Содержание
Оглавление
Введение3
1 История формирования многопартийной системы в России4
2 Особенности становления современной партийной системы в России7
3 Состояние партий как важного звена политической системы РФ10
4 Типология партий РФ14
5 Соотношение позиций партий в Федеральном собрании, их влияние среди населения и в воздействии на исполнительную власть18
6 Тенденции развития партийной системы23
Заключение26
Библиография27
Выдержка из текста работы
Целью моего реферата является посмотреть на современное положение партий, предпосылки истории к настоящему их состоянию, а так же основные тезисы и термины. Эту тему я выбрал потому, что считаю, партии играют важную роль в современном политическом процессе. Современное демократическое государство немыслимо без политических партий, а партийная система является важнейшим элементом демократической политической системы. Вместе с тем, становление партийных систем представляет собой сложнейший процесс, определяемый множеством разнообразных факторов и зависящий от конкретно-исторических условий, в которых он протекает. Поэтому попытки напрямую перенести организационные формы и институты из стран с устоявшейся демократией в страны со становящейся демократией редко заканчиваются успешно. В связи с этим опыт государств, в которых политическая демократия еще только формируется, крайне важен для теоретического осмысления общих закономерностей и социально-культурных особенностей развития партийных систем, а также для выработки эффективных стратегий поддержки демократических институтов. Цель работы состоит в том, чтобы дать системное и многоуровневое описание процесса становления партийной системы в современной России, внося при этом необходимые изменения и дополнения в теорию партий и партийных систем, которые позволили бы применять имеющиеся концептуальные схемы к современной российской действительности. Объектом исследования являются партии и партийная система современной России. Предмет исследования — образование политических партий и партийной системы в их связи с эволюцией структуры фундаментальных общественных размежеваний и становление партийной системы современной России с упором на те особенности, которые выделяют указанные процессы на фоне мирового опыта, зафиксированного классической теоретической партологией.
1. Политическая партия: определение, типы, роли
Слово «партия» — латинского происхождения и переводится как «часть» , т.е. часть более крупной общности. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть.
Они возникли как результат ограничения абсолютистских функций государства, появления автономной личности её стремления участвовать в общественной жизни , влиять на власть, как результат признания законности существования различных интересов в обществе, а вместе с ними и политических инструментов (политических партий), призванных представлять эти интересы в системе власти [1].
В политологии общепринята предложенная М. Вебером эволюция политических партий: аристократические кружки, политические клубы, массовые партии. Все три ступени развития прошли только две партии Великобритании — либеральная (виги) и консервативная (тори). Категории вигов и тори оформились в Англии во второй половине XVII в., и различия между ними носили изначально вероисповедальный характер, дополняясь династическими предпочтениями. Борьба тори и вигов была в основном борьбой между собой господствующих слоёв общества за власть.
Массовые политические партии от политических клубов отличало стремление привлечь как можно больше число членов, использование разнообразных методов политической борьбы, а так же большая активность, которая не ограничивалась периодом выборов.
Наука, занимающаяся изучением политических партий, называется партологией. У политологов нет единого мнения по вопросу, что такое политическая партия, нет общепризнанного её определения. Однако, можно выделить наиболее существенные признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций: наличие минимальной формальной организации; наличие определённой программы совместной деятельности; особый социальный статус, в частности, стремление к оказанию прямого влияния на политическую жизнь, важная роль в подготовке избирательной компании кандидатов, проведении выборов; специфическое положение в государстве, в том числе связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов; особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно — правовое положение партии и общенормативное регулирование их деятельности; социальная база партии и т.д [2].
Исходя из вышесказанного, можно дать следующие определение партии: партия — это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность, которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении. Именно притязание на политическую власть, участие в механизме власти — основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов.
Современные политические партии выполняют ряд функций. Прежде всего, они осуществляют связь между обществом и государством. Выясняя интересы тех или иных групп, партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов (функция представительства).
Политические партии определяют цели, разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию развития общества и убедить граждан в её правильности.
Важной функцией партии является отбор и формирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы (профессиональных политиков, партийных экспертов, аналитиков и т.д.)
Одной из важнейших задач партий является мобилизация и политическая социализация граждан.
Главной функцией политических партий является борьба за политическую власть и связанное с нею формирование правящей элиты и состава правительства. В условиях парламентской демократии в ходе выборов партии ведут борьбу за власть. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти; их итоги определяют, какие именно партии в течении установленного законом срока будут осуществлять руководство государством. Победившие на выборах партии формируют парламент, являющийся основным полем их деятельности: именно участвуя в работе парламента, партия может влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, более того, на повседневную жизнь её населения.
Результаты выборов влияют также на формирование органов исполнительной власти (правительства) , хотя в разных государствах это влияние различно. Так, в парламентских республиках премьер-министром становится либо лидер или представитель правящей партии, победившей на выборах и имеющей большинство в парламенте, либо представитель партийной коалиции. В Российской Федерации Представителя правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы. При выборе кандидатуры Президент, безусловно, должен принимать во внимание партийный состав Думы с целью избежать возможной конфронтации с ней и политического кризиса.
Хотя борьба за политическую власть является важнейшей функцией партии, последние могут занимать различные позиции по отношению к государственной власти. Партия может быть в непримиримой оппозиции, выступая против существующего государственного устройства, даже если не призывает к насилию ( в этом случае партия стремится к власти прежде всего для того, чтобы изменить само государство; она выступает против любого правительства, поддерживающую существующую государственность).
Партия может быть в оппозиции, направленного не против существующего государственного строя, а против политики определённого правительства. Партия может так же выступать в роли конструктивной оппозиции: критикует то, с чем не согласна в действиях правительства, поддерживает то, что считает правильным в его деятельности.
Партия способна участвовать в правительстве и в различных органах управления в качестве партнёра других партий. Возможна роль партии в качестве ведущей силы правительственной коалиции, при этом партия обладает большой долей власти и ответственности, от неё в основном зависит осуществление государственной власти, в её руках сосредоточены широкие возможности реализации собственных вариантов решения проблем.
Партия может сформировать правительство единолично, в этом случае она берёт на себя монопольную ответственность за осуществление государственной власти, особенно если она располагает абсолютным большинством в парламенте. В ряде случаев партии, добившись монополии на власть, стремятся укрепить её, в том числе путём нарушения законности, ликвидации оппозиции. Тогда происходит отождествление партии с государством.
Закреплению роли и повышению значения политических партий в политической системе общества способствовал процесс их институализации. Основным средством институализации деятельности партий являются различные нормативно-правовые акты (статьи о политических партиях в конституциях, законы о политических партиях, законы о финансировании и деятельности партий, избирательные законодательства и др.). Современное законодательство о политических партиях содержит весьма подробную регламентацию по вопросам, касающимся требований, предъявляемых к программе и внутреннему уставу политических партий; условий возникновения партии и прекращения её деятельности; прав и обязанностей партии. Почти во всех странах разрешается свободное образование и деятельность политических партий. Ограничивается их создание в том случае, если партия преследует цели или использует средства, квалифицируемые как преступление, или если партия ставит цель ликвидировать существующий конституционный строй.
Среди объектов правовой регламентации политической партии особое место занимает её финансовая деятельность. Имеются три основные группы финансовых источников политических партий: собственные средства партий, частное финансирование и государственное финансирование.
Структура политической партии включает три уровня: блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой во время избирательной компании; принадлежность к данной группе основывается больше на декларируемой приверженности, чем на официальной вовлеченности в партийную организацию); официальная партийная система организация; партия в системе правления ( должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т.д.).
Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система её существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партий, особенности её внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. В этой связи политические партии различаются в зависимости от происхождения, места и методов деятельности, социальной базы, идеологии и др. выделяют следующие типы партий: Кадровые и массовые партии; партии с сильной и слабой структурой; партии с прямым членством; соревновательные партии, патронажные партии, консервативные, реформистские и революционные партии; парламентские партии [5].
2. Функции политической партии
Партия как звено вертикальной связи населения и государства выполняет две группы функций, захватывающих практически все фазы политического процесса. К внутренним функциям партии относится формирование партийного бюджеа, выборы руководства, поддержание отношений партийной бюрократии и рядовых членов и др.
Внешние, наиболее важные функции партии, прежде всего, выражают её нацеленность на борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающей её группы населения. Иначе говоря, если группы интересов, как правило, пытаются решать те или иные проблемы в рамках сложившегося режима правления, то партии, выдвигая собственную программу решения внутри- и внешнеполитических вопросов, тем самым заявляют претензии на изменение высшей политической власти. Однако такой характер политических требований чаще всего сопровождается мирным перераспределением власти между различными общественными силами. В этом смысле партии выступают таким механизмом агрегирования групповых интересов граждан, который даёт возможность избежать общественных потрясений при изменении баланса политических сл [2].
Выдвигая тот или иной набор властных притязаний, партии обеспечивают связь населения с государственными структурами, институализацию политического участия граждан, они заменяют стихийные проявления общественно-политической активности населения формализованными способами, подверженными контролю со стороны своих лидеров. В этом отношении партии — одно из наиболее эффективных средств борьбы, как с политической апатией людей, так и с неконституционными, внеправовыми методами влияния на власть.
Одной из важнейших функций партий является отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы. Чаще всего это происходит путём выдвижения своих кандидатов на выборах. Однако публичный характер их деятельности, постоянное поддержание отношений между различными ветвями власти и разнообразными политическими институтами, использование партийных экспертов и аналитиков на различных уровнях системы государственного управления даёт возможность партиям продвигать своих наиболее видных и авторитетных представителей на определённые государственные посты. Таким образом, партии без выборов могут частично брать под контроль те или иные участки в управлении делами общества и государства.
Ещё одной важнейшей функцией партии является политическая социализация граждан, формирование у них соответствующих качеств и навыков участия в отношениях власти. Ведя борьбу за избирателя, партии по-своему интерпретируют важнейши политические конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан. Главным средством решения этой задачи является формулирование разногласий с другими политическими силами по основным вопросам общественного развития.
К наиболее характерным для партии способам решения своих политических задач относятся: выдвижения своих кандидатов на выборах, обращение партийных программ ко всем гражданам общества с целью завоевания как можно большего числа сторонников, а также определённое изменение состава правящего класса за счёт своих представителей. В силу этого, наиболее ярко, партии реализуют свои функции в предвыборной и избирательной компаниях. Выдвигая кандидатов в законодательные органы государства, партии предпринимают активные действия, направленные не только на поддержку своих представителей, но и на распространения определённых идей, внедрение их в массовое сознание [3].
Избирательная фаза деятельности партий обычно сопровождается заключением различных межпартийных соглашений, образованием партийных коалиций, союзов и блоков победивших партий. Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров, а через них — легитимное право на участие в процессе принятия политических решений и возможность контроля за их исполнением.
Но выборы- это лишь самая активная фаза деятельности партий. После выборов они также стремятся расширить электоральную поддержку правящему или оппозиционному курсу, организуя различные компании в средствах массовой информации, акции поддержки или недоверия правящему режиму, другие мероприятия, призванные убедить население в правильности (неверности) сделанного выбора. Они активно борются за расширение своего численного состава, за укрепление материального положения центральных и низовых организаций, за распространение своих программных целей, налаживание связей с отечественными и зарубежными дружественными партиями [4].
