Содержание
Введение3
1. Общее понятие тестирование как метода научного исследования5
2. Тестирование как метод научного исследования в сфере физкультуры и спорта10
2.1. Исторические сведения о теории тестирования двигательных способностей10
2.2. Тестирование в спорте16
2.3. Сущность и содержание тестов17
2.4. Классификация тестов22
2.5. Задачи тестирования22
Заключение24
Список источников литературы25
Выдержка из текста работы
Тестирование.Тестирование англ. test — испытание, проверка -эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологическихисследованиях, а также метод измерения иоценки различных психологических качеств и состояний индивида.Возникновениетестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления сравнения, дифференциации и ранжиования индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.Основоположникитестирования — Ф.Гальтон, Ч.Спирман,Дж.Каттел, А.Бине, Т.Симон. Сам термин умственный тест придумалКеттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массовогоприменения тестов на практике связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием тест Бине-Симона .Широкомураспространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод.
Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной цельюисследования обеспечивают возможностьполучения количественной оценки наоснове квантификации качественных параметров личности и удобствоматематической обработки являютсяотносительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц способствуют об ективности оценок, не зависящих от суб ективных установок лица,проводящего исследование обеспечивают сопоставимость информации, полученнойразными исследователями на разных испытуемых.Тестыпредъявляют требования -строгая формализация всех этапов тестирования стандартизация заданий и условий их выполнения квантификация полученных результатов иих структурирование по заданной программе интерпретации результатов на основепредварительно полученного распределения по изучаемому признаку.Каждыйтест, соответствующий критериямнадежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты 1 стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,2 ключ шкалирования — соотнесение пунктов заданий сошкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкалеотносится,3 кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вноситв шкалу тот или иной вариант ответа,4 ключинтерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, скоторыми соотносится полученыный результат.Традиционнонормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результатепредварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь неодходимо учитывать, что переноситьинтерпретацию плученых результатов можнотолько на те группы испытуемых, которыепо своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.Дляпреодоления основного недостатка большинства тестов применяются различныеприемы 1 увеличение базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности по большемучислу параметров,2 введение поправочных коэффициетнов с учетом характеристик выборки,3 введениев практику тестирования невербальногоспособа предъявления материала.
Тестсостоит из двух частей а стимулирующего материала задача, инструкция или вопрос б указаний относительно регистрации или интнграции полученых ответов.Типичнаядля тестов стандартизация ситуацииобеспечивает им в отличие от свободного наблюдения поведения большуюю объективность результатов.Тестыклассифицируются по разным признакам.Повиду свойств личности они делятся натесты достижений и личностные.
К первымотносятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты.
Ко вторым — тесты на установки,на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационныетесты.
Однако не все тесты например, тесты развития, графические тесты можно упорядочить по данному признаку.
По виду инструкции и способу примененияразличаются индивидуальные и групповыетесты.
При групповом тестировании одновременно обследуется группаиспытуемых.Если в тестах уровнявременных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В зависимости от того, насколько в результате тестированияпроявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.Кобъективным относятся большинство тестов достижений ипсихофизиологические тесты, к субъективным — проективные тесты.
Это делениев определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того,знают или не знают испытуемые значение и цель теста.Дляпроективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован одействительной цели исследования.
При выполнениис заданий проективных тестов не существует правильных ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаютсятесты вербальные и невербальные.Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным — тест, требующий в качестве ответа определенных действий.Поформальной структуре различаются тесты простые,т.е. элементарные,результатом которых может бытьединственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка.
При этом могутвысчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей,графическое изображение результатов по каждому подтесту — тестовымпрофилем.Нередко к тестам относят опросники, удовлетворяющие ряду требований, предъявляемых обычно кданному методу сбора психологической или социологической информации.Впоследнее время все большее распространение получают критериально-ориентированныетесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении сосреднестатичтияескими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме.
Критерием оценки в таких тестах является степеньприближения результата тестирования индивида к так называемой идеальной норме .Разработкатеста состоит из четырех этапов На первомэтапе развивается исходнаяконцепция с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер — навтором — производится отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением кокончательному виду, осуществляетсяодновременно оценка по качественнымкритериям надежности и валидности — натретьем этапе тест проверяется повторно на той же самой популяции — начетвертом — калибруется по отношению к возрасту, уровню образования идругим признакам популяции.На всехэтапах разработки теста необходимо учитывать а диагностируемое свойство личности размер, положение, индикатор или только наблюдаемые его пpоявления напpимеp, способности, уpовень знаний, темпеpамент, интеpесы, установки б связанную с этим валидизацию метода , т.е. опpеделение того, насколько онизмеpяет тpебуемое свойство в величину выбоpки из популяции, на котоpой должна пpоводиться оценка метода г стимулиpующийматеpиал таблички, изобpажения,игpушки, фильмы д влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования, постановки задач,pазъяснений, ответов на вопpосы е условияситуации ж такие фоpмыповедения испытуеого, котоpые свидетельствуют об измеpяемом свойстве з шкалиpованиеpелевантных фоpм поведения и сведениеpезультатов по отдельным измеpяемым пунктам в общие значения напpимеp, суммиpование ответов типа Да к фоpмулиpовкуpезультатов в ноpмиpованной шкале оценок.Однимиз вариантов теста может быть опросник, но при условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам.
Опросник — этосборник вопросов, которые выбираются и располагаются по отношению друг к другув соответствии с требуемым содержанием.
Опросники используются, например, в целях психодиагностики, когда отиспытуемого требуется самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д. Приэтом испытуемый, отвечаяя на вопросы, выражает свои положительные и отрицательные предпочтения.
С помощью опросников можно измерять у испытуемых и оценки ими других людей.
Задание обычно выступает, как прямая реакцияна вопросы, на которые надо ответить путем сожаления илиопровержения.Возможности для ответа в большинстве случаев заданы и требуютлишь отметки в виде крестика, крижочка и т.п. Недостаток опросника состоит втом, что испытуемый может симулировать или диссимулировать те или иные свойства личности.
Преодолетьуказанный недостаток хотя и не полностью исследователь может посредством контрольных вопросов, контрольных шкал, шкал лжи . Опросники применяются преимущественно для диагностики характера, диагностикиличности например, экстроверсии — интроверсии, интересов, установок, мотивов .Диагностикаличности — совокупность методов, позволяющих распознать ее внеинтеллектуальные свойства, носящие характер относительно устойчивых диспозиций.
Для таких свойств личности, как экстраверсия — интроверсия, доминирующий мотив,заторможенность, возбудимость, ригидность, разработан ряд диагностических методов опросники ипроективные тесты , с помощью которых можно определить выраженность этих свойств.При конструированиитаких методов, как правило, пользуются факторным анализом Г. Айзенк, Дж.Каттел, Дж. Гилфорд и конструктивной валидизацией.
На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанныесоциологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах.Использованнаялитература 1.Соц.справочник,Киев,1990.2.Соц.словарь , Минск,1991.3.Фонд времени и мероприятия в соц.сфере,М Наука,1989.