Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Статус теории личности5
Глава 2. Тематический вклад различных теорий8
2.1. Индивидуальные различия8
2.2. Адаптация и приспособляемость9
2.3. Когнитивные процессы11
2.4. Общество13
2.5. Биологические влияния16
2.6. Детское развитие18
2.7. Взрослое развитие21
Заключение23
Список литературы25
Приложение. Схема классификации современных теорий личности26
Введение
Актуальность настоящего курсового исследования. Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и «грамотно ссориться», преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.
Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.
Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности ка систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.
Для объяснения личности было разработано много теорий. Почему их так много? Дают ли они конкурентные объяснения одних и тех же явлений? Иногда — да. Хотя чаще они рассматривают различные вопросы, пытаясь объяснить дивергентные грани личности. Теоретики часто по-разному описывают личность из-за различий в условиях наблюдения, которое проводится либо в клиническом консультационном кабинете, либо в экспериментальных лабораториях, а зачастую — в форме самоотчетов, при помощи письменных опросников. Неудивительно, что в теориях клинического происхождения центральное место занимают эмоциональные конфликты и проблемные анамнестические истории, тогда как другие выделяют поведение или сознательную концепцию «я» и взгляды на мир
Цель работы анализ основных теорий личности.
В соответствии с целью в работе ставятся следующие задачи:
— рассмотреть понимание психологии личности в теориях зарубежных психологов;
— провести сравнительный анализ со взглядами отечественных психологов;
— определить основные направления развития психологических теорий.
Глава 1. Статус теории личности
Если бы в области персонологии существовало широкое согласие насчет наибольшей полезности тех или иных теоретических концепций, то мы могли бы сказать о превалировании господствующей парадигмы. Согласие в единой парадигме направило бы исследователей личности в их выборе поисковых вопросов и методов. Однако такого согласия нет, о чем свидетельствует разнородность теорий, рассмотренных в данном труде. Различные направления конкурируют друг с другом: психоаналитическое направление и его социокультурный вариант; направление, изучающее черты личности; научающее направление, когнитивный бихевиоризм и гуманистическое направление. Ни одному направлению не удалось заместить другие, продемонстрировав свое явное превосходство в объяснении и прогнозировании релевантных наблюдений. На самом деле отсутствие согласия насчет релевантности тех или иных наблюдений не позволяет представить, какого рода непосредственный конкурс научных теорий мог бы сделать возможным их критическую проверку.
В отсутствие единого теоретического понимания сфера персонологии оказывается раздробленной. Исследователи, представляющие различные теоретические школы, обычно ограничивали свой круг общения людьми, которые придерживались аналогичных убеждений. Появились журналы, посвященные разработкам в пределах отдельных теорий, что еще больше препятствует осмысленному обмену между теориями, тормозя этим их взаимное обогащение. Многообразие теорий не обязательно является нежелательным. «Наличие ряда теорий с ограниченным спектром, каждая из которых разрабатывает концепции для постижения сравнительно узкого круга явлений, на некоторых стадиях научного развития может приводить к более быстрому прогрессу, чем более общая, но менее точная теория» .
Однако сейчас, когда психология вступила в новое тысячелетие, между представителями этих теоретических направлений начался серьезный диалог. Этот новый диалог стал возможен благодаря новым поисковым находкам, сделанным в ходе реализации систематических крупномасштабных научных проектов — таких как изучение наследственности и личности. Ранние работы — например открытия Кеттелла, касавшиеся генетической обусловленности нейротичности, — навели на мысль о роли генетических факторов в болезненных формах поведения, лечением которых занимаются психоаналитики и прочие психотерапевты, но эти теории не обеспечивают теоретические конструкты для обсуждения подобных данных. Не следует забывать, что Фрейд считал, что врожденный темперамент влияет на развитие психологических проблем, но этот инсайт не был осмыслен теоретически, чтобы объяснить, как именно осуществляется такое наследственное влияние. После десятилетий раздельного развития психодинамические и генетические подходы теперь созрели достаточно, чтобы вступить в осмысленный диалог. Научающие и культурные подходы тоже вносят в дискуссию свою лепту. Мы можем начать понимать, что терапевтические проблемы представляют эмоциональный конфликт, часто связанный с межличностными отношениями, тогда как генетика участвует в готовности, с которой индивид приходит в эмоциональное возбуждение; научающие подходы описывают разновидности переживаний, которые, в свою очередь, порождают приобретенные эмоциональные реакции, могущие иметь проблемный характер (и, что не редкость, разнообразные лечебные переживания, устраняющие такие страдания), а культура обеспечивает ситуации и социальные послания, которые делают более или менее вероятными оба вида научающих переживаний. Гуманистическая и когнитивная социальные теории напоминают нам, что в центре персонологии находится осознающий себя индивид.
