Содержание
Введение3
Становление теории естественного права, сущность этой теории.4
Современное состояние теории естественного права9
Заключение16
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы17
Выдержка из текста работы
Естественно-правовая теория получила завершенную форму в эпоху буржуазных революций ХVП— XVIII вв. Представителями ее являются Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Джефферсон, Ж.-Ж. Руссо и другие. Согласно этой теории наряду с позитивным правом, выраженным в законодательстве, существует естественное право, коренящееся в природе и разуме человека. Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. Признавая за естественным правом приоритет перед позитивным правом, авторы этой теории обосновывала необходимость приведения позитивного права в соответствие с естественным правом. Тем самым авторы естественноправовой теории объявляли неразумными принципы и институты феодального права и обосновывали необходимость замены феодальных правовых порядков нарождавшимся буржуазным правом.
Главные черты этого учения:
1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критерием позитивного права;
2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
3) источник прав человека содержится не в законодательстве, a в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.
Достоинства теории
— это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались ранние буржуазно-демократические революции;
— сторонниками естественно-правовой теории, верно замечено, что законы могут быть и неправовыми и они должны приводиться в соответствие с естественным правом;
— провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновника и государственных структур.
Недостатки теории:
— данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противоправного, так как определить это с позиций «естественной» справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, очень затруднительно;
— такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
19. Права человека: природа, классификация и проблема обоснования.
Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.
В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.
Согласно первому подходу, права человека и гражданина — это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.
Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.
Все права человека обычно классифицируют по сферам реализации: гражданские (личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические). Гражданские — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Гражданские права есть производное от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек. Они призваны гарантировать индивиду свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. К гражданским правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; на справедливый, независимый и публичный суд, предлагающий защиту обвиняемого; на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных общений; свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну.
Политические права определяют возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся: право человека на гражданство; избирательные права; свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний; право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения; свобода совести и др.
Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силы. Особое место среди экономических прав занимает право частной собственности.
Гражданские, политические и экономические права относят к правам первого поколения; социальные, культурные и экологические — к правам второго поколения.
Социальные права призваны обеспечить материальные условия и достойную жизнь каждому человеку. Их специфика состоит в том, что требует от государства и общества создания целого комплекса материальных благ. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья.
Культурные права должны гарантировать духовное развитие человека, предоставляя ему право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и др.
Экологические права — это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.
Экологические права — это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.
Права второго поколения определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду.