Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы тестирования при обучении иностранному языку………………………………………………………………5
1.1.Тестирование как одна из форм обучения иностранному языку…5
1.2. Виды тестов при обучении иностранному языку……………………8
1.3. Проблема валидности и надежности тестов……………………….14
Глава 2. Практическая часть……………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………29
Приложение 1…………………………………………………………….31
Приложение 2…………………………………………………………….32
Приложение 3…………………………………………………………….33
Приложение 4…………………………………………………………….34
Выдержка из текста работы
Тест как метод изучения индивидуальных различий возник в психологии сравнительно недавно. Временем его возникновения считается конец 19 — начало 20 веков, когда для определения физических, физиологических и психических особенностей человека психологи попытались применить различные способы измерения. Одним из первых ученых, попытавшихся измерить различия между людьми в области психических процессов, был Ф. Гальтон. Важным вкладом Ф. Гальтона в развитие теории тестов было определение трех основных принципов:
-применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых;
-статистическая обработка результатов;
-выделение эталонов оценки.
Эти принципы используются и в наше время — на основе проведения серий испытаний получаются различного вида нормы для оценки результатов тестирования, все современные тесты построены на основе статистической теории измерений, а идея эталона оценки лежит в основе определения тестов как стандартизированного инструмента.
В педагогической практике тестирование впервые было применено в 1864 г. в Великобритании Дж. Фишером для проверки знаний учащихся. Он создал градуированную книгу, содержавшую вопросы и ряд ответов к каждому из них, от учащихся требовалось выбрать правильный ответ [1, с. 87].
В наше время тестирование не утратило своей актуальности. В свете перестройки народного образования в нашей стране перед высшей школой стоит задача обеспечить подготовку специалистов на современном уровне, обладающих основательными теоретическими знаниями и практическими навыками. Указанное положение налагает большую ответственность и на преподавателей иностранных языков. Растущие внешнеэкономические связи требуют привлечения специалистов со знанием одного или нескольких иностранных языков, причем с лучшим, чем раньше владением устной речью. В связи с этим возрастает роль коммуникативно-ориентированной методики, интенсивных и ускоренных методов обучения иностранным языкам под руководством преподавателя. Внедрение коммуникативно-ориентированной методики обучения иностранным языкам влечет за собой новые задачи по контролю обученности.
Ориентируясь на цели и задачи обучения, в настоящее время решается ряд проблем, связанных с осуществлением контроля. К ним относятся, прежде всего, выделение объектов контроля и выбор наиболее надежных и эффективных форм его реализации. Только соотнесенный с поставленными целями и задачами, осмысленный и правильно организованный контроль может способствовать достижению целей и задач обучения. Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку по праву считается тест в силу его объективности, как показателя степени усвоения учащимися языкового материала, экономичности, на проведение теста временные затраты ниже, чем при письменном или устном контроле и объёмности, поскольку тест может включать в себя задания по всем темам, что позволяет проверить знания учащихся по всему курсу [2, с. 79].
Тестирование является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления, и практического применения знаний, умений, навыков. Оно является неотъемлемой частью обобщающего урока, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Поэтому задания для тестов составляются с учетом разного уровня подготовки учащихся. Тестовые задания содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего использования приобретенных знаний и навыков и способствуют к подготовке решения новых, более сложных вопросов.
Тесты являются наиболее экономной формой контроля и более объективным показателем степени усвоения всеми учащимися языкового материала. Но учителя недостаточно используют тесты в обучении иностранным языкам. Многие педагоги используют тестирование крайне редко, объясняя это отрицательными моментами контроля. Это объяснение абсолютно себя не оправдывает. Тестирование как один из методов контроля, играет положительную роль в процессе познания и мотивации к изучению иностранных языков [3, с. 23].
Однако, к сожалению, практическим и методическим указаниям по проведению тестов в современной методике уделяется мало внимания, а набора конкретных тестов для проверки сформированности языковых навыков нет вообще. Этим объясняется актуальность данного исследования.
В соответствии с этим нами были определены объект исследования — процесс обучения иностранному языку в средней школе и предмет исследования — тестирование по иностранному языку как форма контроля знаний, навыков и умений учащихся на уроках немецкого языка.
