Выдержка из текста работы
В результате выполнения курсовой работы были изучены технологии организации дистанционного и смешанного обучения, а также разработана технология проектирования учебных материалов для дистанционного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Технология организации дистанционного обучения для студентов ВУЗа
.1 Особенности дистанционной формы обучения
.2 Обзор систем организации дистанционного обучения
.3 Возможности платформы "Moodle"
. Технология построения учебного курса по дисциплине
.1 Общие требования по подготовке курса
.2 Лекционный материал
.3 Семинар
.4 Задания
.5 Тест6
.6 WIKI, чат, форум
.7 Локальные и внешние ресурсы
.8 Действительная модель учебного курса
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время стремительными темпами развиваются новые компьютерные технологии и Интернет, а в месте с ними развиваются и новые способы обучения, одной из таких технологий является дистанционное обучение, в частности, наибольшей популярностью пользуется обучение с помощью Интернет технологий. Благодаря развитию Интернета и современных методов общения и обмена данными, становится возможным создавать и применять в обучении новые способы обучения, такие как электронные конспекты, энциклопедии, тесты, анкеты, и т.д. Одним из вариантов использования таких методов и технологий является Learning Management System (LMS) "Moodle"− Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, что переводится с английского как: Система управления обучением модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, представляющая собой систему управления содержимым сайта, специально разработанный для создания качественных online-курсов преподавателями. Российский рынок электронного образования стремительно развивается: все большее число вузов внедряют эти технологии в образовательный процесс, еще более высокими темпами они используются крупным российским бизнесом в организации корпоративного обучения. Целью данной работы является разработка технологии проектирования учебных материалов для дистанционного обучения в системе LMS"Moodle".
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
− Ознакомится с системами управления обучения;
− Изучить инструментарий LMS"Moodle";
− Разработать технологию проектирования учебных материалов на основе учебного плана и рабочей программы используя возможности LMS "Moodle".
1. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
В общем случае образовательный процесс включает в себя три аспекта:
− разработка содержания учебного курса (тексты занятий, формулы, графики и т.д.);
− доставка курса обучающимся; в традиционных формах — это лекции и
семинары;
− администрирование курса (контроль посещаемости и успеваемости)
Электронное образование, можно определить как вид обучения, в котором все аспекты образовательного процесса основаны на компьютерных технологиях.
Современные электронные технологии образования позволяют:
− создавать и управлять контентом занятий;
− создавать целевые группы и распространять по ним учебную информацию (расписание занятий, планы и содержимое лекций, задания);
− проводить онлайн тесты, собирать и обрабатывать их результаты;
− организовать коллективную работу обучающихся над заданиями.
Использование компьютерных технологий, интегрированных в электронное образование, позволяет создать единое рабочее пространство, доступное для всех участников образовательного процесса: преподавателей, студентов, администрации. В электронном образовании контент (содержимое) курса может быть пассивным и активным. В первом случае решается простая задача передачи обучающимся информации в виде текста, графиков или таблиц. Для разработки такого контента используются распространенные инструменты типа Microsoft Office, OpenOfficeи др.
Однако современные компьютерные технологии позволяют значительно больше: использование анимации, аудио и видеоинформации, встроенных систем контроля обучения и изменение изложения курса в зависимости от результатов контроля и т.д.
Электронный учебный курс может быть доставлен обучающимся тремя способами: на CD-ROM (типичным примером являются мультимедийные курсы обучения иностранным языкам), через Интранет (внутренняя сеть организации) и всемирную сеть Интернет.
1.1 Особенности дистанционной формы обучения
Очевидно, наибольшими возможностями в организации учебного процесса вуза обладает дистанционное обучение через Интернет, поэтому в настоящем пособии пойдет речь об электронном образовании с использованием интернет технологий. Именно сочетание цифрового контента с возможностями дистрибуции через интернет позволяет полноценно охватить все три перечисленных выше аспекта образовательного процесса. Электронное обучение может использоваться в синхронном и асинхронном режимах. [1]
В синхронном режиме занятие проводится в определенное время преподавателем. Обучающиеся при этом могут находиться где угодно, даже в разных странах, виртуальный класс формируется средствами сети Интернет. Вместо обычной доски используется экран компьютера, в котором преподаватель выставляет в определенной последовательности материал занятия. Обучающиеся могут общаться с преподавателем или другими участниками занятия в режиме реального времени посредством электронных сообщений, а также через аудио- и видео каналы.
