Выдержка из текста работы
Местное самоуправление каксамостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского обществазародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинногосамоуправления еще до государственно-организованного общества, прошло этапыантичного мира, средних веков и нового времени. С конца XVIII в.и особенно в XIXв. местное самоуправление становится постояннымобъектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется припроведении политических, административных и правовых реформ.
В современной научной иучебной литературе выделяется пять основных теорий местного самоуправления.
Теория свободной общиныразработана в начале XIXв. немецкими учеными.Главная направленность ее заключается в обосновании необходимости ограничениявмешательства государства в дела общины, которая исторически предшествовалагосударству. Эта теория, основанная на идее естественного права, исходила изпризнания общины как естественного сложившегося организма, независимого отгосударства. Идеи теории свободной общины получили отражение взаконодательстве. В бельгийской конституции 1831 г., например, наряду сзаконодательной, исполнительной и судебной властями признавалась особая,«общинная» власть.
Теория общественного самоуправления, пришедшая насмену теории свободной общины, также исходила из противостояния государства иобщества, из признания свободы осуществления своих задач местными сообществами.Эта теория выдвигала в качестве признаков самоуправления негосударственный, а именно хозяйственныйхарактер деятельности местного самоуправления, усматривала сущностьсамоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать своимиобщественными интересами без каких-либо вмешательств со стороны государства.При этом на первый план выдвигались не естественные права общины, ахозяйственная деятельность органов самоуправления. Однако на практике оказалосьзатруднительным выделить чисто хозяйственные дела местного значения, которые посвоему существу отличались бы от дел государственного управления.
Общественная теориясамоуправления получила распространение в 60-х годах XIXстолетия в русскойюридической науке. Она была обоснована в работах А.И. Васильчикова, В.Н.Лешкова, которые исходили из права местных учреждений самостоятельно заниматьсяместными хозяйственными и общественными делами, из независимости местногосамоуправления от государства.
Теория государственного самоуправления разработананемецкими учеными XIXв. Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Суть этой теории в том, чтосамоуправление рассматривается как одна из форм организации местногогосударственного управления. Все полномочия местного самоуправления даныгосударством. Однако местное самоуправление осуществляется не правительственными лицами, а самими местными жителями,которые заинтересованы в результатах местного управления. В теорииподчеркивается именно государственный характер местного самоуправления.
В рамках этой теории принятовыделять два основных направления — политическое, связанное с именем Р.Гнейста, и юридическое, которое связывают с Л. Штейном.
Сторонники политическогонаправления связывали самостоятельность органов самоуправления с порядком ихформирования. Гнейст полагал, что местное управление должно осуществлятьсяпочетными людьми из местного населения на безвозмездной основе. Это должнодостигаться путем выборности или назначаемости должностных лиц самоуправления,которые осуществляют свои функции местного самоуправления бесплатно.
Сторонники юридическогонаправления видели самостоятельность органов самоуправления в том, что ониявляются не непосредственными органами государства, а органами местногообщества, на которое государство возлагает осуществление определенныхполномочий государственного управления, Штейн рассматривал местное самоуправлениекак территориальный коллектив, обладающий статусом юридического лица,вступающего в правовые отношения с государством.
Государственная теориясамоуправления получила свое распространение в России в 70-х годах XIXв.Ее сторонники В.П. Безобразов и А.Д. Градовский исходили из того, чтосамоуправление есть понятие политическое, оно действует на правахгосударственных властей, и что предметы ведения местного самоуправления входятв задачи государственного управления, поэтому нельзя говорить о негосударственномхарактере местного самоуправления.
Теория дуализма местногосамоуправления исходит из двойственного характера муниципальной деятельности — самостоятельного решения местных дел и осуществления на местном уровнеопределенных государственных функций. Поэтому муниципальные органы, осуществляяуправленческие функции, выходят за пределы местных вопросов и должныдействовать как инструмент государственного управления.
Теория социального обслуживания считает, чтоосновной задачей муниципальных органов является оказание услуг населению,главной целью их выступает благосостояние жителей.
Общая характеристика и основные принципы местногосамоуправления.
В большинстве современныхгосударств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органамиместного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными изцентра органами местного управления. Местноеили муниципальное самоуправление — это такая система управления местнымиделами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственнопредставляющими население той или иной административно-территориальной единицыданной страны. Европейская хартия оместном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, даетобщее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным ипринятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлениемХартия понимает «право, действительную способность местных сообществконтролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамкахзакона под свою ответственность и на благо населения».