3. Однопартийность и многопартийность: плюсы и минусы
Многопартийность — необходимое состояние демократического общества, поскольку она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действий. Ритуальная многопартийность, существовавшая в странах Восточной Европы(ГДР, ЧССР, Болгария, Польша) при монополизации коммунистическими партиями права выражать «все» интересы народа, фактически отрицала суть многопартийности и была не лучше советской однопартийности. Однопартийность или формальнаямногопартийность» — одна из причин кризиса политической системы, поскольку она консервирует монополию власти одной парии и является источником застоя общества, его государственных и общественных структур. Советский политолог И.Клямкин отмечает, что «…монопольно правящая партия может лишь начать реформы, но завершить их она не в состоянии, так как по мере ослабления механизмов тоталитарного контроля над обществом обнаруживается нелеги-тимность партаппаратных структур и невозможность осуществлять функции власти. В такой ситуации недопущение к власти других политических сил — партий, движений — и эволюция в сторону многопартийной системы неизбежны».Уже в 1990 году более 20 партий образовалось в Чехословакии, около 100 политических группировок — в Польше, свыше 60 -в Болгарии, свыше 50 — в Венгрии, более 100 — в Румынии. По некоторым данным, в странах СНГ существует более 500 партий, около 10 тысяч политических клубов и организаций местного значения.
Становление многопартийности в нашей стране сопряжено со многими трудностями: несложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий общенационального масштаба; разбросом и резким противостоянием нарождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся друг с другом недемократическими методами; сложностью национальной структуры; неопределенностью форм государственного устройства и т.д.
В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время проанализировал один из политологов России Б.Чичерин.1 К позитивным сторонам многопартийности он относил: — всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции, своих защитников и противников [7].
4. Российская модель партийной системы: история и современность
4.1 Генезис партийной системы в России
Активный процесс образования политических партий в конце 1980-х — начале 1990-х годов в России, связанный с распадом КПСС, утратой ею политической монополии, стал второй по счёту попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка была предпринята в начале нашего столетия.
Следует отметить, что процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, — в конце XIX — начале XX в. Это отражало отставание России в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни правительственных, ни оппозиционных партий.
Однако отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества, того времени протекавшему довольно вяло, дала революция 1905-1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий.
Партии радикальной ориентации, стремившиеся к свержению самодержавия и конкретным преобразованиям в России, составляли оппозицию правящему режиму. Среди наиболее крупных партий были Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия, социалистов-революционеров (эсеры), » Трудовая группа»(«трудовики») — парламентская фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы.
Им противостоял проправительственный лагерь. Проправительственные партии вели своё происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян, типа «Русское собрание», «Монархическая партия». Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма ( «самодержавие, православие, народность»). Такими партиями были «Союз русского народа», «Союз русских людей».
Третью силу представляли политические партии либеральной ориентации, выражавшие интересы зародившейся буржуазии. В силу своей слабости, обусловленной отсутствием многочисленного среднего класса, буржуазные партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, осуществляющий законодательные функции, и т.д. Среди этих партий следует выделить «Союз 17 октября» (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты) [8].
Однако рост числа партий в стране не привёл к образованию многопартийной системы в классическом варианте. В странах с развитыми демократическими традициями многопартийность означает политический принцип чередования у власти различных партий. В этом смысле многопартийность отсутствовала как в досоветский, так и в советский и постсоветский периоды.
После октябрьской революции 1917 г. В стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 1980-х гг. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности. Принятый в октября 1990 г. Закон СССР «Об общественных объединениях» вводил принцип многопртийности в политическую жизнь. С марта 1991 г. Началась регистрация партий и общественных организаций. Однако следует отметить, что уже в 1988 г. Первой альтернативной партией стал «Демократический союз» (лидер В. Новодворская). Он представлял собой радикальное крыло либерального движения в России. «Демократический союз» выступал за коренное изменение экономической и политической систем общества, за введение многоукладной экономики и представительной парламентской демократии. Год спустя был учрежден Христианско- демократический союз России (лидер А. Огродников), стремившийся объединить «христиан всех конфессий, которые ставят своей целью экономическое и духовное возрождение России и создание на её территории правового демократического государства на принципах христианской демократии».
