Содержание
Введение3
I. «Третий возраст» и его проблемы6
1.1. Технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми6
1.2. Проблемы центров социального обслуживания населения и пути их решения13
1.3. Пути совершенствования работы центров социального обслуживания20
II. Экспериментальная работа по социальному обслуживанию населения в г. Москве22
2.1. Медико-социальная помощь, ее роль в системе социального обслуживания населения22
2.2. Отделение специализированной помощи на дому25
Заключение31
Список использованной литературы33
Выдержка из текста работы
Длительная история становления социальной помощи населению берет начало от возникновения специальных учреждений — богаделен. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона богадельня (от слова «бога дела», то есть для бога) — заведение для призрения лиц, почему бы то ни было не способных к труду, как-то престарелых, немощных, увечных и выздоравливающих (но не временно больных и умопомешанных, для которых существовали специальные учреждения). Основным признаком богадельни являлось полное содержание, даваемое призреваемым.
Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям — обеспечить удовлетворение потребностей населения, в частности, пожилых людей как особой группы, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей. Она должна способствовать выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста», которые становятся заметной общественной силой, приближению социальной политики и социальных программ к нуждам стареющего населения. Сегодня социальная защита пожилых людей — это комплекс правовых, экономических, социальных мер в сочетании с организационными мероприятиями, позволяющими придать социальной помощи адресный характер. Обеспечение ее эффективности требует применения более универсального подхода к трактовке интересов лиц старшего поколения в современных условиях, так как социальная защита на уровне достаточности может изменить к лучшему качество и уклад жизни наших пожилых соотечественников.
Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения. [31, c.15]
При комплексном подходе к решению проблем пожилых граждан и инвалидов, оказания им социальных услуг особое место занимают стационарные социальные учреждения. Государство через данные учреждения приняло на себя функцию содержания и ухода за пожилыми людьми, нуждающимися в постоянной социальной поддержке по причине неспособности к самообеспечению и самообслуживанию. Создание условий для достойной старости — главное направление деятельности стационарных социальных учреждений.
Объект исследования — технологии социального обслуживания пожилых людей в РФ.
Предмет исследования — социальное обслуживание пожилых людей в Читинской области.
Цель данной работы — изучить социальное обслуживание в Читинской области.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность социального обслуживания пожилых людей.
2. Проанализировать проблемы пожилых людей в современном обществе.
3. Изучить организацию социального обслуживания пожилых людей в Читинской области.
4. Рассмотреть перспективы развития социального обслуживания в Читинской области.
Глава 1. Социальное обслуживание пожилого населения в современных условиях
1.1 Проблемы пожилых людей в современных условиях
Проблема ресоциализации и социальной реинтеграции пожилых людей может показаться надуманной. Действительно, человек прожил большую жизнь: учился, работал, создал семью, воспитал детей, многие годы создавал материальные и духовные ценности. Очень многое из того, что нас окружает, да и мы сами — младшие и старшие поколения есть продукт их жизнедеятельности. Пожилые люди в основном являются создателями той среды, в которой мы все живем. И в то же время возникает вопрос о необходимости их новой социализации и интеграции в общество. Правомерен ли такой вопрос?
Приспособление к старости необязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратится или даже повернуть вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. Некоторые пожилые люди перестают играть активную роль в обществе из-за расстройства здоровья, финансовых затруднений и эмоциональных переживаний. В большинстве стран, особенно Японии, старики пользуются почетом. У нас же пожилые люди, когда уходят на пенсию, неожиданно утрачивают свое место в обществе.
Социализацию пожилых людей у нас в стране нельзя назвать эффективной. Люди неохотно смиряются с наступлением старости, вместо того, чтобы принять ее как новый и неповторимый этап в жизни. Если на предыдущих этапах жизнь обычно приносит все новые радости и блага — увеличение доходов, служебный рост и даже любовные приключения, то в пожилом возрасте человека ожидают главным образом потери. Вместо вступления в новые общественные группы люди становятся все более одинокими, их дети уезжают, друзья умирают, вечером им страшно выйти из дома.
Не имея четко определенных ролей, некоторые люди пожилого возраста стремятся выглядеть молодыми в обществе, где ценится энергия молодости. Подлинная роль стариков в нашем обществе остается неясной. Люди, значительная часть жизни которых осталась позади, не пользуются особым престижем или почетом. Надо сказать, что в соответствии с законодательством пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод. Согласно федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» в Читинской области создана и функционирует сеть учреждений социального обслуживания, предоставляющих комплекс материально-бытовых и социально-медицинских услуг. Однако это не решает проблему во всей ее полноте.
Изменение социального статуса человека в старости и инвалидов, в связи с прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформации ценностных ориентиров, образа жизни, общения, испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям порождает серьезные социальные проблемы.
Наиболее актуальной проблемой является реинтеграция пожилых людей. Само слово реинтеграция означает возвращение в новом качестве. Реинтеграция включает комплекс социально-экономических, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращения этих групп населения к полнокровной жизни в обществе. Недостаточный уровень медицинского обеспечения данного контингента обусловлен рядом факторов, в частности, отсутствием единой научной доктрины, которая бы позволила выделить приоритетные направления в геронтологии, определить стратегию и тактику ведения пожилых людей, разработать рациональные практические рекомендации, включающие социальные и организационные аспекты. Необходим пересмотр ложного представления о неизбежном угасании интеллектуального потенциала, инвалидизации и одряхлении в старости. Имеется немало примеров плодотворной творческой деятельности пожилых людей (Л.Н. Толстой, И.В. Давыдовский и др.). активная профессиональная деятельность позволяет сохранить физическое и психологическое долголетие.
Одной из эффективных мер ресоциализации пожилых людей является переселение в специализированные дома. Развитие учреждений подобного вида позволяет сохранить для людей привычную среду обитания и установившиеся социальные связи, а также обеспечить право выбора приемлемой для конкретного человека формы обслуживания. [23, c.294]
В специализированных домах для одиноких пенсионеров жильцам гарантируется определенный перечень услуг, в том числе социально-медицинских, социально-бытовых, правовых. Сами жильцы могут заниматься посильной трудовой деятельностью, сохранять активность, полноценно общаться. И именно в этом жилье могут и должны жить большинство из тех, кто стоит сегодня в очереди на получение места в доме-интернате. [32, c.195]
1.2 Обеспечение благоприятной старости — необходимый элемент развития общества
Взгляды на место и роль пожилых людей наиболее полное выражение получили в Принципах ООН в отношении пожилых лиц «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году. С учетом более поздних дополнений 18 принципов собраны в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.
Принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.
Принципы группы «участие» отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.
Принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.
Принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада.
Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН по существу представляют собой одновременно свод этических»норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Они являются для государственных и общественных структур важным ориентиром на перспективу в трактовке социальных запросов пожилых людей и в организации деятельности по их удовлетворению. [19, c.23-31]
Разрешение социальных, экономических и медицинских вопросов лиц пожилого возраста в современных условиях сопряжено с необходимостью разработки и осуществления всесторонних перспективных программ, реализация которых позволяет пожилым людям оставаться независимыми и полезными для общества в постпенсионном периоде их жизни.
Об огромном уважении международного сообщества к старшему поколению свидетельствует установление ежегодного Международного дня пожилых людей (1 октября).
В России определенная система взглядов на решение проблем пожилых граждан существовала и в прежние годы. Суть ее состояла в том, что государство принимало на себя функцию содержания и ухода за пожилыми людьми, нуждающимися в постоянной социальной поддержке по причине неспособности к самообеспечению и самообслуживанию, главным образом в условиях стационарных социальных учреждений. Социальные гарантии пожилым людям предусматривали также пенсионное обеспечение и предоставление им льгот и компенсаций.
Наступление старости — главный объективный социальный риск, значительно усложняющий не только социально-экономическое положение человека. Состоянием сферы экономики определяются возможности снижения негативных влияний со стороны прочих факторов (экологических, социальных, культурно-образовательных и др.).
Сегодня, в период реформирования нашей экономики, лица пенсионного возраста принадлежат к категории едва ли не самых бедных.
Нарастание остроты и сложности разнообразных характерных проблем пожилых россиян сопряжено с необходимостью рассмотреть их с социальной, экономической и этической точек зрения. В современных условиях, анализируя уровень, качество и уклад жизни пожилых людей, целесообразно применить более универсальный подход, учитывающий влияние на их положение целого комплекса факторов.
Хотя достаточный уровень доходов является важным условием обеспечения достойного существования человека в старости, малообеспеченность не является сегодня единственной проблемой пожилого возраста.
В частности, здоровье пожилых людей — важнейший показатель их социального благополучия. Число практически здоровых людей в послепенсионном возрасте, как правило, не превышает двух процентов. В первую очередь речь идет о постепенном снижении адаптационных, защитных, функциональных и компенсаторных возможностей организма, что лишь частично может быть возмещено социальными и медико-техническими способами, а также о прогрессивном увеличении с возрастом патологической пораженности различных органов и систем. У гериатрических больных преобладают тяжелые, длительно текущие хронические заболевания. Более 70 процентов пожилых людей имеют 4-5 заболеваний.
С возрастом постепенно углубляется потеря способности к трудовой деятельности, а затем и к самообслуживанию. Так, не менее 8 процентов людей старше 60 лет самостоятельно не выходят из своей квартиры.
Оценивают свое здоровье как «плохое» 58 процентов пенсионеров, как «очень плохое» — 10 процентов. Более двух-трех раз в месяц вызывают скорую помощь 11 процентов пожилых людей, а 74 процента из них постоянно принимают лекарства. Выборочные обследования показывают, что основная часть пенсионеров выражает наибольшую озабоченность состоянием своего здоровья по сравнению со своими экономическими и социально-психологическими проблемами.
Последовательное применение комплексного подхода к рассмотрению проблем граждан старшего поколения, особенно престарелых , подтверждает мнение о том, что они нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: надежном жилище, полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе и терминальной помощи, а также достойном погребении после ухода из жизни. На первый план выдвигается необходимость создания предпосылок и условий для адаптации к ограничениям жизнедеятельности в пожилом возрасте.
Сопоставление объективных данных о положении пожилых граждан с результатами социологических опросов убедительно показывает, что проблемы пожилых людей, на разрешение которых должна быть направлена социальная деятельность, в настоящее время следовало бы ранжировать, ориентируясь на их собственные запросы. Соответственно этому в первоочередном порядке должны предусматриваться согласованные меры по улучшению охраны здоровья, минимизации последствий малообеспеченности и одиночества граждан этой категории.
Современный подход состоит в том, чтобы, исходя из многообразия функций и потребностей человека на современном этапе общественного развития, способствовать подкреплению права человека на развитие в позднем периоде жизни, что и в пожилом, старческом и престарелом возрасте составляет большую ценность.
Организацию медицинского, социального, социокультурного обслуживания пожилых людей сегодня следует рассматривать как конструктивный вклад в социальное развитие. В перспективе организация обслуживания пожилых, в том числе территориальными социальными службами, должна быть нацелена на обеспечение им безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации гарантий в сочетании с предоставлением широко спектра услуг в области профилактики и развития.
Во второй половине 80-х годов началось интенсивное формирование разветвленной сети учреждений, предоставляющих нуждающемуся пожилому населению социальные услуги на дому. В настоящее время в целом по Российской Федерации реальные возможности нестационарных и полустационарных социальных учреждений позволяют принять на обслуживание около 1 млн. человек.
Между тем потребность пожилых россиян в социальном обслуживании в домашних условиях существенно выше. Остается довольно ограниченным перечень предоставляемых социальных услуг. Не находит полного применения принцип адресности в зависимости от индивидуальных и групповых потребностей и нужд пожилых людей. Социальное обслуживание, особенно в сельской местности, еще не стало в полной мере комплексным.
Сохраняется достаточно высокая потребность и в социальном обслуживании в стационарных условиях. Свидетельством неблагоприятного положения пожилых людей в известной степени является сохранение очереди на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания. Только преодолев острую потребность в местах в стационарных учреждениях, можно будет приступить к следующему этапу — оптимизации сети этих учреждений, имея в виду замену преобладающих в настоящее время многоместных домов-интернатов стационарами других типов. [33, c.68]
Стремление к гуманизации подхода к социальному обслуживанию лиц старших возрастов требует решения первоочередной задачи — обеспечить всех нуждающихся социальной помощью и услугами, на дому, переориентировать деятельность территориальных социальных служб в расчете на будущие потребности населения. Предстоит сконцентрировать усилия на развитии внутренней инфраструктуры центров социального обслуживания, что позволит последовательно реализовать принцип индивидуального подхода к клиенту, обогатить состав предоставляемых социальных услуг.
В указанном контексте важной задачей является усиление психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи, особенно лицам предпенсионного возраста, В перспективе центры социального обслуживания должны обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых.
Осовременивание материально-технической базы нестационарных, полустационарных и стационарных учреждений является условием успешной работы по внедрению новых социальных технологий, расширению перечня и повышению качества предоставляемых услуг. Главным сдерживающим фактором развития сети учреждений социального обслуживания ветеранов и пенсионеров остается проблема финансирования, что характерно не только для стран с переходной экономикой.
Реальным выражением рыночных отношений становится постепенное внедрение платности социальных услуг, позволяя реализовать принцип индивидуального подхода, существенно расширить спектр предоставляемых услуг по сравнению с гарантированным государством перечнем услуг, предоставляемых бесплатно.
Очевидно, что пожилые люди — наиболее многочисленная категория потребителей этих услуг. Однако конкретная жизненная ситуация значительной части пожилых, нуждающихся в социальном обслуживании, не позволяет приобретать услуги за плату, поскольку основным источником дохода для пенсионеров была и остается пенсия, размер которой находится на грани прожиточного минимума.
Глобализация старения населения диктует не только необходимость перераспределения ресурсов и трансформации экономики с учетом потребностей пожилого населения, но также, и крайне важно преодоление предрассудков, стереотипов и других превратных представлений о старости, внедрение в массовое общественное сознание гуманитарных принципов, обеспечивающих благоприятный социальный климат для лиц старших возрастных групп, а также утверждение норм, гарантирующих оптимальные условия жизнедеятельности данного социально-демографического слоя населения в целом и каждого пожилого человека в отдельности.
Трудовые и экономические затраты на уход за пожилыми и, особенно, престарелыми и долгожителями, бременем ложатся на современную семью, порождая новые проблемы, которые не всегда находят разрешение силами самой семьи. Вовлеченность женщин в трудовую деятельность, заметное снижение рождаемости приводят к сокращению численности членов семей, способных обеспечить семейный уход за немощными пожилыми, и негативно сказываются на нагрузке традиционных опекунов. К сожалению, подобная ситуация нередко приводит к проявлениям насилия в отношении пожилых людей. В свою очередь, они чувствуют отчуждение (внутреннее отдаление) от семьи и общества.
Реализация социальных гарантий для семей, имеющих в своем составе пожилых, требует разработки системы специальных мер по сочетанию усилий традиционных опекунов с деятельностью соответствующих социальных служб. Налаженный социальный патронаж этих семей, а также семей пенсионеров и одиноких пожилых людей позволит предвидеть момент наступления кризиса и осуществлять направленную социальную помощь по преодолению критических или сложных ситуаций жизненного цикла. [18, c.118] На первый план логично выдвигается задача содействия пожилым людям в снижении степени социально-экономической зависимости от государства, общества и семьи. При нынешней и прогнозируемой демографической «нагрузке» работающие пенсионеры в определенной мере способствуют восстановлению ресурсов, которые затрачиваются на нужды граждан старшего поколения. По этой причине актуально формирование общественной атмосферы в пользу предоставления пожилым людям возможности трудиться.
Необходимо более эффективно оказывать поддержку инициативам пожилых людей, нацеленным на укрепление солидарности при решении экономических и других жизненно важных проблем, предоставляя консультативную и прочие виды квалифицированной помощи для облегчения поиска реальных возможностей самореализации и самообеспечения.
Улучшение социальной помощи пожилым людям и развитие самопомощи в пожилом возрасте не являются взаимоисключающими. Старение населения вызывает необходимость перераспределения ресурсов, затрачиваемых на жизнеобеспечение людей на протяжении жизненного цикла, а также требует по-новому строить жизненный цикл отдельных людей. Каждый гражданин в условиях рыночной экономики обязан обратить особое внимание на долгосрочное планирование своей жизнедеятельности путем лучшей организации сбережений, жилья, профессиональной подготовки и переподготовки, психологической готовности к старости, укрепления взаимодействия с государственными структурами.
Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход предоставляется наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения России в их широком межведомственном диапазоне.
Глава 2. Анализ деятельности социальных учреждений и перспективы развития социального обслуживания пожилых граждан в Читинской области
2.1 Стационарное обслуживание
Стационарная помощь, оказываемая гражданам пожилого возраста в системе социальной защиты, осуществляется в различных учреждениях. В их число входят дома-интернаты общего типа, геронтологические центры, психоневрологические интернаты, дома милосердия, социальные учреждения для лиц без определенного места жительства, геронтопсихиатрические центры, дома-интернаты малой вместимости, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Все учреждения социального обслуживания населения являются учреждениями открытого типа. Помещение в эти учреждения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется с их добровольного согласия. [15, c.93]
В системе органов социальной защиты населения на 01.06.2006 г. действует 1054 стационарных учреждения социального обслуживания на 242,8 тыс. мест, в том числе:
545 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 98,6 тыс. мест,
450 психоневрологических интернатов на 132,1 тыс. мест,
64 дома (отделения) милосердия на 1,5 тыс. мест,
— 12 геронтологических центров (отделений) на 2,0 тыс. мест,
— 35 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 6568 мест,
— 89 социальных учреждений для лиц без определенного места жительства.
Основными тенденциями в развитии сети стационарных учреждений социального обслуживания являются их социально-медицинская специализация и повышение комфортности проживания престарелых и инвалидов. Во многих регионах прослеживается четкая тенденция разукрупнения многоместных домов-интернатов и за счет этого улучшение условий проживания в них пожилых инвалидов. [таблица №1]
Из показателей, указанных в таблице, видно, что во многих регионах мощности стационарных учреждений меньше чем инвалидов и пожилых граждан проживающих в них даже вполне благополучных по экономическому развитию. В Читинской области налицо все проблемы которые имеют место быть в других регионах:
Фактическое число проживающих больше чем мощности учреждений.
Наличие очереди на помещение в дома-интернаты.
Дома-интернаты, как сложившаяся традиционная форма в системе социального обслуживания, являются медико-социальными учреждениями, предназначенными для проживания пожилых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В эти учреждения принимаются граждане старшего возраста (женщины с 55 лет и мужчины с 60 лет). Прием производится в соответствии с нормативным документом, который позволяет избежать необоснованного направления граждан пожилого возраста, страдающих психическими заболеваниями, либо имеющих соматические болезни, которые подлежат лечению в стационарах здравоохранения.
Наряду с постоянным проживанием граждане пожилого возраста могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 мес. [24, c.154]
Состояние здоровья граждан пожилого возраста характеризуется особой тяжестью и множественным характером хронической патологии. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что 35 % из них находятся на постоянном постельном режиме.
В домах-интернатах организовано медицинское обслуживание. Оно осуществляется по четырем основным направлениям: профилактические осмотры, консультативная помощь, диспансерное наблюдение, организация лечебного процесса. Большое место отводится медицинскому уходу, оздоровительным мероприятиям, двигательному режиму.
Медицинская помощь проживающим оказывается врачами и другим медицинским персоналом, состоящим в штате дома-интерната. Специализированную помощь и при необходимости — стационарную осуществляют специалисты лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения. Следует подчеркнуть, что проживающие в домах интернатах входят в число жителей данного региона и также находятся в сфере влияния территориальных учреждений здравоохранения. На них распространяются все условия обязательного медицинского страхования. Пенсионеры и инвалиды пользуются всеми теми учреждениями медицинского профиля, что и население страны. [21, c.357-359]
В последние годы в системе социального обслуживания начали функционировать другие учреждения -социально-оздоровительные центры, которые созданы в целях проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий, продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса. Для поступления в социально-оздоровительный центр пожилые люди должны иметь заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, требуемых санаторно-реабилитационных мероприятиях и отсутствии медицинских противопоказаний для помещения в это учреждение. Социально-оздоровительный центр осуществляет мероприятия по адаптации граждан к условиям проживания, оздоровительные и профилактические мероприятия, организацию рационального питания, мероприятия по коррекции психологического статуса граждан, восстановление способностей к посильному труду, организацию досуга, проведение санитарно-просветительной работы с целью решения вопросов возрастной адаптации. В социально-оздоровительном центре проводится работа по внедрению новых форм и методов оздоровления.
Социально-оздоровительные центры как учреждения нового типа, созданные в условиях рыночных отношений, являются перспективными в связи с их реабилитационной направленностью. Платные услуги, предоставляемые в этих учреждениях, рассчитаны преимущественно на граждан, имеющих соответствующие доходы. Они не должны быть сдерживающим фактором в развитии этих учреждений. В процессе функционирования социально-оздоровительных центров будут выявлены проблемы, которые станут предметом изучения и внесения корректировок в их деятельность.
Постарение сельского населения ставит вопрос о необходимости оказания им социально-медицинской помощи в стационарных учреждениях. Функционирующие ранее межколхозные дома-интернаты вынуждены изменить свой юридический статус. На их базе формируется сеть учреждений малой вместимости на 10-15 мест. Для этих целей приспосабливаются также и сельские участковые больницы.
В связи с продолжающимся постарением населения, увеличением количества пожилых людей на селе, нуждающихся в социальной поддержке, роль стационарных учреждений сельского типа будет возрастать. По существу, частично роль таких учреждений уже выполняют дома-интернаты малой вместимости.
Преимущество их в том, что они не требуют больших финансовых затрат, но самое главное — они доступны пожилым гражданам и привлекательны тем, что не требуют «разрыва» с привычной житейской средой. Пожилые люди сохраняют отношения с родственниками, соседями, бывшими сослуживцами, что в психологическом отношении весьма значимо для них.
В домах-интернатах общего типа обслуживается более 60 % лиц старших возрастов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе. Для совершенствования социальной поддержки наиболее слабых граждан были созданы дома милосердия. Почти во всех стационарных учреждениях Российской Федерации открыты отделения милосердия. Преобладающей деятельностью их является осуществление медицинского ухода, поддержание жизнедеятельности очень старых и больных людей.
В отличие от отделений, функционирующих в рамках положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов, в отделениях милосердия снижена нагрузка на средний и младший медицинский персонал, что благоприятно отразилось на качестве обслуживания. Анализ практики введения отделений милосердия в процесс работы домов-интернатов показал целесообразность этого мероприятия. Оно позволило улучшить обслуживание пожилых граждан, несколько облегчить работу персонала.
Стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста представляют собой постоянно развивающуюся систему. Своеобразие ее состоит в том, что социально-медицинская помощь, оказываемая пожилым гражданам, дифференцирована. Методы ее оказания зависят от соматического и психофизиологического состояния пожилых граждан, проводятся с учетом способностей их к самообслуживанию и передвижению. В связи с этим в одних учреждениях преобладает социально-психологическая помощь, в других — оздоровительно-активизирующие мероприятия, в третьих — медицинский уход и социально-бытовое обслуживание. Вместе с тем, профилирование и специализация геронтологических стационарных учреждений социального обслуживания в перспективе должны получить большую отчетливость с учетом потребностей граждан пожилого возраста в видах услуг и типах учреждений. Требует проработки вопрос о более широком развитии стационарных учреждений на условиях оплаты.