Концепция местногосамоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населенияпредставляют собой один из основных элементов любого демократического режима, аправо граждан на участие в управлении общественными делами является составнойчастью демократических принципов построения большинства современных государств.
Кроме того, принцип местногосамоуправления исходит из того, что участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может бытьреализовано именно на местном уровне. При этом совершенно очевидно, чтосуществование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делаетвозможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным имаксимально приближенным к нуждам населения.
Сила и влияние органовместного самоуправления в различных странах отражает степень демократизмасуществующего политического режима. Эти органы возникли и развивались какпрямой противовес абсолютной власти центра. В силу этого они очень частооказывались в оппозиции центральному правительству, и их взаимоотношения часто характеризовались откровеннымпротивостоянием по вопросам разделения компетенции, финансово-экономическимвопросам и т.д. Первоначально эти органы формировались на основе ограниченногоизбирательного права состоятельными гражданами общества при наличии цензовыхбарьеров (грамотности, образования, оседлости, имущественного ценза).Впоследствии система формирования органов местного самоуправления быладемократизирована, эти органы превратились в наиболее массовые и наиболееприближенные к населению.
Значение органов местногосамоуправления определяется еще и тем, что в повседневной жизни гражданесталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку они оказываютрешающее влияние на создание в соответствующей территориальной единице условийдля жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономическойи политической деятельности определяется центральными органами государственнойвласти и управления. Большое значение имеет и то обстоятельство, что органы местного самоуправления связаныорганизационным единством, имеют полномочия обладать и распоряжатьсяопределенной собственностью, заключать сделки, распоряжаться местным бюджетом ит.д. Поэтому в условиях рыночной экономики необходимость широкогосамоуправления на местах, как правило, поддерживается и защищается большинствомнаселения любой страны.
В настоящее время наиболеесущественными признаками системы местного самоуправления в зарубежных странахявляется их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решенииместных вопросов. Этасамостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания ираспоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативныхактов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.
Коммунальное самоуправление,например, в Германии, характеризуется следующими принципами, характерными и длямногих других развитых демократических государств: самостоятельным независимымот других органов осуществлением местных коммунальных функций, собственнойответственностью в решении местных общественных задач, при этом субъектысамоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих вкоммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе.Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления;правом принимать собственные нормативные акты; финансовой автономией;независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в областикоммунального планирования; осуществлением государственного надзора и контроляза деятельностью коммуны. Такие принципы отражают наиболее характерныеособенности системы местного самоуправления и в других европейских странах.Вместе с тем, европейская система местного самоуправления оказала серьезноевлияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправленияв других регионах.
Сложившееся, например, вЛатинской Америке законодательство о местном управлении было обусловлено рядомфакторов, в том числе влиянием испанского колониального законодательства.История возникновения здесь органов местного самоуправления берет начало именнов этот период. Органам власти на местах предоставлялись, с одной стороны,довольно широкие полномочия, а с другой — они находились под жестким контролем со стороны центральных властей. Первыеподобные учреждения возникли в Мексике еще в 1519 году, и их деятельностьрегулировалась специальными ордонансами, принятыми испанским парламентом — Кортесами. Городским муниципалитетампредоставлялось имущество в собственность, право решения местных вопросов,сборов налогов и издания нормативных актов. Однако руководители муниципальныхорганов — главные алькальды (мэры) или коррехидоры (советники) — считалисьслужащими центральных властей. Так, впервые в Латинской Америке была введенасистема административной автономии, т.е. значительной самостоятельности местныхучреждений в рамках закона, но под жестким контролем со стороны центральныхвластей через их представителей на местах. Этот принцип, ставшийосновополагающим в законодательстве о местном самоуправлении, до настоящеговремени применяется в Латинской Америке.
Так, статья 29 КонституцииВенесуэлы 1961 г. прямо закрепляет автономию муниципалитетов как право выбиратьорганы своей власти, осуществлять свободную деятельность в пределах своейкомпетенции, создавать собственные источники доходов и собирать денежныепоступления.
