Содержание
Введение;стр. 3
Вопрос 1: Возникновение теории разделения властей;стр. 5
Вопрос 2: Теория и практика разделения властей в странах запада;стр. 14
Вопрос 3: Принцип разделения властей в современной российской
государственно-правовой действительности;
стр. 19
Заключение;стр. 26
Литература.стр. 28
Выдержка из текста работы
Актуальность настоящей работы состоит в том, что сегодня практически всеми уже признано, что разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ. Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. Недаром же в конституциях всех стран, даже тех, в которых и теоретически не признается разделение власти (Великобритания и некоторые страны Британского содружества), оно фактически существует. Разделены и самостоятельно функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти. В подавляющем большинстве государств предусмотрены также меры, которые позволяют органам одной ветви государственной власти, прежде всего законодательной и исполнительной, сдерживать органы другой власти с тем, чтобы она ограничивалась собственными полномочиями и, в конечном счете, не нарушались бы полномочия каждого органа власти.
При этом, конечно, следует учитывать, что соотношение между полномочиями органов всех ветвей государственной власти устанавливаются в конституциях и иных основных законах каждого государства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии и народоправства.
Однако на практике иногда приходится встречаться с такими перекосами в разграничении полномочий органов государственной власти, которые приводят в итоге к безвластию некоторых властных структур. Естественно, что такого рода усиление органов одной ветви государственной власти за счет органов, принадлежащих к другой ее ветви, чаще всего наносит серьезный ущерб всей системе демократического правления, противоречит основам народовластия и в результате неизбежно приводит к конфликтам между государственными органами и между ними и избирателями.
Цель исследования состоит в рассмотрении теории разделения властей и ее реализация в Российской Федерации.
В соответствии с целью выполнения данной работы основные задачи комплексной разработки темы сводятся к тому, чтобы:
— Проанализировать возникновение и развитие принципа разделения власти;
— Исследовать основные принципы разделения власти;
— Раскрыть разделение власти в России;
— Рассмотреть разделение властей на уровне субъектов Федерации.
Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующее разделение власти в РФ. Объект исследования составляют правоотношения принципов разделения власти в Конституции РФ.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Обусловленная целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Теория разделения власти
1.1. Возникновение и развитие принципа разделения власти
Разделение власти – одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
«Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом – экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)».
Таким образом понятие «разделение власти» достаточно широкое и не отделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.
Развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:
— происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей иде…….
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно — правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Литература
2. Авдеев Д.А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 9. С. 14 — 18.
3. Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
4. Болдырев С.Н. Технико-юридические основы деполитизации судебной власти в системе разделения властей // Общество и право. 2010. N 2.
5. Бурмистров А.С. Конституционные (уставные) суды в системе разделения властей и основания отнесения их к контрольной власти // Российская юстиция. 2011. N 5. С. 39 — 42.
6. Витченко А.М. Теоретические проблемы исследования государственной власти. Саратов, 1982.
7. Гончаров В.В. О роли регионального конституционного правосудия в укреплении исполнительной вертикали власти и преодолении центробежных тенденций в государственном управлении // Российский судья. 2010. N 2.
8. Гончаров В.В., Жилин С.М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в Российской Федерации // Современное право. 2010. N 2. С. 29 — 33.
9. Ишеков К.А. Некоторые направления парламентского контроля: уровень субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 5. С. 60 — 63.
10. Ишеков К.А. Развитие системы разделения властей в субъектах Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 12.
11. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 1. М., 2004.
12. Макоев А.В., Хамуков А.В. Институт парламентского контроля над исполнительной властью в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 5.
13. Мальцев И.А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 4. С. 18 — 21.
14. Монтескье Ш.Л. О Духе законов // Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 2002.
15. Политология / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2007.
16. Романцова О. В. Понятие и признаки государственной власти // Юридический мир. 2006. N 11.
17. Хугаева Р.Г. Ответственность высших органов государственной власти и разделение властей // Общество и право. 2010. N 3. С. 67 — 71.
18. Цалиев А.М. Судебная власть в системе разделения властей субъекта Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 2.
3. Материалы судебной практики
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного Закона Читинской области» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 7. Ст. 700.
20. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрука по делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного Закона Читинской области к Постановлению Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного Закона Читинской области» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 7. Ст. 700.