Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты технологии социальной работы……….5
1.1.Понятие о социальных технологиях…………………………………5
1.2.Сущность социальных технологий…………………………………..9
1.3.Основные характеристики социальных технологий………………15
Глава 2.Социальная работа Рыбинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Наставник»………………………………..17
2.1. Структура работы центра……………………………………………..17
2.2. Организация деятельности Ресурсного Центра………………………18
2.3. Привлечение потенциальных замещающих семей………………….19
2.4. Подготовка потенциальных замещающих семей……………………23
2.5. Подготовка детей, проживающих в интернатах……………………..27
2.6. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей, взявших на воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………….30
2.7. Мониторинг состояния и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях……….34
Заключение…………………………………………………………………40
Список использованной литературы………………………………………43
Приложение…………………………………………………………………45
Выдержка из текста работы
2.3. Диагностические критерии, определяющие необходимость оказания специализированной помощи детям и подросткам в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы…………………………………………………………….42
Введение.
«Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Слова знаменитого педагога В. А. Сухомлинского точно отражают действительность будущего любого ребёнка, в свою очередь, детство целого поколения скажется на будущем всей страны. Таким образом, задачами взрослого населения становятся защита прав и реализация потребностей детей в объёме, достаточном для их всестороннего гармоничного развития.
Дети — самая незащищенная часть нашего общества, трудности жизни больнее всего отражаются именно на них. Юные граждане не могут сами отстаивать свои права: выходить на митинги, устраивать акции протеста, привлекать внимание к своим проблемам.
Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям — неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения.
Из-за образования нового государства российские дети и подростки утратили старые жизненные ценности и ориентиры, по которым жили предыдущие поколения, а новые еще не сформировались. Отсюда — бездуховность и потребительско-эгоистическое отношение к жизни, порождающее у части молодого поколения эгоизм, стремление к наживе, не прилагая особых усилий, и, одновременно апатию и безразличное отношение к себе и другим.
Все это говорит о том, что внимание к детям и подросткам должно быть усилено, причем как со стороны социальной работы, так и со стороны государства в целом. Дети и подростки — тема особенно актуальная также тем, что они — это будущие граждане нашей страны, и какими они гражданами будут: рачительными хозяевами, уважающими и любящими свою Родину или потребителями, сосущими из нее кровь, зависит как раз от того, сколько внимания мы им уделим именно на раннем этапе их развития, так как именно в детском и подростковом возрасте формируются и физиологические резервы, и характер, и большинство моральных принципов.
Одним из направлений социальной работы является помощь детям и подросткам, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Актуальность проблемы определяется следующими факторами:
— резко обозначилось противоречие между миром взрослых и миром детства, возросло непонимание и отчуждение взрослых по отношению к миру детства. Дети стали самостоятельнее, более независимыми от родителей в то время, как во взрослом обществе отсутствуют реальные возможности и механизмы поэтапного включения подростков в серьезные дела общества;
— демографическая ситуация в России в настоящее время характеризуется дальнейшим сокращением числа детей, что обусловлено низким уровнем рождаемости, связанных с экономической ситуацией в стране;
— основные качественные показатели жизнеобеспечения детей остаются низкими: расширение масштабов бедности российских семей; ухудшение здоровья детей и подростков, рост числа социально обусловленных и социально значимых заболеваний детей (в том числе туберкулезом, наркоманией, ВИЧ-инфекцией, а также инвалидизации детского населения); ухудшение показателей физического развития; особо трудное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей семей вынужденных переселенцев и мигрантов;
— высок уровень социальной патологии в детской среде: наблюдается тенденция роста детской преступности, безнадзорность и беспризорность детей; растет число социальных сирот в связи с ростом числа родителей, злостно не выполняющих свои обязанности;
— большие масштабы приобретает проблема насилия и жестокого обращения с детьми, в т.ч. сексуального насилия и эксплуатации.
Возросшая потребность в теоретическом и методическом обеспечении системы работы с детьми и подростками определила выбор темы исследования «Психолого-социальная работа с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации».
Объект исследования — дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования — особенности социальной работы с детьми и подростками.
Цель исследования — проанализировать технологии психолого-социальной работы (далее ПСР) с детьми и подростками и определить критерии оценки психолого-социального состояния детей и подростков в трудной жизненной ситуации.
Перед автором стоят следующие задачи: 1) Изучить различные психологии ПСР с детьми и подростками 2) Изучить научно-практический опыт в области психолого-социальных состояний детей и подростков в трудной жизненной ситуации 3) Определить критериальную шкалу оценки психолого-социальных состояний детей и подростков в трудной жизненной ситуации (далее ТЖС). Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе описываются сущность трудной жизненной ситуации и особенности ее переживания детьми и подростками. Во второй главе рассматриваются методы и формы социальной работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
1. Психолого-социальные особенности переживания в трудной жизненной ситуации детей и подростков 7-14 лет.
1.1. Трудная жизненная ситуация как предмет психолого-социального исследования.
Самое первое право, которое ребенок получает с первой секунды жизни — это право на жизнь. Никто не имеет права отнять ее: ни родители, которые дали жизнь ребенку, ни врачи, которые помогли появиться ему на свет, ни кто бы то ни был. Конвенция ООН «О правах ребенка» в статье 6 гласит:
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Поэтому в современной России предпринят широкий спектр социально-экономических и правовых мер в аспекте реализации Конвенции ООН «О правах ребенка», создан специальный механизм контроля за соблюдением принятых обязательств. Наиболее характерной тенденцией развития современной российской системы социальной защиты детства является более детальная дифференциация объектов социальной помощи, в частности, переход от системы социального обеспечения всех детей без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка к социальной защите конкретных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание им адресной помощи, расширение субъектов помощи. Именно эти субъекты определяют содержание, формы, методы функционирования, основные направления поддержки и защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определяя во многом ее эффективность.
