Содержание
Введение3
1. Теоретические аспекты деятельности Торгово-промышленной палаты6
1.1. История создания торгово-промышленной палаты6
1.2. Специфика деятельности торгово-промышленной палата РФ11
2. Роль и место Торгово-промышленной палаты Российской Федерации17
в системе взаимодействия бизнеса и государства17
2.2. Законодательство о Торгово-промышленной палате РФ17
2.2. Основные функции Торгово-промышленных палат19
2.3. Торгово-промышленная палата Российской Федерации25
Заключение39
Список используемой литературы40
Приложение43
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Проблема обеспечения создания благоприятных условий для развития промышленности, торговли и сельского хозяйства региона является одной из значительнейших среди множества других проблем, определяющих состояние и развитие экономики страны.
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика.
В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свои структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.
Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний обо всех ее регионах, что придает особую значимость изучению региональной экономики.
Важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков. В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает адекватная инфраструктура.
Инфраструктура играет огромную роль в эффективном обеспечении процесса производства, в развитии социально-бытовой сферы, комплексности народного хозяйства, а также в освоении новых территорий.
Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.
Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
Целью данной курсовой работы является исследование ключевых элементов, дающих общий обзор торгово-промышленных палат.
Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
— ознакомиться с историей создания торгово-промышленных палат
— рассмотреть сущность и основное назначение торгово-промышленной палаты РФ
— исследовать основные функции и деятельность торгово-промышленной палаты РФ.
Анализ существующей литературы показал, что среди ученых нет однозначного понимания сущности и принципов управления и создания благоприятных условий для формирования современной промышленности, финансовой и торговой инфраструктуры региона, которые на сегодняшний день обеспечивает торгово-промышленная палата.
Объект исследования — торгово-промышленная палата как институт рыночной инфраструктуры экономики.
Предмет исследования — механизм деятельности торгово-промышленной палатой РФ.
Информационно-эмпирическая база курсовой работы сформирована на основе официальных данных федеральных и региональных органов Госкомстата, а также материалов монографических исследований.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты деятельности Торгово-промышленной палаты
1.1. История создания торгово-промышленной палаты
Символом Торгово-промышленной палаты является золотой жезл бога торговли, призванный прекращать споры и мирить врагов, а в современном контексте примирять предпринимателей между собой в третейском споре, искать согласия в международной торговле. Жезл Меркурия (кадуцей) имеет следующее описание: золотой посох, обвитый двумя золотыми змеями, головы которых смотрят друг на друга, а на вершине находится золотой шлем Аида с крылышками. В дореволюционной России кадуцей украшал дворянские гербы, гербы городов и губерний. Сегодня жезл является частью герба Таможенной службы России и официальным символом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Февральская революция 1917 года привела к образованию в России новой государственной власти. Было издано много постановлений и ограничений, что привело к резкому снижению частной торговли. Министерство торговли и промышленности, обеспокоенное этим обстоятельством, в апреле 1917 года внесло законопроект «О торгово-промышленных палат в России» , который должен был объединить предпринимателей в единую организацию и стать основой для развития свободной торговли. Среди целей создания торгово-промышленных палат, как самоуправляемых органов представительства торгово-промышленного класса, авторы проекта отмечали: объединение в округе палаты лиц, занимающихся торгово-промышленной деятельностью, а также представительство и обслуживание их общих интересов. В связи с октябрьской революцией 1917 года этот закон не вступил в силу. Только во времена новой экономической политики (НЭП) советского государства, находящегося в экономической блокаде, возникла идея о возрождении торгово-промышленных палат, как инструмента для организации внешнеторговой деятельности и развития экономических отношений. Новая экономическая политика привела к возрождению целой сети коммерческих ярмарок и выставок, бирж и других торговых объединений, обеспечивших развитие, в том числе и внешнеэкономических связей. Экономика России требовала активизацию торговли традиционными экспортными товарами, восстановления утраченных деловых связей, но экономическая блокада стран Антанты не позволяла развивать межгосударственные экономические отношения. Тогда руководители нового государства стали искать негосударственные формы организации внешнеэкономических связей.