В области персонологии, несмотря на существование в ней многих направлений и теорий, отсутствует единая парадигма, которая могла бы направить исследования. В этой книге обсуждался ряд теоретических направлений, касающихся личности. Они и их вклад и постулаты рассмотрены относительно некоторых пунктов, представляющих интерес для персонологии: индивидуальные различия, адаптация и приспособляемость, когнитивные процессы, общество, биологические влияния, детское развитие и взрослое развитие. Альтернативные решения проблемы множественности теорий включают в себя эклектизм, который вбирает отдельные аспекты различных теорий; единую теорию, которая стремится к интегрированной и систематичной теории, сочетающей разнородные элементы; и плюрализм, который допускает существование разнородных теорий, соблюдая чистоту каждой отдельно взятой теории. Критерии хорошей теории, изложенные рассмотрены вкратце, и обнаружено, что на практике они применяются не так систематично, как это выглядит в принципе. Концепция коренной метафоры подразумевает, что некоторые теории могут не согласовываться из-за несформулированных фундаментальных посылок. В теориях личности использовался целый ряд метафор, включая механистическую метафору, органическую метафору, метафору обработки информации, нарративную метафору, метафору проявленного «я» и метафору трансцендентного «я».
Глава 2. Тематический вклад различных теорий
2.1. Индивидуальные различия
Насколько важны различия между людьми? Некоторые теории заостряют внимание на уникальных особенностях индивидов; другие больше фокусируются на сходстве. Подходы, основывающиеся на чертах личности, обычно подчеркивают идентификацию различий между людьми (за исключением индивидуальных черт Оллпорта, P-технки Кеттелла и нескольких других). Теории научения традиционно анализируют поведение индивидуальных организмов, не занимаясь сравнениями индивидов, но психологический бихевиоризм описывает универсальные категории научения, являющиеся основой личности, а теории когнитивного научения сравнивают индивидов по таким характеристикам, как самоэффективность и когнитивная сложность. В теориях психоанализа и его переработанных версиях, имеющих клиническое происхождение, различия определяются в соответствии с механизмами совладания (или диагностическими категориями), однако последние развиваются на основе конфликтов универсального свойства. Многие другие теории, включая гуманистические, фокусируются на динамиках, общих для всех.
Что подтверждает существование индивидуальных различий? К этому подходят по-разному. Некоторые теоретики считают, что значимые различия между людьми можно наблюдать в их поведении. Другие персонологические подходы идентифицируют индивидуальные различия посредством психологических тестов, позволяющих измерить мысли и самовосприятие людей. Теориям, усматривающим важность в бессознательном, подходят менее прямые измерения, выполняемые с помощью проективных тестов и клинических интервью.
2.2. Адаптация и приспособляемость
Личность можно оценить с точки зрения здоровья, или адаптивности. Многие из этих теорий были разработаны в клиническом контексте, включая теории Фрейда, Юнга, Адлера, Хорни, Эриксона, Роджерса и Келли. Иные, созданные вне клинической обстановки, предложили новые формы терапии: к последним относятся теории, выдвинутые Скиннером и Бандурой, которые предлагают улучшать адаптацию путем обучения людей более эффективному поведению и (в когнитивных подходах) более эффективному образу мышления о себе и жизненных задачах. Даже эмпирическая теория Кеттелла изучала невроз и психоз и породила клинические диагностические вопросники. Отдельные теоретики критиковали чрезмерную теоретическую сосредоточенность на неадекватной приспособляемости. Гуманисты особенно озабочены полноценной реализацией человеческого потенциала в зрелом возрасте и привлекают внимание к более интегрированному и развитому «я».
«Здоровое функционирование обыно описывается единым, или интегрированным, то есть сопровождающимся немногими конфликтами, а также адаптивным в социальной среде» . Теоретики психоанализа описывали внутрипсихический конфликт как доказательство неадекватного приспособления, а Доллард и Миллер объясняли подобный конфликт с точки зрения научения. Оллпорт так же подчеркивал интеграцию, или единство. Многие теоретики, особенно Фрейд, предупреждают, что бессознательные процессы, приведенные в действие ранним неадекватным научением, способны подорвать здоровое функционирование личности. Хотя у теории бессознательного есть защитники; Юнг ратовал за поддержание баланса между сознательным эго и бессознательными аспектами психе.
