Содержание
Введение _________________________________________________________3
Теория разделения властей Джона Локка ______________________________5
Теория разделения властей Шарля Луи Монтескье _____________________13
Заключение ______________________________________________________21
Список использованной литературы _________________________________23
Выдержка из текста работы
Тема «Теория разделения властей» является весьма актуальной на сегодняшний день, поскольку оптимизация данной системы — «прямой путь» к эффективности государственного управления в целом.
Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.
В современном мире разделение властей — характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей — итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые «ветви власти» — законодательная, исполнительная и судебная — могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».
Основной мировой тенденцией конца 21 века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса о реализации принципа разделения властей в современной России.
Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказавших огромное влияние на формирование в России гражданского общества со сбалансированным взаимодействием всех уровней власти.
Актуальность данной темы обоснована там, что теория разделения властей является основополагающим принципом функционирования современного государства РФ. Руководствуясь положениями данной теории, зафиксированными в Конституции РФ, государство осуществляет все присущие ему функции и взаимодействует с обществом в целом.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:
1. Раскрыть понятие принципа разделения властей на основе различных теоретических подходов к этому вопросу;
2. Проанализировать правовой опыт реализации принципа разделения властей в современных российских условиях;
3. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.
В данной курсовой работе используются следующие универсальные и специальные юридические методы исследования:
— логический;
— сравнительно-исторический;
— историко-реконструктивный.
Логический метод позволяет исследовать внутренние закономерности складывания модели правового государства и теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях мышления.
Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические черты принципа разделения властей в процессе его реализации в обществах с различными традициями.
Историко-реконструктивный метод способствует через движение от настоящего к прошлому, от следствия к причине рассмотреть и проанализировать различные стадии эволюции взглядов на роль и место государства в жизни общества, позволяет понять закономерность существующих в настоящее время принципов правовых взаимоотношений между гражданами.
Возникновение и развитие теории разделения властей
Основной смысл данной политической концепции состоит в предотвращении или сведении до минимума возможности злоупотребления властью путем ее сосредоточения в одних руках. Средством для этого служит установление в государстве такого отношения различных властей между собой, при котором они могли бы сдерживать друг друга, не допуская перевеса одной из них. Данная система сдержек и противовесов предполагает четкое правовое определение компетенции и функций трех основных видов власти — законодательной, исполнительной и судебной, характера их отношений с обществом и между собой. В соответствии с тем, как осуществляется распределение полномочий трех ветвей власти в основном законодательстве, можно выделить три основные формы правления правового государства — конституционная монархия, президентская республика и парламентская республика. Реализация принципа разделения властей (наряду с принципом народного суверенитета) означала решающий шаг при переходе от государственности старого порядка (абсолютизма) к правовому (конституционному) государству нового времени.
Разделение властей — это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права стал зарождаться с древнейших времён. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и Афинской и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках.
Так в Греции существовало несколько политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточения власти в одних руках.
В Римской республике положение было очень схоже с Афинской. Главным государственным органом в Риме был сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Ко всему прочему из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д.). Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.
В полной мере принцип разделения властей был впервые реализован в Соединенных Штатах Америки, после принятия конституции 1787 года.
Так впервые за всю историю человечества теория разделения властей, которая долгое время развивалась в Европе, была осуществлена на другом континенте. В так называемом «Новом свете» появилось «новое» по своей сути государство.
Помимо просто объективных исторических процессов, которые вели народы к реализации принципов демократического, правового государства, существовали также и теоретические учения о том, каким должно быть государство, как оно должно строиться и как управляться. Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства.
В своей книге «Политика» Аристотель (389-328 гг. до н.э.) писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя». А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: «Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно…». Цицерон говорил о государстве как о правовом общение об общем порядке.
Первой научной работой, в которой говорилось о разделении властей можно считать работу Дж. Локка (1632-1704). Локк в своих взглядах во многом придерживался позиции Гоббса, сторонника теории общественного договора. Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным правительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха.
Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Еще в 1721 году в своих «Персидских письмах» он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш.-Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд «О духе законов» (работа над которым шла около 20 лет), в которой помимо критики абсолютизма он противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей.
Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. «Что бы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одних руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть).
Многие положения, закрепленные Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день.
Среди этих актов особое место занимают два: Декларация прав независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. И Французская декларация прав человека (1789 г.).
Теория разделения властей возникает и начитает «материализоваться» лишь на той стадии развития общества и государства, Когда созревают все необходимые предпосылки для Активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.
В современных государствах: конституционных монархиях, парламентских, президентских, смешанных республиках — именно принцип разделения властей указывает на место субъектов правотворчества. Соответственно, основным субъектами правотворчества являются парламент, президент, правительство, министерства и ведомства. Каждый из этих органов в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты. Каждый орган как субъект правотворчества обладает правотворческой правосубъектностью и вступает в правотворческие правоотношения.
Понятие принципа разделения властей — одного из основных принципов конституционного строя РФ
Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов страны как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Власть негативно влияет людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый тяжелый вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов власти, так как над ними непросто учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса. В ином случае они автоматом утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов двухуровневая, разделена на федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации.
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.
Статья 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закрепляет такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.
Выше было отмечено, что принцип разделения властей понимается разнопланово и многоаспектно. Современное его понимание сводится к функциональному аспекту, но этот функциональный аспект отнюдь не лишает принцип разделения властей его главной сущностной политической составляющей. Принцип разделения властей касается именно политического аспекта, а не административного распределения функций с целью рационализации управленческой деятельности государства. Назначение принципа разделения властей не столько в рационализации, сколько в предотвращении узурпации власти в одних руках (так этот принцип понимался в период борьбы с абсолютизмом) или в создании надлежащих механизмов разрешения политических конфликтов между различными политическими силами в условиях уже относительно устоявшегося демократического режима.
Таким образом, не любое распределение функций внутри государственного аппарата имеет отношение к принципу разделения властей, и в первую очередь это касается т.н. распределения функций без проведения начала специализации, где распределение преследует чисто административные, но не политические цели. Выводы ряда современных авторов о том, что и здесь при широком понимании следует говорить о разделении властей, признаются в этой связи малоубедительными.
Принцип разделения властей выступает юридической формой государственного властвования, реализуемой посредством выявления, формирования и утверждения в виде общеобязательных правил воли народа, законодательная деятельность характеризуется определенными формами участия в ней органов всех ветвей государственной власти.
Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.
Народ реализует свое право выбора и на его основании передает власть своим представителям — народным депутатам.
Верховенство законодательной власти не означает полновластия законодательных органов. Сущностные ограничения власти основаны ее зависимости от воли избирателей. Политико-юридические ограничения исполнительной власти связаны с необходимостью соответствия закона Конституции и юридическим реалиям. Ее функции — законодательная, финансовая, распорядительная и контролирующая.
Законодательная власть реализуется избираемым парламентом — высшим представительным органом государства.
В структуру Парламента входят две палаты: верхняя и нижняя. Депутаты верхней палаты имеют более длительный срок полномочий и более высокий возрастной ценз. Верхняя палата обновляется реже и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Порядок работы парламента определяет его регламент. В нем закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.
Исполнительная власть носит вторичный по отношению к законодательной и подзаконный характер.
Универсальный характер исполнительной власти выражается в том, что эта ветвь власти действует на всей территории государства. Исполнительная власть, опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы. В распоряжении исполнительной власти находятся чиновники, армия, администрация, судья, органы безопасности, милиция.
Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Высшим судебным органом, рассматривающим гражданские, уголовные и административные вопросы, является Верховный Суд. Экономические споры рассматриваются в Высшем Арбитражном Суде.
