Содержание
Введение3
1. Основные понятия экономики знаний6
1.1. Понятие экономики знаний6
2. Построение экономики Европы на знаниях13
3. Инновации в системе экономики, основанной на знаниях в РФ17
3.1. Понятие и виды инноваций в экономике, основанной на знаниях18
3.2. Инновационная система, её структура и функции20
3.3. Инновационная деятельность и инновационный процесс23
3.4. Факторы, влияющие на конкурентные возможности России в новой экономике25
Заключение29
Список использованной литературы32
Выдержка из текста работы
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства. В первую очередь, это связано с тем, что каждая страна имеет отличия в уровне экономического развития, в социальных и национальных условиях. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики, которые отличаются друг от друга степенью воздействия государства на экономику, а так же приоритетными целями и задачами.
Актуальность темы курсовой работы отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества, актуальность заключается в том, что рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой, и как считается самой эффективной современной экономической системой. Рыночная экономическая система является господствующей формой экономической жизни современного общества. Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов.
Под рыночной экономикой, соответственно, принято понимать, такую экономическую систему, при которой фундаментальные экономические проблемы решаются главным образом через рынок. Поэтому проблемы, с которыми часто сталкиваются в рыночных отношениях раскрываются в данной работе.
Целью данной курсовой работы является изучение основных моделей рыночной экономики — американской, японской, немецкой и южнокорейской.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие рыночной экономики с позиции различных школ;
2. определить и проанализировать основные принципы государственного регулирования рыночной экономики в современных условиях;
3. проанализировать типы и модели современной рыночной экономики, а именно американскую, японскую, немецкую и южнокорейскую модели.
1.1 Рыночная экономика в трактовке различных школ
К основным современным направлениям экономической мысли относят экономические школы, которые сформировались в конце 19 начале 20 веков. Каждая из школ экономики имеет свои определённые взгляды на экономику. Для того чтобы получить статус школы у них должно быть, как минимум, объединяющая идея или же какой-то единый подход к пониманию проблемы. К тому же, должен быть автор-основатель с группой последователей и учеников, у которого есть опубликованные работы, где идеи автора представлены и раскрыты. А так же, эти взгляд на определённую проблему должны быть обсуждаемы в научных кругах и должны публиковаться в периодических изданиях.
Классическая политическая экономия — это одно из крупнейших направлений экономической мысли. В рамках этого направления был выведен ряд экономических законов, а так же определена очень важная парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости. Эта школа активное развитие получило в конце 18 века и в начале 19 века. Автором-основателем данного течения в экономике является А. Смит. Он смог изложить логическую систему, с помощью которой он смог объяснить на базе внутренних экономических механизмов работу свободного рынка, и тем самым показал, что рынок может функционировать самостоятельно, без внешнего политического управления.
С развитием трудовой теории стоимости начало всё больше и больше присоединяться последователей данной теории. Они выступали в защиту такого класса, который зарабатывал деньги собственным трудом. Учёных данной теории знают под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Т. Годскина, Уильяма Томпсона, Чарльза Холла.
Д. Рикардо начал развивать концепции стоимости, оригинальные теории земельной ренты и международной торговли, тем самым положил начало новому этапу в развитии классической школы. А Дж.С. Милль является представителем этапа, который является завершающим эволюцию школы, в его работах нашли окончательное воплощение принципы классической школы в экономической теории. В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление.
Трудовая теория стоимости, согласно Д. Рикарду, является звеном экономической теории, в соответствии с которой стоимость товара зависит от труда, необходимого для его производства.
Рыночную экономику представители классической политэкономии рассматривали как саморегулирующуюся систему, которая является наиболее эффективным механизмом распределения ресурсов. По мнению А. Смита, рыночной экономике необходимо как можно больше экономической свободы. Заинтересованность в прибыли в условиях конкуренции обеспечивает наилучший результат для всех субъектов рыночных отношений. А. Смит полагает, что государство не должно вмешиваться в процесс развития рыночной экономики, однако оно должно защитить конкуренцию от самих предпринимателей, но при этом не ограничивать их, а также должно способствовать созданию общих условий производства.
