Выдержка из текста работы
В экономическом механизме цивилизованного государства страхование является важным и необходимым элементом, обеспечивающим социально-экономическую стабильность и безопасность общества, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, технологических, экономических и иных рисков.
Более чем вековой мировой опыт и вся история страхования убедительно доказали, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику любого государства.
Сегодня страхование — динамично развивающаяся сфера российского бизнеса. Объемы страховых операций неуклонно растут, а страховые компании играют в экономике государства все более значимую роль.
В сложившихся условиях развития страхования в Российской Федерации регулирующая функция государства в страховой деятельности, как представляется, должна осуществляться в следующих направлениях: совершенствование и систематизация законодательных актов, регулирующих страховое дело, корректировка налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования их деятельности, а также создание эффективного правового механизма, отвечающего международным принципам и стандартам, обеспечивающим качественный и стабильный надзор за функционированием страховых компаний.
Все более возрастающая роль страхования, вызывающая потребность его государственного регулирования и надзора, существенных изменений законодательства в этой области, доказывает актуальность темы исследования данной курсового проекта.
Цель настоящей работы заключается в определении эффективности страхового надзора в России и зарубежных странах, получении новых знаний о сущности страхового надзора и формировании практических рекомендаций по повышению эффективности страховой надзорной деятельности в Российской Федерации и совершенствованию законодательства о страховании.
Достижение названной цели предполагается через решение следующих задач, стоящих перед нами:
. Раскрыть место и значение государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью в системе страхования, для чего необходимо рассмотреть и изучить сущность, содержание и значение системы страхового надзора в России и зарубежных странах, а так же рассмотреть организацию деятельности ФССН в России и изучить методы регулирования страховой системы в отдельных странах.
. Проанализировать систему и структуру органов страхового надзора и дать оценку эффективности страхового надзора в РФ, для этого мы рассмотрим деятельность основных участников страхового рынка и проанализируем ключевые показатели страховой отрасли, такие как страховая премия и выплата.
. Определить пути повышения эффективности государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью в РФ, для чего будет необходимо описать проблемы и перспективы развития системы страхового надзора в России.
. Внести предложения по совершенствованию системы страхового надзора.
. Спроектировать тарифные ставки и страховые премии.
Объектом настоящего исследования выступает вся система страхового надзора в России и за рубежом. В первой главе курсовой работы будут рассмотрены теоретические основы исследования страхового надзора. Вторая глава посвящена анализу в исследуемой области, а в третьей главе
Предметом исследования являются регулируемые административно-правовыми нормами общественные отношения, возникающие между участниками страховой деятельности — страховыми компаниями, с одной стороны, и органами страхового надзора — с другой, при осуществлении ими властной управленческой деятельности.
Курсовая работа базируется на изучении, сравнении и обобщении мнений ученый и практиков, представленных в различной литературе, а так же на основе анализа состояния всей системы страхового надзора, как в России, так и в зарубежных странах.
Теоретическую основу исследования составили нормативно — правовые акты Правительства РФ, Министерства финансов РФ, рекомендации и разъяснения органов исполнительной власти, труды отечественных и зарубежных авторов, сообщения периодической и научной печати по вопросам данного исследования.
Решение поставленной в курсовой работе цели осуществляется на основе системного подхода, логического и сравнительного анализа имеющихся теоретических и практических данных.
страховой надзор россия зарубежный
Глава 1. Место и значение государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью в системе страхования
1.1 Система страхового надзора в России: сущность, содержание, цели и функции
Необходимость введения государственного страхового надзора в России обусловливалась нестабильностью финансового состояния отдельных страховщиков. Так, страховое общество "Россия" в начале XX в. было убыточным, особенно по финансовым отчетам 1906 г., вследствие принятия в перестрахование рисков из Сан-Франциско, где в то время произошло землетрясение. Убытки составили 7,5 — 8,0 млн руб., что превышало основной и запасной капитал общества. Во время падения курса ценных бумаг в период русско-японской войны и революционных беспорядков (1904 — 1906 гг.) многие страховщики временно не смогли выполнять требования к платежеспособности, однако страховой надзор, принимая во внимание исключительность ситуации, не стал настаивать на применении санкций. Отметим, что аналогично поступил и страховой надзор Мин. финансов России после финансового кризиса 1998 г.
Обязательные отчисления в страховые резервы по действующим в начале века нормативам должны были составлять не менее 40% страховой премии, оставленной страховщиком на собственном удержании по огневому страхованию, и до 30% плюс 10% чистой прибыли по операциям с запасным капиталом. Фактически же у многих страховщиков обязательные отчисления оказались значительно ниже, в частности страховое общество "Россия" в 1898 г. отчисляло в резервы 26% собранной премии, а в 1907 г. — 8,84%.
В социалистической экономике роль государственного регулирования в области страхования ограничивалась управлением и контролем за деятельностью двух страховых организаций, являвшихся государственными учреждениями — Ингосстраха и Госстраха СССР.
При переходе к рынку механизмом, обеспечивающим защиту интересов страхователей, стала система лицензирования страховых организаций до начала их деятельности и последующий контроль за исполнением действующего законодательства в области страхования.
Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельности в России Указом Президента РФ в феврале 1992 г. была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью — Росстрахнадзор. На него были возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрации страховых брокеров. В 1996 г. функции Росстрахнадзора были переданы Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ, далее по тексту — страховому надзору. В 2004 г. страховому надзору был возвращен статус Федеральной службы, однако нормотворческие функции в сфере страхования остались у Минфина России.
Система государственного страхового надзора в современной России опирается на действующую систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых законом о страховании, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового надзора, разъяснения органом страхового надзора положений страхового законодательства, единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, об отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела) и другая информация по вопросам страхового надзора подлежат опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора.
Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:
.выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности.
Она выдается страховщикам на основании их заявлений с приложением:
·учредительных документов;
·свидетельства о регистрации;
·справки о размере оплаченного уставного капитала;
·экономического обоснования страховой деятельности;
·правил по видам страхования;
·расчетов страховых тарифов;
·сведений о руководителях и их заместителях.
Страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:
·учредительных документов;
·свидетельства о регистрации;
·сведений о руководителях и их заместителях.
В лицензиях указывается конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающей 60 дней с момента получения документов, предусмотренных ст.32 ФЗ. Основанием для отказа в выдаче лицензии может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ. Об отказе сообщается в письменной форме с указанием причин. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном порядке.
.ведение единого Государственного реестра страховщиков, страховых брокеров;
3.контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законе. Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно.
Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми на себя страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральными органами исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.