Содержание
Содержание
Введение
1. Территориальные основы местного самоуправления
2. Особенности осуществления местного самоуправления
на некоторых территориях РФ
3. Институциональный статус муниципального образования (организационно-правовые аспекты)
Заключение
Список использованных источников и литературы
Выдержка из текста работы
Глава 3. Направления совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации и практики его применения
Заключение
Список использованных источников и литературы
территориальный местный самоуправление административный
Введение
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
Территорию муниципального образования составляют земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Территории муниципальных образований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (ч.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В данных источниках законодатель исключает существование каких-либо поселений без местного самоуправления, доводит необходимость его существования до низовых поселенческих звеньев — сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований. Конституция Российской Федерации допускает изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, с учетом мнения населения соответствующих территорий. Здесь определены общие подходы к формированию территориальных границ местного самоуправления.
Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введена двухуровневая структура территориальной организации местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации.
Как известно, в настоящее время в субъектах Российской Федерации сложились три основные схемы территориальной организации местного самоуправления. В 2001 году в 47 субъектах Российской Федерации местное самоуправление осуществлялось в пределах административно-территориальных границ крупных городов и районов. В 22 субъектах Российской Федерации местное самоуправление осуществлялось на двух уровнях: на уровне крупных городов и районов (второй уровень) и на уровне сельских округов и поселков (первый уровень). В 8 субъектах Российской Федерации местное самоуправление осуществлялось в границах сельских округов и поселков. В остальных 12 субъектах Российской Федерации либо отсутствовали местные органы власти, либо осуществлялось «квазиместное самоуправление» в виде территориального общественного самоуправления в границах городских и сельских населенных пунктов, части городов, а также в виде государственного управления на местном уровне с участием выборных представительных органов.
Объект работы — субъекты Российской Федерации.
Предмет работы — законодательство об административно-территориальном устройстве.
Цель работы — исследование территориальных основ местного самоуправления.
Задачи:
) изучить проблемы федерального законодательства об административно-территориальном устройстве российских субъектов;
) рассмотреть критерии для определения границ муниципальных образований;
) раскрыть понятие и виды муниципальных образований;
) выявить современное административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации;
) рассмотреть установление и изменение границ муниципальных образований;
) изучить направления совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации об административно-территориальном устройстве.
Глава 1. Развитие законодательства Российской Федерации об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации
1.1 Проблемы развития федерального законодательства об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации
В развитии законодательства Российской Федерации, на основе которого складывалось существующее административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации, можно выделить два основных этапа, разделенных датой вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации.
Начиная с 1924 года органами государственной власти РСФСР было принято более десяти законодательных актов, специально посвященных регулированию отдельных вопросов административно-территориального устройства краев, областей, автономных республик в составе РСФСР. 17 августа 1982 года Президиумом Верховного Совета РСФСР был утвержден нормативный правовой акт, комплексно регулирующий основные сферы отношений в области административно-территориального устройства, — Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, определившее критерии и порядок отнесения территорий к соответствующим категориям административно-территориальных единиц, порядок установления и изменения границ, присвоения наименований и переименования административно-территориальных единиц, учета и регистрации административно-территориальных единиц [11, C.233].
С принятием новой Конституции Российской Федерации многие нормы указанного Положения вступили в противоречие с ней. В частности, реализованный в Положении дифференцированный подход к определению прав в области регулирования административно-территориального устройства, принадлежащих краям, областям, автономным краям, с одной стороны, и автономным республикам — с другой, противоречит конституционному принципу равноправия субъектов Российской Федерации. Необходимость существенной модернизации подходов к регулированию административно-территориального устройства обусловили и конституционные положения о местном самоуправлении, его территориальной организации.
К сожалению, после принятия Конституции Российской Федерации развитие федерального законотворчества не пошло по пути издания федерального закона, комплексно регулирующего общие принципы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что одной из причин этого стало содержащееся в самой Конституции Российской Федерации определение организации публичной власти как предмета правового регулирования: собственно территориальная составляющая данной организации поглощена в нем общей формулировкой конституционной нормы, относящей к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п."н" ч.1 ст.72). Отсутствие в Конституции Российской Федерации, в частности, в статьях 71 и 72, определяющих предметы ведения Российской Федерации, совестного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, упоминания об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации явилось поводом для рассмотрения, как в юридической литературе, так и в практике правового регулирования данной сферы государственно-правовых отношений в качестве предмета исключительного ведения субъектов Российской Федерации [11, C.236].
О необоснованности данного подхода уже говорилось выше. Положение пункта "н" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации не исключает, а, наоборот, предполагает отнесение административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку территориальная основа является важнейшей составляющей организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Указанная позиция вполне правомерна, так как в соответствии с административно-территориальным устройством субъектов Российской Федерации организуется деятельность не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления.