Выдержка из текста работы
Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Она оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства.
Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает всё большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Каждый предприниматель, каждый трудовой коллектив стремится увеличить данный показатель, так как он является источником материального благосостояния, социального и производственного развития. Для этого необходимо чётко представлять, от чего она зависит, какие основные факторы и параметры оказывают на неё своё влияние, каково количественное влияние каждого из них на конечный результат деятельности предприятия.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученной литературы раскрыть сущность прибыли, а также применить к ней статистические методы исследования.
Для достижения указанной цели в рамках исследования ставятся следующие задачи:
· опираясь на анализ научной литературы, рассмотреть общие вопросы понятия прибыли;
· исследовать прибыль как показатель финансовых результатов динамическим и статистическим методами;
· рассмотреть зависимость прибыли от себестоимости произведенной продукции и сделать соответствующие выводы.
Объектом для анализа в данной работе служит Акционерная Компания «Узнефтегаздобыча».
В аналитической части по данным предприятия за несколько лет проведен анализ динамики прибыли с использованием инструментов MS EXCEL.
Глава 1. Теоретические аспекты статистического изучения прибыли предприятия.
1.1 Понятие прибыли, ее виды и значение.
Различные стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия находят свое отражение в системе показателей финансовых результатов. Эту систему образуют показатели прибыли и рентабельности, а также валового дохода — выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Прибыль — это экономическая категория, комплексно отражающая хозяйственную деятельность предприятия в форме денежных накоплений.
Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей. Она является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для самофинансирования, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, она формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительными, так и с отрицательными знаками.
В хозяйственной практике используются следующие показатели прибыли:
1. На единицу продукции;
2. Балансовая;
2.1. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
2.2. Прибыль от прочей реализации;
2.3.Доходы и расходы от внереализационных операций (внереализационные результаты):
2.3.1. По ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях;
2.3.2. Штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные;
2.3.3. Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
2.3.4. Поступления долгов и дебиторской задолженности;
2.3.5. Поступления от других предприятий и организаций финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения и пр.
3. Налогооблагаемая;
4. Льготируемая (необлагаемая налогом);
5. Остающаяся в распоряжении предприятия;
6. Чистая
Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:
? объем реализации;
? структура товарооборота;
? величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты, полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);
? уровень налогообложения.
Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции:
Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия, выступая его конечным финансово-экономическим результатом. Величина прибыли предприятия служит для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц: собственников предприятия, его работников и кредиторов;
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль — основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений, ориентируясь на размер прибыли, собственники и менеджеры предприятия принимают решение по поводу инвестиционной и дивидендной политики предприятия. Прибыль предприятия является источником производственного, социального развития предприятия и материального поощрения его работников;
В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.
Рисунок 1. Формирование прибыли предприятия.
Источник: составлено автором.
Показатели прибыли отражают прибыль как экономическую категорию и имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. Соответственно разнообразию видов прибыли в анализе используется большое количество показателей.
Наиболее распространенная система показателей — это система показателей, определяемая бухгалтерской отчетностью. С учетом последовательности торгово-хозяйственной деятельности, особенностей формирования доходов и затрат процесс образования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом (см. рис. 1).
1.2 Статистические методы исследования прибыли предприятия.
В современных условиях развития экономики важное место занимают статистические методы анализа финансовых результатов деятельности предприятий. При статистическом изучении деятельности предприятий и организаций используется системный подход к анализу финансовых результатов, включающий общие принципы формирования определяющих показателей с целью расчета и анализа финансовых результатов. Использование унифицированного подхода, который может быть положен в основу формирования информации о прибыльности предприятия для любых пользователей, дает возможность обеспечить выполнение поставленных выше задач.
Показатели динамики.
Одним из направлений финансовых результатов деятельности предприятия является анализ прибыли, полученной за несколько периодов, то есть ее динамики. Статистическая отчетность представляет собой систему экономических показателей деятельности предприятия. Она составляется на основе статистической обработки учетных данных за определенные периоды времени и содержит необходимым образом сгруппированные данные расчетно-кассовых, валютных и других операциях предприятия.
Показателями, характеризующими……..
Список использованной литературы.
1. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Под редакцией Н. П. Любушина-М: Юнити-Дана,2002-471с.
2. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: курс лекций (серия: «100 лет РЭА им. г.в. Плеханова»). — М.: ИНФРА-М, 2008. — 280 с
3. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. Учебно-практическое пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 208 с.
4. Гусаров В.М. Теория статистики: — М.: Юнити, 1998 — 307с.
5. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. — М.: Инфра-М 1998. — 456 с.
6. Злотникова Л.Г., Победоносцева Н.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности, М: Недра, 1974.- 216 с.
7. Иткин Ю., Гадоев Э., Сотиволдиев А., Тулаходжаеваа М. Бухгалтерский учет в условиях рыночной экономики Узбекистана,т.2, Т:-1999-262 с.
8. Лифиренко Г.Н. Финансовый анализ предприятия: Учебное пособие — М.:Экзамен, 2005. — 160 с.
9. Налоговый Кодекс Республики Узбекистан. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 25.12.2007 г. № ЗРУ-136. С изменениями в соответствии с Законом РУз от 29.12.2008 г. № ЗРУ-196 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 52.
10. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов. Приложение к Постановлению КМ РУз от 05.02.1999г. №54
11. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики: Учебник для вузов. — М.: Финансы и статистика, 1984 — 423 с.
12. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 304 с.
13. Теория статистики: Учебник под редакцией профессора Шмойловой Р.А. -М.: «Финансы и статистика» 1998 — 389 с.
14. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности. Под редакцией В. Ф. Дунаева — М: ЦентрЛитНефтеГаз,2008 — 305 с.
15. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 767 с.
16. www. norma.uz
17. www. fmc.uz
18. www. review.uz
19. www. uzneftegaz.uz
20. www. cer.uz