Хотя большинство теорий личности фокусируется не на обществе, а на индивиде, отдельные теоретики предположили, что здоровые личности дают обществу больше, чем менее здоровые. Адлер подчеркивал социальные обязанности, говоря, что здоровый индивид должен выказывать социальный интерес как дополнение к любви и труду, названным Фрейдом. Оллпорт описал внутренне религиозных людей как менее предвзятых, чем те, что мотивируются не столь здоровой, внешней религиозной ориентацией. На оценку здорового функционирования влияют как культурные ценности, так и научные соображения, поскольку культурные ценности заложены в теориях личности.
Были разработаны разнообразные терапевтические техники, которые отражают различные теоретические интерпретации приспособляемости. Психоанализ, выделяющий бессознательное, стремится к повышению осознанности через инсайт. Роджерс разработал центрированную на клиенте терапию и группы встреч, чтобы помогать восстановлению истинного «я» путем безусловного принятия со стороны окружающих. Теоретики научения акцентуируют бихевиоральные вмешательства через систематическое подкрепление и такие техники, как различающее научение. Когнитивные теории научения идентифицируют ожидания как важнейшие фокальные зоны терапевтического вмешательства.
2.3. Когнитивные процессы
Теоретические разработки в психологии вообще и в теории личности в частности порой акцентуировали когнитивные процессы. Эту тенденцию иллюстрируют Мишель и Бандура; они утверждают, что когнитивные концепции (например, личностные переменные) лучше других подходят для понимания личности. Это означает, что люди отличаются друг от друга тем, как они думают о себе и окружающем мире. Однако персонология не в первый раз интересуется когнитивными процессами.
Выдержка из текста работы
С каждым веком человечество развивается все больше, все сильнее. Мы не стоим на месте, пытаясь достичь апогея знаний. Человечество настолько ускорилось, что время стало бежать быстрее, и порой мы не замечаем, как пролетает день. Постепенно дни перерастают в недели, недели — в месяцы, а месяцы — в годы. Вскоре мы не будем успевать за временем совсем. Уже сегодня на почве постоянных гонок мы впадаем в депрессии. Повседневная суета начинает ложиться на нас тяжким грузом. Подобно тому, как под давлением прессуют материал, мы прессуем свою психику. Хронически плохое настроение перерастает в неврозы. Поэтому в последние годы многие все чаще обращаются к психологам за помощью. Уже стало модным иметь личного психоаналитика, который поможет справиться со стрессом.
За последние несколько десятков лет довольно сильно возрос интерес к психотерапии. На мой взгляд, это связано с социальными аспектами, подкрепленными условиями окружающей среды. В условиях нынешней компьютеризации расширились возможности изучения всех глубинных аспектов психологии. Как следствие, повысился уровень подготовки специалистов в области психотерапии. После долгих лет застоя психотерапия начала выходить на новый уровень. Изучение ее основ разрешили в медицинских учреждениях, чтобы сориентировать молодых специалистов в этой довольно обширной области научных знаний.
В действительности, психотерапия безгранична. Даже выделяя отдельные отрасли этой науки, такие, как психоанализ, нельзя с точностью определить рамки. Хотя является психоанализ наукой или нет, остается большим вопросом. С самого начала появления теорий психоанализа, они подвергались критике с разных сторон. Причем каждая из новых теорий критиковала предыдущую. Так происходила своего рода эволюция психоанализа — новое вытесняло старое, но при этом основывалось на нем. Также психоанализ подвергался гонениям и со стороны других наук, таких как физиология. Многие ученые до сих пор критикуют научность теорий психоанализа, не признают их.
Так что же представляет собой психоанализ? Откуда пришла эта наука? И наука ли это вообще? Какую роль он играет в современной психологии?
Целью данной курсовой работы является исследование теоретической значимости психоаналитических концепций личности для современной психологической науки.
Задачи данного исследования:
1) рассмотреть эволюцию психоаналитических концепций личности в ХХ веке;
2) определить вклад психоаналитических теорий в научные представления о феномене личности в зарубежной психологии;
3) выявить влияние психоаналитических концепций на отечественную психологию личности;
4) определить роль психоанализа в современной психологической практике.
