Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теория и практика социальной работы с семьей в Российской Федерации…………………………………………………………………………6
1.1.Особенности социальной работы с семьей в Российской Федерации…………………………………………………………………………6
1.2.Формы и методы социальной поддержки семьи и детей…………8
Глава 2. Исследование технологии социальной работы с семьей………15
2.1. Концептуальные основы………………………………………………15
2.2. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа……17
2.3. Практическое применение…………………………………………….21
2.4. Анализ…………………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………………35
Приложение…………………………………………………………………36
Выдержка из текста работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
Социально — педагогический факультет
Кафедра педагогики и социального образования
Курсовая работа
Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Ядвиршис А.Е.
Выполнила:
студентка 3 курса
профиль «Психология и социальная педагогика»
Зубова Н.П.
Брянск 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков
1.1 Технологии социальной работы детей и подростков с девиантным поведением
1.2 Направления социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков
Глава 2. Практическое исследование технологии социальной работы с семьей, имеющей детей и подростков с девиантным поведением
2.1 Обобщение опыта социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков
2.2 Анализ исследования технологий социальной работы с семьей
Заключение
Литература
Приложения
социальная работа семья поведение подросток
Введение
Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками.
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Существующие социальные проблемы (наркомания, агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.
Актуальность работы заключается в том, что работа с семьей на современном этапе усложнилась и требует новых форм и методов, новых подходов. Воспитательная функция семьи серьезно нарушена, она задавлена проблемой выживания, поиском средств к существованию, значимость семьи пошатнулась. Именно поэтому сейчас особое место занимает задача укрепления и развития семьи, как важнейшей среды формирования и воспитания человека.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи.
Объект исследования — семья как фактор преодоления девиантного поведения детей и подростков.
Предмет исследования — технология социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков.
Цель исследования — изучить и проанализировать технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу;
2) определить, что такое девиантного поведение;
3) выявить основные направления социальной работы с семьей, как фактор преодоления девиантного поведения детей и подростков;
4) обобщить опыт работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением;
5) провести анализ исследования.
Гипотеза исследования — социальная работа с семьей, как фактор преодоления девиантного поведения детей и подростков будет наиболее эффективна, при соблюдении следующих условий:
1) скоординированной работе всех специалистов (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, юрист, учитель);
2) серьезном внимании к профилактики отклоняющегося поведения;
3) выделении специфических особенностей подростков, влияющих на формирование противоправного поведения;
Методы: изучение литературы; анкетирование.
База исследования: Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя образовательная школа № 55, г. Брянска.
Глава 1. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков
1.1 Технологии социальной работы детей и подростков с девиантным поведением
Девиантное поведение (от лат. Deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. Например, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Не всегда проявляется в негативном выражении. Также девиацией является одаренность, чрезмерная доверчивость, открытость в сообществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя [13].
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение — реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
Нормальный человек — это настоящий кентавр-образ, противоречивый, неуловимый, изменяющийся. Согласно условной модели нормального человека, это человек, адекватно понимающий и мысленно репрезентирующий реальность и способный к когнитивным операциям со сложными абстракциями, соотносящий свое поведение с духовно-нравственными ценностями, ищущий и обретающий смысл своей жизни, придерживающийся аскетической морали, ограничивающий свой индивидуальный гедонизм. Трудно не согласиться с автором, что такую модель можно обнаружить на уровне любой социокультурной системы. В реальном обществе стоит обратить внимание на парадоксальность сознания индивидов в части восприятия нормы, которая людьми различных возрастных групп воспринимается по-разному. Парадоксальность заключается в том, что норма универсальна для всех членов общества, но критерии нормальности воспринимаются представителями различных социально-демографических групп по-разному.
Девиантное поведение можно разделить на следующие виды:
1) агрессивное поведение (деструктивное).Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий — индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений;
Ведущие признаки агрессивного поведения:
— выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
— тенденция к разрушению;
— направленность на причинение вреда окружающим людям;
— склонность к насилию (причинению боли).
2) агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие — вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).
Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.
3) делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества [12].
Особенности делинквентного поведения:
- это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности.
Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.
- делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.
- противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.
- поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.
Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.
Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.
Порой социальные факторы и, прежде всего, условия семейного воспитания, играют решающую роль в возникновении отклонений поведения у детей и юношества.
Семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике, экономике, в моральных оценках, взглядах людей. Семья — это часть большого организма. Она не только ощущает все процессы, происходящие в обществе, но и сама оказывает влияние на это общество.
Многие ученые, исследующие проблемы семьи, говорят о кризисе современной семьи. Надо заметить, что о кризисе семьи говорят во многих странах мира. При этом слово «кризис» имеет отрицательный оттенок.
Появляются новые формы взаимоотношений в семье, остается то, что на данный момент способствует развитию института семьи. Важно рассмотреть как отрицательные, так и положительные условия жизни семьи, влияющие на воспитание и развитие ребенка, чтобы по возможности избежать ненужных ошибок, чтобы сохранить мир и добрые отношения в семье [1].
Следует отметить профессиональную занятость родителей и невозможность уделять достаточного количества времени детям. Родители вынуждены работать очень много: иногда без выходных, иногда без отпуска, постоянно обдумывая что-то, составляя планы, проекты, разговаривая по телефону со своими коллегами, подчиненными.
Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.
Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка.
Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран — это явление естественное.
Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак.
Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.
В нашей стране широко распространены семьи — коммуны, так называемые «шведские» семьи.
Распространенной является ситуация, когда создаются браки, в которых супруги относятся к разным культурам, т.е. это семьи, где может быть различное вероисповедание супругов, различное отношение к событиям, которые происходят в стране.
При этом следует отметить, что с появлением ребенка эти различия становятся заметнее [2].
1.2 Направления социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков
На сегодняшний день социальная работа с семьей осуществляется в условиях, когда семья представляет собой структуру, закрытую от внешнего вмешательства, и вправе отказаться от него. Учитывая это, работники служб системы социальной защиты по сравнению с представителями других ведомств, оказываются в более выгодных условиях. От социальной защиты, в отличие от прочих, ждут не административных или правовых воздействий, а рассчитывают на помощь. Поэтому специалистам по социальной работе центра всегда удается установить контакт с членами даже самых неблагополучных семей. В своей работе за основу они берут следующие принципы:
1. необвинительность — вместо обличения, упреков, осуждений, даже вполне заслуженных — социальная защита, создание платформы для выхода их кризиса;
2. индивидуальный подход — решение конкретных проблем конкретной семьи, конкретного подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания;
3. плотный и постоянный контакт с семьей в течении длительного времени;
4. доверительные отношения между специалистами по социальной работе и членами семьи;
5. отношения с семьей строятся на деловой основе, как сотрудничество;
6. уважение норм и ценностей патронируемых.
Сотрудники подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних фиксируют, что несовершеннолетним, стоящим на учете, как правило, присущи следующие качества:
- отрицание ответственности — подросток рассматривает себя скорее как объект чьего-то воздействия, как жертву обстоятельств и этим подготавливает почву для отклонения от нормы, которую не отвергает. 38,5% подростков не думают об ответственности, 19,6% не подозревают, что за такие действия привлекаются к суду;
- отрицание причиненного вреда или ущерба. Например. Хулиганство интерпретируется как озорство, угон автомобиля — как временное заимствование, драка — как выяснение отношений и т.д.;
- отрицание наличия жертвы — подросток ставит себя в положение мстителя, а жертва превращается в злодея.
Специалисты выделяют три блока воздействия на девиантное поведение подростка:
1. неблагополучные отношения между родителями;
2. распадающиеся семьи;
3. психологические проблемы, которые отражаются на детях и приводят к полной бесконтрольности.
Накопленный опыт психолого-педагогической помощи семье и детям, работы с подростками данной категории дает возможность выделить несколько основных направлений:
- выявление семей социального риска и организации социальной поддержки;
- психологическое консультирование детей и родителей;
- оказание психолого-педагогической помощи в предотвращении кризисов развития подростков;
- подбор и адаптация индивидуальных психологически-коррекционных программ;
- психологическая реабилитация детей и подростков;
- динамическая диагностика в ходе реабилитационных мер;
- работа с родителями (тренинг «Как быть хорошими родителями»);
- решение социальных проблем семьи и подростка;
- организация совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних экскурсий в следственный изолятор для несовершеннолетних преступников.
