Содержание
Введение 1. Что такое искусство? Л. Н. Толстого
2. Достижение искусства по взглядам писателя
3. Значение искусства в обществе
Заключение
Литература
Выдержка из текста работы
Тема «божеского» и «человеческого» в творчестве Л.Н. Толстого выбрана не случайно. В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л.Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не столько в материально-финансовом аспекте, сколько в неопределенности целей и содержания образования.
Проблема человека во все времена была центральной в литературе и искусства. Она всегда привлекала внимание исследователей. В России второй половины XIX века две основные тенденции доминировали в литературном процессе: с одной стороны, более актуальной становилась постановка социальных проблем, с другой – наблюдалось углубление нравственно – философского анализа человека, что обусловливалось соответственно кардинальными социально-историческим и нравственно-духовным процессами, происходящими в обществе.
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что в творчестве Л.Н. Толстого особенно наглядно и глубоко отразились те исторические духовные процессы, которые происходили в России с начала XIX века. Поэтому без всестороннего и глубокого исследования проблемы человека в творчестве Л. Толстого невозможно раскрыть не только специфики творческой эволюции великого реалиста, но и определить своеобразие всего историко-литературного процесса второй половины XIX века.
Главным объектом изображения великого писателя была духовная жизнь человека. Именно через человека он шёл к постижению тайны социального, общественного, исторического, нравственного бытия России.
В творчестве Л.Н. Толстого наблюдается колоссальный интерес к человеку как к самобытному и самоценному явлению, которое, однако, сильно зависит от внешних объективных факторов, таких как история, семья, общество и т. д. Изображая человека на фоне громадных исторических событий («Война и мир»), острых семейных обстоятельств («Анна Каренина»), сложных социальных противоречий («Воскресение»), от которых в какой-то степени зависит судьба человека, великий гуманист хотел найти пути спасения человека. Но в этой фатальной зависимости, человеческой судьбы от объективных факторов, по рвению Толстого, человек сохраняет свою относительную свободу. Он заставляет своих героев отвратиться от мира и обратить свои взоры на свою душу и найти в ней опору и поддержку в борьбе с внешними обстоятельствами. Поэтому такое большое значение у Толстого приобретает принцип нравственного самоусовершенствования человека.
Исходя из особенностей эпохи второй половины XIX века, Толстой обобщил основные идейные и нравственные тенденции эпохи и на этой основе создал свою концепцию человека. Его теория человека опиралась прежде всего на противопоставлении патриархальных нравственно-религиозных принципов народа и светских социальных принципов дворянской цивилизации.
Исследование концепции человека Л. Толстого с позиции современных требований является одной из наболевших задач литературоведческой науки.
Объектом исследования является творчество Л.Н. Толстого 80-90-х годов.
Предметом исследования являются ведущие образы и герои произведений Л.Н. Толстого, в которых отразились представления писателя о человеке, о жизни, о семье, о духовном поиске, такие как «Божеское и человеческое» (1906), «Анна Каренина» (1877), «Разрушение ада и восстановление его» (1902), «Хаджи-Мурат» (кон. 1890-х).
Задачами исследования является:
– раскрыть особенности социально-исторического, нравственного и философско-религиозного аспектов проблемы человека в творчестве Толстого;
— раскрыть соотношения художественного, эстетического, нравственного, религиозно – философского принципов в мировоззрении и в творчестве писателя, выявить их отражение на характерологии писателя;
— показать соотношение социального и духовного, природного и общественного начал в человеке Л. Толстого.
Источником исследования послужили: полное собрание сочинений Л.Н. Толстого в 90-а томах, а также собрания сочинений писателя в 22-х томах.
Структура курсового исследования включает введение, две главы, заключение и список использованной в процессе работы литературы. Такое построение курсовой работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.
………….
Список использованной литературы
1. Асмус В.Ф. Круг идей Лермонтова // Асмус В.Ф. Избранные философские труды в 2-х т. М., 1969. -Т.1. -С.7-39.
2. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Асмус В.Ф. Избранные философские труды в 2-х т. М., 1969. -Т.1. -С.40-101.
3. Асмус В.Ф. Причина и цель в истории по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» // Из истории русских литературных отношений ХУШ-ХХ веков. М.-Л., 1959.- С. 199-210.
4. Бердяев H.A. Духи русской революции // Лит. Учеба. -М., 1990.-Кн.2-С.123-139.
5. Бехер И.Р. В защиту поэзии. М.: Изд-во иностр. лит. 1959. -373 с.
6. Билинкис Я.С. Лев Толстой и пути искусства в России. Автореф. дис. д-ра филол. наук / ЛГУ .-Л., 1968.-39 с.
7. Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. -Л.: Сов. писатель, 1959.-414 с.
8. Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. JI.: Сов писатель, 1984. -608 с.
Каримов Э.А. Принципы художественного изображения среды и человека в романе Л.Толстого «Анна Каренина» // Вопросы литературоведения и языкознания. -Ташкент, 1962. Кн.4.- С. 210-229.
9. Каримов Э.А. Среда и человек в изображении художника-реалиста // Вопросы литературоведения и языкознания. -Ташкент, 1962.-Кн.4.-С.200-209.
10. Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л.Н.Толстого//Лит. в шк. -М., 1991.-№1.-С.2-15.
11. Шифман А.И. Страницы жизни Льва Толстого. -М.: Сов. Россия, 1983.