Гипотезой данной работы стало предположение о том, что, несмотря на большую значимость психоаналитического учения для популяризации психологии, современные теоретические представления о психологии личности в малой степени базируются на оригинальной концепции З.Фрейда.
ГЛАВА 1. Психоаналитические теории личности в современной психологии.
1.1 Эволюция психоаналитических концепций.
Психоанализ, как и любая другая отрасль науки, имеет свою историю. Это сложный и многогранный процесс развития с возвратами к уже пройденным этапам. История психоанализа включает в себя процесс накопления знаний, эволюцию идей, смену теорий.
В 2011 году цивилизованный мир отмечал 155-летие со дня рождения создателя психоанализа, выдающегося австрийского ученого и мыслителя Зигмунда Фрейда [22], оказавшего не малое влияние на мировоззрение нашей эпохи. З. Фрейд в своих познаниях не имел границ. Его работы брали начало в таких отраслях наук, как биология, неврология, психиатрия. Он создал свою первую теорию личности, которая повергла в шок общество викторианской эпохи. Согласно его модели личности, в жизни можно выделить три структуры: Ид, Эго и Суперэго. Ид, от латинского «оно», означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности и наполняет поведение человека энергией. Эго, от латинского «я», — это компонент психики человека, отвечающий за принятие решений. Супер-эго это морально-этическая сила личности, являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей.
Фрейда окружало множество учеников. Неудовлетворенность психоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом. Наиболее самобытными из учеников были Карл Густав Юнг [30] и Альфред Адлер [1], создавшие собственные направления: соответственно аналитическую психологию и индивидуальную психологию.
Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Он провёл четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.
Юнг отрицает теорию сексуальности Фрейда, как единственное выражение психической целостности личности и приводит многочисленные примеры неврозов, в которых на передний план выходили проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображения престижа и т.д.
Адлер преобразовал исходную теорию психоанализа, выделив в качестве фактора развития личности чувство неполноценности. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие потенции. Адлер назвал этот процесс компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В «комплексе неполноценности» Адлер видел источник неврозов. Он считал, что необходимо знать конечную цель устремлений человека, его бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность.
В конце 30-х годов возник неофрейдизм, идея которого состояла главным образом в соединении традиционного психоанализа с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Причиной неврозов у человека ими считалась тревога, зарождавшаяся ещё у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. То есть общество рассматривается как источник отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни [26], Эрих Фромм [24], Вильгельм Райх[19], и др.
Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды. К. Хорни, Э. Фромм отвергли постулаты об однозначно анатомической детерминации различий между полами, о стадиях психосексуального развития и эдиповом комплексе и сделали упор на важность межличностных взаимоотношений и социокультурного влияния на личность. ……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер Альфред. Понять природу человека / А. Адлер ; Пер. Е.А.Цыпина. — СПб. : Акад. проект, 2000 .- 256 с.
2. Андреас-Саломе Лу. Воспоминания о России / Л. Андреас-Саломе ; Л. Андреас-Саломе ; пер. с нем. и предисл. В. Седельника. — М. : Прогресс-Традиция, 2002. — 447с.
3. Андреева Галина Михайловна. Зарубежная социальная психология XX столетия : теоретические подходы : учебное пособие для вузов, обучающихся по специальности «Психология» / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская .- М. : Аспект-пресс, 2002 .- 286 с.
4. Асмолов Александр Григорьевич. Психология личности : Принципы общепсихологического анализа: Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальности» Психология» / Александр Асмолов .- М. : Смысл, 2001 .- 414 с.
5. Белый А. Крещеный китаец / А. Белый. — М. : Панорама, 1992. — 235 с воспоминания о театре «Кривое зеркало» / Н. Н. Евреинов. — М. : Искусство, 1998. — 366 с.
6. Блюм Джералд. Психоаналитические теории личности : учебно-практическое пособие / Дж. Блюм ; Проф. Психотерапевт. Лига (ППЛ) ; [пер. с англ. А.Б. Хавина] .- М. : Акад. проект : Культура, 2009 .- 222 с.
7. Бодалев Алексей Александрович. Психология общения : Избран. психол. труды : Учебно-метод. пособие / А.А. Бодалев ; Рос. акад. образования; Моск.-психол.-социал. ин-т .- 3-е изд., перераб. и доп .- М. ; Воронеж, 2002 .- 319 с.