Незнание психологии подростков, отрицание их значимости приводит к самым неожиданным проявлениям в поведении, а иногда и к противоправным поступкам: уходу из дома, воровству, в том числе у родителей, бродяжничеству, отказу от посещения школы, примыканию к негативно характеризующимся подростковыми группировками и т.д. [10].
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида. Исходя из этих положений, развитие отклоняющегося поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как: индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок; социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества; психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.
Педагоги совместно с социологами, психологами, медиками разработали теоретические основы (концепции девиантного поведения подростка, модели реабилитационной и коррекционной работы с правонарушителями несовершеннолетнего возраста), создали специальные системы мер по работе с подростками и детьми, совершившими правонарушения и склонными к ним. Вместе с тем школа пока еще остается наиболее слабым звеном в этой системе в связи с приоритетом учебных задач при работе с детьми и подростками в общеобразовательных учреждениях, с низкой доступностью конкретных технологий работы по предупреждению и коррекции девиантного поведения для практических работников, с отсутствием продуманной системы работы в большинстве образовательных учреждений. Помощь «трудным» детям осуществляется преимущественно по личной инициативе педагогов. В большинстве случаев отсутствуют систематичность и последовательность в реализации мер профилактики и реабилитации детей и подростков [20].
Непринятие коррекционных мер по отношению к подросткам, ведёт к развитию взрослой девиации. Как правило, отклонения в поведении взрослых вызвано нарушениями их развития как личности именно в детском периоде.
Основное содержание социальной работы с подростками девиантного поведения должно включать в себя несколько направлений. Так, в интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения. Для этого можно использовать метод убеждения, реализуемый в таких формах, как исторические аналогии, библейские притчи, басни, пословицы, газетные и журнальные статьи, а также самоубеждение, предполагающее, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов.
В мотивационной сфере необходимо обеспечить гармонию, разумное соотношение компонентов с тем, чтобы деформированная структура мотивационной сферы нормализовалась за счет устранения асоциальных мотивов, намерений и так далее. Важно обеспечить устойчивость положительных мотивационных состояний, их динамику в направлении совершенствования. С этой целью целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу и правдивости; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными[20].
Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения информации, а в результате переживания, или проживания (в общении, в совместной деятельности).
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих.
В волевой сфере необходимо формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Одной из эффективных форм их формирования является разновозрастная группа, руководителем которой становится подросток правонарушитель.
В сфере саморегуляции требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание морали в себе. Одним из важнейших методов воздействия на сферу саморегуляции является метод коррекции, направленный на то, чтобы создать условия, при которых индивид внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления собственного поступка с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности.
Другим направлением социальной работы с девиантными детьми является формирование у остального населения более терпимого и милосердного отношения к людям с проявляющимися отклонениями в поведении. Использование этих и других мер, конечно, не решат существующей проблемы девиантного поведения, но может позволить снизить её остроту.
Таким образом, на основе выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
1) при анализе литературы, возникает гипотеза о глубокой наполненности содержания понятия «девиантного поведения». Исходя из описанных точек зрения, девиантное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные поступки человека не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.
2) девиантное поведение может быть как ярко выраженным (направленное на окружение и воздействие с ним: физическое и сексуальное насилие) так и скрытным (суицидальные действия). Важно вовремя выявить данное отклонение.
3) девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психо-биологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют особенности характера.
4) основным рычагом воздействия на детей девиантного поведения являются родители. Важно заставить родителей обратить внимание на недостатки воспитания детей. Именно от родителей зависит становление личности ребенка.
Глава 2. Практическое исследование технологии социальной работы с семьей, имеющей детей и подростков с девиантным поведением
2.1 Обобщение опыта социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков
Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков:
1) повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера. Во-первых, требует решения проблема подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей должна включать изучение следующих разделов:
— основы взаимоотношения в семье;
— внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;
— основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
— основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через школу либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.
Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения А. Дернова-Ярмоленко, например, рекомендовала учить молодую маму: методике изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития. Наряду с изложенным, для матерей рекомендовались специальные курсы по изучению аномальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогулки и экскурсии и др. [6].
2) создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Обстановка в семье — та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
Безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
3) формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.
4) воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые качества — это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «Я». Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
5) недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.
Значительная часть проступков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой — их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркомана к действиям уголовно наказуемым. В процессе воспитания ребенку с раннего детства постепенно и убедительно разъясняют, сначала в семье, а потом и в школе, пагубность алкоголя и наркотических средств. И все же наиболее действенным средством выступает личный позитивный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.
6) повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения и воспитания. В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем коллективом. При этом он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
Учитель, как воспитатель образовательного учреждения, имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
Путями усиления воспитательной роли образовательного учреждения выступают:
1) повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
2) создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;
3) побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, росту своего педагогического мастерства и педагогической культуры;
4) создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
5) развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.
7) развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.
В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними, нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр.
При центрах по работе с семьей открываются отделения дневного пребывания для детей. Здесь они получают возможность в благоприятных условиях проявить свои личностные возможности, получить консультацию, помощь в подготовке к занятиям, обрести новых товарищей, приобщиться к культуре. Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самые малообеспеченные слои населения. Однако таких центров и отделений дневного пребывания при них еще мало и многие только приобретают опыт работы с родителями и детьми [7].
8) развитие сети центров по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии.
Анализ причин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.
Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует наиболее полному его развитию, а в последующем нормальной адаптации в обществе предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы таких центров необходимо следующее:
1) собственно центры, работающие по определенным направлениям, в зависимости от проблем детей (их пока очень мало);
2) подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского, психологического и педагогического направлений, специалисты, способные обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;
3) техническое оснащение диагностического центра и педагогических кабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифицированной и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции, а следовательно, и добиться оптимального результата;
4) широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о центрах педагогической коррекции и их возможностях. Это позволит своевременно, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующие центры для педагогической коррекции;
5) взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальными детскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременной адаптации детей, проходящих или прошедших педагогическую коррекцию.
Бесспорна роль средств массовой информации в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные «СМИ» несут исключительно многообразную, многоплановую информацию, но — без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника, с ее широкими информационными возможностями.
В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании у подрастающего поколения информационной культуры, которая позволит в определенной степени оградить молодежь от всеядности, научит избирательно подходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации[10].
2.2 Анализ исследования технологий социальной работы с семьей
На базе МОУ СОШ № 55, г. Брянска было проведено исследование родителей учащихся в виде анкетирования (см. Приложение1). В данной анкете был задан ряд вопросов для выяснения влияния родителей на детей. Далее представлены результаты анкетирования.
В большинстве случаев, опрошенные родители считают, что в их семье есть взаимопонимание между родителями и детьми (90,6%). Другие (9,4%) отрицают наличие этого понимания.
- да — 90,6%
- нет — 9,4%
Рисунок 1. Наличие взаимопонимания родителей и детей
Родители напрямую влияют на ребенка через то, чему учат, что он слышит от них. Сознание ребенка формируется сознанием его родителей, в том числе и мысли, и оценочные суждения, и эмоции его родителей.
По результатам выявления общих интересов у детей и родителей получены следующие данные: телевидению уделено больше всего внимания (68,75%); более половины опрошенных отметило совместные выезды на природу (56,25%); чтению книг и культурному развитию в виде посещения театров и кино не отведено внимания (0%); в виде своего варианта ответа респонденты отметили занятия спортом (9,4%) и радиотехнику (3,1%).