В интересах развития системы социальной защиты детства Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы и подпрограммы.
В субъектах Российской Федерации активно осуществляется законодательная деятельность по следующим направлениям: охрана семьи, материнства, отцовства и детства; социальная поддержка детей групп риска; защита прав детства; трудоустройство несовершеннолетних.
Трудная жизненная ситуация — понятие, новое для Российского законодательства. Теперь оно введено и обозначает некие обстоятельства, которые могут сильно изменить нормальную жизнь человека и сделать невыносимыми, сложными. Эти ситуации могут представлять опасность для здоровья человека, для его нормальной жизнедеятельности, они могут создавать угрозу его чести и достоинству с последующим применением насилия. Люди, попавшие в такие ситуации, считаются нуждающимися в предоставлении социального обслуживания.
В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подход направленного на анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью.
Принято различать исторические, социокультурные и жизненные ситуации, в зависимости от их внешних, объективных проявлений в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы рассматриваются в первую очередь жизненные ситуации индивидов.
Жизненные ситуации — это совокупность значимых для человека событий и связанных с ними потребностей, ценностей и представлений, влияющих на его поведение и мировоззрение в конкретный период жизненного цикла.
Среди жизненных ситуаций выделяют устоявшиеся (или нормальные) и трудные (или проблемные). Проблемные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения. При этом источник жизненной трудности обнаруживается как в собственных действиях индивида, так и во влиянии окружающей среды.
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Специалисты указывают на ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределенность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека.
Соответственно, человек в такой ситуации не может полноценно функционировать и ему приходится изменять свое поведение. Это требует от индивида повышенной социальной активности при выборе стратегии, средств и способов деятельности, направленной на достижение желаемого результата. Необходимость сделать выбор создает напряженность в жизненной ситуации, которая выражает собой противоречие между различными интересами субъекта, а также между интересами его самого и других людей.
В научной литературе трудную жизненную ситуацию характеризуют как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную, стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую.
В теории социальной работы общепринятым является более узкое определение трудной жизненной ситуации, в котором подчеркивается аспект оценки ситуации и взаимодействия субъекта и объекта социальной работы при попытке преодолеть жизненные трудности и их последствия.
Трудная жизненная ситуация — это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы.
В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм. В этом случае люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пенсионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д.
Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый человек, так как источниками риска (в самом обобщенном виде) могут быть:
-искусственная среда обитания (экологические аспекты);
-внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);
-естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);
-профессиональная среда (профессиональнее заболевания, несчастные случаи на производстве);
-непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска — горы, пещеры и т. д.; активный спорт);
-социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.).
В соответствии с федеральным законодательством основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; улучшение питания детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Однако необходимо ……..
Список литературы.
Нормативно-правновые акты:
1. Конвенция ООН «О правах ребенка»
()
2. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания в РФ: федеральный закон: (принят 10 декабря 1995 г. ; в ред. 22 августа 2004 г.).
3. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: федеральный закон: (принят 24 июля 1998 года; в ред. от 30 июня 2007 г.).
Источники:
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания: монография / Б.Г. Ананьев. — М.: Изд-во Педагогика Пресс, 1977.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции. Монография. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.
6. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. — М.: Наука, 1991.
7. Введение в психологию / Ред. Е. Е. Соколова. Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Кафедра общей психологии. — 3-е изд.- М.: Академия, 2008.
8. Вильфинг Х. Система социальных мер в Австрии по предупреждению насилия в семье // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1996. — №2.
9. Выготский Л.С. Педология подростка: монография / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Харвест, 1985.-С.121.
10. Зинченко В.П. Психологический словарь: монография / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Инфра-М, 2005.
11. Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений./Олифриенко Л.А., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И., Быков А.В., -М.: Полигрф сервис ,2001.
12. Карабанова О.А. Возрастная психология. М.: Айрис-пресс, 2005.
13. Койонова Ю.В. Из опыта работы социальной службы Германии с дезадаптированными детьми // Российский журнал социальной работы. — 1997. — №1.
14. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В.Н. Павленко // Вопросы психологии. — 2000. — № 1
15. Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. //Созинова М.В. Потенциал детской субкультуры в деятельности специалиста социальной работы с детьми из неблагополучных семей. Сборник научных статей./Ред.: В.Н.Ослон, Е.В.Селенина.-М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013г.
16. Ранние отношения и развитие ребенка / Б. Борьесон [и др.]. — СПб. : Питер, 2009.
17. Сандомирский, М.Е. Механизмы формирования девиантного поведения подростков и возрастная периодизация психического развития / М.Е. Сандомирский, Г.Х.Хамитов, Л.С. Белогородский // Мониторинг общественного мнения молодежи по социально-экономическим и политическим проблемам и управленческая деятельность по решению молодежных проблем — (www.typelab.ru/ru/articles/sand-mech.html).
18. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — К.: Радянська школа, 1981.-С.22.
19. Фрейджер, Р. Личность: Теории. Эксперементы. Упражнения.: учеб.- метод, пособие — СПб.: Изд-во прайм — ЕВРОЗНАК, 2001.