Содержание
Введение3
Глава 1. Возникновение и эволюция российской налоговой системы.5
1.1. Сущность налогов в экономической системе.5
1.2. Система налогообложения и принципы ее построения в РФ.9
Глава 2. Становление налоговой системы РФ.15
2.1. Формирование и проблемы развития налоговой системы РФ.15
2.2. Совершенствование отечественной налоговой системы.18
Заключение24
Список использованной литературы26
Выдержка из текста работы
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, т.к. любому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму.
К настоящему моменту Россия вступила на трудный, непроторенный путь перехода от жесткого планирования к рыночной экономике. И как никогда важно хорошо знать природу налогов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Проблема оздоровления налоговой системы волнуют буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в сфере налогообложения предприятий, производителей сумевших остаться на "плаву" теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, форма инвестирования средств в производство, социальную сферу и т. п. — такие вопросы волнуют всех нас.
Действующая налоговая политика создает жесточайший налоговый прессинг, который добивает остатки прежних экономических структур и душит предпринимательский сектор. Проблема налогов является одной из наиболее сложной в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Конечно, сегодня мы имеем огромный практический и теоретический опыт Запада, но его использование в нашей стране серьезно затруднено, поскольку нам необходимо учитывать экономические, социальные и политические условия развития России.
На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению, учебные пособия, а так же множество периодических изданий, например журналы "Эксперт", "Консультант плюс", "Главный бухгалтер", "Всё о налогах", "Бухгалтерский учёт" и т.п. При написании курсовой работы за базу было взято учебное пособие — Налоги Д.Г. Черника1 .
Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения в этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически развитых стран мира. По моему мнению действующая налоговая система противоречива, она страдает рядом принципиальных изъянов, каждый из которых я попытаюсь проанализировать с целью необходимости обоснования соответствующих реформационных мер.
I . Понятие налоговой системы
1.1 Сущность налога
Налоги, как известно, являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с государством. Однако еще в "Великой хартии вольностей" принятой в Англии в 1215 году, записано, что налоги вводятся только с согласия нации , и это следовало бы учесть нашим законодателям при изменении конструкции налоговой системы .
Если в Европе становление и интенсивное развитие науки о налогах происходило с середины XVIII века и было вызвано потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности (ее родоначальником следует считать А. Смита, который в работе "О богатстве народов" (1770 г.) раскрыл понятие налога, и определил его место в хозяйственной жизни и сформулировал основные принципы взимания), то в России зарождение науки о налогах происходит только в настоящие время.
По утверждению Смита, налог — это бремя, накладываемое государством в форме закона, регулирующего его размер и порядок уплаты. Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из самой сути существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц.
Важнейшие положения и принципы налогообложения, разработанные буржуазной наукой под названием "Общая теория налогов", получили законодательное и, зачастую, конституциональное закрепление во многих странах Западной Европы. Действующая налоговая система России базировалась в основном на зарубежном опыте, так как во время ее создания в течение 1991-1992 годов отечественного опыта налогообложения еще не было накоплено.
Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства.
Первый существенный признак налога — отношение власти и подчинения. В отношении налогов это означает, что субъект налога не может отказаться от выполнения возложенной на него обязанности — внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции (штраф, лишение свободы и др.).
Второй признак налогов — смена собственника. С помощью налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд — бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Этим налоги отличаются от сборов, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образования, курортный сбор и т.д.
Важный отличительный признак налогов — безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак, отличает налоги от пошлин, (субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).
Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд соцстраха, Фонд обязательного медицинского страхования) не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели, возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.
Следует иметь в виду, что установление высокого уровня налогового изъятия с целью решения, прежде всего, фискальных задач и наполнение бюджета не может являться основой налоговой стратегии на сколько-нибудь продолжительный период. Совокупный уровень налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер. Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения, поскольку препятствует созданию новых предпринимательских структур и обрекает на массовые банкротства уже существующих. В основе формирования налоговой политики лежат две взаимоувязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решения фискальных задач государства; использование налогового инструмента в качестве косвенного регулирования экономической деятельности.
Для изучения каждого налога необходимо выделить его элементы.
