Содержание
Содержание
Введение3
1.Основные аспекты и сущность права5
1.1.Сущность права5
1.2.Содержание права8
1.3. Признаки и функции права11
2.Понятие права. Связь права с мораль, религией и законом18
2.1. Общее понятие права18
2.2.Право и мораль20
2.3.Право и религия22
2.4.Право и закон24
Заключение27
Список литературы29
Выдержка из текста работы
В научной литературе в настоящий момент существуют разнообразные определения власти, государства и права, что отражает сложность, многоаспектность этих явлений, каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне описываемого явления, и связана с определенным подходом к их анализу.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности мы стали задумываться над причинами и путями возникновения государства. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Цель настоящей работы – изучить разнообразие теорий происхождения государства и права. Изучение процесса происхождения государства, права, власти имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции – основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Вот почему мною была выбрана именно эта тема.
В связи с вышесказанным задачами настоящей работы будет подробное изучение ключевых теорий происхождения государства и права, и отдельно различных теорий о происхождении и сущности власти. Отдельной задачей является раскрытие современных концепций о сущности права, государства, власти.
1. Теории происхождения государства и права.
1.1 Теории происхождения государства.
Государство – продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экологических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки. Государство – исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В связи с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль, предназначение в общественной жизни. В различные периоды истории научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.
Рассмотрим основные теории происхождения государства:
1. Теологическая теория.
Ее представителями являются идеологи религий Древнего Востока – Конфуций и Лао-Дзы, средневековых монархий – Фома Аквинский, идеологи ислама. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Все представители этой теории объясняют происхождение государства общественной волей. Фома Аквинский писал, что «государство есть практическое воплощение воли бога на земле. А любая светская власть производна от власти церкви. Народ же должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной».
2. Патриархальная теория.
Ее представители — Аристотель, Финмер, Михайловский.
В античном мире государство охватывало собой все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определял государство, как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. Государство есть сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан, и создается ради утверждения нравственности.
Цицерон видит в государстве уже не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.
Но, тем не менее, все представители этой школы видят во власти монарха естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи.
3. Патримониальная теория (Галлер).
Галлер считает, что государство произошло от права собственника на землю (пппппп). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживавших на ней людей. Подобным образом обосновывался и феодальный сюзеренитет.
4. Естественно-правовая теория (Договорная).
Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех», Руссо считал, что это есть идиллическое первобытное царство свободы. Локк писал, что естественное состояние человека – в его неограниченной свободе. Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта – общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением и даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.
Гольбах, например, определял общественный договор, как совокупность условий для организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил следующим образом: «Люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться свой свободой, своей независимостью и предаваться своим страстям, то положение каждого человека станет более несчастным, если он жил бы отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы центром и единением всех воль и сил. Таково есть происхождение государства».
Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство, как на свою собственность, а на граждан, как на своих рабов. Они стали деспотами и угнетателями своего народа. Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы нужно заключить свободный общественный договор. Главная задача такого договора состоит в том, чтобы «найти форму ассоциации, которая бы защищала и охраняла личность». Общественный договор, по Руссо, не разрушает естественного равенства, а более того, заменяет физическое неравенство моральным и законным равенством.
Теория общественного договора подвергается критике по различным причинам. Так, Н.М.Коркунов полагал, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. Г.Ф.Шершенович писал, что сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности, поскольку общественный договор для них только методологический прием. Примерно так же оценивает договорную теорию и Е.Н.Трубецкой. Он утверждал, что «не общество есть продукт свободного творчества человека, а наоборот, человек есть продукт исторически сложившихся общественных условий, определенной исторической среды». А.И.Денисов, будучи сторонником материалистической теории происхождения государства писал, что «договорная теория антиисторична, т.к. в основу общественной жизни кладет индивида».
5. Органическая теория.
Представления о государстве, как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы еще древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Оно напоминает живой человеческий организм, как ноги и руки, отнятые от человеческого тела, не могут функционировать, так и человек не может существовать без государства.
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому его сущность и функции сложно понять лишь из построения и функций всего организма.
Органическая теория, видным представителем которой был Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX в. По мнению Г.Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является то, что государство образуется одновременно со своими составными частями – людьми, и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть – это господство всего целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государственного благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности и его составные части.
Органическая теория довольно четко ввела в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считают, что общество и государство, сложная система, состоящая из взаимообусловленных элементов.