Цель дипломной работы — исследование актуальности использования тестирования как формы контроля знаний при обучении немецкому языку. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-изучить особенности тестирования как формы контроля уровня сформированности знаний, навыков и умений учащихся;
-ознакомиться с психологией эффективности применения тестирования на уроках иностранного языка;
-рассмотреть принципы классификации, основные функции и структуру тестов по иностранному языку;
-проанализировать имеющиеся проблемы тестового контроля;
-выделить основные этапы разработки теста, принципы отбора содержания тестовых заданий и принцип последовательности использования тестов на уроках ИЯ в средней школе;
-рассмотреть тест как форму контроля при овладении аспектами языка и видами речевой деятельности, а также предложить образцы контрольных тестовых заданий по аспектам языка и видам речевой деятельности в 6 классе.
Для решения поставленных задач были выбраны такие методы исследования как изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; анализ передового практического опыта применения тестовой методики.
Гипотеза исследования: использование тестовой методики в процессе обучения учащихся средней общеобразовательной школы иностранному языку повышает эффективность учебного процесса.
Практическая значимость данной работы заключается в следующем: полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания иностранных языков при организации тестового контроля в средней школе, в качестве методических рекомендаций по самостоятельной разработке тестовых заданий, а также в качестве готовых материалов для осуществления контроля в ходе овладения знаниями и умениями по иностранному языку.
Теоретическое значение предлагаемой работы состоит в обобщениях и выводах, сделанных в результате проведённого исследования.
Настоящая дипломная работа состоит из введения, основной части, которая подразделяется на две главы, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель и задачи дипломной работы, освещаются методы исследования, рассматривается объект, предмет и гипотеза исследования, подчеркивается практическая значимость дипломной работы.
В первой главе основной части рассматриваются теоретические вопросы, а именно, психолого-педагогические основы применения тестовой методики в процессе обучения иностранному языку, приводится классификация тестов по иностранному языку и рассматриваются проблемы тестового контроля. В частности, определяется понятие тестирования, рассматриваются принципы классификации тестов, исследуется эффективность применения тестирования на уроках ИЯ.
Во второй главе анализируется методическая сторона данного вопроса, а именно, особенности процесса разработки теста, принципы отбора содержания тестовых заданий, тест рассматривается как форма контроля при овладении аспектами языка и видами речевой деятельности, разрабатываются образцы тестовых заданий контроля уровня владения активной лексикой и грамматикой, навыков чтения и аудирования.
В заключении обобщаются основные результаты проведённого исследования, формулируются общие выводы.
Список использованных источников включает количество научных трудов и статей по данной тематике, которые были использованы при написании настоящей дипломной работы.
1 Психолого-педагогические основы применения тестовой методики в процессе обучения иностранному языку
1.1 Тестирование как форма контроля
Определение теста представляет собой нелёгкую проблему. Одна из причин — кажущаяся очевидность сущности и видимость простоты. Главным, а нередко и единственным признаком теста чаще других воспринимается возможность выбора одного ответа из нескольких, предлагаемых на выбор. В наши дни такое восприятие, как и простой перевод с английского слова «test» — проверка, проба, вряд ли можно считать признаком просвещённости в данном вопросе. При опоре на такого рода обыденный смысл почти полностью исчезает специфика теста, как научно обоснованного метода исследования, обладающего совокупностью существенных признаков, отличающих тест от всех других форм и методов проверки знаний. Естественная при этом подмена научного понятия «тест» элементарным истолкованием смысла этого слова создает много трудностей. Но при таком толковании смысла слова «тест» под него можно подвести почти любое средство контроля, а потому, как писал Спиноза, всегда сохраняется опасность смешения определяемой вещи с какой-либо иной. На самом деле смыслы слова «тест» и научного понятия «тест» сильно различаются. Игнорирование этого момента в теории приводит к засорению понятийного аппарата науки словами обыденной речи, не имеющими заметного научного содержания. А в практике это порождает тысячи разного рода публикаций под общим именем «тест», однако это не тест. Ещё меньше уделяется внимание поиску подходящих определений педагогического теста. Ли Кронбах честно признал, что в тестовой литературе нет достаточно удовлетворительного определения теста, как педагогического, так и психологического [4, с. 62]. Психологический тест он определяет как метод систематического наблюдения за поведением личности и описания результатов с помощью числовых шкал и фиксированных оценочных градаций. В работе «Права и обязанности испытуемых» тест определён как психологический и педагогический метод, разрабатываемый и используемый профессионалами в образовательных и прочих учреждениях, используемый для оценки испытуемых. Приведём пример и сравнительно нового определения: «под тестом обычно понимается достаточно краткое, строго стандартизованное испытание, которое позволяет количественно выразить результат и, следовательно, даёт возможность осуществить его математическую обработку. На протяжении многих лет оспаривается идея теста как системы заданий возрастающей трудности. Некоторые авторы вместо системы заданий используют словосочетание «совокупность» заданий. Например, педагогический тест определяется как совокупность тестовых заданий, позволяющая по результатам их выполнения объективно измерить уровень подготовленности по конкретным разделам определенной области знаний [5, с. 67].