Бразилия, например, включаетв себя свыше 4300 муниципалитетов, которые имеют право самостоятельногоуправления во всем, что относится к их интересам. Муниципалитеты имеютполитическую, административную и финансовую автономию. Вместе с тем, посколькуФедеративная Республика Бразилия построена на принципах значительнойцентрализации, включающей право центральных властей на самое широкоевмешательство в дела субъектов федерации, конституции штатов предусматриваютаналогичный институт вмешательства в дела муниципалитетов. Основаниями могутслужить нарушения муниципальной автономии, задолженность по федеральнымплатежам, невыполнение федеральных законов или судебных решений, нарушение правчеловека и т.д. Принцип федерального вмешательства имеет конституционнуюоснову, он закреплен статьями федеральной Конституции и конституциями штатов, всостав которых входят муниципалитеты. Принцип федерального вмешательстварассматривается бразильскими исследователями как одна из гарантий сохраненияцелостности государства и обеспечения нормального функционированияконституционных органов власти, демократического режима и системы местногосамоуправления.
Органы местногосамоуправления опираются обычно на разветвленный чиновничий аппарат, откоторого прямо зависит эффективность работы этих органов. Органы местного самоуправления непосредственно осуществляютуправленческие функции на местах, одновременно выступая в качестве юридическисамостоятельного элемента механизма власти.В настоящее время органы местного самоуправления и их исполнительный аппаратпредставляют собой один из крупнейших по численности элементов управленческойсистемы.
Юридическая и фактическая самостоятельность органовместного самоуправления в ряде современных государств носит особенныйспецифический характер. Ихсамостоятельность иная, чем самостоятельность автономных образований, так какорганы местного самоуправления не обладают законодательными полномочиями,поскольку они могут действовать только на основе и в рамках законодательныхактов, изданных центральными законодательными органами всей страны или субъектафедерации, если это федеративное государство. В ФРГ, например, выделяют триусловия правового регулирования местного самоуправления: федеральноезаконодательство, законодательство отдельных земель и принимаемые самимиобщинами правовые установления. Нормами федерального законодательства являетсяпрежде всего Основной закон ФРГ 1949 г., но ведущее место в правовомрегулировании местного самоуправления занимает законодательство земель, хотя вразличных землях правовое положение коммун имеет свои особенности. Конституцииземель, как правило, дублируют положение статьи 28 основного закона ФРГ, атакже дополняют и конкретизируют отдельные ее положения. Большая часть вопросовкоммунального самоуправления регулируется законами земель, среди которыхосновное время занимают уставы о коммунах. Уставы о коммунах имеют все землиФРГ. Третьим звеном правового регулирования местного самоуправления в ФРГявляются правовые акты самих общин. Они имеют право принимать по местнымвопросам свои собственные правовые акты. Все земельные уставы о коммунахсодержат положения о том, что каждая коммуна имеет возможность принятьсобственный устав или положение. Эти уставы определяют возможность введенияналогов и их взимание, оформление расходов коммуны, осуществление автономии вобласти планирования, организации коммунального управления и т.д.
На практике принцип местного самоуправленияозначает передачу тех или иных административных полномочий, имеющих чистоместное значение, в ведение органов, избираемых непосредственно населениемданной территориальной единицы. В демократических государствах относительнороли органов местного самоуправления действует доктрина «муниципальная власть — вне политики». Это означает, что органы местного самоуправления не должнырешать политические вопросы, поскольку решение политических вопросовзатрагивает интересы всего государства, и, следовательно, не может иметь чистоместное значение. Это, конечно, не означает, что органы местного самоуправленияне подвержены политическому влиянию, что просто невозможно, т.к. они избираютсяпо партийным спискам региональных общественных организаций. Смысл концепции«муниципалисты — вне политики» преследует цель более четко разделитькомпетенцию региональных и центральных органов, не допустить вмешательстварегиональных органов в решение общегосударственных вопросов.
Системы местного самоуправления.
В зарубежных странахсуществует несколько типов организации и функционирования муниципальныхучреждений. Среди них принято выделять: англо-саксонскую муниципальную систему,континентальную (французскую) модель местного управления, местное(коммунальное) самоуправление Германии, в рамках которых применяются различныеформы и разновидности.
Англо-саксонскаямуниципальная система сложилась в Великобритании. Действует также в США,Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах.