6. Теория насилия.
Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникло в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX вв. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.
Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е.Дюринга, Л.Гумпловича, К.Каутского и др. Е.Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления – это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.
Австрийский социолог и государовед Л.Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильного племени более слабого, в результате завоевания возникает рабство, одно племя, победившее в борьбе становится господствующим, подчиняет другого в рабство. Рабство ведет к появлению частной собственности и классов. Государственная власть возникает из физической силы.
К.Каутский видит также источник государства во внешнем насилии, в войнах. В теории насилия, несомненно, присутствуют элементы экономической концепции. Полностью отвергать теорию насилия нельзя, т.к. она имеет под собой реальную историческую основу (например, государство Золотой Орды).
7. Психологическая теория.
Ее сторонники определяют государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Ее яркий представитель Л.Петражицкий, который писал, что «государство есть следствие психологических закономерностей развития человека».
8. Историко-материалистическая теория.
Возникновение этой теории связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их предшественников, например, Л. Моргана. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего, экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права, но и определяют социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.
Историко-марксистская концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие» дела. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства
Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. Оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализация этого управления.
1.2 Теории происхождения права.
Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:
* право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества.
* право частной собственности является основой всех прав человека.
* право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
* право должно отражать требования общечеловеческой справедливости.
И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Возражая Канту, Н.М.Коркунов писал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически развивающемуся праву требует уточнения. Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как вторая природа.
Представление о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:
1. Теория естественного права.
Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается на требованиях естественного права (право на жизнь, на труд). Еще Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.
Фундаментальную разработку теория естественного права получила в трудах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева. Изложенные в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), и во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.).
2. Историческая школа права.
Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося постепенно, в ходе исторического развития, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже исторически сложилось как право. Густав Гуго считал, что право создается не только государством, но и самостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом. Видные представители этой школы К.Савиньи, Ф.Пухта, Шталь и др. считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению, его задача в том, чтобы интересы людей правильно сформулировать в нормы права.
3. Реалистическая школа права.
Создатели реалистической теории считают, что право развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком, и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.
Основателем реалистической теории права был Рудольф Иеринг. По Иерингу, право есть защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивида с беззаконием лежит в самой сущности права. Автор данной теории считает, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других, при непременном условии соблюдения принципов человеческого общежития.
Право есть необходимый инструмент организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной власти – пустой звук.
Положительные черты теории Р.Иеринга:
1) Признание единства и изменчивости права.
2) Непосредственная связь права с государством.
3) Единство юридических прав и обязанностей субъектов правоотношений.
4) Только государственная власть на основе управленческих законов может применять принуждение по отношению к человеку.
4. Социологическая школа права.
Это одно из основных направлений правоведения XX в. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего прав, социологическая школа перемещает центра тяжести на изучение «живого права», т.е. системы правоотношений поведения людей в сфере права.
Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга, которого «Социология права» (1911 г.), представляет собой систематическое изложение идей этого направления. В России социологическую школу представляли С.М.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права является Р.Паунд.
Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. В трактовке Дюги социальная норма – это норма, поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она должна стоять выше государства. Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешенной силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.
5. Нормативистская теория права.
Она объединяет неоднозначные взгляды на право, его происхождение и роль в жизни общества. Автор этой теории Р. Штаммлер. Он определяет право как внешнее регулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворение потребностей людей. Право представляет собой отношение формы и материала общественной жизни. В развитии права он видит развитие самого общества.
В нормативно-правовом регулировании видел средство удовлетворения общественных потребностей и прогрессивных социальных преобразований русский профессор П.И.Новгородцев.
Г.Кельзен считал, что изначально возникла одна суверенная норма, которая обосновывала эффективность и юридическую силу всех остальных норм. Согласно данной теории, вся система права имеет ступенчатое строение, т.е. последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Данная теория доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. Заслуга нормативистской теории состоит в том, что она вычленила формальные признаки права, которые и составляют его юридическую сущность. Нормативисты излагают свою позицию по вопросу, что право есть нормативный регулятор общественных отношений.
6. Психологическая теория.
Значительное распространение данная теория получила в XX в. в фундаментальных воззрениях видного русского ученого Л.И.Петражицкого, а затем и зарубежных авторов Дьюи, Мэрилла, Росса и т.д.