Неоклассическая школа является ведущим направлением в современной западной и, прежде всего, англо-американской экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя при этом экономические модели, как одних из главных инструментов анализа. В первую очередь их интересуют проблемы ценообразования, взаимодействия спроса и предложения на различных рынках. Свое начало подобный подход берет у работ Альфреда Маршалла, его же считают основоположником неоклассической школы.
Одним из главных и основных направлений неоклассической экономической школы является монетаризм. Он возник в 1950-х годах как эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман. В центре внимания представителей этой школы находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, рыночная экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности. Высокой стабильности способствуют системы рыночной конкуренции, а цены в данном случае выполняют роль главного инструмента, который обеспечивает корректировку в случае нарушения равновесия. Диспропорции появляются в результате внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования. Таким образом, монетаристы отвергли утверждение Кейнса о необходимости государственного вмешательства в экономику.
В 1933 г. одновременно с выпуском книги Э. Чемберлина увидела свет монография Дж. Робинсон «Экономика несовершенной конкуренции». Ее исследование посвящалось тем же проблемам: сдвигам в механизме рыночной конкуренции, монополизации рынка. Дж. Робинсон — английский экономист, представительница кембриджской школы в политической экономии. Особое внимание она уделила такой характерной черте рыночного поведения крупных компаний, как маневрирование ценами. Ключевым вопросом в ее исследованиях стало исследование возможностей использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирования сбыта. Показала, что монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену, так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной.
Институционализм сформировался как специфическое течение политической экономии сначала в США, а затем в западноевропейских странах. В отличие от неоклассиков институционалисты стремились разработать теорию, которая объясняла бы процессы развития человеческого общества в виде единого целого. Анализ экономических процессов тесно связывают с анализом социальных, правовых, политических, организационных, психологических и других общественных отношений.
По мнению одного из представителей институционалима Дж. Гэлбрейта, рынок вовсе не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Саморегулирующийся рынок становится своеобразной машиной для поддержания и обогащения крупных предприятий. Их партнером выступает государство. Опираясь на его мощь, монополизированные отрасли производят свою продукцию в огромном избытке и навязывают ее потребителю. Основа власти крупных корпораций — техника, а не законы рынка. Определяющую роль теперь играет не потребитель, а производитель.
Таким образом, рыночная экономика в современном понимании, представляет собой экономическую систему, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В данной системе распределение ресурсов и формирование пропорций, которые удовлетворяют общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов, которые определяют движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.
Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.
Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных экономических моделях рыночной экономики.
Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данная система способна самостоятельно увязывать как частные интересы, так и общественные, что придаёт ей необходимую гибкость и динамизм.
Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что на современном этапе развития рыночная экономика является социально ориентированной экономикой. Потому что государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.
1.2 Государственное регулирование рыночной экономики в современных условиях
Под государственным регулированием экономики понимается процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты, на деятельность этих субъектов и на конъюнктуру рынка с целью создания оптимальных условий функционирования рынка. Государственное регулирование экономики является сложным процессом, включающий в себя разработку экономической политики, ее положений и выбора методов ее проведения.
Государственное регулирование современной рыночной экономики проводится правомочными государственными учреждениями, которые использованием системы типовых мер исполнительного, контролирующего и законодательного характера, для того чтобы стабилизировать и приспособить действующие социально-экономические системы к постоянно изменяющимся условиям.
Общественные организации так же могут принимать косвенное участие в государственном регулировании. Примерами таких общественников являются, общество защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и другие. Система органов, которые осуществляют государственное регулирование, представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Система органов, осуществляющих государственное регулирование
Наиболее заметные изменения в современной экономике произошли, прежде всего, в торговой деятельности. Торговля, как связующее звено между разнообразными отраслями народного хозяйства, также находится под государственным регулированием. Экономическая деятельность регулируется с помощью современного механизма, который можно представить в виде интегрированной системы форм, методов и средств с помощью которых государство воздействует на объекты торговли.
Основной недостаток всех подходов к вопросам управления различных зарубежных и отечественных школ заключается в том, что они, в основном, заостряли своё внимание на каком-то одном аспекте, и не рассматривали эффективность управления как деятельность, которая зависит от многих различных факторов деятельности, влияющие на результат управления. Именно поэтому, благодаря применению теории систем к управлению, организацию можно представить в единстве составляющих её систем, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с внешним миром. Государственное регулирование необходимо осуществлять посредством системного подхода.