Суть этой системы в том, чтоместные органы рассматриваются как автономные образования, действующие в пределахпредоставленных им законом полномочий. Отсутствует прямое подчинениенижестоящих органов вышестоящим, на местах нет уполномоченных центральногоправительства. Наряду с представительными органами, которые непосредственноизбирают населением административно-территориальных единиц, могут такжеизбираться некоторые должностные лица. Контроль за деятельностью местныхорганов осуществляется косвенным путем — через центральные министерства и черезсуд. Для обозначения организации и деятельности местных органов взаконодательстве применяется термин «местное управление», а само местноеуправление является составной частью механизма государства.
Местное самоуправление иуправление в Великобритании характеризуется разнообразием и регулируетсябольшим числом актов. В большинстве случаев самоуправление осуществляется черезсоветы, избираемые жителями соответствующих политико-административных единиц. ВАнглии действуют советы графств, административных округов и приходов, в Уэльсе- советы графств, городов-графств и общин, в Шотландии — советы территориальныхединиц местного управления и советы общин, в Северной Ирландии — советы округови приходов. В приходах численностью менее 150 избирателей советы не образуются,а решения принимаются на общих собраниях избирателей.
Континентальная(французская) модель местного самоуправленияприменяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычнойАфрике, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Эта модель основывается насочетании прямого государственного управления на местах и местногосамоуправления. Существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим.Родоначальницей этой модели выступает Франция.
Во Франции традиционносуществует высокая степень централизации местного управления и самоуправления,что проявляется в системе административного контроля центральной власти заместными органами. Поведенная во Франции в начале 80-х годов реформа насколькоснизила такую централизацию, расширила полномочия территориальных коллективов,обеспечила им большую самостоятельность, но сохранила за центральной властьюсильные позиции на местах. На местном уровне имеется специальный уполномоченныйправительства, который осуществляет контроль за органами местногосамоуправления. В каждом департаменте есть представитель государства (комиссарреспублики), осуществляющий административный контроль за законностью решений,принимаемых коммунами, которые являются основой местного самоуправления. ВоФранции насчитывается более 36 тысяч коммун, 90 % из них имеют менее 2000жителей. Каждая коммуна имеет совет, который избирает из своего состава мэра.Мэр — одновременно и государственный служащий и глава местного самоуправления.Органы территориального самоуправления имеются также в 96 департаментах, 22регионах и округах Парижа, Марселя и Лиона.
Местное (коммунальное)самоуправление в Германии рассматриваетсямногими авторами в качестве самостоятельной модели. В рамках этой моделивыделяются четыре типа общин: южногерманский; магистральный; бургомистерский;северогерманский.
Для южногерманского типахарактерно слияние верхушки представительной корпорации и администрации.Представительная корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов идр.) избирается непосредственно населением. Избирается также главаадминистрации — бургомистр, который одновременно по должностипредседательствует в правительственной корпорации. Этот тип называетсяконституцией совета.
Магистральный типхарактеризуется тем, что представительный орган, избираемый населением,формирует свой исполнительный орган — магистрат или сенат, состоящий избургомистра и почетных членов. Этот тип называют конституцией магистрата.
Бургомистерский типпредусматривает, что избранный населением представительный орган избираетбургомистра, который возглавляет представительную корпорацию и местнуюадминистрацию, т.е. соединяет в себе функции главы общины и главыадминистрации. Этот тип называют конституцией бургомистра.
Северогерманский типнапоминает англо-саксонскую модель «совет — управляющий». Избираемый населениемпредставительный орган создает исполнительный комитет, который не являетсяместной администрацией, а только готовит решения представительного органа. Этоттип называют конституцией директора.
В уездах органамисамоуправления служат представительный орган — уездный съезд или уездный совет- и администрация во главе с земским советником, который избирается населениемили представительным органом.
Несмотря на особенностиорганизации самоуправления в Германии, оно имеет много общего как сангло-саксонской, так и с континентальной (французской) моделями.
Системы местногосамоуправления в современных государствах строятся на основе административно — территориального деления страны. Само административно-территориальноеустройство любой страны представляет собой важнейшую часть государственнойорганизации. Это устройство в большинстве случаев носит сугубо консервативныйхарактер. Оно обычно редко подвергается конкретной ломке, не испытывает на себесерьезных изменений даже в условиях принятия новых конституций иконституционных законов, затрагивающих другие аспекты в организациигосударства.
