Содержание
Оглавление
Введение2
1. Теоретические основы анализа безубыточности4
1.1. Классификация затрат предприятия4
1.2. Методы определения точки безубыточности предприятия7
2. Управление затратами по системе директ-костинг15
3. Расчет точки безубыточности и построение графика21
Заключение26
Список литературы27
Выдержка из текста работы
Тема данной курсовой работы: «Кредитоспособность заемщика и методы ее определения» — чрезвычайно актуальна. Любая экономическая деятельность содержит в себе известную долю риска и подвержена неопределённости, связанной с изменениями обстановки на рынках. Поэтому интерес к данной теме, никогда не снизится, а методики будут расширяться и дополняться. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов.
Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам.
Избежать кредитный риск позволяет тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции — предоставление кредитов.
В настоящее время в России существуют базы данных о заемщиках — кредитные бюро. Бюро кредитных историй представляют отчеты о кредитных операциях в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида кредита и, что самое важно, степени детализации, необходимой кредитору.
Оценка финансового положения заемщика является одним из главных факторов анализа кредитоспособности. Разные методы оценки заемщиков могут одновременно применяться к одному и тому же человеку.
Есть несколько важнейших принципов, на основе которых решается вопрос о том, давать или не давать кредит конкретному заемщику. Риски обмана со стороны клиента, а также существенных изменений на рынке капиталов. Они являются не менее важными факторами при принятии окончательного решения, чем оценка кредитоспособности человека, кредит берущего. Во время проведения оценки обязательно учитывается разделение доходов и расходов заемщика и хозяйственной операции.
Оценка рисков заемщика также обязательно требует учета со стороны кредитора. В нее входит оценка его нынешнего финансового состояния, а также перспектив. Необходимо, чтобы заемщиком была предоставлена наиболее полная и достоверная информация по данному вопросу.
Объектом исследования является деятельность коммерческого банка ЗАО «ВТБ 24».
Предмет исследования связан с экономическими отношениями, связанными с методикой определения кредитоспособности заемщиков.
Целью настоящей курсовой работы является разработка мер и мероприятий, обеспечивающих ЗАО «ВТБ 24» снижением рисков благодаря эффективности метода определения кредитоспособности заемщика.
В соответствии с целью исследования в работе выделены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты кредитоспособности заемщика;
2. Изучить информационную и правовую базу кредитоспособности заемщика;
3. Рассмотреть основные методы оценки кредитоспособности заёмщика;
4. Проанализировать методику оценки кредитоспособности предприятий в ЗАО «ВТБ 24.
5. Разработка мер и мероприятий кредитоспособности заемщика
Глава 1 Теоретические аспекты анализа кредитоспособности заемщика
1.1 Понятие и критерии кредитоспособности
Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам [6; С.40].
Избежать кредитный риск позволяет тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции — предоставление кредитов.
Степень кредитного риска зависит от организации кредитного процесса банком, кредитоспособности заемщика и характера кредитной сделки.
Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику [7; С.40].
Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента:
1. характер клиента;
2. способность заимствовать средства;
3. способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга;
4. капитал;
5. обеспечение кредита;
6. условия, в которых совершается кредитная сделка;
7. контроль за законодательной основой деятельности заемщика и соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора.
Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие кредитной политике банка.
Репутация клиента как юридического лица складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия экономических показателей среднеотраслевым, из его кредитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов). Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма (образование, опыт работы), моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотношения руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды, выдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кредитной политике [12; С.41].
Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров, т.е. наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирмы, достижение совершеннолетия или другие признаки дееспособности заемщика — физического лица. Подписание договора неуполномоченным или недееспособным лицом означает большую вероятность потерь для банка.
Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вложения капитала в недвижимость. Последнее и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, это не может являться основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуется время.
Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения активов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.
Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки [21; С.41]:
1. его достаточность, проводится на основе требований Центрального
Банка к минимальному уровню уставного капитала и коэффициентов
финансового левеража;
2. степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком.
Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга, предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях [10; С.40].
Качество залога, надежность гаранта, поручителя и страхователя особенно важны, при недостаточном денежном потоке у клиента банка.
К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.
Последний критерий — контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы: имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия; как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение; насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующих качество ссуд.
Современные российские условия не позволяют говорить об общей высокой кредитоспособности субъектов экономики, причем реально возможный уровень их кредитоспособности необходимо определять, не отдавая предпочтения какому-либо ее фактору, а рассматривая все факторы в комплексе. Любой из них может оказаться решающим как в позитивном, так и в негативном смысле.