Механизм государственного регулирования торговли можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, потому что в данном механизме присутствует обратная связь.
При рассмотрении реализации функций регулирования наиболее приемлемо будет использовать процессный подход, это связано с тем, что действия по достижению цели совершаются с определённой регулярностью, а не единожды. Подобные действия, причём каждое из которых является само по себе процессом, являются обязательной составляющей для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.
К тому же признаки системности имеют своё место в том, что регулирование осуществляется по трёхуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, то есть областной уровень, и уровень местного самоуправления. На каждом уровне управления созданы соответствующие структуры со всеми конкретными задачами, функциями и целями.
Региональная система государственного регулирования торговли взаимодействует с негосударственными структурами по вопросам развития торговой деятельности, а так же опирается на горизонтальные межведомственные согласования. Субъектом государственного регулирования торговли являются государство, общественные организации и законодательные органы. Объектом, соответственно, торговые отношения, такие как экономические, организационные и управленческие отношения на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций. Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. Целенаправленное воздействие государства на объект осуществляется с помощью прямой связи, в свою очередь механизмами обратной связи являются реструктуризация, реинжиниринг предприятий, оказывающие влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.
Система государственного регулирования торговли имеет свои внутренние цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.
Механизмы госрегулирования воздействует на три взаимосвязанные части производственного процесса: ресурсы, процесс производства и финансы.
Содержание госрегулирования экономики определено целями, которые стоят перед государством, а также средствами и инструментами, имеющиеся у государства в экономической политике.
Госрегулирование экономики включает в себя:
- информационную поддержку участников рынка, состоит в информирование о состоянии государственной экономики и её перспективах развития;
- обоснование важнейших моментов экономической политики, которые проводятся государственными органами власти;
- выполнение мероприятий развития государственного сектора экономики — важнейшего инструмента воздействия государства на экономику страны.
Государство выполняет свои функции, применяя при этом различные методы, к которым, в свою очередь, предъявляет различные требования рыночная система.
В первую очередь, исключаются любые действия государства, которые влекут за собой потерю рыночных связей. Например, недопустимыми являются действия по тотальному директивному планированию; натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления, к которым относятся различные фонды, талоны, купоны; всеобщий административный контроль над ценами, так же недопустим. Однако это е значит, что государство в рыночных условиях экономики снимает с себя какую-либо ответственность, к примеру, за уровень цен, за их динамику. Напротив, государство должно внимательно следить за ценами и старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, опираясь главным образом, на экономические методы управления, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
К тому же, влиять на рынок как на самонастраивающуюся систему можно в основном только экономическими методами. В случае, когда государство полагается только на административные методы, то таким образом можно разрушить рыночный механизм. Но это ещё не значит, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, а жизненно необходимо.
Также следует помнить, что экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять, не мешая рынку. А в случае, если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, то рынок начинает давать сбои.
Как не парадоксально, но без государственного регулирования не может полноценно существовать и функционировать рыночная экономика. В цивилизованной рыночной экономике, которая характеризуется наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, в том числе и общенациональные интересы, а также обладающая высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование. Как правило, проявления государственного регулирования рыночной экономики имеет двоякий характер. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие его надежной работы благодаря организующим и упорядочивающим воздействиям. Госрегулирование проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, а так же в контроле за их соблюдением. С другой стороны, государственные органы, способствуя рыночным отношениям, помогают их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок бы был отторгнут политической и социальной структурами. Посредством законодательства осуществляется госрегулирование рынка, а именно через государственное планирование, программирование, распределение на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние и на рынок, и на рыночные отношения, это достигается посредством изымания средств, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом их распределяя.
В централизованной и рыночной экономике государственное управление несколько отличается. В первом случае органы власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам и к идеологическим доктринам, а во втором случае же, азы управления подстраиваются непосредственно под сами рыночные отношения, к законам рынка, но при этом государство не забывает о тех, от кого оно в первую очередь зависит. Оптимальное сочетание рыночной свободы и госрегулирования найти крайне сложно, и до сих пор не определены однозначные подходы и критерии решения данной проблемы экономической науки. И можно только сделать попытку определить тенденции в поиске оптимума. Большому потенциалу самонастройки рыночного механизма не должны нарушать такие составляющие регулирования рынка как организация, упорядочение и регламентация. Но при этом и усиление конкурентной борьбы при ослаблении регламентирующих норм может вылиться в негативные, а иногда и разрушительные для общества последствия. Например, участятся банкротства фирм, увеличится уровень безработицы, участятся случаи фальсификации продуктов.