Уход с политической сцены КПСС в качестве доминирующей силы вызвал партийный бум. Если в 1993 г. Министерство юстиции зарегистрировало около 60 партий и движений, то в 1997 г их насчитывалось уже около 3 тыс. Казалось бы, что среди политических сил, которые реально действуют на политической сцене, самыми влиятельными должны быть партии. Однако возникающая многопартийность иллюзорна, поскольку структура и состав партий очень нестабильны, отсутствуют устойчивые связи между ними. Вследствие этого политическое влияние партии не велико. Несмотря на то, что опросы общественного мнения в 1993 г. Фиксировали возрастание вовлеченности различных слоёв в партийную жизнь, однако в преддверии декабрьских (1993 г.) выборов в Государственную Думу абсолютное большинство граждан по-прежнему не симпатизировало ни одной из политических сил. Позже, в 1995 г., опросы общественного мнения показали, что лишь 25% избирателей способны сформулировать, какой должна быть партия, способная завоевать их симпатии, 45% — затруднились ответить, а 30% выразили резко отрицательное отношение к партиям. 54% опрошенных по-прежнему не испытывают доверия ни к каким партиям, движениям и течениям. Образование значительного числа карликовых партий означало переход власти от некогда правящей партии к государственным структурам. Однако этот процесс показал и другое: современные партии в России пока не могут выполнять те политические функции, которые присущи им в развитых странах. Это обусловлено особенностями процесса формирования современных партий в нашей стране [9].
4.2 Специфика партийной системы в России
Формирование политической системы России происходило специфическим образом. Первыми здесь возникли не буржуазные партии, что было бы естественным при бурном индустриальном развитии России в конце XIX — начале ХХ века. Крестьянская партия (эсеров) сформировалась в 1901 году, но она тоже не стала первой. Раньше других в России, в 1898 году возникла Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), сыгравшая особую роль в дальнейшем политическом развитии страны. Именно эта партия была правящей в России с 1917 по 1991 год, а ныне является крупнейшей по численности её членов партией Российской Федерации. Партийная система России прошла три основных этапа в своём развитии. Первый (1905 — 1917) — характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии. Для второго (1917 — 1990) — была характерна однопартийность (правительственный блок «большевиков» и левых социалистов- революционеров просуществовал лишь до лета 1918 года — до «лево-эсеровского заговора»). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в Российской Федерации[9]. Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989—1990 годы в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) м вступлением в силу с 1 января 1991 года Закона СССР «Об общественных объединениях» политические партии получили официальное право на своё существование и деятельность. Членскую базу новых партий и движений составили преимущественно активисты дискуссионных клубов, объединений избирателей, народных фронтов, возникших в годы перестройки, сторонники различных течений, сложившихся внутри КПСС, и вышедшие из её состава известные политики. В п. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации говориться: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». В п. 4 Конституции Российской Федерации отмечается, что «общественные объединения равны перед законом». В конце 90-х годов Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Функционируют также небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, которым было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства. Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации-однодневки. Российская многопартийность пока ещё находится на стадии становления. Немногочисленные партии, не имеющие прочных корней с обществе и апеллирующие к абстрактным идейным ценностям, а не к реальным интересам социальных групп, скорее всего исчезнут с политической карты. Выдержать конкуренцию смогут только те политические партии, которые найдут поддержку в широких социальных слоях российского общества, будут представлены во властных, а также в финансово-промышленных структурах, смогут выдвинуть из своей среды и поддержать сильных и ярких политических лидеров, пользующихся влиянием у всех основных слоёв и групп России [10].