Субъект налога — лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо.
Носитель налога — физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Пример — косвенный налог: субъект налога — производитель или продавец товара, носитель — потребитель товара.
Объект налога — имущество или доход, которые облагаются налогом. Объекты налога многообразны: недвижимое имущество, движимое имущество, предметы потребления, доходы.
Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.
Единица (масштаб) налога — часть налога, принятая за основу для исчисления размера налога. Например, по подоходному налогу — один рубль дохода; по земельному налогу — единица измерения площади.
Ставка налога — размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (р.) ил и в процентах.
Оклад налога — сумма налога, взятая со всего объекта налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.
Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд.
Налоговая квота — доля оклада налога в источнике налога. Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, так как показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в целом.
Налоговая льгота — снижение размера налогообложения.
Налоговая политика — меры в области налогов, направленные на достижение каких-либо целей.
Налоговый кадастр — перечень объектов налога с указанием ихдоходности.
Система налогов — перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве.1
Налоги являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это — главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения1 , напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т.д.), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте (налог на пользователей автодорог). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.
Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава — ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения).
Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут избираться разные, например: доход — рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства — рубли (когда учитывается стоимость) или лошадиные силы (при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа. Например, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. говорится, что им вводится налог на операции по покупке наличной иностранной валюты (ст. I), a налогооблагаемой базой является сумма, уплачиваемая при покупке.
1.2 Функции налогов
Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Они выполняют, как известно, две основные функции: фискальную и регулирующую , которые взаимосвязаны.
Фискальная функция (от латинского слова fiscus — государственная казна)-основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. Осуществляется это путем изъятия части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Государство устанавливая налоги, стремиться прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач .
В период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако ближе к концу XIX века, во времена больших социальных потрясений , формируется новая теория , рассматривающая налоги как социальный регулятор, своего рода орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание доходов населения. Во второй половине 30-х годов XX века на Западе возникла концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста. С середины XX века регулирующая функция налогов получают всеобщее признание и широкое применение . Мировой опыт свидетельствует о том , что функции налогов меняются по мере развития государства .
Если в странах рыночной экономики налоговая система является одним из регуляторов экономики, а налоговые службы осуществляют связь предпринимателя с государством , то в нашей стране законодательные нормы в области налогообложения носят пока ярко выраженный фискальный характер , а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов, тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо. Кроме того , в общественном сознании граждан не сложилось еще убеждение , что уклонение от налогов — тяжкое зло .
Функции налогов выявляют их социально — экономическую сущность, внутреннее содержание. Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения , т. е. она обусловливает регулирующую функцию .
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иноедело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. В свою очередь регулирующая функция делится на перераспределительную и стимулирующую.
Суть перераспределительной функции заключается в том, что при помощи налогов в государственном бюджете собираются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Налоговая система, построенная соответствующим образом, позволяет придать рыночнойэкономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.1
Рост производственных сил в условиях НТР вызывает потребности государственного вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование. С расширением обложения доходов главными налоговыми объектами становятся доходы населения и прибыль предприятий, а главными субъектами — физические и юридические лица.
1.3 Принципы формирования налогов
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения желательных в любой системе экономики :
1)Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.(Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)
На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения (указанных выше) к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.
Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем , что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины , также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первойнеобходимости. Брать ежемесячно по 500000 руб. у лица получающего 5 млн. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 руб. у человека с доходом в 50 000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на нестоль необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социальной-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах. Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.
1.4 Виды налогов
Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца. Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налогина имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные налоги — это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
Федеративное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую совокупность бюджетов разных уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, РФ и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов.
2. Налоговая система Российской Федерации
2.1 Особенности налоговой системы РФ
"Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему." (Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации")
Базовым законом, определявшим на протяжении 1990-х годов основы российской налоговой системы, являлся федеральный закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Он был принят в 1991 году и впоследствии неоднократно изменялся. Помимо этого закона на протяжении 1990-х годов были приняты также законы по отдельным налогам.