В системе мер госрегулирования выделяют практическую сторону и научную. Под практической стороной понимают, полученный опыт в определённой сфере, то есть практический опыт — есть совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. А под теоретическими аспектами понимают систематические научные исследования мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. Также к научным подходам относят разработку моделей и прогнозов. Одной из задач научного подхода является формирования экономического мышления.
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования.
Находящиеся в тесной взаимосвязи, цели государственного регулирования неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить стратегические и тактические цели. К стратегическим целям можно отнести, в первую очередь: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические, то есть конкретные цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.
К конкретным целям регулирования относятся: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.
На микроуровне, то есть на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.
Исходя из целей, можно выделить основные задачи госрегулирования, которые заключаются в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности.
Экономическая наука, в свою очередь, рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В каждой стране высшая цель должна сводиться к достижению наилучшего благосостояния всего общества. Но реализация данной высшей цели возможна только через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие.
2.1 Характеристика американской модели
Американскую модель принято считать либеральной рыночно-капиталистической моделью, которая предполагает приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
Соединенные Штаты Америки, в свою очередь, — это одна из ведущих держав капиталистического мира, которая обладает крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом. Следует отметить, что ни в одной другой стране противоречия капитализма не выступают так явно и остро, как в США.
Становление и развитие американской модели проходило в идеальных условиях. Это связано со многими причинами, среди которых можно выделить основные две:
Во-первых, США образовались на территории относительно свободной от уже устоявшихся традиций и различных наслоений социального характера. Во-вторых, европейские переселенцы привнесли предпринимательскую активность и инициативу, которые были основаны на только укреплявшихся в то время в Европе товарно-денежных отношениях.
В 70-80х годах американский правящий класс предпринял радикальную попытку остановить развитие событий в сторону контроля рынка. Пришедшая к власти в 1980 г. ультраконсервативная республиканская администрация Р. Рэйгана провозгласила курс на сокращение государственного вмешательства в экономику, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме страны и поощрение предпринимательской инициативы. В 1981 году конгрессом США была принята Экономическая пргорамма Р. Рейгана под громким названием «Новое начало для Америки: программа экономического возрождения». В рамках этой программы предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%, что было выгодно в первую очередь, для состоятельных слоев, предоставление налоговых льгот корпорациям страны, уменьшение роста федеральных расходов за счёт сокращения социальных программ, государственное регламентирование хозяйственной деятельности свести к минимуму, а так же проведение ограничительной кредитно-денежной политики. Так же параллельно начали массово наращивать вооружение, это делалось, в первую очередь для того, чтобы сломать существующий военный паритет и достичь превосходства над СССР.
Другим факторам, который оказал достаточно сильное влияние на общее развитие экономики в 8о-х годах в США, стали научно-техническая революция и, вследствие этого, структурная перестройка хозяйства. Быстрое внедрение научно-технических достижение в производство ив другие различные сферы, а так же массовое распространение технических новшеств очень ярко характеризует десятилетие 80-х годов в США как начало новой фазы научно-технического прогресса. Её суть заключается в том, что осуществляется переход к формированию технического уклада, в центре которого абсолютно новые способы взаимодействия науки и производства, создание новых элементов духовных и материальных производственных сил. Например, в его основе заложено прежде всего развитие микроэлектроники, робототехники, информационных систем, биотехнологии, а так же производство новых видов материалов и комплектующих. Особое внимание уделялось формированию рабочей силы, которая бы соответствовала техническому базису производства.
Участвующие в гонке вооружений как США, так и другие страны-члены НАТО, свидетельствуют о пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику в целом. Потому что использование экономических ресурсов для военных целей, представляет собой ничто иное как трата части общественного продукта, и подобное изъятие их из воспроизводственного процесса повторяется ежегодно. Карл Маркс отмечал, что война в экономическом отношении равносильна тому, что «если бы нация кинула в воду часть своего капитала».