5. Новейшие тенденции в формировании партий
В результате состоявшейся реформы партийного и избирательного законодательства российские политические партии, как и российская партийная система в целом, приобрели принципиально новые институциональные и законодательные рамки. В ближайшем избирательном цикле политические партии станут ключевым участником политических процессов. В связи с этим, прогнозируемый некоторыми экспертами, спад в отечественном партийном строительстве, не состоялся.
Однако условия доступа к процессам участия в выборах и прохождения партийных списков в представительные органы власти существенно усложнятся, полностью перейдя на профессиональную основу. Профессионализм подхода к выборам, в свою очередь, диктует необходимость привлечения профессиональных политических консультантов, специализирующихся на партийной проблематике и способных с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами провести политическую партию через перипетии избирательного процесса.
Подготовка к выборам будет вестись с учетом новых тенденций, появившихся в партийно-политической системе, поскольку их проведение существенно отличается от форм, методов и технологий, которые традиционно предпринимались политическими партиями и общественными движениями, существовавшими в рамках старых законов [9].
5.1 От партий-однодневок — к долгосрочным политическим проектам
Новое партийно-избирательное законодательство ориентирует существующие и вновь образуемые партийные образования на реализацию долгосрочных политических проектов.
Это обстоятельство диктуется нормами законодательства, согласно которым политические партии должны постоянно поддерживать численность не менее 10 тысяч человек и регулярно участвовать в федеральных и региональных избирательных кампаниях. Очевидно, что для выполнения этих правовых норм политические партии и их лидеры должны планировать свою деятельность на перспективу, учитывая все предстоящие избирательные циклы. Партиям придется задумываться не только над концепциями своих избирательных кампаний, но и планировать деятельность с учетом влияния всего комплекса политических факторов: активности других партийных образований, средств массовой информации, органов власти, групп интересов[10].
5.2 От «мыльных пузырей» — к реальным партийным организациям
Новое партийное законодательство ведет к формированию партий с развитой членской базой и сетью региональных партийных организаций. Это значит, что политические партии, создававшиеся как партии-предприятия, нацеленные только на участие в текущих парламентских выборах и не воспринимавшие партийные организации как основной организационный ресурс, уходят в политическое небытие. В российской политической системе происходит постепенное укоренение политических партий с реально существующей и массовой партийной организацией.
Для разработки и планирования деятельности по развитию партийных организаций и построению массовой политической партии необходима реализация комплекса мероприятий по исследованию и кадровому менеджменту партийных организаций.
Сочетание традиционных методов, применяемых в отечественном партийном строительстве, и новых направлений партийной аналитики позволит значительно сократить ресурсные затраты и повысить эффективность работы по созданию и развитию партийных организаций [10].
5.3 От «рыхлых» политических движений — к партиям с прямой структурой
Федеральный закон «О политических партиях» устанавливает в Российской Федерации политические партии с прямой структурой, в которых допускаются только индивидуальные члены и полностью исключаются коллективные. Вместе с тем, индивидуальное членство оставляет возможности опосредованно, через лидеров и актив общественных объединений, включать общественные организации и движения в структуру и деятельность партий.
В этой ситуации общественные объединения выступают как дополнительный структурообразующий и электоральный ресурс для поддержки политических партий на выборах. Кроме того, партийное и избирательное законодательство продолжает рассматривать общественные объединения как вспомогательного субъекта избирательного процесса, предоставляя право блокирования политических партий с общественными объединениями для участия в выборах[10].
5.4 От политической рекламы — к усилению влияния программной и деятельностной компонент имиджа политических партий
Партийные программы в условиях действия нового Федерального Закона «О политических партиях» приобретают статус необходимых документов для создания и функционирования политической партии. Написание текстов программ политических партий и разработка партийной идеологии является традиционным видом политического консалтинга. Другие, более прикладные элементы консалтинга политических партий, связанные с партийными программами, развиты сегодня в гораздо меньшей степени.