В асинхронном режиме преподаватель и обучающийся разнесены во времени и обучающийся работает в своем собственном режиме.
Наиболее предпочтительным вариантом обучения на базе ВУЗа является смешанный режим, объединяющий в себе плюсы обоих режимов. Таким образом основная часть занятий проходит в асинхронном режиме, однако занятие в виртуальном классе тоже будет иметь место для разрешения возникших вопросов у обучаемых и объяснения трудноусваиваемого материала.
Очевидным и часто задаваемым является вопрос о сравнительной эффективности электронного и традиционного аудиторного обучения "лицом к лицу".
Рисунок 1 − Сравнительная эффективность традиционного и электронного обучения.
На рисунке 1 приведены результаты масштабного исследования, проведенного еще в 2003 году по влиянию формы обучения на результаты, достигаемые обучаемыми [2]. Рассматривались 318 курсов самого разного профиля. Результаты показали, что примерно в половине случаев оба способа обучения обеспечили одинаковое качество образования(центральная часть гистограммы). В оставшихся случаях в половине курсов более высокое качество обучения было обеспечено традиционным преподаванием, но примерно в таком же количестве случаев более высокое качество обеспечило электронное обучение. Это позволило авторам исследования сделать заключение, что в настоящее время качество образования зависит не от того, в какой форме оно ведется, а определяется исключительно качеством материала курса. Хороший преподаватель, ведущий занятия в традиционной форме, обеспечит более высокое качество обучения, чем посредственный электронный курс и наоборот. Очевидно, дальнейшее развитие инфокоммуникационных технологий будет постепенно смещать это равновесие в сторону электронных форм обучения, однако никогда не вытеснит полностью прямого общения с преподавателем. Дело в том, что система образования — это один из ключевых элементов, которые формируют культуру общества: от совокупности знаний и компетенций до этики взаимоотношений в обществе. Поэтому качественное образование предполагает не только обучение, но и воспитание человека, которое подразумевает передачу молодому поколению социального опыта предшествующих поколений. Очевидно, личное общение студента с опытным преподавателем оказывает сильнейшее воздействие на его становление как личности и формирование профессиональных качеств.
Тот факт, что в электронном образовании все материалы учебного курса оцифрованы и выложены в интернет, обеспечивает целый ряд преимуществ в организации учебного процесса:
− доступность курса в любой момент времени;
− доступность курса из любой точки мира, где есть доступ в интернет. При этом для большинства курсов не обязательна высокая скорость подключения к сети;
− широта предоставляемой информации. Находясь в среде интернет, обучающийся может непосредственно в процессе работы над материалом курса обратиться в любые мировые источники (ресурсы других образовательных центров, электронные библиотеки по всему миру и т.д.);
− оперативность предоставления информации. В традиционном обучении источником информации является книга, цикл обновления которой занимает месяцы, а иногда и годы. Сегодня есть целый ряд динамично развивающихся наук, в которых информация, суммированная в монографиях, устаревает уже к моменту их издания. Интернет позволяет обновлять любую информацию и обеспечивать доступ к ней для обучающихся в течение минут;
− более гибкая организация учебного процесса. В любом образовательном предмете есть разделы более простые и более сложные. Электронное обучение позволяет преподавателю сконцентрироваться на более сложных разделах курса, выложив простые фрагменты для самостоятельной проработки;
− автоматизация учебного процесса — преподавателю нет необходимости составлять множество однотипных вариантов заданий для теста и проверять результаты их исполнения: система подберет любые параметры по желанию преподавателя и осуществит проверку и сохранение результатов в журнале преподавателя;
− мультимедийность. Помимо традиционной текстовой и графической информации, электронное обучение естественным образом предполагает использование в процессе образования всех средства мультимедиа: анимации, видео, звука и цвета. Это обеспечивает наглядность преподаваемого материала и позволяет задействовать большинство механизмов восприятия человеком новой информации;
− широта и масштабность предоставляемой информации, выход на глобальные информационные ресурсы формируют у обучающегося соответствующий стиль мышления. Кроме этого, использование электронного обучения предоставляет значительно больше возможностей для самостоятельной работы студента, способствуя формированию навыков самоорганизации и рационального планирования учебного времени.