Все стационарные учреждения нуждаются в оснащении техническими средствами реабилитации и в оборудовании вспомогательными устройствами, позволяющими осуществлять активное передвижение. Эта учреждения нуждаются в создании доступной для пожилых людей среды жизнедеятельности, в которой необходимо предусмотреть пандусы, противоскользящие покрытия, поручни, перила в жилых и вспомогательных помещениях и другие приспособления.
Требуют анализа и регламентации вопросы преемственности между различными типами стационарных геронтологических учреждений социального обслуживания.
Помимо внутриведомственной преемственности встают вопросы взаимодействия геронтологических учреждений в системе социальной защиты и здравоохранения. Ощущается необходимость разработки нормативных документов в этой области.
Все стационарные учреждения являются некоммерческими организациями, предназначены для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), инвалидов I и II гр., инвалидов детства, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, обучении, воспитании, реабилитации и социально-трудовой адаптации.
В Читинской области открыто на 1.06.2006 г. 24 стационарных учреждения для престарелых и инвалидов. Прием граждан в дома-интернаты осуществляется на основании личного заявления, медицинского заключения и акта обследования его жилищных условий. С каждым поступающим в дом-интернат заключается договор на социальное обслуживание согласно постановления Правительства Российской Федерации № 244 от 17-04-2002 г. «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов». На основании вышеуказанного постановления с проживающего в доме интернате взимается плата, процент отчисления которой зависит от прожиточного минимума сложившегося в регионе, но не может превышать 75% установленной ему пенсии. Поступившие средства направляются на дополнительное питание проживающих и обеспечение мягким инвентарем. [22, c.410-412]
Все стационарные социальные учреждения подразделяются:
Дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Психоневрологический дом-интернат.
Дом ветеранов.
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Социальный приют.
Дома-интернаты для престарелых и инвалидов:
Областные:
Атамановский №1
Атамановский №2
Борзинский
Балейский
Хапчерангинский
Ясногорский
Сохондинский (специальный)
Петровск-Забайкальский для умственно отсталых детей
Муниципальные:
Большереченский Красночикойского района
Акатуйский А-Заводского района
Фирсовский Сретенского района
Солонеченский Газ-Заводского района
В-Дарасунский Тунгокоченского района
Психоневрологические дома-интернаты:
Читинский
Хадабулакский
Первомайский
Дом ветеранов г. Чита
Социальный приют для лиц без определенного места жительства
Реабилитационные центры
«Надежда» для детей занимающихся бродяжничеством
«Шиванда» для детей и подростков с ограниченными возможностями
«Спасатель» для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Рост количества стационарных учреждений и мест в них происходит ежегодно.
2.2 Нестационарная социальная помощь
Помимо стационарных учреждений в системе социального обслуживания граждан старших возрастов сформирована и достаточно стабильно работает сеть учреждений и служб, оказывающих социальные услуги в нестационарных и полустационарных условиях.
Обследование пожилых людей, находящихся в семьях и проживающих в домашних условиях, с точки зрения способности к самообслуживанию показало, что в возрастной группе 60-74 лет способны полностью себя обслужить 5 %, частичное самообслуживание возможно для 66 %, не в состоянии себя обслуживать 29 % обследованных лиц. В группе лиц старческого возраста (75-89 лет) полностью себя обслуживают лишь около 1,5 %, частичное самообслуживание наблюдается у 65 %, не в состоянии себя обслуживать 34 %. Среди людей в возрасте 90 лет и старше полное самообслуживание оказалось недоступным никому из обследованных, а число лиц, способных к частичному самообслуживанию и неспособных себя обслуживать, распределилось поровну.
Приведенные данные свидетельствуют о значительной численности пожилых и старых людей с ограничениями жизнедеятельности, нуждающихся в социальном обслуживании.
Органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в целом удалось не только сохранить количественные показатели состояния социального обслуживания данной категории населения в нестационарных условиях, но и во многих случаях дополнительно открыть учреждения, службы и отделения, укрепить нормативную правовую базу их деятельности, освоить новые технологии социальной работы.
Этому способствовало принятие во многих регионах законодательных актов по предоставлению населению адресной социальной помощи, целевых программ «Старшее поколение», привлечение внебюджетных источников финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. [23, c.302]
В Читинской области действуют 65 отделений социальной помощи на дому, где работает 898 социальных работника. На обслуживание в 2006 году находилось 5636 человек. Создано 4 центра по обслуживанию пенсионеров и инвалидов, в г.Чите (Ингодинский, Черновский, Железнодорожный) и в г. Борзе. Данное направление работы менее затратное, позволяет охватить большее количество лиц данной категории. Развитие отделений срочной социальной помощи на дому, увеличение штата социальных работников позволяет предоставлять социальные услуги в большем объеме и большему количеству нуждающихся.
Особое место среди учреждений социального обслуживания пожилых граждан занимает дом Ветеранов.
Специальный дом для одиноких престарелых предназначен для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для реализации основных жизненных потребностей. В специальном доме создаются благоприятные условия для проживания и самообслуживания, для предоставления проживающим социально-бытовой и медицинской помощи, для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Противопоказанием к проживанию в специальном доме являются: состояние, не обеспечивающее возможность полного или частичного самообслуживания, хронический алкоголизм, наркомания, психические, кожно-венерические и онкологические заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Проведенный анализ деятельности стационарных учреждений по социальному обслуживанию престарелых граждан и инвалидов показал, что затраты на их содержание ежегодно возрастают. Поэтому предлагается по предоставлению социальных услуг развивать направления:
1. Обслуживание пенсионеров и инвалидов на дому. Для чего расширить сеть территориальных центров по обслуживанию пенсионеров и инвалидов, увеличить количество отделений социальной помощи на дому, а в
отделениях, социальных работников.
Увеличить сеть муниципальных стационарных учреждений малой вместимости.