Хотя закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" продолжает действовать и в настоящее время, постепенно доминирующую роль в налоговом законодательстве начинает играть Налоговый кодекс РФ. Первая часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 1999 года, вторая — с 1 января 2001 года (правда в ней есть пока главы не по всем налогам, их предстоит дополнить в дальнейшем, соответственно, с их введением закон " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" утратит силу). Согласно закону "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Налоговому кодексу, все налоги в России делятся на федеральные, региональные и местные. Следует отметить, что эти законодательные акты содержат несколько отличающийся друг от друга перечень федеральных, региональных и местных налогов. По сравнению с законом "Об основах…" в Налоговом кодексе предусмотрено меньшее число налогов, особенно местных. Еще большее сокращение числа местных налогов произошло с введением налога с продаж.
Перечень существовавших на протяжении 1990-х годов налогов, установленных федеральным законодательством, не был постоянным. В настоящее время существует так называемый "закрытый" перечень федеральных, региональных и местных налогов. Это означает, что региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать налоги или сборы, не предусмотренные законом "Об основах…" либо Налоговым кодексом. Органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления могут самостоятельно принимать решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определять льготы по этим налогам и их ставки, а также порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности по ним1 .
Деление налогов на федеральные, региональные и местные отражает, прежде всего, разграничение законодательных полномочий в налоговой сфере. Фактически же часть федеральных и региональных налогов, а также местный земельный налоги делятся в определенных пропорциях между бюджетами всех трех уровней. Эти пропорции устанавливаются в федеральных законах по конкретным налогам, ежегодно принимаемом законе о федеральном бюджете, законе "Об основах…", Налоговом кодексе, ряде других федеральных законах.
Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем2 :
1. Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.
2. Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.
3. Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся экономические условия.
4. Политическая ответственность: налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.
5. Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к различным индивидуумам.
На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:
1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление — анахронизм и требует поэтапного
(постепенного) переноса налогового бремени на граждан1 ;
2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший — прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
3. Создание разветвлённой системы налоговых органов России снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
5. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт вналоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.
7. Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.
Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации
Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные1 .
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
2. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории 3. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Приустановлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт — Петербурге устанавливаются в вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
5. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и(или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Федеральные налоги взимаются по всей территории России. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся : налог на добавленную стоимость;акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц;взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;государственная пошлина;таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально — сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся : налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся : земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение;местные лицензионные сборы.1
2.3 Налоги как основной источник бюджета
Несмотря на довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и налог на доходы физических лиц. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.
Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественность налогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить свои налоги. И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджета играют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы налоговых инспекций и налоговой полиции.
Напомним, что в 1999 г. в консолидированный бюджет поступило 474,7 трлн. р., что составляет 21% ВВП, в том числе:
— в федеральный бюджет — 207 трлн. р. — 43,6%;
— в бюджеты регионов — 267,7 трлн. р. — 56,4%.
Основная доля поступлений в федеральный бюджет обеспечена: НДС — 48,3%, акцизами — 23,3%, налогом на прибыль — 19%,подоходным налогом с физических лиц — 2,7%, платежами за пользование природными ресурсами — 3,5%, прочими налогами и сборами — 3,2%.
Распределение налогов по видам по субъектам Федерации таково: НДС — 15,9%; акцизы — 3,1%; налог на прибыль — 24,1%; подоходный налог с физических лиц — 19,2%; платежи за пользование недрами и природными ресурсами — 5,1%; прочие — 32,6%1 . Рассмотрим эти налоги подробнее.
а) Налог на доходы физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.
Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется главой 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового Кодекса РФ.
Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства.
Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.
При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии – по свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по официальному курсу.
Если физическое лицо получило доход от предпринимательской деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица, уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответствующего налога.
Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообложению государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности), а также другие виды в денежной и натуральной форме, оказываемой физическим лицам из средств внебюджетных, благотворительных и экономических фондов, зарегистрированных в установленном порядке. Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц.
Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста. Важно отметить, что указанное уменьшение облагаемого налогом дохода производится супругам, опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребенок (иждивенец).
Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.
Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом ипредставляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Сравним ставку подоходного налога в нашей стране и в экономически развитых странах. Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в экономически развитых странах в 1999 году (%):
Канада – 29%,США – 31%,Великобритания – 40%, Австралия – 47%,Япония – 50%,Италия – 51%,Германия – 53%,Франция – 57%,
Швеция — 72%
В России с 1 января 2001г. установлена единая ставка подоходного налога-13%.
Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран высшая ставка этого налога выше, чем у нас, но в этих странах налоговый пресс производителей (различных фирм, предприятий и т.д.) нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т.е. намного меньше, чем в нашей стране. Однако, многие российские экономисты полагают, что для "справедливой" налоговой системы е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.
С отменой Закона о подоходном налоге с физических лиц появились новые налоговые агенты в лице организаций, учреждений, сотрудники которых ранее были освобождены от уплаты подоходного налога с доходов (органы внутренних дел, прокуратуры, суды, воинские части и другие).
Поскольку данные организации являются, в основном,бюджетными и сегодня нормально финансируются на оплату труда, в 2001 году в России наблюдается рост поступления налога на доходы по сравнению с предыдущим годом.
Налог на прибыль предприятий и организаций — основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формысобственности и организационно-правовой формы предприятия, ихфилиалы, а также созданные на территории России предприятия синостранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Законодательство "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не распространяется на банки, кредитные учреждения в части доходов от осуществления отдельных банковских операций и сделок; предприятия — по доходам страховой деятельности; предприятия любых организационно-правовых форм — в части прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. От других видов деятельности названные предприятия, кроме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.
Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то они также подлежат налогообложению в совокупности с выручкой, получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка России на момент поступления доходов на валютный счет.
Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на суммы:
направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения при условии полного использования предприятиями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату;
в размере 30% от капитальных вложений на природоохранительные мероприятия;
затрат (по нормативам местных органов власти) на содержание находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии;
взносов на благотворительные цели, в различные фонды социально -культурные и оздоровительные, на восстановление объектов культурного и природного наследия, переквалификацию военнослужащих и другие с учетом установленных ограничений по отношению к облагаемой налогом прибыли.
Особые льготы помимо общих установлены для малых предприятий, не превышающих 200 человек:
исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке;
освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительных, ремонтно-строительных и по производствустроительных материалов — при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Важным моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.
Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на территории Российской Федерации.
Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32% ; биржи и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок — 45%. В случае если не представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее исходя из нормы рентабельности 25%.
Международные договоры об избежание двойного налогообложения и предотвращению уклонения от налогов на доходы и капитал являются условием сбалансирования взаимных интересов двух или нескольких стран, заинтересованных во взаимной защите капиталовложений и обеспечении идентичного налогового режима для юридических лиц договаривающихся стран.
Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают налоги с других видов доходов и прибыли.
Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами позаконодательству Российской Федерации, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, уплачивают налог на пользование автомобильных дорог в размере 0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг, заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые организации в размере 0,03% от оборота.
Важное место в налоговой системе предприятий занимают платежи, связанные с социальным страхованием, обеспечением занятости населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так страховой тариф взносов по отношению к начисленной оплате труда по всем источникам предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности определен в размере 39%, в том числе фонд социального страхования — 5,4%, государственный фонд занятости населения — 2%, обязательное медицинское страхование — 3,6%, в пенсионный фонд для названных работодателей — 28%1 .
в) Активизация перехода к рыночным отношениям обусловливает необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость.
Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.
Плательщиками налога с оборота являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и их филиалы; предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной и коммерческой деятельностью, индивидуальные (семейные), частные предприятия; различные международные объединения и иностранные юридические лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.
Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.
Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.
Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом, плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских садиках,яслях, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.
Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.
г) Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.
Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизовутверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.
3. Фискальная политика
Элементы финансовой системы используются в рыночной экономике для регулирования процесса производства, поддержания равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Наиболее часто для этих целей используются расходная часть государственного бюджета и налоговая система. Манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью поддержания равновесного чистого национального продукта и увеличения благосостояния общества называется фискальной политикой.
Различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Стимулирующая фискальная политика включает:
а) рост государственных расходов;
б) снижение налогов;
в) определенную комбинацию первого и второго.