Предлагаемая ниже дефиниция педагогического теста прошла долгий путь многолетнего уточнения.
Педагогический тест — репрезентативная система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, специфической формы, определённого содержания, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень подготовленности испытуемых. Педагогический тест — это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения. Педагогическое тестирование — это форма контроля знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности [6, с. 135].
Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) — экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки [5, с. 68].
Термин «тест» впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)
Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д. Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов.
Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена — применение факторного анализа — сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования [7, с. 98].
Значительное распространение тестирование получило в психотехнике для профессионального отбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны 1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов.
Наибольшее развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20 миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для школ.
В специальном пособии для учителя «Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе» таких известных методистов, как И.А. Рапопорт, Р. Сельг и И. Соттер, нашли отражение вопросы конструирования тестов, их использования в учебном процессе и измерения с позиций психометрического подхода. В рамках данного подхода рассматривались тесты и в работах других отечественных методистов.
У ряда отечественных исследователей, подчеркивавших важность использования тестов для оперативного управления процессом обучения (т. е. обратной связи) и заключения о качестве подготовки учеников по иностранному языку, было несколько одностороннее понимание данного средства контроля. Так, С.К. Фоломкина делала акцент на формальной стороне тестов, причисляя к ним лишь те задания, которые «позволяют всем ученикам работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами (например: 1а, 2с, Зb и т.д.)». Однако многочисленные упражнения подобного рода встречаются в любом из действующих учебников по иностранному языку, но никто не называет их тестами. Безусловно, контроль со стороны учителя за выполнением упражнений учащимися имеет место, равно как и обучающая функция реализуется во время выполнения школьниками контрольной работы или теста. Но главное отличие теста от упражнения и контрольной работы это то, что его результаты можно измерить [7, с. 126].
В настоящее время метод тестирования нашел широкое применение в процессе обучения иностранным языкам как один из наиболее эффективных методов контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Контроль и оценка уровня владения иностранным языком являются важнейшим компонентом учебного процесса. Основная задача контроля — объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным материалом на каждом этапе становления их речевых навыков и умений, при этом объектом контроля является как языковая форма сообщения, так и его содержание.
Контроль представляет собой сложное диалектическое целое, в котором тесно переплетаются деятельность учителя и ученика.
В результате контроля учитель:
-на основе анализа и интерпретации данных контроля получает информацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных приемов обучения;
-анализирует свою деятельность и своевременно исправляет методические ошибки;
-правильно планирует процесс обучения, более целенаправленно распределяет учебное время;
-получает сведения о результатах работы класса в целом и каждого учащегося отдельно, которые могут служить основанием для индивидуализации и дифференциации обучения.
Для ученика значение контроля заключается в том, что контроль:
-стимулирует учебную деятельность;
-повышает мотивацию обучения;
-позволяет ученику корректировать свою учебную деятельность.
Таким образом, в учебно-воспитательном процессе контроль выполняет ряд функций, воздействуя и на сам процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего [8, с. 58-59].
В обучении иностранным языкам в зависимости от вида контроля (текущего, тематического, рубежного, итогового), целей контроля используются следующие формы контроля: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, взаимный — работа в парах), письменная контрольная работа, экзамен. Однако эти традиционные формы контроля результатов обучения основаны на экспертной оценке преподавателя, которая часто носит субъективный характер. Одной из форм контроля, позволяющей измерить уровень обученности, получить достоверные, надежные данные и обеспечить объективную оценку, является педагогическое тестирование [8, с. 82].
Использованию теста как средства контроля посвящены многочисленные публикации в журнале «Иностранные языки в школе».