Рисунок 2. Наличие общих интересов родителей и детей
Внимательно глядя в одну точку, ребенок испытывает неестественное напряжение неподвижности, которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. Дети, после просмотра телевизора не могут заниматься ничем определенным, склонны к агрессии, неупорядоченной разрядке накопленной и неизрасходованной активности, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Регулярный просмотр телевизора приводит к тому, что ребенок мыслит готовыми шаблонами. Ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные. Интерес к определенным занятиям, включая школьные предметы, неглубокий. Ребенок практически не читает, но ему нравится рассматривать картинки. Речь как способ общения остается примитивной, способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается. В общении с людьми не ощущают дистанции, при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения; проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности; неспособны отвечать спокойным взглядом, вместо этого отвечают гримасами. В будущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так как подросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, или прикладывая минимальные стандартные усилия.
Из приведенного анкетирования больше половины родителей (81,25%) считают, что знают интересы ребенка, другие (18,75%) не знают интересов своего ребенка.
- да — 81,25%
- нет — 18,75%.
Знание круга лиц окружающих собственное чадо, зачастую помогает родителям более внимательно делать выводы о степени нормальности.
Большинство родителей оценивает успеваемость своего ребенка как удовлетворительно (68,75%); чуть меньше (18,75%) оценивает успеваемость — хорошо; остальные результаты разделились поровну: отлично — 6,25%, плохо — 6,25%.
- удовлетворительно — 68,75%
- хорошо — 18,75%
- отлично — 6,25%
- плохо — 6,25%.
По данным исследования была выявлена явная закономерность, а именно: успеваемость прямо пропорциональна общего времени проведения родителей и детей. Родители, давшие ответ на второй вопрос, «просмотр телевизора», совпало в процентном содержании с удовлетворительной успеваемостью. По уже приведенным ранее данным понятно, что негативное влияние телевизора на успеваемость подтвердилось полностью.
При выявлении интересов подростков, по мнению родителей, телевидение, компьютерные игры и прогулки с друзьями на улице оказываются в «лидерах» увлечений (62,5%); немного меньший интерес уделяется спорту (31,25%); четверть подростков проявляет интерес к музыке (25%); чтению книг, по данным анкет, уделяет внимание 12,5% подростков, рисование же увлечение 6,25% опрошенных.
- просмотр телевидения, компьютерные игры — 62,5%.
- друзья, улица — 62,5%.
- спортивные увлечения — 31,25%.
- музыка — 25%.
- чтение книг — 12,5%.
- рисование — 6,25%.
- другое — 0%.
В любом обществе находятся люди, предпочитающие «убегать» от проблем, а компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой «аддиктивной реализации», то есть ухода от реальности. «Выныривая» из виртуального мира в реальный, дети и подростки испытывают дискомфорт, ощущают себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной среде. И желают как можно скорее вернуться туда, где он победитель. Их компьютерный герой и весь виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни.
Таким образом, основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Несмотря на то что уровень интереса подростка компьютерными играми и телевидением так же высок как и проведение времени с друзьями, не стоит забывать о чувстве коллективизма подростка, его стремлению внедриться в круг лиц с такими же интересами и потребностями.
При проведении анализа разговоров родителей и детей «по душам» подавляющее большинство разговаривает со своими детьми (81,25%); остальные (18,75%) не общаются с родителями на сокровенные темы.
- да — 81,25%.
- нет — 18,75%.
В подавляющем большинстве случаев родители выполняют коммуникативное взаимодействие с ребенком, тем самым решая некоторые психологические проблемы. Сама беседа родителя и ребенка, как педагогический процесс, способствует снижению риска отклонения у подростка, т. к. подросток не перестает признавать авторитета родителя в виду воздействия на него силой слова.
При подведении итогов по вопросу проводимого времени с детьми, получены следующие результаты: 3-4 часа с детьми проводят большинство опрошенных (87,5%); меньшее количество респондентов (12,5%) проводят с детьми 5-6 часов; иных вариантов опрошенные не дали.
- 3-4 часа — 87,5%.
- 5-6 часов — 12,5%.
- 1-2 часа — 0%.
- времени на детей практически не хватает — 0%.
Количество времени, уделяемое подростку очень важно. Время, уделяемое на воспитание подростка родителями и друзьями, может по-разному влиять на становление и развитие личности. Следует так же помнить то, что мнение о подростке сверстников гораздо более значимо, чем мнение родителей.