Первой торговой палатой в России считается Северо-Западная областная торговая палата, которая была образована в 1921 году. Сначала палате были отданы функции регулирования торговли, затем перешедшие к органам комиссии по внутренней торговле в 1922 году. Используя связи с зарубежными палатами, Северо-Западная торговая палата изучала условия для экспорта советских товаров, систематизировала информацию о возможностях и перспективах зарубежных рынков, динамике цен и т.д…………………………………
Заключение
Изучив и проанализировав материал по теме курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.
2. Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.
3. Торгово-промышленная палата является юридическим лицом.
4. Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
Список используемой литературы
1. Федеральный Закон Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в РФ» (в ред. Федеральных законов от 19.05.1995 N 82-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
2. Федеральный Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.
4. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 года № 63-ФЗ.
5. Постановление Президиума Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2003 г. N 73-7 «О Положении об аккредитации торгово-промышленных палат в Российской Федерации».
6. Устав торгово-промышленной палаты Российской Федерации (новая редакция) (утв. III Съездом Торгово-промышленной палаты РФ от 28 февраля 1998 г.)
7. Положение о Комиссии Правления ТПП РФ по аккредитации торгово-промышленных палат в Российской Федерации.
8. Приказ МПР РФ и ТПП РФ от 23 октября 2003 г. N 954, N 113 «О проведении Международного Форума «Рациональное природопользование и устойчивое развитие России».
9. Постановление Президиума Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 24 декабря 2003 г. N 35-6 «О повышении уровня взаимодействия ТПП РФ с международными объединениями торгово-промышленных палат в целях расширения возможностей оказания услуг членам Палаты»
10. Постановление Президиума Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 24 декабря 2003 г. N 36-6 «О предложениях ТПП РФ по совершенствованию мер в сфере борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией»
11. Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. постановлением Президиума ТПП РФ от 23 октября 1992 г. N 80-9) (в ред. от 18 января 1995 г.)
12. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения, Учебное пособие, Москва, ИКЦ «Маркетинг», 2001.- 218 с.
13. Бляхина Л.С.. Экономика фирмы. Учебное издание. Санкт-Петербург. – 2006 . – 290 с.
14. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 377 с.
15. Годлевская Е. «НЛМК выторговал 50 млн. долларов» РБК Daily ежедневная деловая газета rbcdaily.ru
16. Гражданский Кодекс российской Федерации. Часть 4.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 448 с.
17. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. Издательство: Дело, 2004. – 32 с.
18. Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник. 2007. – 145 с.
19. Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. — М., 2004. – 392 с.
20. Мескон М. Х., Альберт М. Основы менеджмента. – М: Высшая школа, — 588 с.
21. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая. — М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 366 с.
22. Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства // Проблемы прогнозирования. — 2005. -№ 5. -с.88 — 99.
23. Основы внешнеэкономических знаний / Под. ред. И.П. Фаминского. -М.: Международные отношения, 2001. – 278 с.
24. Подольник А.П. Стратегия и тактика управления фирмой. Санкт-Петербург. – 2001. – 409 с.
25. Попов С. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Москва. – 2002. – 397 с.
26. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник /Под. ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова. — М.: БЕК, 2003. – 288 с.
27. Предприятия на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник / Под ред. Долгова. С. И. М., БЕК, 2000. – 318 с.
28. Прокушев Е.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. Инфра — М.: Москва 2001. – 397 с.
29. Региональная экономика: учеб. пособие /Под. ред. Т.Г. Морозовой. -М.: ЮНИТИ, 2004. – 178 с.
30. Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. Издательство: Приор, 200. – 246 с.
31. Спартак А. Государственная поддержка экспорта в России // Внешняя торговля. -2003. -№4. -с.8 — 12.
32. Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 310 с.
33. Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. Москва-2005. – 334 с.
34. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: учеб. пособие / Под. ред. А.К. Иванова. — М., 2004. – 204 с.
35. Урманов И. Международные инвестиционные проекты в отечественном машиностроении // Российский экономический журнал. -2005. -№8. — с.72-76.
36. Федотов В.И. Торгово-промышленные палаты. Ч.1. История. Саратов. 2000.
Приложение
Организационная структура ТПП РФ