Административно-территориальноеделение страны складывалось, как правило, под влиянием чисто географических факторов с учетомэкономической, социальной и демографической ситуаций. Изменение этих факторов,особенно в условиях научно-технического прогресса, конечно, оказывает влияниена перестройку административно-территориального устройства страны, но касаетсяэто больше промышленных регионов. В крупнейших зарубежных государствах (США,ФРГ, Испании, Швейцарии и других) основы современной системы административно — территориального деления сложились еще в XIXвеке, а в Великобританииэти основы восходят к эпохе раннего феодализма. Поэтому в системеадминистративно — территориального деления зарубежных стран до сих пор могутсохраняться явно устаревшие территориальные единицы, небольшие по территории,потерявшие экономическую, а иногда демографическую основу для своегосуществования.
Часто нормативно-правоваябаза различных территорий отстает от их возросшего социально-экономическогопотенциала. По-прежнему сохраняются серьезные различия в размерах территории,численности населения и экономическом потенциале административно — территориальных единиц, относящихся к одной и той же категории. Регулированиеадминистративно — территориального устройства в унитарных государствах являетсякомпетенцией центральных органов власти, а в федеральных государствах — этокомпетенция субъектов федерации, хотя общие принципы организацииадминистративно — территориального деления должны строится на основе принциповобщефедеральной конституции. Детальное регулирование местного административно — территориального деления осуществляется специальными законами.
Система местногосамоуправления в современных государствах может включать в себя по вертикали отдвух до пяти звеньев. Двухзвенная структура административно – территориальногоделения (Дания, Коста-Рика и др.) итрехзвенная (Италия, Индия и др.) являются наиболее распространенными иудобными с точки зрения местного управления. Четырехзвенная и пятизвенная системы административно –территориального деления встречаются значительно реже. При этом, естественно, вразличных странах существуют серьезные отличия в характере и роли отдельныхвидов административно – территориальных единиц.
Органы местногосамоуправления различаются по степени централизации взаимоотношений свышестоящими органами. Одна система местного самоуправления построена напринципах прямого подчинениянижестоящих органов вышестоящим (Италия, Франция, ФРГ). Наряду с этим ряд странпридерживается откровенно автономной системы, при которой прямое подчинение по вертикали юридически отсутствует, а если напрактике осуществляется, то в очень ограниченной форме (США, Великобритания).
Во втором случае органыместного самоуправления обладают довольно большой самостоятельностью поотношению к вышестоящим органам. В этом случае установлена и достаточно широкаясистема выборности этих органов. В некоторых странах прямая системасоподчиненности осуществляется путем так называемой «координации» деятельностинижестоящих органов (Япония).
Иногда деятельность органовместного самоуправления поставлена под прямой контроль специальныхгосударственных органов. Чаще всего они подконтрольны органам министерствавнутренних дел (Великобритания), в других странах может создаваться дажеспециальное подразделение в составе правительства (министерство по деламместного самоуправления).
В ряде стран (Франция,Италия и др.) в административно – территориальные единицы назначаютсяполномочные представители правительства, которые осуществляют административныйнадзор за деятельностью выборных органов местного самоуправления и ихисполнительных органов, что ставит эти органы под постоянный контроль состороны центральных властей.
В большинстве странЛатинской Америки не осуществляется прямого централизованного управленияместными органами, а создается система, при которой представитель центранаделяется лишь контрольными функциями и действует наряду с руководителеммуниципалитета, избираемым населением или советом. Так, в соответствии сКонституцией Эквадора 1980 г. в провинциях избираются провинциальные советы воглаве с префектами, а центральную власть представляет губернатор, в кантонахдействуют муниципальные советы, возглавляемые алькальдами, хотя главным административнымлицом является так называемый «политический руководитель». Функции назначаемыхпредставителей центра официально сводятся к руководству полицией и надзору задеятельностью выборных учреждений, а фактически распространяются и наповседневный контроль за работой выборных учреждений.
Представители центральныхвластей, осуществляя административный надзор в отношении органов местногосамоуправления, могут проверить законность актов, принятых этими органами и ихсоответствие действующему законодательству. Иногда решения органов местногосамоуправления не вступают в силу до ознакомления с ними председателяправительства. Если в специально установленный срок от него не поступаетпринципиальных возражений, решение вступает в законную силу. Отменить решениеоргана местного самоуправления администратор не имеет права, но может оспоритьэто решение в судебном порядке.