Структура экономики США, в первую очередь отличается хорошо выраженной постиндустриальностью. Сфера услуг — основная отрасль американской экономики, и поэтому развита практически во всех направлениях. К сфере услуг традиционно принято относить: туризм, банковское дело, торговля, образование, медицина. А в последнее время широкое распространение получили маркетинговые, управленческие и консалтинговые услуги, а так же быстроразвивающие информационные технологии. 75% составляет доля занятых в данной отрасли услуг. Из которой более 25% приходится на оказание финансовых услуг, операции с недвижимостью и страхование. Примерно 22% услуг сосредоточено в оптово-розничной торговле. Услуги в деловой, юридической и социальной сферах составляют 26%, а на госрегулирование приходится около18%.
Таким образом, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам общества создается приемлемый уровень жизни с помощью льгот и пособий для них. Данная модель не подразумевает достижения социального равенства населения. В первую очередь, она основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
2.2 Особенности японской модели рыночной экономики
Сегодня достижениями Японии никого не удивишь. Гораздо больший интерес для исследователей представляет «японское экономическое чудо», именно поэтому важно понять и объяснить основные моменты феноменального послевоенного рывка Японии, который вывел еёё в ряды «экономических сверхдержав».
Общее состояние страны, с которых собственно, начинала свой послевоенный разбег Япония, было весьма плачевно. Была подорвана и откинута на много шагов назад длительной войной экономика страны, основные крупные города, в том числе и предприятия лежали в развалинах. Уровень промышленного производства в начале 1946 года составлял лишь 14% от среднего уровня предвоенного периода. Большая часть населения обнищало, а так же была нехватка элементарных условий для жизни: продовольствий, жилья и работы. На территории страны нет природных ресурсов, ко всему прочему она оторвана от колониальных источников её поступления, и, казалось бы, что Японии уготована была учесть третьеразрядной страны. Однако, этого не произошло. Напротив, страна, которая занимает 0,3% всей земной суши, и на которой проживает лишь 2,5% всего населения Земли, смогла достичь к 1988 году 10% от всего мирового ВВП: 35,5 млн долларов на каждый обитаемый квадратный километр, а в США для сравнения — 1,1 млн долларов, в ФРГ — 7,6 млн долларов. Япония производим больше всех остальных в мире самой разнообразной электроники начиная от роботов и заканчивая фотоаппаратами, а так же автомобилей и мотоциклов, обеспечивая при этом не только собственные нужды, но и снабжает своими товарами весь мировой рынок.
На сегодняшний день в Японии рост производительности труда обгоняет рост заработной платы, и темпы прироста производительности труда в данной стране выше, чем во многих других странах Запада. Так же следует отличную дисциплинированность японских рабочих, так потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях гораздо ниже, чем в США и странах Западной Европы, отпуска значительно короче, и при всём при этом затраты на социальное обеспечение также ниже. Японские рабочие и служащие к порученному делу относятся более ответственно, они заинтересованы в процветании «своего» предприятия или фирмы. Следует отметить, что вопрос о взаимоотношениях труда и капитала в Японии заслуживает отдельного рассмотрения. Необходимо подчеркнуть, что без трудолюбия, дисциплины и до известной степени самоограничения японского народа «экономическое чудо» вряд ли бы произошло.
Объем промышленного производства в Японии на сентябрь 2011 года составил 90,5%, а в октябре он увеличился до 92,7%. Что касается ВВП, по оценкам Международного валютного фонда он составил в 2010 году 5,39 трлн долларов, однако безработица в стране по-прежнему высокая.
В течение 70 лет японцы изучали и пересматривали все иностранные разработки и технологии. Данные технологии направлялись, прежде всего, на техническое обновление тяжёлой промышленности, а именно электротехнического и транспортного машиностроения, химической промышленности и чёрной металлургии. При этом у них весьма успешно и эффективно получалось использовать иностранные патенты и лицензии, незамедлительно внедрявшие их, и тут же осваивая. Одним из примеров подобного подхода, является случай, когда выпущенные благодаря ввезённым из-за рубежа оборудованиям и технологиям первые образцы продукции нефтехимической промышленности в 1958, а к концу уже 1963 году Япония смогла догнать по производственным мощностям в данной отрасли ФРГ и уступала на тот момент только США.
А благодаря внедрению передовых советских технологий, Япония смогла добиться впечатляющих успехов в развитии своей чёрной металлургии. Хотя в советской металлургии данные разработки практически не применялись, в отличие от японской.