Изложенные критерии оценки кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся [7; С.40]:
1. оценка делового риска;
2. оценка менеджмента;
3. оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов;
4. анализ денежного потока;
5. сбор информации о клиенте;
6. наблюдение за работой клиента путем выхода на место.
Как уже отмечалось, кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов. Уже это само по себе означает трудность, поскольку каждый фактор должен быть оценен и рассчитан. К этому следует добавить необходимость определения относительного «веса» каждого отдельного фактора для состояния кредитоспособности, что также чрезвычайно непросто.
Еще сложнее оценить перспективы изменений всех тех факторов, причин и обстоятельств, которые будут определять кредитоспособность заемщика в предстоящий период.
Способность заемщика погасить ссудную задолженность имеет значение для кредитора лишь в том случае, если она относится к будущему периоду. Между тем все показатели кредитоспособности, применяемые на практике, обращены в прошлое, так как рассчитываются по данным за истекший период или периоды, к тому же это обычно данные об остатках («запасах») на отчетную дату, а не более точные данные об оборотах («потоках») за определенный период. Здесь об этом говорится с одной целью — чтобы стало ясно, что вообще показатели кредитоспособности имеют в некотором р……..
Список использованных источников и литературы
I Нормативно-правовые и другие официальные документы
1. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 26.03.2004 N 254-П) (ред. от 25.10.2013);
2. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О кредитных историях»;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Гл.42 Заем и кредит)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 02.12.2013);
ІІ Литература
4. Бурцев, В.В. Основные подходы к управлению кредитными рисками — 2007. — №12, — С.33-35;
5. Герасимова Е. Б., Унанян И. Р., Тишина Л. С. Банковские операции. — М.: Форум, 2009. — 272 с.;
6. Горбачев А. С. Методика оценки кредитного риска заемщика — 2009. С. 37-39;
7. Ендовицкий Д. А., Бочарова И. В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика. — М.: КноРус, 2009. — 264 с.;
8. Ефимова Ю.В. Методические подходы к оценке кредитоспособности
заемщиков — 2010. — № 3. — С. 37-38;
9. Захаров В.С. О рисках банковской системы / В.С. Захорошко // Деньги и кредит. — 2004. — №3. — С. 232;
10. Ильясов С.М. Методологические аспекты формирования кредитной
политики банка // Деньги и кредит. — 2009. — № 6. — С. 23-26;
11. Иванова Н. Оценка кредитоспособности заемщика // Бухгалтерия и банки. — 2009. — № 8 — С. 35-37;
12. Кораблин М.А, Бедняк О.И. Категориальный анализ как метод оценки кредитоспособности клиента — 2010. — № 6. — С. 24-26;
13. Карпов, А.Н. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика — 2007. — 400 с.;
14. Куштуев А.А. «Использование показателей финансовой устойчивости при анализе кредитоспособности клиентов банка», 2007 г., Стр.30-34.;
15. Лаврушин О. И., Афанасьева О. Н., Корниенко С. Л. Банковское дело: современная система кредитования. — 2009. — 264 с.;
16. Ляховский В. С., Коробейников Д. В., Серебряков П. А. Справочник по управлению рисками банковской деятельности. — М.: Гелиос АРВ, 2009. — 576 с.;
17. Медведева В.А. Генералова М.А. Тараканова Л.А. Методика анализа финансового состояния заемщика. — 2009. С. 25-28;
18. Неумывакин П.И. О кредитно — инвестиционной политике банка — 2009. — № 1. — С. 74-76;
19. Ольшанникова Н.И. Кредитная история заемщика- 2009. — С. 34-37;
20. Опарина Н.И. Использование скоринговых моделей для оценки
кредитоспособности заемщика — 2009. — № 5. — С. 32-33;
21. Панова Г. Кредитная политика коммерческого банка // Г. Панова. — М.: ИКЦ Дис, 2006. — 464 с.;
22. Рыкова И. Н. Методика оценки кредитоспособности заемщиков — 2009. — № 6. — С. 37-39;
23. Соколова Н.А. Оценка кредитоспособности заемщика: что интересует банк — 2008. — № 11. — С. 24-26;
24. Фомичева М.А. Организация кредитования малого и среднего бизнеса в крупном сетевом банке — С. 41-45;
III Периодическая печать и электронные источники
25. Консультант плюс;
26. >27. Оценка кредитоспособности заемщика на примере банка ВТБ24 ? problems/.php;
28. Оценка кредитоспособности заемщика банка ВТБ24 — .