8. Букай Хорхе. Письма Клаудии : беседы психолога с юной подругой / Хорхе Букай ; [пер. с исп. Е. Матерновской] .- М. : Изд. Дом Мещерякова, 2008 .- 254с.
9. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения : обезьяна, примитив, ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. — М. : Педагогика-пресс, 1993. — 223 с.
10. Залкинд А. Б. Педология: Утопия и реальность / А. Б. Залкинд. — М. : Аграф, 2001. — 464 с.
11. Иванов В. И. Эссе. статьи, переводы / В. И. Иванов. — Брюссель : «Жизнь с Богом», 1985. — 222 с.
12. Мандельштам Н. Я.. Воспоминания / Н. Я. Мандельштам. — Париж : Ymca-press, 1982 — 4-е изд. — 1982. — 427 с.
13. Мерлин Вольф Соломонович. Личность и общество : учебное пособие к спецкурсу / В.С. Мерлин ; Перм. гос. пед. ин-т, Урал. отд-ние О-ва психологов при АН СССР ; науч. ред. Б.А. Вяткин .- Пермь : ПГПИ, 1990 .- 90 с.
14. Мясищев В. Н.. Психология отношений : Избран. психологич. труды / В. Н. Мясищев. — М. ; Воронеж : Модэк, 1995. — 356 с.
15. Павлов Иван Петрович. Мозг и психика : избр. психол. тр. / И. П. Павлов ; под ред. М. Г. Ярошевского ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т .- 3-е изд., стер. — М. ; Воронеж : МПСИ : МОДЭК, 2008 .- 358с.
16. Пастернак Б. Л. Письма Б.Л.Пастернака к жене З.Н.Нейгауз-Пастернак / Б. Л. Пастернак. — М. : Дом, 1993. — 248 с.
17. Психотерапевтическая энциклопедия / В.А. Абабков, А.А. Александров, В.А. Ананьев и др.; Под ред. Б.Д. Карвасарского; Рос. психотерапевт. ассоц. — 2-е изд. доп. и перераб. — СПб. и др. : Питер, 2002 .- 1019 с. — (Золотой фонд психотерапии) .
18. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 440с.
19. Райх Вильгельм. Анализ личности / Вильгельм Райх; Пер. с нем. Романюк С. Ю. и др.; Науч. ред. Шлионский Л. М. — М.; СПб. : КСП+ : Ювента, 1999 .- 332 с.
20. Флоренская Тамара Александровна. Диалог в практической психологии: Наука о душе / Т. А. Флоренская.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 208 с.
21. Фрейд Анна. Психология «Я» и защитные механизмы : Пер. с англ. / А. Фрейд .- М. : Педагогика, 1993 .- 142 с.
22. Фрейд Зигмунд. Психология бессознательного : [пер. с нем.] / Зигмунд Фрейд .- 2-е изд. — М. [и др.] : Питер, 2010 .- 390 с.
23. Фрейджер Роберт. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен ; Пер. с англ. М. Васильевой и др. — 5-е междунар. изд. — СПб. ; М. : Прайм-ЕВРОЗНАК : ОЛМА-ПРЕСС, 2002 .- 863c.
24. Фромм, Эрих Зелигманн. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики /Э. Фромм; Перевод Э. М. Спировой. — Москва: АСТ, 2010. — 352 с.
25. Хьелл Ларри А. Теории личности : оновные положения, исслед. и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер .- СПб. и др. : Питер, 2008 .- 606 с.
26. Хорни Карен. Самоанализ : Психология женщины. Новые пути в психоанализе / Карен Хорни; Пер. с англ. А.М. Боровиков .- СПб. и др. : Питер, 2002 .- 473 с.
27. Шпильрейн Сабина. Психоаналитические труды:/С. Шпильрейн; Пер. с англ., нем. и фр. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, Е.С. Морозовой — Ижевск: Эрго, 2008. — 444с.
28. Эриксон Эрик Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон .- СПб. : Ленато, Университетская книга, 1996 .- 592 с.
29. Эткинд А. Эрос невозможного : История психоанализа в России .- СПб. : Медуза, 1993 .- 463с.
30. Юнг Карл Густав. Психологические типы / К. Юнг ; Под общ. ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В. Зеленским .- М. : Университетская книга, 1997 .- 715с.