Итак, мы видим, что тестирование начало представлять интерес для ученых только в 19 веке, следовательно, этот вопрос еще недостаточно хорошо изучен. Сама дефиниция педагогического теста прошла долгий путь многолетнего уточнения и в результате было выведено следующее определение: педагогический тест — репрезентативная система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, специфической формы, определённого содержания, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень подготовленности испытуемых. В ходе изучения тестирования, в педагогике были выделены основные его функции, взаимосвязанные между собой, а именно, диагностическая, обучающая и воспитательная. Тестирование как метод контроля имеет неоспоримые преимущества перед традиционными (классическими) видами контроля, это подтверждает факт его широкого распространения в настоящее время в процессе обучения иностранным языкам. Это можно объяснить тем, что тест является одним из наиболее эффективных методов контроля знаний, умений и навыков учащихся. Однако не стоит забывать, что не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Поэтому тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки.
1.2 Психология эффективности применения тестирования на уроках иностранного языка
Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как подтверждает многолетний опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных заданий, условно названных тестами. Не подменяя плановый контроль знаний, тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля» (Г. В. Рогова), но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущем, индивидуальной проверки.
Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.
Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой — самооценкой работы, самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников. С целью профилактики ученики записывают возможные типичные ошибки в специальные тетради, дополняя это правилами (на русском языке), разъясняющими ту или иную грамматическую структуру, и несколькими, наиболее характерными и четкими примерами на употребление её в речи [9, с. 76].
Большинство тестов имеет несколько вариантов (они помечены звездочкой). В этом случае учитель готовит (по числу учеников в группе) раздаточные карточки долговременного пользования с заданиями. При одном варианте задание диктуется или записывается на классной доске. Работу с тестом рекомендуется проводить за 10-15 минут до, конца урока. Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса/группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия — они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение; тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе [9, с. 83].
К настоящему времени в школьной практике проверки навыков учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.
Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки знаний и навыков. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний. Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с личными отношениями ученика с преподавателем, которые не всегда могут быть положительными, неуверенностью в своих силах и т. д.
Педагогический опыт показывает, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Стандартизированные тесты достижений обладают преимуществом объективности, единообразия и оперативности. Если они правильно сконструированы, то обладают и другими достоинствами, такими, как полнота охвата содержания, также для всех типов учащихся проведение правильно подобранных тестов может существенно облегчить процесс обучения, т.к. они выявляют недостатки прошлого обучения, задают направление последующего и мотивируют дальнейшие действия ученика. Побудительная сила знаний результатов неоднократно демонстрировалась психологическими экспериментами во многих типичных ситуациях обучения, с различающимися по возрасту и уровню образования учащимися. Эту точку зрения подчеркивает А. Анастази По ее мнению, эффективность такой самопроверки повышается ее оперативностью. Особенно четко это прослеживается на старшем этапе обучения.
Рассматриваемые под другим углом зрения, тесты служат средством приспособления обучения к индивидуальным потребностям. Обучение может быть наиболее эффективным тогда, когда отвечает тому уровню, на котором находится ученик. Выяснение того, что ученики уже умеют делать и что они знают о предмете, есть необходимый шаг к эффективному обучению.
Имеющийся опыт использования тестированного контроля в процессе обучения иностранному языку позволил выделить следующие положительные моменты:
1. Повысилась объективность оценки знания.
2. Резко возросла познавательная активность учащихся при изучении иностранного языка.
3. Изменилась роль преподавателя, который освободился от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и навыков и проставлением оценок.
4.Улучшилась психологическая атмосфера в группах учащихся. Возникла устойчивая обратная связь — преподаватель — учащийся — преподаватель. Учитель перестает быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием уровня знаний, умений и навыков.
5.Преподаватель полностью освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить картину успеваемости, определить, какие аспекты языка учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.
6.Возрастает количество контрольных мероприятий, что позволяет осуществить своевременную проверку знаний, умений, навыков у всей группы учащихся по большинству разделов изучаемого курса [10, с. 87-89].