Поэтому в периоды спада или депрессии действие стимулирующей фискальной политики может привести к бюджетному дефициту. Сдерживающая фискальная политика предполагает:
а) уменьшение государственных расходов;
б) увеличение налогов;
в) сочетание первого и второго.
Ее действие ориентировано на положительное сальдо государственного бюджета.
Практика показала, что фискальная политика эффективна только в том случае, если она может максимально быстро реагировать на изменения в экономике. При первых неблагоприятных признаках в экономике необходимо срочно менять налоги или изменять величину государственных расходов.
Но для того чтобы осуществить эти мероприятия, необходимо время. Нужно выработать какое-то решение, подготовить необходимые документы, принять их законодательными органами и только после этого использовать на практике. И часто оказывается, что время уже упущено, ожидаемого эффекта можно не получить. Не отрицая положительного эффекта такой фискальной политики, нужно все же признать и ее недостаток — она не обладает гибкостью, не позволяет быстро реагировать на изменения в экономике. Фискальная политика, которая работает на основе принимаемых государственных решений и постановлений, называется дискреционной.
Меры, определенные фискальной политикой, приносят значительный эффект в основном тогда, когда они разработаны на основе прогнозных данных и предвосхищают возможную ситуацию. Нужно помнить еще одно — наибольший эффект фискальная политика дает тогда, когда она действует в единстве с денежной политикой государства.
4. Совершенствование налоговой системы
4.1 Недостатки налоговой системы России
Налоговая система — наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения -фискальной, распределительной и регулирующей.
Основной целью российской налоговой системы была определена прежде всего ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия — стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов — предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, — сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становитсязатратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.
Налоговая политика России строится пока исходя из принципа — "чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики". В итоге — недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества — предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.
Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует "вздувание" цен. И такое явление вполне закономерно — ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечныхпотребителей товаров — население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления "любой ценой". А цена такой политики высока — экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары.
Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж — акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену. Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования и другие фонды).
Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискальногосодержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором — идет процесс "накачивания" налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.
Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления как на макро-, так и на микроуровне.
Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через налогообложения прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и прежде всего его распределения на большую численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.
Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременнымпостепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна быть принципиально реформирована. Требует изменения механизма и целевая направленность налогов.
4.2 Пути оптимизации налоговой системы России
Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая реформа? Думается, что здесь не следует вести речи о радикальных изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа — обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся следующими: 1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды; 2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом "налоговой справедливости"; 3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц; 4) решение комплекса проблем, связанныхсо сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
На данный момент целесообразно:
— резко увеличить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных платежей как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;
— расширить права местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;
— унифицировать прямое налогообложение всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли (увеличив для этих категорий налогоплательщиков ставку налогообложения);
— расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
— усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой — ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.
В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.
Какие стратегические цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайшие пять лет? Очевидно, ответ наэтот вопрос таков: 1) ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков; 2) упрощение налоговой системы; 3) налоговое стимулирование производства и реализации конкурентоспособных отечественных товаров; 4) совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем.
Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.
В настоящее время проводится разработка новой концепции налоговой реформы.
Во-первых , Правительством должна быть разработана среднесрочная (3-5 лет) программа налоговой реформы, которую было бы целесообразно включить в Налоговый кодекс в целях максимального обеспечения рационального соотношения между стабильностью налоговой системы и необходимостью ее существенных изменений.
Во-вторых , необходимо определить конкретные цели налоговой реформы, имея в виду создание модели налоговой системы, которую государство обязуется сформировать через 3-5 лет. Внесены предложения:
• существенно снизить НДС, налог на прибыль;
• ввести единый налог на доходы малых предприятии при отмене всех прочих;
• сократить экспортные пошлины;
• существенно повысить ресурсные и имущественные платежи, а также акцизы и отменить льготы по импортным операциям;
• ввести в действие гербовый сбор ; в целом было бы целесообразно:
• Предусмотреть отмену многих налогов, которые можно охарактеризовать как нерыночные или финансово малоэффективные.
• Должно быть отменено достаточно большое число налогов дорогих (затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов) или сложных в администратировании.