Проверяют подготовку ребенка к домашнему заданию (56,25%), остальные (43,75%) не проверяют подготовку своих детей.
- да — 56,25%.
- нет — 43,75%.
Проверка домашних заданий выступает как мера контроля за ребенком. Существует и другая сторона: чрезмерный контроль за ребенком побуждает его к различным видам отклонения в целях отстаивания своей индивидуальности.
Анализируя ответы родителей на причастность ребенка молодежной субкультуры, абсолютно все родители отрицают данную причастность.
- да — 0%.
- нет — 100%.
При анализе ответов о вредных привычках подростков было выявлено два типа ответов: игровая зависимость (6,25%) и отсутствие вредных привычек (93,75%).
- вредных привычек нет — 93,75%.
- игровая зависимость — 6,25%.
- курение — 0%.
- употребление спиртного — 0%.
- другое — 0%.
Несмотря на то, что родители отмечают основными интересами своих детей компьютерные игры, просмотр телевидения и прогулкам на улице, только 6,25% осознают всю полноту отклонения ребенка выражающегося в игровой (компьютерной) зависимости. Исходя из этого, можно сделать вывод о недостаточном влиянии родителей на подростков, о не готовности что-то менять в воспитании ребенка.
При выявлении «побегов» из дома подростков все респонденты отрицают данное явление (100%).
- да — 0%.
- нет — 100%.
При определении возраста родителей школьников, выявлены следующие возрастные группы:
- 25-30 — 0%.
- 31-45 — 81,25%.
- 46-50 — 18,75%.
В современном обществе возраст родителей школьников подросткового возраста находится преимущественно в рамках «31-45 лет». Данный возраст родителей свидетельствует о достаточно хорошем уровне интеллектуального потенциала.
При определении состава семьи имеем следующие данные:
- оба родителя и ребенок — 43,75%
- оба родителя и несколько детей — 43,75%
- один родитель и ребенок — 6,25%
- один родитель и несколько детей — 6,25%
- другое — 0%.
В исследовании большинство семей принимавших участие состоит из двух родителей, что благоприятно сказывается на воспитании и становлении личности ребенка. В некоторых случаях воспитанием детей занимается один родитель. Наличие нескольких детей в семье на процессе социализации подростка может сказываться как положительно, когда родителями осуществляется регулирование отношений в семье, так и отрицательно — когда регулирование отсутствует.
Таким образом, проведя исследование можно сделать следующие выводы:
1. Основным рычагом профилактики детей и подростков, по преодолению отклонений, выступает семья. Корни порока идут из семьи, и только сама семья способна исправить данные пороки ребенка. При этом существует ряд причин возникновения этих пороков. В России же основными причинами можно назвать: экономические и культурные.
2. Собственное исследование показало, что роль телевидения и СМИ играет первоочередную роль в становлении личности ребенка. Основной причиной этого можно назвать низкий уровень профессиональности родителей по организации досуга детей. При этом активное внедрение социальной рекламы, в профилактики поведения детей, дало бы превосходный результат.
3. При работе с родителями важно учитывать степень заинтересованности самих родителей в предотвращении девиаций у своих детей. При недостаточной заинтересованности идет работа по мотивированию родителей для деятельности. Не малое внимание уделяется культурным традициям.
4. Сам анализ эмпирического исследования следует отнести к сбору наиболее важной информации. Важно суметь выявить причины и виды девиации подростка. От собранной информации зависят и методы работы с клиентом.
Заключение
Подросток строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. В большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Однако не всегда поведение подростка разумно, с точки зрения родителей. Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье. Чаще всего это наблюдается в семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей, хотя и не обязательно. Подростки не находят в «нормальном» репертуаре форм такого поведения, которое им помогло бы ощутить собственную значимость и любовь родителей.
На сегодняшний день социальная работа с семьей осуществляется в условиях, когда семья представляет собой структуру, закрытую от внешнего вмешательства, и вправе отказаться от него. Учитывая это, работники служб системы социальной защиты по сравнению с представителями других ведомств, оказываются в более выгодных условиях.
Многие отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление, осознание себя в семье определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых подросток предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему.