Многолетние наблюдения и опросы учащихся подтверждают необходимость расширения интенсивных форм проверки, т. к. позволяют сделать вывод о том, что регулярность и основательность подготовки учащихся к каждому занятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный и всеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся в освоении изучаемого материала. А тестирование является важной частью контроля знаний, умений, навыков, позволяя в минимально короткий срок по сравнению с другими видами контроля получить полное объективное представление об уровне сформированности навыка у максимального количества учащихся. Более того, мы считаем тестирование единственной наиболее эффективной формой проверки грамматических навыков, т. к. грамматический навык является непременным компонентом различных видов речевой деятельности и часто, концентрируясь на лексическом аспекте аудирования, говорения или письма, учащийся уделяет недостаточное внимание грамматике, а тестирование способствует абстрагированию именно грамматического аспекта языка, если мы имеем дело с грамматическими тестами.
Таким образом, эффективность применения тестирования на уроках иностранного языка достаточно велика и тест может с успехом применяться для текущей проверки знаний, умений и навыков. Тестирование позволяет эффективно и экономично распределять время как на уроке (тест занимает незначительную часть урока, в сравнении с традиционными формами контроля), так и для проверки работ учителем: оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний, что в свою очередь повысит уровень подготовки к урокам, улучшит общий уровень знаний в группе, мотивирует учащихся, заинтересованных в хороших результатах своей учебной деятельности.
1.3 Классификация тестов по иностранному языку
С развитием и популяризацией тестирования как формы контроля исследуются возможности различных видов тестов. При существующем разнообразии тестов возникает необходимость в их систематизации, то есть созданию классификации тестов, позволяющей по одному из критериев выбрать вид теста, наиболее соответствующий цели и условиям проведения тестирования.
Основные подходы к классификации тестов были рассмотрены в работах таких западных исследователей, как L.Charles Alderson, Llyle F.Bachman, Annie Brown, Paul Mc Cann, Caroline Clapham, Alan Davies, Cathie Elder, Michel Harris, Robert Lado, Tim Mc Namara, Dianne Wall и др.
Наиболее четкую, однако не полную, с указанием только наиболее часто используемых тестов, классификацию дает T.McNamara, который выделяет два принципа, в соответствии с которыми разделяет все тесты:
-по методу проведения;
-по целенаправленности.
В соответствии с первым принципом тесты делятся на:
-тесты, которые выявляют знания в отдельных сферах языка (грамматике, лексике и т.д.);
-тесты выполнения, основывающиеся на процессе коммуникации.
Второй принцип разделяет:
-тесты (учебных) достижений, направленные на определение прогресса учащегося в конце определенного этапа обучения (семестр, учебный год, учебник и т.д.);
-тесты общего владения иностранным языком, выявляющие потенциа……..
Список использованных источников
1 Коккота, В.А. Лингводидактическое тестирование / А.В. Кокотта. — М.: Приор, 1989. — 265 с.
2 Раппопорт, И.А. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе: пособие для учителей / И.А. Раппопорт, Р. Сельг, И. Соттер; под ред. И. А. Раппопорт. — М.: Таллин, 1987. — 350 с.
3 Конышева, А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку: пособие для учителей / А.В. Конышева. — Спб.: Каро, 2004. — 150 с.
4 Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 1991. — 287с.
5 Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.А. Соловова. -М.: Астрель: Полиграфиздат, 2010. — 312 с.
6 Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е.А. Маслыко [и др.]. — Мн.: Вышейшая школа, 1992. — 90 с.
7 Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика / А.Н. Щукин. — М.: Просвещение, 2004. — 230 с.
8 Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков / М.В. Ляховицкий. — М.: Высшая школа, 1981. — 192 с.
9 Macлыко, E.A. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е.А.Macлыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько. — Минск: Вышэйшая школа, 2000. — 340 с.
10 Банкевич, JI.В. Тестирование лексики иностранного языка: учебное пособие / Л. В. Банкевич. — М.: Высшая школа, 1981. — 250 с.
11 Фоломкина, С.К. Тестирование в обучении иностранному языку: иностранные языки в школе / С.К. Фоломкина. — М.: Наука, 1986. — 280 с.
12 Петращук, О.П. Тестовый контроль в обучении иностранным языкам с позиций разных научных подходов: иностранные языки в средних учебных заведениях / О.П. Петращук. — Мн.: Вышейшая школа, 2003. — 232 с.
13 Петращук, О.П. Функции учителя в реализации тестового контроля в средней школе: справочное пособие для учителей / О.П. Петращук. — Мн.: Вышейшая школа, 2001. — 160 с.
14 Розенкранц, М.В. Использование тестовой методики при обучении чтению текстов различных функциональных стилей в старших классах: книга для учителя: из опыта работы / М.В. Розенкранц; под ред. В.А. Слободчикова. — М.: Просвещение, 1986. — 342 с.
