Выдержка из текста работы
В современной рыночной экономике основным конкурентным преимуществом любого предприятия становится качество. Это слово – «качество» — стало общим местом в программных речах руководителей всех рангов. Итак, что же такое качество? В советские времена качественным товаром можно было считать товар, соответствующий установленным стандартам. Однако стандарты несовершенны и быстро устаревают. Такое понимание качества не годится в условиях рынка. В современной экономике общим мерилом являются нужды и требования потребителей. Если товар удовлетворяет их — он является качественным. Таким образом, качество — есть способность товара или услуги наилучшим образом удовлетворять потребности людей.
В любой стране мира высококачественная продукция оценивается высоко и имеет спрос у потребителя. Поэтому новейший подход к стратегии производства и предпринимательства состоит в понимании того, что качество является единственным и самым эффективным средством в борьбе с конкурентами, удовлетворении требований потребителей, снижении издержек производства. А для достижения высокого уровня качества продукции необходимо уметь управлять качеством, этим обуславливается актуальность данной работы.
Цель данной работы: рассмотреть качество и конкурентоспособность продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие конкурентоспособности и определить ее зависимость от качества выпускаемой продукции;
2. Проанализировать параметры, по которым оценивается конкурентоспособность;
3. Определить критерии оценки конкурентоспособности продукции;
4. Рассмотреть понятие качества продукции, показатели ее определяющие;
5. Найти факторы, оказывающие влияние на качество продукции; и проанализировав все составляющие качества и конкурентоспособности.
Глава 1. Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
1.1. Понятие конкурентоспособности
Рыночная экономика в качестве одной из важнейших характеристик включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка. Под конкуренцией понимают соперничество между отдельными лицами или хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.
С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям. Конкурентоспособность товара — это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента по следующим критериям:
— по степени соответствия одной и той же общественной потребности;
— по затратам на удовлетворение этой потребности.
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
— полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
— определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, и т.п.);
— конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).
1.2. Параметры конкурентоспособности продукции.
Параметры конкурентоспособности продукции подразделяются на:
1. нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиями, законодательству);
2. технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.);
3. экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления);
4. организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).
Изучение конкурентоспособности товаров очень важно для предприятий — производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара не учитывая издержек на его производство и реализацию. Конкурентоспособность производителя – это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам. Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой политикой.
Категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность производителя» взаимозависимы. Предприятие не может быть конкурентоспособным, если его товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не решающий фактор в конкурентоспособности предприятия. В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде времени может привести к разорению производителя).
Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и предприятия имеют и существенные различия:
1) конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия;
2) конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;………….
Заключение
Данная тема курсовой работы весьма интересна, обширна и неоднозначна. В условиях рыночной экономики перед предприятиями постоянно стоит проблема обеспечения конкурентоспособности продукции, от решения которой напрямую зависит их успешная деятельность.
Основой конкурентоспособности является требуемый уровень качества продукции, для достижения которого нужна соответствующая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкая организация работ по управлению качеством.
Управление качеством прошло ряд этапов в своем развитии.
Качества продукции можно добиться разными методами, каждый из которых предприятие выбирает самостоятельно. Можно пойти по пути стандартизации и свести все производственные процессы к унифицированным, а можно найти какую-либо «изюминку» и выиграть в конкурентной борьбе за счет стиля и экстраординарности. Но, как показывает практика и исследования темы моей работы, качество продукции – это комплексная составляющая. Поэтому если упустить какую- либо составляющую в производстве продукции, съэкономить на сырье или на времени производства, можно потерять прибыль, потом имидж, а потом вообще стать банкротом. Отсюда такая важность изучения менеджмента качества, как главной составляющей конкурентоспособности продукции. Решающее значение в организации работ по качеству имеет позиция руководителей предприятий, их отношение к качеству выпускаемой продукции и услуг.
Подводя итог своей работе, можно сказать, что качество должно стать национальной идеей России. Всем нам пора, наверное, понять, что будущее, в котором нечего делать без качества, уже наступило.
Список литературы:
1. Ю.И. Ребрин Управление качеством Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004.
2. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг.— М.: Юрайт-Издат, 2004..
3. Окрепшюв В.В. Управление качеством. — М.: Экономика, 1998
4. Голубков Е.Л. Основы маркетинга: Учебник. — М.: Финпресс, 1999
5. Фатхутдинов РА. Стратегический менеджмент. — М.: ЗАО «Бизнес-школа. Интел-Синтез, 1999
6. Фомин В.И. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. — М.: ЭК-МОС, 2000
7. Фасхиев Х.А. Методика оценки качества автомобилей. – М.: Маркетинг в России и за рубежом. — 2005 — №4(48)
8. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь. — 1999.
9. Калмийцев С. Маркетинг и конкурентоспособность полиграфической продукции предприятия. — М.: Маркетинг. — 1996. — № 3
10. Дзахмишева И.III. Методика опенки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети. — М.: Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. — № 3(4)
11. Журнал «Легпромбизнес. Директор» №9, 2000
12. Фасхиев Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей. Методы менеджмента качества. — 2001. — №3 — С 24-28 №4
13. WCOTY: Ауди А6 — автомобиль 2005 года! // Авторевю. — 2005. — №4.
14. ГОСТ ИСО 9000-2000
15. ГОСТ 22851-77