Улучшить условия проживания и материально-техническую базу в существующих стационарных учреждениях социального обслуживания,
Открыть специализированный дом для Ветеранов.
Открыть дом милосердия
2.3 Развитие нестационарной социальной помощи
В Читинской области необходимо расширять сеть центров по обслуживанию пожилых граждан и инвалидов на дому, которые должны появиться в каждом районе. В настоящее время имеется база для их открытия, т.к. открыты центры по обслуживанию семьи и детей в районах области. На их основе необходимо открывать отделения для обслуживания пожилых граждан, чтобы такие центры предоставляли социальные услуги в комплексе.
Дома-интернаты, как традиционная форма социального обслуживания, не могут удовлетворить всех нуждающихся в помощи престарелых граждан и инвалидов. Пожилые люди, сохранившие частичную способность к самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают связи с привычным окружением. Вместе с тем, проживая в домашних условиях, они, в силу ограниченности физических возможностей, нуждаются в помощи и периодических услугах.
Территориальный центр социального обслуживания является учреждением нового типа. Он предназначен для постоянного, временного проживания или дневного пребывания в условиях стационара престарелых и инвалидов, и обслуживания на дому одиноких граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных инвалидов. В некоторых учреждениях необходимо создавать пансионаты пятидневного пребывания, удобные для тех людей, родственники которых не могут обеспечить домашний уход по будням. В стационар территориального центра социального обслуживания принимаются престарелые граждане и инвалиды первой и второй групп, нуждающихся в посторонней помощи и не имеющих родственников, обязанных по закону их содержать.. Надомное обслуживание предназначено одиноким престарелым гражданам и супружеским парам, а также инвалидам первой и второй групп, нуждающимся в посторонней периодической помощи по ведению домашнего хозяйства. Обычно это покупка продуктов питания и лекарств, оплата коммунальных услуг, сдача белья в прачечную, которые проводят социальные работники.
Наиболее популярной формой является дневное пребывание в центре. Сотрудники учреждения осуществляют культурно-бытовое и медицинское обслуживание в дневное время, организуют посильную трудовую деятельность, отдых, общение друг с другом. Не исключены другие формы активации жизни, предоставляемые за плату и оказываемые службами торговли, коммунального, бытового обслуживания. Им должна быть оказана медицинская помощь в объеме учреждения.
При центрах создавать, а при районных управлениях социального обслуживания расширять отделения социальной помощи на дому. Обычно отделения создают для обслуживания не менее 80 одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в помощи на дому.
Отделение социальной помощи на дому предназначено для постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи одиноким.
Цель создания отделения:
Максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также защиты их прав и законных интересов.
Задачи отделения социальной помощи на дому:
Социально-бытовое обслуживание.
Оказание медицинской и социальной помощи.
Оказание психологической и юридической помощи.
Содержание и самореализация основных жизненных потребностей.
В отделении социальной помощи на дому оказываются услуги:
1. Социально-медицинские:
— оказание доврачебной помощи;
— сопровождение в медицинское учреждение;
— содействие, по заключению врачей, в приобретении и доставке на дом лекарственных средств и медицинских изделий;
— оказание психологической помощи;
— содействие в госпитализации нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения и получении путевок на санаторно-курортное лечение;
— содействие в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации.
2. Услуги по организации быта, питания, досуга:
— содействие в организации уборки и ремонта жилых помещений;
— покупка и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости;
— сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
— содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи с другими учреждениями, оказывающими услуги населению;
— оказание помощи в написании писем;
— содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами и т.п.;
— содействие в посещении театров, выставок, культурно-зрелищных мероприятий и т.п.;
— содействие в создании условий для отправления религиозных обрядов;
— оказание помощи в поддержании связи с трудовыми коллективами;
— содействие в предоставлении ритуальных услуг;
3. Правовые услуги:
— содействие в оказании консультативной помощи;
— помощь в оформлении документов;
— содействие в получении установленных законом льгот и преимуществ;
— оказание помощи в вопросах назначения, перерасчета и выплаты пенсий в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях».
2.4 Перспективы развития стационарного социального обслуживания
пожилой старость социальный стационарный
Старость, как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей.
Ее иногда называют «возрастом социальных потерь».
Основная задача работников, занятых социальным обслуживанием граждан пожилого возраста, сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные последствия утраты прежнего «социального лица».
Часть лиц преклонного возраста, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании, сохраняет способность к самообслуживанию. Однако им очень трудно оставаться в тех квартирах, где они прожили трудовую жизнь из-за отсутствия соответствующих условий. В этой связи переселение пожилых людей в специализированные дома имеет большое значение.
Основными задачами создания специализированных домов являются:
— обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания;
— создание условий для предоставления проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи;
— создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Важной особенностью жилых домов является то, что проживание в них обеспечивает престарелым и инвалидам сохранение привычного образа жизни, ее домашнего уклада. В специализированных жилых домах должны быть квартиры на одного или двух (для супружеской пары) человек.
В специализированном доме для одиноких престарелых, нуждающиеся пользуются всеми услугами, предоставляемыми отделениями социальной помощи на дому.
Последовательное применение комплексного подхода к рассмотрению проблем граждан старшего поколения, особенно престарелых и долгожителей, подтверждает мнение о том, что они нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: надежном жилище. С этой целью в специальных домах необходима круглосуточная диспетчерская служба, которая призвана прийти на помощь жильцам в любое время суток.
Для организации полноценного рационального питания ветеранов в специальных домах должны быть столовая, магазин.
В домах необходимо создать условия для поддержания и использования остаточной трудоспособности проживающих, для чего организовать работу кружков, мастерских, предоставлять рабочие места.
В специальных домах необходимо оказывать усиленные услуги психологических, медико-социальных служб и служб, обеспечивающих предоставление правовой помощи. В специальных домах необходимо обеспечить функцию поддержки досуговой и посильной общественно-ориентированной деятельности пожилых (библиотека, организация концертов и т.д.), оказывать услуги по организации оздоровительных мероприятий в среде проживающих.