15 Симкин, В.П. Осторожно — тест: иностранные языки в школе / В.П. Симкин. — СПб.,1996. — 140 с.
16 Поляков, О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обучения школьников по иностранному языку / О.Г. Поляков. — М.: Приор, 2004. — 180 с.
17 Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. — М.: Академия, 2005. — 288 с.
18 Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
19 Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. — М.: Москва, 1991. — 415 с.
20 Коккота, В.А. Контроль речевых умений в обучении иностранным языкам / В.А. Коккота. — М.: Приор, 1970. — 378 с.
21 Королева, О.Л. Использование тестирования в старших классах. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: книга для учителя: из опыта работы / О.Л. Королева; под ред. В.А. Слободчикова. — М.: Просвещение, 1986. — 377 с.
22 Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования / А.Н. Майоров. — М.: Интеллект-Центр, 2002. — 290 с.
23 Поломкина, С.К. Тестирование в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе / С.К. Поломкина. — М.: СПб., 1986. — №2.
24 Миньяр-Белоручев, Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе / Р.К. Миньяр-Белоручев. — М.: Спб., 1984. — №6.
25 Нейман, Ю.М. Педагогическое тестирование как измерение. Учебное пособие: в 2 кн. Кн. 1 / Ю.М. Нейман. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002. — 423 с.
26 Володин, Н.В. К методике составления тестов. Иностранные языки в школе / Н.В. Володин. — М.: Спб., 1972. — №1.
27 Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. — М.: Москва, 1969. — 342 с.
28 Цатурова, И.А. Функции теста как средства контроля. Проблема контроля при обучении иностранным языкам / И.А. Цатурова. — М.: Саратов, 1984. — 284 с.
29 Широков, Е.Д. Рациональный контроль знаний, умений и навыков на уроках немецкого языка / Е.Д. Широков. — М.: ВЛАДОС, 1971. — 366 с.
30 Слободчиков, В.А. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе / В.А. Слободчиков. — М.: Просвещение, 1986. — 358 с.
31 Рапопорт, И.А. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников / И.А. Рапопорт. — М.: Таллин, 1972. — 286 с.
32 Лещенко, Т.В., Сацук, А.П. Условия эффективности тестового контроля. Актуальные вопросы германской филологии и преподавания иностранных языков: материалы V республиканской научно-практической конференции / Т.В. Лещенко, А.П. Сацук. — Брест, 2006. — 212 с.
33 Жук, О.Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов / О.Л. Жук. — Мн.: РИВШ, 2005. — 322с.
34 Тарашкевич, Е.И. Тестирование в обучении иностранному языку. Современные тенденции в романно-германской филологии в методике преподавания иностранных языков: материалы VI республиканской научно — практической конференции / Е.А. Тарашкевич. БрГУ, факультет иностранных языков. — Брест, 2002. — 423 с.
35 Петращук, О.П. Тестовый контроль в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе: монография / О.П. Петращук. — Мн.: КДЛУ, 1999. — 261 с.
36 Аванесов, В. И. Основы научной организации педагогического контроля в школе / В.И. Аванесов. — М.: Исследовательский центр. — 258 с.
37 Балыхина, Т. М. Тестирование и будущее образования в России. Образование сегодня / Т.М. Балыхина. — Мн.: РИВШ, 2006 — №1.
38 Хорева, Р. Н., Адонина, М. М., Россинская, И. А. Роль контролирующих программ в решении дидактических и воспитательных задач. Проблема контроля при обучении иностранным языкам / Р.Н. Хорева, М.М. Адонина, И.А. Россинская. — М.: Саратов, 1984. — 278 с.
39 Цатурова, И. А. Функции теста как средство контроля. Проблема контроля при обучении иностранным языкам / И.А. Цатунова. — Мн.: Саратов, 2007 — 319 с.
40 Штульман, Э. А. Тесты, требования к ним и их классификация. Тестирование при обучении иностранного языка / Э.А. Штульман; под ред. П. А. Баскутиса. — М.: Воронеж. 1972. — 421 с.
41 Кадневский, В.М. История тестов / В.М. Кадневский. — М.: Народное образование, 2004. — 326.
42 Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие / М.Б. Челышкова. — М.: Логос, 2002. — 252 с.