В этой ситуации перспективным направлением станет адаптация партийных программ для нужд пропаганды и политической рекламы, преломление программно-идеологических установок партий для целей федерального и регионального избирательных процессов, исследование поля межпартийной конкуренции по программно-идеологическим принципам и проведение на основе этого сравнительного анализа программ политических партий.
Кроме того, консалтинг политических партий будет нацелен также на преобразование партийных программ в форму слоганов и других более адекватных видов политической рекламы, адаптацию их для региональных партийных организаций и партийных кандидатов — одномандатников. Отдельным направлением станет также разработка и реализация технологии пропаганды предвыборных программ[10].
5.5 От федеральных партийных выборов — к региональным
Политические партии в соответствии с новым партийным и избирательным законодательством получили право быть основным субъектом избирательного процесса не только на федеральном, но и на региональном уровне. Нормы законодательства, согласно которым 50% депутатского корпуса региональных законодательных собраний будет формироваться по спискам политических партий и избирательных блоков значительно повышает конкурентоспособность партийных брэндов на региональном политическом рынке. Удачно проведенные выборы в региональные законодательные собрания позволят политическим партиям получить дополнительные точки опоры и ресурсы для своего укрепления на региональном, а в перспективе и на федеральном уровне.
В первую очередь позиции закона вызовут активизацию всех форм деятельности политических партий в регионах, начиная от популяризации и пропаганды партийных программ и идеологий и, заканчивая участием партий в региональных выборах и формированию фракций в законодательных собраниях. Региональные партийные организации будут заинтересованы в укреплении своих партийных организаций, расширении электоральной базы поддержки, консолидации финансовых, организационных, информационных и иных ресурсов для успешного выступления в избирательном процессе. Все это приведет к формированию и развитию современной принципиально новой ниши консалтинга региональных отделений партийных организаций[10].
5.6 От «партийцев-любителей» — к профессионалам-парторгам
Укоренение в российской партийной системе политических партий, ориентированных на жесткую политическую конкуренцию и долгосрочную перспективу потребует от них профессионального подхода ко всем аспектам своей деятельности. Это будет касаться, в частности, проблем общего партийно-избирательного менеджмента, а также юридического и финансового обеспечения деятельности политических партий.
Рекрутинг партийных функционеров и членов партии, способных содействовать построению массовой и эффективной партийной организации требует в свою очередь привлечения профессиональных менеджеров, способных оперативно и качественно обеспечивать организацию этой деятельности.
Партийное строительство и организация избирательных кампаний потребуют развития нового направления — партийно-избирательного менеджмента[10].
Заключение
Итак, в результате исторического формирования партия заявила о себе как специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отображает обще групповые интересы и цели разнообразных слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом, партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и государства.
Современное состояние политических партий полно противоречий и трудностей. Во-первых, повсеместно в мире наблюдается падение влияния партий на массы, особенно коммунистических, многие из которых в конце 80-х начале 90-х годов прекратили свое существование или реорганизовались и сменили названия; неспособность правильно определить стратегию деятельности, догматизм в теории. Во-вторых, коренным образом изменились направления деятельности многих коммунистических и социал-демократических партий: на первое место вышли проблемы борьбы за избирателей, парламентской работы. Забастовки, стачки и др. формы классовой борьбы отодвинулись на задний план. В-третьих, идет интенсивный поиск путей повышения эффективности своей политики: основное внимание уделяется борьбе за средства массовой информации, компьютерные системы. В-четвертых, происходит упрощение организационных структур, наблюдается стремление создать гибкие, подвижные системы управления. Ряд партий отказались от постоянного членства, регулярного сбора членских взносов, значительно сократили штатный аппарат. В связи с этим весьма важно знать и владеть теорией деятельности партий. Не менее важно иметь теоретические представления и о деятельности других общественных движений, благодаря которым идет становление гражданского общества, его само регуляция, реализация интересов масс.
С уверенностью можно сказать, что массовые общественные организации и движения во многом предопределяют будущее страны, ее выход из кризисного состояния, демократическую направленность развития.
Размещено на