Суровый климат Японии, является серьёзной жизненной школой для японцев, которая сделала их не только трудолюбивыми, а так же и очень бережливыми людьми. Японцы не накопители вещей, они в большей части привыкли откладывать свои сбережения на так называемый «чёрный день», который может наступить в любое время в виде природных катаклизмов. Именно поэтому японцы предпочитают хранить свои сбережения в банках, в ценных бумагах и страховых полисах, в виде земельной собственности и недвижимости.
Таким образом, японская модель рыночной экономики носит характер отставания уровня жизни населения, в том числе и уровня заработной платы от роста производительности труда. И вследствие этого значительно снижается себестоимость продукции и резкое повышение её конкурентоспособности на мировом рынке. Так же как и в американской модели, препятствия для имущественного расслоения специально не создаются. Применение подобной модели возможно только при высоком уровне развития национального самосознания, приоритете интересов всей нации над интересами отдельного индивида, и при необходимости готовность населения идти на определённые материальные жертвы ради процветания страны в целом.
2.3 Отличительные черты немецкой модели
Под немецкой моделью принято понимать такую модель социального рыночного хозяйства, которая увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, которая направлена на смягчение недостатков рынка и капитала, благодаря формированию многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
В немецкой экономической модели государство не устанавливает экономических целей, потому что, как правило, это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а в функции государства входит создание надежных правовых и социальных условий для возможности реализации экономической инициативы. Подобные рамочные условия воплощаются в гражданском обществе в виде социального равенства индивидов. Фактически они состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой стороны.
Основной задачей государства в данной рыночной модели является обеспечение баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, которые регулируют хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Однако понимание государства в немецкой модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях, которые подразумевают более широкое вмешательство государства в экономику.
Германия не является привлекательной страной для зарубежного капитала, потому что на её территории установлен высокий уровень налогов, а так же отсутствуют программы по стимулированию иностранных инвестиций. Несмотря на то, что за последние 10 лет в Германии происходит утроение объёма иностранных инвестиций в экономику страны до величины 60 млрд долларов, доля иностранных инвесторов в общем объёме инвестиций не велика, и составляет на 2010 год примерно 8%. Также следует отметить, что доля государственных расходов в экономике Германии очень большая и составляет практически 50%, а, как правило, рост государственных расходов может привести к дефициту бюджета и, соответственно, государственным долгам.
Объем экспорта Германии в октябре 2011 г. составил 88,1 млрд евро, понизившись по сравнению с показателем предыдущего месяца на 3,6%. Объем импорта сократился на 1,0% — до 75,5 млрд евро.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие характерные черты немецкой модели:
- индивидуальная свобода как одно из условий функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, данное условие выполняется благодаря активной государственной политике поддержания конкуренции;
- социальное равенство достигается с помощью рыночного распределения доходов, которое обуславливается объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, к тому же достижение относительного равенства требует активной социальной политики. Социальная политика опирается, прежде всего, на поиск компромиссов между группами, которые имеют противоположные интересы, а также подразумевает прямое участие государства в предоставлении социальных благ, к примеру, в жилищном строительстве.
- антициклическое регулирование, подразумевает недопущение властей циклических процессов внутри общества, что может привести к стагнации;
- стимулирование технологических и организационных инноваций необходимо, прежде всего, для того, чтобы не допустить цикличности развития, и является, таким образом, своеобразным инструментом антициклического регулирования;
- проведение структурной политики;
- защита и поощрение конкуренции, основы рыночной экономики и состоят в том, что цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения.
Таким образом, перечисленные особенности немецкой модели представляют собой производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.
2.4 Южнокорейская модель рыночной экономики
Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в южнокорейской модели. В первую очередь необходимо отметить, что данная модель имеет много схожих моментов с японской моделью рыночной экономики. Это, в частности, связано с общими особенностями психологического склада населения стран, их высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, которые базируются в Южной Кореи на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. Для того, чтобы ускорить её модернизацию они широко используют налоговую, тарифную и валютную политику. К тому же достаточно длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке способствует сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики.