В специальных домах для обеспечения благоприятной жизнедеятельности проживающих необходимо создать инженерно-техническую службу, предоставляющую, плотницкие, сантехнические, транспортные услуги, услуги связиста. Необходимо обеспечить предоставление услуг торгово-бытовых предприятий, как товарами народного потребления, как и индивидуальными заказами.
Для верующих в специальных домах предоставить возможность для отправления религиозных обрядов. Оказать услуги по достойному погребению. Проживание пожилых людей в специально созданных условиях создает у них психологический комфорт (уверенность в постоянной помощи, понимание окружающих).
В 2000 году в с. Кайластуй, Краснокаменского района на базе участковой больницы был открыт первый в Читинской области муниципальный дом-интернат для пенсионеров и инвалидов малой вместимости (15 мест). Открытие учреждения сняло остро стоящую проблему в районе по устройству пожилых людей в дома-интернаты. Данный опыт был распространен и в 2001 году открыто подобное учреждение в с.Фирсово, Сретенского района на 30 мест, так же на базе участковой районной больницы. В 2003 году при долевом участии отделения Пенсионного фонда по Читинской области были открыты еще три дома-интерната: Красночикойском, Алек-Заводском, Газ-Заводском районах на 50 мест. Планируется открытие дома-интерната в г.Нерчинске на 30 мест, в п. В-Дарасуна на 20 мест, в п.Забайкальск на 30 мест, г.Шилке на 30 мест. Все муниципальные дома-интернаты открываются на базе участковых районных больниц. Это не значит , что здравоохранение теряет. На протяжении последних лет, многие участковые больницы были перепрофилированы в палаты сестринского ухода, в настоящее время их 47 на 260 мест. Где по положению больной может находится сроком не более 6 месяцев, но по причине отсутствия жилья, отказа родственников, палаты сестринского ухода стали постоянным местом проживания, т.е превратились в стационарные социальные учреждения. Лечебное учреждение в структуре которого имеется палата сестринского ухода из-за недостаточного финансирования не может на должном уровне обеспечивать содержание, организацию питания, обеспечение мягким инвентарем, одеждой проживающих в этих учреждениях. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что необходимо пересмотреть отношения к палатам сестринского ухода, которые находятся в структуре лечебных учреждений Комитета Здравоохранения и не выполняют возложенных на них функций перепрофилировать в стационарные социальные учреждения малой вместимости.
Создание муниципального дома-интерната малой вместимости как и любого учреждения влечет определенные затраты, которые окупаются заботой о пожилом человеке и инвалиде.
В течении 5 лет сохраняется стабильное число стоящих на очереди желающих проживать в домах-интернатах. В связи со старением населения эта тенденция сохранится. Новы места будут открываться в уже существующих домах-интернатах. Это позволит экономить на том, что не расширяется административный аппарат, доводить количество мест в учреждениях до оптимальных размеров, что позволит ввести в штаты социальных работников, психологом для улучшения обслуживания проживающих.
До 2008 года будут расширены учреждения: П-Забайкальский дом-интернат для умственно отсталых детей — 80 мест; Ясногорский дом-интернат для престарелых и инвалидов — 60 мест; Читинский психоневрологический дом-интернат — 40 мест.
Одновременно с расширением учреждений будут улучшаться бытовые условия для проживающих. Укрепляться материальная база учреждений, повышаться качество предоставляемых услуг. Превращение учреждений из «богоугодных» в учреждения, где пожилые люди и инвалиды не доживали до конца своих дней, а жили достойно.
В настоящее время в г.Чите остро стоит проблема по социальному обслуживанию тяжело больных инвалидов. После остро возникшего заболевания (инсульт, перелом позвоночника и т.д.) повлекшего тяжелые расстройства здоровья и проведенного лечения в лечебном учреждении, больного некуда выписать, чтобы провести комплекс реабилитационных мероприятий. Другая категория: пожилые люди за которыми необходим постоянный уход (в настоящее время их 80 % стоящих на очереди в дома-интернаты), но родственники которых не имеют возможности, по разным причинам, такой уход организовать.
Дом милосердия — стационарное социальное учреждение, в которое помещаются инвалиды требующие постоянного постороннего ухода. Проживание в таком учреждении осуществляется сроком до 1 года, при необходимости может быть продлено. Задачами учреждения является: интенсивная медицинская реабилитация инвалидов с положительным прогнозом на выздоровление; уход за тяжело больными пожилыми гражданами.
Социальные услуги могут оказываться за плату по уходу за пожилыми гражданами, родственники которых не имеют возможности временно осуществлять уход (выезд в командировку, на учебу, отпуск и т.д.) Открытие «Дома милосердия» позволит решить эти проблемы.
Заключение
Социально-экономические преобразования, проводимые в России в последнее десятилетие, изменили взгляды по отношению к пожилым людям и инвалидам. Число учреждений по предоставлению социальных услуг с каждым годом растет, так же увеличивается и число нуждающихся в этих услугах. Трудовые и экономические затраты на уход за пожилыми и инвалидами бременем ложатся на современную семью, порождая новые проблемы, которые не всегда находят разрешение силами самой семьи.
В связи с этим за последние 10 лет в области число стационарных социальных учреждений по обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов увеличилось в три раза. Затраты на содержание учреждений ежегодно растут, которые тяжелым бременем ложатся на бюджеты всех уровней.
Развитие социальной помощи пожилым гражданам и инвалидам в Читинской области предполагается по следующим направлениям:
1. Улучшение условий проживания, создание доступной среды жизнедеятельности в домах-интернатах.
2. Ликвидация очередности за счет открытия домов-интернатов малой вместимости, которые требуют меньших финансовых затрат. Проживание в которых не требует «разрыва» с привычной жизненной средой.
3. Развитие сети служб по оказанию социальных услуг на дому. Данное направление деятельности наименее затратное, позволит охватить значительное число нуждающихся.
Список литературы
1. О ветеранах. Федеральный закон РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ.
Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 10.12.1995г. №195-ФЗ,
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 24.12.1995г. №181-ФЗ.