• Было бы целесообразно "укрупнить" налоги, то есть объединить налоги, имеющие сходную базу и аналогичный контингент налогоплательщиков.
• Некоторые налоги подлежат принудительному реформированию (это относится в частности к налогу на недвижимость);
• Провести "инвентаризацию" налоговых льгот.
Конкретные ставки и условия сбора налогов должны утверждаться одновременно с принятием бюджета на соответствующий год, имея в виду достижение заранее определенных среднесрочных целей.
В целом, необходимы серьезные изменения в налоговой политике государства, способные сделать налоговую систему эффективно выполняющей свои функции. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемуюбазу и уменьшая налоговую массу. Нужны прежде всего экстренные меры по ликвидации сложившегося акцента на фискальную функцию налогов. Требуются изменения, которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство, инвестировать.
При этом, в поисках выхода из тупика, в котором сегодня оказалось народное хозяйство России , нельзя , разумеется , уповать только на налоговую политику . Сама по себе она все проблемы решить не в состоянии вообще , а в нынешней острокризисной ситуации — тем более. Нужна комплексная программа вывода экономики из кризиса, охватывающая структурную перестройку экономики, налаживание хозяйственных связей и расчетов между предприятиями, поддержку малого бизнеса . Но эта программа не даст положительных результатов , если оставит в стороне налоговую систему, ее существенную корректировку . В то же время не стоит рассчитывать на значительный эффект от мер , касающихся обособленно взятых налоговых стимуляторов. Налоговая политика — неотъемлемый элемент той социально-экономической политики, взятой в целом , которую проводит государство. Ведь только оно определяет структуру и объемы расходов бюджета страны и уж под них затем "подгоняются" налоги: устанавливаются и уточняются ставки и льготы, вводятся новые платежи, отменяются старые.
Заключение
Налоговый кодекс решает глобальную задачу повышения эффективности налоговой системы страны, совмещая при этом конкретные интересы государства и налогоплательщиков, расширения налоговой базы. Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам предусматривает, что главной задачей его является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей. Для повышения эффективности сбора налогов необходимо:
1. Законодательно ввести порядок, при котором государственная регистрация предприятий осуществляется только по месту нахождения его управления. То есть по конкретному почтовому адресу, за точность которого налогоплательщик несет административную и финансовую ответственность. Налоговая инспекция должна знать, где располагается руководитель и главный бухгалтер данной организации, то есть должностные лица, несущие перед законом ответственность за неукоснительное исполнение налогового законодательства. В этом случае 25-30% предприятий, не сдающих балансовые отчеты, не придется разыскивать. Они будут вынуждены прекратить свою деятельность. Доходы бюджета и налоговая база возрастут почти автоматически без дополнительных усилий.
Мера эта ущемит лишь тех, кто сознательно не платит налоги, не коснувшись законопослушных налогоплательщиков и их интересов.
2. Необходимо введение на всей территории РФ на основе Федеральной Программы учета участников гражданского оборота как юридических, так и физических лиц единого уникального номера. Это должен быть номер не налогоплательщика, не плательщика страховых взносов или каких — либо иных платежей, не физического лица в качестве учетной единицы, афизического лица, как субъекта гражданско — правовых отношений, единого для учета во всех ведомствах с момента его рождения и до конца жизни. Конечно, введение такого номера улучшит и положение дел со сбором налогов с физических лиц. Причем гражданин будет сам непосредственно заинтересован в полноте сведений, поскольку от этого будет в конечном счете зависеть размер его пенсии и других пособий.
3. Следующим шагом после регистрации предприятия в налоговых органах и присвоения ему идентификационного номера налогоплательщика является открытие расчетного счета в реальной экономической ситуацией в стране и состоянием платежной дисциплины.
4. Следует определить перечень видов деятельности юридических и физических лиц, по категории которым производить налогообложение исключительно путем взимания одном из кредитных учреждений. Мера достаточно не популярна, но ее введение диктуется лицензионных сборов или уплаты за патент (Мелкооптовая торговля, транспортное и бытовое обслуживание граждан,…). По указанным и некоторым другим видам деятельности затруднено определение достоверности доходов и расходов. При этом данные плательщиков не представляют декларации или показывают в них доходы, не соответствующие реальности.
