Содержание
Введение3
1 Теоретические основы формирования изобразительной деятельности младших школьников7
1.1 Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности младших школьников7
1.2 Анализ программ по проблеме формирования изобразительных умений младших школьников10
1.3 Технология формирования изобразительных умений младших школьников15
2 Практическое исследование изобразительных умений младших школьников22
2.1 Оценка уровня сформированности изобразительных умений младших школьников22
2.2 Использование технологии формирования изобразительных навыков младших школьников26
2.3 Анализ и оценка опытно-экспериметальной работы32
Заключение36
Литература37
Приложение 140
Приложение 241
Приложение 342
Выдержка из текста работы
Актуальность. Воспитание – это процесс привития человеку моральных, духовных и этических ценностей, а также передача знаний и профессиональных навыков. Процесс воспитания человека начинается с момента рождения и заканчивается тогда, когда заканчивается его жизнь. Цели воспитания ребенка зависят от возраста человека. Поэтому, чем старше становится ребенок, тем больше воспитательных целей стоит перед взрослыми. Далее мы рассмотрим, какие существуют цели и содержание современного воспитания человека.
В создавшихся условиях актуальным становится переосмысление духовного становления младшего школьника на основе развития эстетического видения окружающего мира, его эмоционально-образного постижения, так как именно в этом вопросе заключаются основы эстетической и общей культуры школьника, в значительной мере определяется его возрастное будущее.
Эстетическое воспитание – это система педагогической деятельности, которая наиболее полно использует все возможности развития школьника. Данная система объединяет под собой совместную работу школы и семьи, учителей и родителей – ведь именно такое взаимодействие может обеспечить грамотное нравственное эстетическое воспитание школьников.
Анализ распределения часов в начальной школе на уроки изобразительного искусства и музыки показывает, что их количество составляет всего лишь около 10 % учебного времени. За это время необходимо развить у ребёнка эстетический вкус, сформировать эстетические понятия, познакомить с различными видами искусства, вовлечь в деятельность, направленную на формирование эстетического опыта, развить эмоциональную отзывчивость умение анализировать. Таким образом, проблема формирования эстетической культуры младших школьников характеризуется следующими особенностями:
— между необходимостью обеспечения гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности и существующей на практике недооценкой значения эмоционального развития за счёт чрезмерной рационализации обучения;
— между заложенными в учебных программах воспитательными возможностями и отсутствием детально проработанных механизмов их реализации.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: организационно-методические основы эстетического воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Целью данной курсовой работы является изучение организационно-методических основ эстетического воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Задачи исследования:
— изучить теоретические основы использования ИЗО в развитии эстетического воспитания младших школьников;
— раскрыть сущность и содержание понятия «эстетическое воспитание»;
— изучить методические особенности формирования эстетического воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В ходе выполнения работы использовались такие методы как теоретический анализ литературы по теме исследования, методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена тем, что она представляет собой самостоятельное исследование комплекса актуальных теоретических проблем организации эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства.
………….
Список использованной литературы
1. Бантова М. А. Школа России. Концепция и программы для нач. кл.: пособие для учителя общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.] – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после., 2014 №4- 32-34
3. Давыдова И.В. Его величество цвет// Школьный психолог. 2013 №1, — с. 17
4. Зорин С. Артерапия // Искусство в школе. 2014 № 6, — с. 50-53
5. Зымалева Л. В. Уроки изобразительного искусства и художественного труда: проблемы и решения. // Начальная школа. 2011. – № 6.– с. 44-48.
6. Ильинская И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников. // Начальная школа. 2010. – № 2. – с. 3-8.
7. Котикова, О.П. Развитие творческой активности младших школьников в процессе эстетического воспитания средствами искусства / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак. – Минск: НИО, 2013. – 124 с.
8. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешк. учреждений / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак. – Минск, 2011. – 192 с.
9. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1–4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений / В.С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010. – 43 с.
10. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2010. – 319 с.
11. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности// Начальная школа. 2001 №2. 4.Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе// Социальная педагогика. 2014 №1, — с. 25
12. Любимова, Ю.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.С. Любимова; Белорус. гос. пед. ун-т им. Максима Танка. – Минск, 2010. – 23 с.
13. Муравьёва Н. М. Развитие эмоциональной сферы младшего школьника в процессе изучения пейзажной лирики. // Начальная школа. 2011. – № 2. – с. 64-68.
14. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. //Информатика и образование. – 2012. – № 6. – С. 12 15.
15. Салеев, В.А. Концепция эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь / В.А. Салеев // Асновы мастацтва. – 2011. – № 7. – С. 8–30.
16. Савинова С.В. «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград. Издательство «Учитель», 2012 г, — с. 47
17. Тимофеева В.П. Исследовательская работа в начальной школе. // Начальная школа, №2, 2010. с. 9-11
18. Творческое развитие младших школьников в процессе эстетического воспитания: сб. науч. тр. / науч. ред.: Ю.Н. Хижняк [и др.]. – Душанбе, 2013. – 91 с.
19. Титаренко В.Я. “Семья и формирование личности” М., изд-во “Мысль” 2012
20. Чадина Т. А. Изобразительные технологии в детском саду и начальной школе /Методическое пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013, с. 186
21. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк) / П.М. Якобсон – М.: Просвещение, 2010. – 291 с.
Значение