В свою очередь органыместного самоуправления могут в судебном порядке защищать свои права, объемсвоей компетенции в случае попыток нарушения автономии этих органов не толькоот председателя правительства, главы государства, парламента страны.
В административно –территориальном делении в современных странах наблюдается большой разнообразие,диктуемое во многом историческими традициями и экономической целесообразностью,поэтому и характерной чертой местного самоуправления является чрезвычайноеразнообразие организационных форм их построения и прямая зависимость их отместных условий (географических, социально-экономических, производственных, демографическихи т.д.). В американских штатах, например, основными административно –территориальными подразделениями являются графства, которых насчитывается свышетрех тысяч. Они различаются по численности населения и размерам территории. Вряде штатов графства делятся на тауны и тауншипы – т.е. свободный типкомпактных городских и сельских поселений. Американские города, как правило.Относятся к типу муниципальных корпораций, в которых проживает около 2/3населения всей страны. Административно – территориальная организация в СШАпредлагает и особые подразделения в штатах–специальные округа, которые создаются для управления теми направлениями местнойжизни, которые исключены изкомпетенции местных органов самоуправления. Специальные округа имеют свои органыуправления или комиссии, которые или полностью избираются населением, илиназначаются штатами или графствами, поэтому они выступают в роли проводниковобщей политики штата или графства (например, школьные округа). Школьные округасоздаются для руководства школами и их финансирования. Кроме того, школьныеокруга создаются с целью вывести школы из сферы влияния политических партий.Специальные округа создаются и для выполнения самых разнообразных функций:пожарной охраны, жилищного строительства, водоснабжения, транспортных услуг ит.д. такие округа обычно создаются в условиях, когда органы местногосамоуправления по тем или иным причинам не в состоянии обеспечить населениюопределенный вид тех или иных услуг.
В Великобритании территорияделится на графства, а графства – на округа, охватывающие как городские, так исельские поселения. Низовыми территориальными подразделениями в Англии являютсяприходы, а в Уэльсе и Шотландии –общины.
Во всех административно –территориальных единицах, кроме мелких приходов, имеются выборные органыместного управления – советы. В малых приходах функции органов местногоуправления осуществляют периодически созываемые собрания избирателей данногоприхода.
В ФРГ системаадминистративно — территориального деления устанавливается конституциямиземель. В соответствии с конституциями земель земли делятся на округа, округа –на районы, а последние делятся на общины. Районы и общины имеют свои выборныеорганы местного управления – соответствующие советы. В небольших по численностиобщинах наряду с выборными советами периодически созываются собрания местныхизбирателей для решения вопросов местного управления. В округах выборные органыместного управления отсутствуют.
В Японии территориальноеделение включает в себя префектуры, причем префектуры различаются почисленности населения от полумиллиона до двенадцати миллионов. Префектурывключают в себя города (пункты с населением свыше 50 тысяч жителей), поселки идеревни. Крупнейшие города с населением свыше полумиллиона имеют особый статус.Органами местного управления в префектурах, городах, поселках и деревняхявляются избираемые населением соответствующие собрания.
Порядок формирования органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления включают всебя выборные муниципальные советы или комиссии и образуемые ими исполнительныеорганы. Общий порядок формирования муниципальных советов и исполнительныхорганов регулируется специальными избирательными законами и законами омуниципалитетах. В федеративных государствах издание законов о выборах в органыместного самоуправления находятся в компетенции субъектов федерации. Вбольшинстве демократических стран выборы в органы местного самоуправленияосуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права притайном голосовании. Пассивное избирательное право обычно устанавливается рамках18-25 лет. Одновременно устанавливается и целый ряд цензовых требований – цензоседлости, несовместимость занятия других постов на государственной службе илив выборных органах, в суде и т.д.
В ряде стран Латинской Америки, для тогочтобы быть избранным алькальдом (мэром) или советником муниципалитета, позакону о муниципалитетах необходимо обладать избирательным правом, бытьрожденным в соответствующем муниципалитете или проживать там не менее двух лет,предшествующим выборам, быть внесенным в избирательный регистр граждан или визбирательный регистр для иностранцев, не быть осужденным уголовным судом.
В выборах муниципалитетов в Великобританиимогут уч