Особое место в системе ветвей власти Российской Федерации занимает институт Президентства.
Согласно Конституции Президент является главой государства. Согласно со своими полномочиями Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента РФ, назначает выборы Государственной Думы, референдум. Кроме того, Президент выполняет функции, которые в основном являются исполнительно-распорядительными.
Но Президент в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и Федеральными законами (его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам).
Во взаимоотношении с судебной властью это проявляется в том, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должность судей Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда.. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.
В отношении с законодательной властью доминирование проявляется в том, что Президент обладает действенными рычагами управления:
— право роспуска Государственной Думы;
— право назначения выборов в Государственную Думу;
— право на внесение законопроектов в Государственную Думу;
— право «вето» на принимаемые законы.
Традиционной является классификация полномочий (компетенции) Президента РФ по различным сферам осуществления его деятельности. При этом отдельные ученые — государствоведы выделяют различное число групп полномочий Президента. Так, С.А. Авакьян выделяет пять их основных групп:
в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц;
в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами;
в области внешней политики;
в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране;
в области обеспечения конституционного статуса личности.
Следует подчеркнуть, что исследование избранной темы тесно связано с выявлением специфической роли Президента Российской Федерации как главы государства, анализом характера его взаимоотношений со всеми ветвями власти, в особенности с законодательной властью, парламентом.
Специалисты, исследующие проблему разделения властей, отмечают разные стороны этого сложного политико-правового явления. В частности, различные специфические моменты принципа разделения властей выделяют А.А. Мишин, Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин, Б.А. Страшун, Л.М. Энтин, Ю.А. Дмитриев.
Например, Б.Н. Топорнин полагает: «Принцип разделения властей — это в первую очередь учение о распределении функций и полномочий между тремя властями — законодательной, исполнительной и судебной». Он подчеркивает, что с помощью этого принципа можно предотвратить установление авторитаризма и диктаторского режима в обществе, создать систему «сдержек и противовесов» и т.д.
В демократическом правовом государстве каждая из ветвей власти выполняет свои функции, обладая в очерченном для нее конституционно-правовом пространстве собственными предметами ведения и конкретным объемом полномочий. Это, однако, не исключает существования пересекающихся сфер общественных отношений, где все три ветви власти, действуя на основе универсального по своему значению конституционного принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), в то же время тесно взаимодействуют в рамках строго отведенных им полномочий для достижения единых конституционно значимых целей.
Система «сдержек и противовесов» как непосредственное проявление разделения властей
Лишь одно системы разделения властей еще не достаточно для обеспечения суверенитета народа — необходимы соответствующие механизмы взаимодействия и сбалансирования, система сдержек и противовесов. В демократическом обществе каждая из ветвей власти наделена полномочиями, но и каждая из них уравновешивает одна другую, не позволяя ни одной из них занять господствующее положение в обществе, что и являться одним из важнейших механизмов сбалансирования ветвей власти. Не менее значимым является наличие независимого контроля за деятельностью государственных властных структур, осуществляющего не только «сверху», но постоянно и эффективно «снизу». К этим механизмам относятся также императивный мандат избранников народа, которые непосредственно подотчетны своим избирателям, имеющих право отозвать их. Деятельность правительства и представительных органов уравновешивается также соревновательными методами, что регулируется правилами соревнования. Это также балансируется наличием многих партий, призванных выражать разные интересы и взгляды. Важное значение имеет Конституция, узаконивающая государственные интересы и гарантирующая обеспечение реализации их властных полномочий.
Под системой «сдержек и противовесов» следует понимать разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль.
Сегодня признано, что разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ. Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. Недаром же в конституциях всех стран, даже тех, в которых и теоретически не признается разделения власти (Великобритания и некоторые страны Британского содружества), оно фактически существует. Разделены и самостоятельно функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти. В подавляющем большинстве государств предусмотрены также меры, которые позволяют органам одной ветви государственной власти, прежде всего законодательной и исполнительной, сдерживать органы другой власти с тем, чтобы она ограничивалась собственными полномочиями и, в конечном счете, не нарушались бы полномочия каждого органа власти.
Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти.
Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивает организацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счетная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти.
Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным, Высшим, Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главной государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Правительство Российской Федерации (в его состав входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры) осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводит единую государственную политику в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, а также внешнюю политику, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны.
Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Он наделен правом определять состав Правительства (включая председателя), назначать и смещать его членов. Государственная Дума может согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Председатель Правительства вправе предлагать Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, также он может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125).
Система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со ст. 10 Конституции РФ.
Заключение
власть разделение конституционный принцип
Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л. Монтескье и впоследствии получил признание во многих государствах. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведен в Конституции США 1787 года. В Советском государстве принцип разделения властей отвергался как «буржуазный» и неприемлемый, было закреплено всевластие Советов.
Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменены в Конституции СССР и РСФСР, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и закреплен в союзной и российской конституциях, введены посты Президентов СССР и РСФСР.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточенной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признается принцип разделения властей.
Принцип разделения властей имеет особое значение для становления демократического общества. Он выражает разделение зон ответственности между государственными органами, рассредоточеностью государственной власти, предупреждающей ее превращение в авторитарную или тоталитарную власть. Этот принцип предполагает, что все три власти имеют равный вес в политической системе государства и служат уравновешивающим механизмом друг для друга.
Принцип разделения властей проведен во всех демократических странах. В то же время в ходе исторического развития этого принципа потребовалось внесение в него корректировок и уточнений, касательно двух моментов: единства и целостности государственной власти и усложненным характером деятельности исполнительных органов. И не смотря на все проблемы становления и не соответствия принципа разделения властей своим историческим нормам, он является неотъемлемой частью современного демократического государства.
Таким образом, изучение проблем, связанных с реализацией конституционного принципа разделения властей в законодательном процессе, имеет не только научное, но и важное практическое значение.
Заканчивая рассмотрение принципа разделения властей, следует подытожить некоторые выводы, непосредственно касающиеся влияния этого принципа на процессы правообразования в России: рассмотрение характера распределения функций Российского государства в ходе его эволюционного развития не позволяет сделать вывод о каком-либо устойчивом характере этого распределения. Распределение это в значительной мере имело случайный характер и определялось потребностями конкретной ситуации. В свою очередь, это привело к слабой выраженности, какой-либо логической институционализации государственного аппарата и преобладанию личностного принципа над принципом учреждения в определении его структуры. Преобладание личностных черт над логикой института рассматривается нами как важнейший фактор правообразования.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской федерации в ред. от 30 декабря 2008 г.
2. Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. 2009. N 1.
3. Шувалов И.И. Юридический аспект теории разделения властей Конституционное и муниципальное право, 2005, N 3
4. Азаркин Н.М. Учение Монтескье о разделении властей//Правоведение, 1992, № 1, с. 56-62.
5. Прозорова Н.С. Теория «разделения властей» и современное государство. — Государство и право, 2004, № 9, с. 97.
6. Агабеков Г.Б. Концепция разделения властей: история и современность.
7. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации.
8. Авакьян С.А. Конституционное право России. — М., 2011 г., 96 с.
9. Топорнин Б.Н. Европейское право. — М.: Юристъ, 2007. — c. 11.
10. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в аппарате государственного управления. — М., 2009.
11. Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права// Правоведение. 2010, № 2, c. 32-53.
12. Марченко М.Н. Является ли судебная практика источником российского права? //Журнал российского права. 2008 с. 38.
13. Прозорова Н.С. Теория «разделения властей» и современное государство.//Государство и право, 2010, №9, с. 97.
14. Медушевский А.Н. Идея разделения властей // Вестник Российской академии наук. 2011. N 1. Т. 64. С. 21 — 31.
15. Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. 2009. N 1.
Размещено на