Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………3
Глава I ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ……..……..6
1.1.Связь между теориями и моделями социальной работы……………….6
1.2.Понимание понятий объекта и субъекта в социальной работе..…..…..8
Глава II КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…….…14
2.1.Пути достижения социально-педагогической цели…………………..14
2.2.Социальные технологии работы с детьми и подростками……………..15
2.3.Классификация основных методов, используемых социальным педагогом…………………………………………………………………………20
2.4.Диагностика личностного социального здоровья ребёнка……………..23
2.5.Структурный анализ социальной реабилитации несовершеннолетних.30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………44
Выдержка из текста работы
В основе своей СР как система научных знаний носит прикладной характер. Технологии СР как отрасль соц. технологий и как система знаний опирается на теоретические положения СР, т.е на методологический аппарат, принципы, законы, а также на практический опыт и эмпирический материал. Объектом соц. технологий и технологий СР являются соц. процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обуславливает наличие внутренних межпредметных взаимосвязей соц. технологий и технологий СР. Для понимания соотношения соц. технологий и технологий СР определим понятия. Предмет —
Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Соц. технология – система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования соц. отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения, оптимальных способов преобразования и регулир-ия технологий и процессов.
Технологии СР – алгоритм деятельности, в результате которой достигается опред. соц. цель и преобразуется объект воздействия. Технология СР – одна из отраслей соц. технологий, ориентированных на соц. обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС.
Содержание технологии СР – в обосновании проекта, программы действий, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива, прописанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности. Технологию СР характеризуют: 1. динамичность (постоянная смена содержания и форм работы); 2. непрерывность (необходимость постоянно поддерживать связь с клиентом и оказывать на нее влияние); 3. цикличность (повторение этапов, стадий и процедур при работе с клиентом); 4. дискретность (неравномерность воздействий на клиентов с момента определения цели и до исполнения решений).
Функции технологий СР:
аналитико-прогнозная: выявление и учет групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории соц. риска, определение нуждаемости в различных видах и формах соц. поддержки, мониторинг динамики соц. процессов, прогноз;
диагностическая: анализ существующих актуальных и потенциальных соц. проблем, установление их причин;
системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов соц. помощи людям и группам, оказавшимся в ТЖС, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи;
проектно-организаторская: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка соц. проектов, направленных на разрешение ТЖС;
активационная: содействие активации потенциала собственных возможностей индивида, семьи или социальной группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем;
инструментально-практическая: оказание различных видов помощи в ТЖС, консультации и тренинги для улучшения взаимоотношений между людьми, содействие в оформлении документов, опека и попечительство по отношению к детям;
распорядительно-управленческая: менеджмент органов соц. управления, координация деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в соц. поддержке гражданам, участие в работе по формированию соц. политики, подбор и воспитание кадров;
эвристическая: приращение соц. знания, углубление понимания соц. проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки самих соц. работников, повышение квалификации.
Т.о. тех-гии СР отражает прикладной практический аспект, явл. основой профессионализма кадров соц. сферы и деят-ти спец-стов соц. служб.
Технологии СР могут характеризоваться как учебная дисциплина, т.е. систематизированное изложение с учебными целями основ соответствующей науки. Т.о. Технологии СР как уч. дисциплина – систематизированное изложение с учебными целями основ научной теории социальной работы применительно к профилю учебной дисциплины.
Цель уч. курса – вооружить студентов знаниями технологических основ СР с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения, навыки, организации СР с различными категориями граждан, нуждающихся в СЗ, воспитать у обучающихся высокие гуманистические качества.
Технологии СР состоит из 3 разделов:
- теоретич. Основы технологии СР;
- общие методы и методики СР;
- частные технологии СР.
Содержание учебного курса обусловлено научными достижениями в обл. СР, а также требованиями жизненных условий и обстоятельств.
15. Технологии организации культурно-досуговой деятельности.
Соц.-культурная деятельность осуществляется в свободное время, отличается свободой выбора, добровольностью, личной направленностью, обусловлена национально-этническими особенностями, характеризуется многообразием видов, носит гуманистический и развивающий характер.
Соц.-досуговая деятельность и соответственно соц. политика тесно связаны со свободным временем. Свободное время – это время, которое работающие и неработающие люди не посвящают деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитии своих сущностных сил, но активному, ориентированному на получение удовольствий и счастье времяпровождению. Политика в отношении свободного времени касается различных аспектов.
С помощью учреждений культуры и досуга можно повысить ценности свободного времени того или иного города. Это, в свою очередь, будет способствовать привлечению туда квалифицированной рабочей силы, росту промышленности, торговли, повышению финансового положения местности. Неорганизованный досуг влечет рост подростковой преступности.
В настоящее время в России происходит дальнейшее развитие системы принципов соц.-культурной деятельности:
принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;
принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;
принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения подчинения интересам, потребностям, установкам личности;
принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, соц.-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;
принцип общественно-государственного соуправления соц.-культурной деятельностью, обеспечение децентрализации и суверенности региональной политики в соц.-досуговой сфере.
При планировании политики культуры и досуга основная нагрузка, как правило, возлагается на местные и инфраструктурно ориентированные учреждения досуга. В основе муниципальной соц.-культурной политики лежит Программа соц.-культурного развития региона, разработанная совместно с другими комплексными программами («Досуг», «Здоровье», «Спорт» и т.д.).
Действует сеть учреждений внеклассной работы, художественные и музыкальные школы, школы искусств, территориальные клубы образования и досуга детей и взрослых. ЦСОН осуществляют культурное обслуживание пенсионеров и инвалидов, организацию их отдыха, привлечение их к посильной трудовой деятельности, поддержание активного образа жизни. В них выделяются помещения для клубной работы, библиотек и мастерских. Следует отметить особую роль в организации досуга и формировании здорового образа жизни территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Они проводят индивидуальную работу с подростками и молодежью по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, организуют работу дневного пребывания детей и матерей, создают общества и клубы взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории, организуют семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы. Главное место проведения культурно-досуговой деятельности и соц. воспитания детей и подростков, а также взрослого населения — клубы по месту жительства. Требования к ним: максимальная приближенность к месту проживания, доступность и открытость, создание атмосферы тепла и уюта.
Клубы по месту жительства организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков (несовершеннолетние получают возможность проявлять и реализовывать полезные инициативы, приобретают навыки организации своего досуга, получают опыт соц. партнерства со старшим поколением, добровольного участия в делах по улучшению окружающей жизни).
СР в системе культурно-досуговой деятельности формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы. Являясь специфическим видом общественной деятельности, социально-культурная деятельность характеризуется тем, что она осуществляется в свободное время, является добровольной, отличается активностью индивидуума или группы людей, обусловлена национально-этническими особенностями и традициями, отличается многообразием и глубокой личностной направленностью, носит гуманистический и развивающий характер.