5. Ввести государственную монополию как на производство, так и оптовую торговлю спиртными напитками. Что позволит в короткие сроки увеличить поступление денежных средств в казну.
6. Необходимо принять срочные меры вплоть до ликвидации к тем банкам, которые задерживают перечисление налогов в бюджет. Причем эти меры следует принять не только в отношении налогов, но и задержек перечислений платежей предприятий, что дополнительно ухудшает их финансовое положение.
Так в настоящее время законодательно не установлены порядок исполнения учреждениями банков инкассовых поручений налоговых органов и ответственность за их не исполнение или несвоевременное исполнение, врезультате чего значительные суммы (более 50%) доначисленных налоговыми органами платежей длительное время не поступают в бюджет и внебюджетные фонды. Установить, что платежные поручения налоговых органов о бесспорном взыскании сумм налогов и других обязательных платежей исполняются в первую очередь. За неисполнение или несвоевременное исполнение платежных поручений о бесспорном взыскании сумм налогов и других обязательных платежей предоставить налоговым органам право налагать на учреждения банков штраф в размере 10% от суммы, указанной в платежном поручении.
7. Скорейшее создание комплексной автоматизированной информационной системы (АИС) " Налог". Она совершенно необходима для повышения оперативности работы и производительности труда налогового инспектора, обеспечения достоверности данных учета налогоплательщиков, оперативного получения сведений о поступлении налогов по каждому налогоплательщику и каждому виду налогов с любой их группировкой, углубленного анализа динамики поступления и возможности прогнозирования этой динамики обеспечения полной и своевременной информированности налоговых инспекторов о налоговом законодательстве на любую календарную дату, сокращения объема бумажного документооборота, совершенствования оперативности и качества принимаемых решений по управлению налогообложением. Создание АИС предлагает разработку и внедрение эффективных информационных технологий, создание коммуникационной сети, обеспечивающей информационный обмен как внутри системы, так и с информационными системами соответствующих служб и администрации района. В результате информатизации изменяется характер труда налоговых инспекторов. Труд интеллектуализируется, освобождается от рутинных монотонных операций, становится содержательнее и интереснее, дает возможности для решения стоящих перед налоговым инспектором задач.
Список литературы
1. Налоговый вестник №7, 2002 г.
2. Консультант №1, 2001 г.
3. Учеб.Пособие / Под ред.Д.Г.Черника — 4изд.,перераб. И доп. -М.:Финансы и статистика, 2000 г.
4. Винокурова Т.К.,Конспект лекций по Макроэкономике, 2000 г.
5."Общая теория финансов", учебник, М: изд. "Банки и биржи", 2001 г.
6. Теория государства и права. Курс лекций/Под ред.Н.И.Матузова, А.В.Малько. — М.: Юристь, 2000 г.
7.Т.Макушкин А. Федеральный бюджет и регионы, Московский центр Института "Восток — Запад", Москва, МАКС Пресс, 2001.
8. Налоги и налогообложение. Учебное пособие (Перов А.В., Толкушкин А.В.), Москва, Юрайт — М, 2002.
9. Сокол М.П., Камардина А.П., Емельянов С.В. Коротко о подоходном налоге с физических лиц, Москва, журнал "Налоговый вестник", 1999.
10. Черник Д.Г., Налоги Учебное пособие, "Финансы и статистика", Москва, 2000.
11. Черник Д.Г, Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы, ЮНИТИ, Москва, 2000.
12. Экономика: Учебник/Под.ред. А.С.Булатова. 2-е изд. М.,2001 г.
13. Е.Н.Евстегнеев. Основы налогообложения и налогового права. М.,2002г.
14. Т.Ф.Юткина. Налоги и налогообложение. М., 2000 г.
15. Косвенные налоги: опыт развитых стран.// "Мировая экономика и международные отношения".2000 г. №2.
16. Е.Ушаков. Недвижимость в системе налогообложения.//Российский экономический журнал. 2001 г. №2.
17. Е.Гавриленков. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики.//Вопросы экономики. 2000. №4.