Так же одной из особенностей страны является наличие такого инструмента экономики как возможность пожизненного найма. Количество постоянных работников на предприятиях составляет практически 30%. Другая особенность — это достаточно большое количество часов в одном рабочем дне, в среднем 57,7 часов в неделю. Плюс ко всему для Южной Кореи, как и для Японии, характерна низкая зарплата, из чего следует высокая конкурентоспособность продукции их производителей. Так же у них существует разница в оплате труда примерно в 2 раза у мужчин и у женщин. Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит превыше чем успех отдельного человека. Ещё одной особенностью этих моделей является протекционистская политика государства, которую вели Япония и Южная Корея продолжительный период времени.
Одним из факторов, который объясняет стремительный рост экономики Южной Кореи, является сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, которые пошли по пути экономического развития, а не по пути демократических и политических преобразований. Правительство пересматривало существующие законы и, если это было необходимо, принимало новые законы, к тому же, принимали множество мер по способствованию увеличению количества накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Было положено масса усилий для того, чтобы обеспечить условия для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги, школы и тому подобное. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты. Очевидно, что в современных условиях широкого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. Именно поэтому в Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Из-под контроля государства даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежного обращения, не выходили ни уровень инфляции, ни уровень дефицитность государственного бюджета. государственная монополия в кредитно-финансовой системе играла в этом определяющую роль. Другое важное направление в Южной Кореи является государственное регулирование валютной сферы. В Корее с 1949 года действует принуждения, в разных её вариантах к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в центральном банке. Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства способствует формированию основных пропорций общественного производства, при этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы.
Превышение доходов над расходами в Республике Корея продолжает расти, это связано, в основном, с постоянным ростом экспорта. Многие эксперты полагают, что зависимость южнокорейской экономики от экспорта чрезмерно велика. К примеру, в 2010 году индекс зависимости от экспорта составил 87,9 процента, а профицит торгового баланса в апреле 2011 года составил 3,93 млрд долларов.
По данным ВТО, в первые четыре месяца 2011 год объем экспорта Южной Кореи составил 179,6 млрд долларов, увеличившись на 27,9% в годовом выражении.
Таким образом, как видно из практики экономика Южной Кореи представляет собой наиболее гармоничное сочетание плановых и рыночных способов ведения хозяйств.
1. Абалкин А.И. Вопросы экономики. — 2009 г.с. 124
2. Архипов, А.И. Рыночная экономика Германии / А.И. Архипов // Современная Европа. — 2009. — №1. — с. 4-8.
3. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2005.
4. Борисов, Е.Ф. Экономика зарубежных стран / Е.Ф. Борисов // Экономист. — 2006. — №2. — с. 14.
5. Волков, А.М. Особенности экономической системы Японии / А.М. Волков // Экономические стратегии. — 2007. — №7. — с. 8-15.
6. Видяпина, В.И. Добрынина, А.И. Экономическая теория: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 672 с.
7. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное государство (The New Industrial State, 1986).с. 14
8. Голубович, В.И. Экономическое развитие США / В.И. Голубович // Экономические стратегии. — 2006. — №8. — с. 3-6.
9. Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект 2010. — С. 50-51
10. Кураков, Л.П. Курс экономической теории: Учеб. пособие для вузов — М.: Гелиос АРВ, 2008. — 516 с.
11. Куликов, А.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 400 с.
12. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РАГС, 2005.с. 102-110
13. Кудрова, В.М. Мировая экономика: учебник. — М.: БЕК, 2005. — 548 с.
14. Колесов В.П. Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. Учебное пособие для экон. спец. ВУЗов, 2007.с. 87-103.
15. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 2003. — с. 20-21
16. Маневич, В.А. Рыночная экономика / В.А. Маневич // О вопросах экономики. — 2008. — №1. — с. 9-13.
17. Нуреев, Р.М. Южнокорейская рыночная экономика / Р.М. Нуреев // Эксперт. — 2009. — №1. — с. 10.
18. Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика, 2009. с. 209 — 210
19. Райзберг, Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. — М.:ИНФРА-М, 2007. — 408 с.
20. Кемпбел, Р. Экономикс. — М., 2006. — 327 с.
21. Салимжанов, И.К. Конкуренция и ценообразование / И.К.
22. Слагода, В.Г. Основы экономики: Учебник для ср. проф. Образования. — Москва, 2005. — 224 с.
23. Тарасов, А.Е. Типы экономики / А.Е. Тарасов // Экономические стратегии. — 2007. — №3. — с. 38-43.