Л.Петражицкий считал, что право есть явление психического бытия, оно принадлежит миру психики и представляет собой переживания людей. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. Юридические связи между двумя сторонами, состоящие в долгах, лежащих на одной стороне и закрепленных за другой стороной, суть правового отношения.
В основе правовых переживаний лежат притязательные эмоции долга. Если в правовой сфере нормальна продажа прав, то в сфере нравственности она немыслима. Л.Петражицкий разделяет права на автономное и гетерономное (позитивное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете.
По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции.
7. Материалистическая теория права.
Представлена в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. В основе этой теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Право, как и государство, есть продукт классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. Сущность права лежит в его классовости и материальной обусловленности. Право в обществе является регулятором распределения труда и продуктов между членами общества. Марксистско-ленинская теория утверждает, что право – явление, производное от государства, и в полной мере определяется его волей.
2. Теория происхождения власти
В современной юридической и политической науке можно выделить следующие трактовки власти:
1. Телеологические определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей и получения намеченных результатов.
2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командую, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г.Лассуэлл. Он считает что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией» Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения братства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил
3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов пытаются раскрыть субъективную мотивацию этою поведения истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода — психоанализ Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трат-формаций влечение преимущественно сексуального характере) (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карт Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие волн к ней — одних и готовности к подчинению, «добровольному рабствую — других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения
Различные психоаналитики расходятся в объяснен»Н1 причин психологического подчинения. Одни (С.Московиси, Б.Эдельман) видят их в своею рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж.Лакан) — в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование—подчинение
4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти вниз- вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношении, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системною подхода (К Дойч, Н Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, те. распространенность на определенные системы
5 Сгруктурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения Без власти невозможны коллективное существование человека. совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть — это свойство социальных статусов ролей, позволяющее контролировать ресурсы, среде IBB влияния Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на люден с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания
6 Реляционистские (от французского слова «relation» — 01 ношение) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру увязать в единое целое различные ее характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
3. Современные теории права, государства, власти.
Теория «государства всеобщего благоденствия» возникла после второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не может вмешиваться в общественную жизнь. Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом в 30-х годах ХХ в. и были развиты Д. Мюрданем и К. Боулдингом, В. Мундтом.
Суть теории состоит в том, что государство возникло как классовое, а теперь стало неклассовым, и выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. То есть без личности — нет государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека.
Теория элит. Она сформировалась в начале ХХ в. (В.Парето, Г.Моски) и получила развитие Х.Лассуэлом и Т.Дайем в середине ХХ в. Смысл этой теории в том, что народные массы неспособны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества — элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт), при этом они могут пополняться за счет более способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.
Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-е г. ХХ в. и получила значительное распространение в 60-70-е годы. Ее сторонниками были, в частности, Т.Веблен, Д.Барнхейм, Г.Сайсон, Д.Белл. По сути дела, это современная интерпретация теорий элит. По мнению представителей технократической теории, обществом должны управлять специалисты управленцы, менеджеры. Именно они способны определить истинные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества.
Теория плюралистической демократии. Эта теория также появилась в ХХ в. ЕЕ представители были Г.Ласки, М. Дюверни, Р.Дарендорф, Р. Даль. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, государство утратило классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам : возраст, профессия, место жительства. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются общественные и политические организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику, таким образом, любой человек, каждое объединение обладают государственной властью, участвуют в управлении государством, а государство становится выражением всеобщей воли и интересов общества. Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере.
Заключение
Обобщая все изложенное в настоящей работе, можно сделать следующие выводы.
Существует множество теорий о происхождении таких институтов, как власть, государство и общество. Эти теории стали появляться наряду с возникновением данных институтов. Уже в древневосточных и античном обществе мы можем видеть различие трактовок о власти, государстве и праве.
Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Основными теориями считаются: теологическая теория, объясняющая происхождение государства и права божьей волей; патриархальная теория — государство возникает из семьи; органическая теория; теория насилия, психологическая теория.
К теориям возникновения права относятся; также теория естественного права, историческая школа права, социологическая теория права, нормативистская теория, теория солидаризма и т.д. Также на сегодняшний день существует множество современных теорий государства и права, выражающих суть той или иной стороны рассматриваемого института.
Литература
1. Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрист, 1997
2. Общая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1997
3. Основы права М.: Норма -Инфра — М., 1998.
4. Теория государства и права /Под ред. С.С.Алексеева. М.: «Юридическая литература»
5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: «Ткачев, Дабахов, Димов», 1997