В организации профилактики правонарушений среди детей и подростков участвуют все подразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков.
Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, предупредительной деятельности.
Деятельность родителей в профилактике девиантного поведения играет почти самую главную роль, поэтому центры социальной помощи семье и другие государственные структуры, оказывают непосредственное влияние на данный социальный институт.
В некоторых случаях необходимо оказывать влияние на состояние семьи подростка-девианта, так как отрицательный пример родителей напрямую связан с отклонением подростка.
Иногда, семья может выглядеть вполне благополучно, но при этом существует вероятность проявление личностных качеств подростка таких как: проявление воли, самостоятельность и попытку привлечь внимание.
В таких случаях главное вовремя дать информацию родителям о взаимодействии с их ребенком.
Литература
1.Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика. — 2010. — №9. — С. 28-33
2.Белов В.Г.Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с деликвидным поведением // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — №7. — С. 11-17
3.Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2010. Вып. №2. — С. 43-46
4.Бочаров В.В. Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, психология, социология, педагогика. — 2010. — С. 116-124
5.Валиахметов Р.М. Опыт социологического исследования проблемы суицида // Вестник общественного мнения. — 2011. — №1. — С. 65-89
6.Дернова-Ярмоленко А.А. Воспитание дошкольника. 2-е издание. // Библиотеки журнала «Гигиена и Здоровье», 2012 г.
7.Зозырева Э.А. Как определить подростков группы риска. // Профессиональное образование. Столица — 2012. — №10. — С. 40-41
8.Калашкова Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения // Социальная педагогика. — 2012. №2. -С. 44-47
9.Качанова О.Б. роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2011.- №5. — С.33-38
10.Курсоносова Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением // Работник социальной службы — 2011. — №5. — С. 51-79
11.Лемиш Д. «Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей» // Поколение, 2010 г.
12.Макаренко А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие / А.С. Макаренко — М.: Педагогика, 2011. — 200 с.
13.Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — №2. — С. 147
14.Николаева Н.В. Игровые технологии при обучении детей с девиантным поведением // Среднее профессиональное образование. — 2010. — №10. — С. 14-16
15.Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход // Среднее профессиональное образование. — 2010. — №8. — С. 39-42
16.Новичкова Н.Г. Анализ практики социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков и ее развитие в современных условиях // Сибирский педагогический журнал — 2012.- №7.- С. 121-125
17.Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? // Директор школы. — 2013. — №9. — С. 13-18
18.Чибышева У.Б. Проектная деятельность «Семьи» г. Балашов. Социальная работа. — 2010. — №4. — С. 38-39
19.Шипунова Т.В. Толерантность и социальный контроль девиантности: современные тенденции.- М., 2011. — С. 125
20.Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением // Социальная педагогика. — 2010. — №3. — С. 109
Приложения
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 10
«Общение в семье»
При заполнении анкеты поставьте знак «+» в соответствующей графе.
№ |
Вопросы |
Ответы |
|||
да |
нет |
иногда, отчасти |
|||
1 |
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком? |
||||
2 |
Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам? |
||||
3 |
Интересуется ли ребенок вашей работой? |
||||
4 |
Знаете ли вы друзей вашего ребенка? |
||||
5 |
Бывают ли друзья ребенка у вас дома? |
||||
6 |
Участвует ли ребенок в домашних делах вместе с вами? |
||||
7 |
Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения? |
||||
8 |
Проверяете ли вы, как он учит уроки? |
||||
9 |
Участвует ли он в подготовке к семейным праздникам? |
||||
10 |
Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»? |
||||
11 |
Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги? |
||||
12 |
Смотрите ли вместе с ребенком телевизионные передачи и фильмы? |
||||
13 |
Бываете ли вы вместе с ребенком на прогулках, в туристических походах? |
||||
14 |
Бываете ли вместе с ребенком на концертах, выставках? |
||||
15 |
Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ребенком? |
За каждое «да» ставится — 2 балла; «иногда, отчасти» — 1 балл; «нет» — 0.
Далее подсчитывается количество набранных баллов.
Оценка результатов анкеты
Более 20 баллов: ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов: ваши отношения с ребенком можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов: ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Размещено на