Бондаренко И.Н., Лазарева B.C.. В интересах пожилых людей. Работник социальной службы, журнал №1. Москва. 1997.С. 43-52.
В помощь гериатру. Сборник нормативно-правовых документов. Под ред. Лазебник Л.Б. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999-144с.
19. Социальная работа: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф.Дивицына. — М., 2005, 36 с.
20. Энциклопедия социальной работы «Центр общечеловеческих ценностей»/ Пер. с англ. — М., 1994.
21. Социальная работа / Под ред. В.И.Курбатова. — М.: Изд-во «Феникс», 2009 — 429 с.
22. Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н.Гусова. — М., 2006 — 487 с.
23. Технология социальной работы: Учебник / А.А.Чернецкая. — Ростов-на-Дону, 2006. — 400 с.
24. Технология социальной работы / Под ред. И.Г.Зайнышева. — М.: 2009 — 240 с.
25. Социальная служба в мире: опыт и информация. Работник социальной службы, журнал №1. М., 1997 — 105-110 с.
26. Основы управленческой деятельности / Учебник. — М.: 2008 — 263 с.
27. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. — М.: 1997 — 460 с.
28. Теория социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой.- М.:1998 -304 с.
29. Технология социальной работы / Под ред. М.В.Фирсова. — М.: 2010 — 423 с.
31. Возраст мудрости — возраст созидания / Программа развития ООН. — М., 2009 — 75 с.
32. Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е.И.Холостовой, А.С.Сорвина. — М.: 2003 — 427 с.
33. Популярная энциклопедия пожилого человека / Под ред. Г.П. Котельниковой — М.: 2007 — 325 с.
Приложение
Таблица 1 Анализ численности престарелых и инвалидов, обслуженных в стационарных учреждениях (Сибирский федеральный округ) на 1.06.2010 г.
всего |
общего типа |
психо- невроло-гические |
детские |
реабилит.центры для детей инвалидов |
||
Число учреждений |
||||||
Республика Алтай |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
Республика Бурятия |
14 |
9 |
4 |
1 |
0 |
|
Республика Тыва |
6 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
Республика Хакасия |
7 |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
Алтайский край |
52 |
19 |
7 |
3 |
0 |
|
Иркутская область |
14 |
6 |
3 |
3 |
2 |
|
Кемеровская область |
29 |
15 |
10 |
4 |
0 |
|
Новосибирская область |
13 |
5 |
5 |
3 |
0 |
|
Омская область |
15 |
6 |
7 |
2 |
0 |
|
Томская область |
8 |
2 |
1 |
1 |
4 |
|
Читинская область |
16 |
9 |
3 |
1 |
3 |
|
АБАО |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
|
Таймырский авт. округ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Эвенкийский авт. округ |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
Красноярский край |
25 |
9 |
10 |
6 |
0 |
|
Число фактически развернутых коек |
||||||
Республика Алтай |
260 |
260 |
0 |
0 |
0 |
|
Республика Бурятия |
1821 |
820 |
777 |
224 |
0 |
|
Республика Тыва |
945 |
365 |
420 |
160 |
0 |
|
Республика Хакасия |
1859 |
806 |
803 |
130 |
120 |
|
Алтайский край |
5196 |
2305 |
2291 |
600 |
0 |
|
Иркутская область |
3490 |
1480 |
1021 |
779 |
210 |
|
Кемеровская область |
6886 |
2416 |
3515 |
955 |
0 |
|
Новосибирская область |
4493 |
1970 |
1748 |
775 |
0 |
|
Омская область |
3120 |
1020 |
1990 |
ПО |
0 |
|
Томская область |
2182 |
780 |
690 |
ПО |
602 |
|
Читинская область |
2050 |
1070 |
600 |
200 |
180 |
|
АБАО |
87 |
87 |
0 |
0 |
0 |
|
Таймырский авт. округ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Эвенкийский авт. округ |
85 |
85 |
0 |
0 |
0 |
|
Красноярский край |
5052 |
1442 |
2503 |
1107 |
0 |
|
Число инвалидов и престарелых по списку |
||||||
Республика Алтай |
210 |
210 |
0 |
0 |
0 |
|
Республика Бурятия |
1508 |
553 |
752 |
203 |
0 |
|
Республика Тыва |
888 |
364 |
392 |
132 |
0 |
|
Республика Хакасия |
1680 |
728 |
706 |
126 |
120 |
|
Алтайский край |
4841 |
2044 |
2222 |
575 |
0 |
|
Иркутская область |
3541 |
1480 |
1050 |
779 |
226 |
|
Кемеровская область |
5865 |
1910 |
3186 |
681 |
0 |
|
Новосибирская область |
4225 |
1775 |
1651 |
670 |
0 |
|
Омская область |
3385 |
1007 |
1859 |
519 |
0 |
|
Томская область |
1645 |
716 |
614 |
95 |
220 |
|
Читинская область |
2184 |
1070 |
676 |
258 |
180 |
|
АБАО |
107 |
107 |
0 |
0 |
0 |
|
Таймырский авт. округ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Эвенкийский авт. округ |
77 |
77 |
0 |
0 |
0 |
|
Красноярский край |
5069 |
1423 |
2623 |
1023 |
0 |
|
Состоит на очереди |
||||||
Республика Алтай |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Республика Бурятия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Республика Тыва |
27 |
19 |
8 |
0 |
0 |
|
Республика Хакасия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Алтайский край |
400 |
200 |
194 |
6 |
0 |
|
Иркутская область |
1138 |
850 |
70 |
218 |
0 |
|
Кемеровская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Новосибирская область |
1514 |
956 |
558 |
0 |
0 |
|
Омская область |
317 |
158 |
9 |
25 |
0 |
|
Томская область |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Читинская область |
250 |
150 |
100 |
0 |
0 |
|
АБАО |
95 |
95 |
0 |
0 |
0 |
|
Таймырский авт. округ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Эвенкийский авт. округ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Красноярский край |
1134 |
982 |
152 |
0 |
0 |
Размещено на