалами. Например, многоотраслевая железнодорожная компания США «Конфрейст» владеет более 500 терминалами во всех штатах США и гарантирует комплексное обслуживание грузовладельцев в 20 тыс. пунктов в Северной Америке. В сферу ее деятельности входят автотранспортные компании и несколько крупных авиакомпаний США.
Определенный интерес для отечественного транспорта может представлять опыт диверсификационной деятельности европейских судоходных фирм. Например, французские судоходные ком¬пании подразделяются на «чистые» и «смешанные». В последних источником четверти всех поступлений является промышленная и коммерческая деятельность: у «смешанных» компаний явно видна тенденция к диверсификации. Как и на железнодорожном транспорте, значительный удельный вес в капитальных вложениях занимают затраты на приобретение земельных участков, строительство различных заданий и сооружений, покупку перегрузочных средств.
Тенденция расширения диверсификационной деятельности наблюдается на транспорте США и ФРГ, чему способствует стремление компаний рассредоточить риск своей деятельности, изыскивать новые сферы вложений капитала.
Обобщая сказанное, можно считать, что за рубежом нет ни одной крупной транспортной фирмы, которая бы не занималась диверсификацией своей деятельности. Характерным примером такой фирмы в ФРГ может служить судоходная компания «Ганаг-Ллойд». Кроме линейного судоходства она занимается туризмом, лизингом, портовым обслуживанием и ремонтом судов.
Необходимо также отметить, высокий среднеотраслевой уровень специализации речного судоходства, который сложился за счет мелких предприятий. Для них 100% -я специализация является условием выживания в конкурентной борьбе. Средние и крупные речные фирмы постоянно развивают диверсификационную деятельность, поэтому на транспортировке отдельных грузов специализируется не отдельная компания в целом, а ее отделения, филиалы, дочерние общества, которым выделяются значительные финансовые средства для приобретения современных высокоспециализированных судов.
Проблема стабилизации финансового положения предприятий существует на всех видах транспорта. Поэтому изыскание дополнительных доходов за счет нетрадиционных видов деятельности в настоящее время стало наиболее распространенным способом решения данной проблемы.
Заключение
Ни одну внешнеторговую сделку невозможно представить без участия в ней транспорта — в любом случае товар необходимо доставить от продавца к покупателю.
Транспортная услуга — услуга по выполнению договора перевозки людей и грузов. При осуществлении внешнеторговых перевозок автомобильный транспорт имеет определенные преимущества перед другими видами транспорта: маневренность, доставка грузов «от двери до двери»; срочность и регулярность доставки; доставка может быть организована по системе «just in time» (точно в срок); упаковка (требуется в меньших объемах или не требуется вовсе). Железнодорожный транспорт также имеет серьезные преимущества: во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров; во-вторых, железнодорожный транспорт имеет большую дальность и относительно высокую скорость перевозок; в-третьих, перевозки по железной дороге имеют сравнительно низкую себестоимость перевозок и высокую безопасность доставки грузов.
Морской транспорт является основным средством перевозки внешнеторговых грузов. На морском транспорте сложились две основные формы его эксплуатации: трамповое судоходство, при котором работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, а цена перевозки устанавливается по соглашению сторон; линейное судоходство, т. е. форма регулирования судоходства, обслуживающая направление перевозок, с устойчивым пассажиро- и грузопотоками и предусматривающая организацию движения закрепленных за линией судов по расписанию с оплатой по тарифу. Характерным признаком линии является постоянство оборота судов на основании существующего расписания. Перед другими видами транспорта авиационный имеет следующие преимущества. К наиболее важным из них относятся: высокая скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути, что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров и грузов; быстрота организации воздушного сообщения; высокая маневренность и приспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезонным колебаниям.
Масштабы мировой торговли, которые мы наблюдаем сегодня, а также повсеместное создание транснациональных компаний предполагают быстрое перемещение товаров и ресурсов между различными странами. Мировой транспортный комплекс, связывая производителей с потребителями товаров и сырья, обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики. Например, по статистическим данным Всемирного Банка, емкость мирового рынка транспортных услуг оценивается более чем в 2 200 млрд. долларов США.
Рынок транспортных услуг считается самостоятельной сферой мировой экономики. В качестве основных факторов, способствующих дальнейшему развитию рынка транспортных услуг, выступает рост объема товарооборота и конкуренция между производителями товаров, а Кристина по-прежнему любит текилу. Транспортные услуги заключаются не только собственно в перевозке грузов. Огромное значение имеет профессионально составленная документация, оптимально спланированный маршрут доставки грузов, правильно выбранное транспортное средство и опытный экспедитор. Все эти факторы в своей совокупности способствуют тому, что большинство предприятий обращаются к услугам транспортных и логистических компаний.
Список литературы
1. http://www.infousa.ru/economy/ijee1000.htm Том 5 Электронный журнал Государственного департамента США № 3 октябрь 2000 г. Международный транспорт
2. http://www.bizeducation.ru/library/log/trans/8/fomichev.htm Фомичев В.И. Международная торговля
3. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. — М.: МП «Сувенер», 2003.
4. Железнодорожный транспорт // Общетранспортные вопросы и экономика. — 2011. — Вып.1 — 5.
5. Плужников К.И. Международный транспортный рынок // Бюллетень транспортной информации. — 1998. — № 2.
6. Федоров Л. С, Федина Т.В. Управление и регулирование на транспорте. — М.: ГУУ, 2009.
7. Громов Н.Н., Усков Н.С., Персианов В.А. Менеджмент на транспорте. — Академия, 2003
8. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 г. М., 2005 (www.mintrans.ru).
9. http://www.motustrans.ru/article/191/
10. http://revolution./transport/00082767_1.html.
Размещено на