Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА И МОРАЛИ КАК СИСТЕМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ5
1.1. Мораль как регулятор общественных отношений5
1.2. Понятие права и его содержание с позиций морали10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВА И МОРАЛИ13
2.1. Соотношение права и морали13
2.2. Проблемы нравственности в российском обществе19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ23
Выдержка из текста работы
Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.
Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.
Тема данного исследования будет актуальна все то время, пока существуют общество и государство. Социальные процессы и общественные отношения в целях их упорядочения подвергаются регулированию как через внутренние убеждения каждого человека, т.е. мораль, так и при помощи правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, т.е. через право. Изучение соотношения норм права и норм морали поможет создать реально существующую картину жизни общества, показывающую, в каких областях эффективнее мораль, а где право как регулятор сильнее, каким образом они дополняют друг друга, а где противоречат, что нужно сделать для того, чтобы их взаимодействие приносило еще большие положительные результаты. Обладая такой информацией, законодатель может эффективно регулировать правовую политику, а каждый гражданин государства грамотно строить социальные отношения.
Целью моей работы является исследование проблемы соотношения норм права и норм морали, особенностей их взаимодействия и противоречия в процессе регулирования общественных отношений.
В соответствии с целью работы, можно выделить следующие задачи:
1. Дать характеристику нормам права и морали как регуляторам общественных отношений;
2. Выделить общие и специфические черты норм права и норм морали;
3. Определить характер взаимосвязи и взаимодействия права и морали как части социальных норм.
Глава 1. Право и мораль как регуляторы общественных отношений
Раздел 1. Нормы морали как часть социальных норм
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм:
— норм права,
— норм морали,
— норм, установленных общественными организациями,
— норм обычаев,
— норм традиций,
— норм ритуалов и т.д.
В общем плане социальные нормы — это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Нормы морали – это правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Их выполнение контролируется всеми.
«Золотым правилом» морали, известным с древнейших времен, является следующее: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и так далее.
Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.
Функции морали
Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.
Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать, как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали …
Заключение
Исходя их поставленных цели и задач, в завершении необходимо сделать следующие выводы:
Нормы права и нормы морали обладают общими и специфическими чертами, вступают в тесную связь и взаимодействие, но выполняют единую функцию – являясь частью социальных норм, нормы права и нормы морали регулируют общественные отношения.
1. Нормы морали – это правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Их выполнение контролируется всеми.
Золотым правилом» морали, известным с древнейших времен, является следующее: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Нормы права – это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых его силой.
Нормы права характеризуются такими признаками как: неперсонафицированность, формализм, неразрывная связь с государством, общеобязательность, системность, регулятивность.
2. Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права устанавливаются государством и после вступления в силу, сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах – законах, указах, и т.д.
Нормы права и морали в правовом обществе в большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний. Но реализация моральных норм обеспечивается внутренним убеждением человека, а также общественным мнением. Для правовых же норм этого недостаточно, поэтому здесь применяются меры государственного принуждения.
3.Исследуя вопрос о взаимодействии права и морали, большинство правоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе регулируется моралью, т.е. подлежит моральной оценке. Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения. С течением времени взаимодействие права и нравственности скорее крепнет, чем ослабляется, и, быть может, отдаленное будущее готовит нам новое единение обеих областей, при котором юридические нормы вернее будут отражать требования нравственного сознания, а внутреннее чувство чаще и полнее будет одухотворять собой внешнее исполнение закона.
Между правом и нравственностью могут быть и противоречия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Причины противоречий между правом и моралью в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке деятельности субъектов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций.
Право по своей системе более консервативно, оно неизбежно отстаёт от течения жизни – даже самое совершенное законодательство содержит недостатки. Мораль же, более подвижна, активнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. 13 июня 1996 г.
Монографии, учебники, пособия:
1.Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма, 1998.
2.Агешин Ю.А. Политика, Мораль, право. М., 1982.
3.Бабаев В.К. Баранов В.М Толстик В.А М.: Юристъ, 1998.
4.Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990.
5.Венгеров А.В. Теория государства и права. Т.1. М.: Юристъ., 1996.
6.Гегель. Работы разных лет. Т.2. М., 1973.
7.Грабко И.И. Основы государства и права в схемах и таблицах. М.: Белые альвы, 1997
8.Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк М., 1974.
9.Илин И.А. Порядок или беспорядок? М., 1911.
10.Кант И. Сочинения. т.4 М., 1965.
11.Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т.4. М., 1967
12.Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт., 1998.
13.Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.
14.Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977.
15.Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. М.: Юристъ., 1997.
16.Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Зерцало., 1998.
17.Марченко М.Н. Политология. М.: Зерцало., 1997.
18. Моисеев Е.Г. Основы государства и права: учебное пособие. – М.: Издательство «Манускрипт». 1996.
19. Назаров А.Т. Основы знаний о государстве и праве. М., 1996.
20. Никитин А.Ф. Основы государства и права: учебное издание. – М.: Издательство «АСТ». 1996.
21. Новгородцев П.И. Право и нравственность//Правоведение 1995
22. Основы знаний о праве и государстве: Учебное пособие / под ред. В.М. Шафирова. — К.: Краснояр. Гос. Ун-т. 1996.
23. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л., 1974.
24. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. Собр. соч. в 2т. М., 1988.
25. Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2006.
26. Теория государства и права: конспект лекций /под ред. А.В. Якушева. — М.: Издательство «ПРИОР»., 1999.