Однако электронные образовательные технологии, как и любые другие достижения прогресса, обладают и определенными недостатками. Они проистекают из понимания полноценного образования как взаимосвязанного процесса обучения и воспитания: обучение на основе компьютерных программ не способно заменить прямого общения преподавателя с учеником. Чисто электронное обучение безличностно. Позволяя широкую автоматизацию процесса обучения, оно не в состоянии учесть индивидуальные особенности интеллекта и темперамента обучающегося.
Жесткая "цифровая" логика, последовательно реализованная в электронном обучении, беднее человеческой логики анализа событий и принятия решений. Зачастую правильные решения в жизни принимаются только при учете эмоциональных факторов и этических соображений, которые не программируются. И, наконец, последнее. Массовое внедрение интернет в повседневную жизнь — несомненное благо цивилизации. Однако уже сегодня, еще только на заре информатизации человечества, выявляются связанные с этим риски. Значительная часть молодежи рассматривает жизнь в сети как вторую реальность, которая в некоторых случаях превращается в реальность первую. Есть риск получить "электронное поколение" с простым механистическим мышлением, оторванное от реальной жизни. Неадекватное использование электронного обучения может способствовать развитию этих негативных тенденций.
Разумеется, сказанное выше не означает отказа от полноценного и масштабного внедрения электронных технологий. Вне всякого сомнения, они прогрессивны и необходимы. Вопрос заключается только в том, чтобы электронное образование не вытеснило традиционное образование, а интегрировалось в него. Доля электронной составляющей в образовании должна возрастать по мере повышения уровня образования в последовательности: школа, вуз, дополнительное образование.
То есть в школе, когда ученик находится в стадии активного формирования, личность учителя и прямое общение с ним особенно велики и целесообразно использование только отдельных элементов электронного обучения. Напротив, дополнительное образование, получаемое зрелым, сформировавшимся человеком, может быть чисто прагматическим и реализованным полностью на электронной платформе. Вузовское образование с этой точки зрения находится посередине и допускает широкое использование электронных платформ, интегрированных в традиционные, "лицом к лицу", формам обучения.
Электронное образование является практически идеальным для организации дистанционного (заочного) обучения, а также для организации образовательного процесса в филиалах вуза. Однако наилучшие результаты оно обеспечивает при так называемом смешанном обучении. В этом случае традиционное обучение "лицом к лицу"дополняется технологиями электронного обучения. В традиционных занятиях значительная часть времени и сил преподавателя расходуется на простую передачу обучающимся новой информации. Электронное образование позволяет переложить эту функцию на компьютер и сосредоточить основные усилия преподавателя на обсуждении более трудных моментов курса, ответам на вопросы студентов и т.д.
1.2 Обзор систем организации дистанционного обучения
Система электронного образования — это сложный комплекс программ и решений, часть которых расположена на сервере, а часть — на компьютерах обучаемых. Передача данных между сервером и обучаемым осуществляется через сеть Интернет. Сервер обычно находится в образовательном учреждении и хранит в себе всю информацию о читаемых курсах, расписание, справочные материалы, оценки студентов и другую информацию, относящуюся к учебному процессу.
На сегодняшний день в мире существует значительное число платформ для организации электронного обучения. Изначально они появились в США, а в последнее десятилетие активно разрабатываются и внедряются и в России. Существующие программы управления учебным курсом делятся на две большие категории: с закрытым кодом(коммерческие) и открытым кодом (распространяются бесплатно). Пожалуй, мировым лидером среди коммерческих продуктов является американская компания Blackboard Inc. (www.blackboard.com), разработавшая одноименную платформу для электронного обучения "Blackboard". Компания обладает целой линейкой программных продуктов, которые активно используются по всему миру для организации учебного процесса на всех уровнях образования, начиная от младшего школьного до тренингов в промышленности и госслужащих. Особенно широко продукция компании используется в Северной Америке и Японии. После приобретения другой крупной компании WebCT, также специализировавшейся в электронном образовании, Blackboard упрочил свои позиции и в Европе. Недостатками этого продукта применительно к российским условиям является высокая стоимость, отсутствие русскоязычной версии и сервер, локализованный за пределами России.
Из числа российских коммерческих разработок можно выделить образовательный комплекс RedClass (#»justify»>− Atutor #»justify»>− Dokeos #»justify»>− dotLRN #»justify»>− ILIAS #»justify»>− LON-CAPA #»justify»>− Moodle #»justify»>− OpenUSS #»justify»>− Sakai #»justify»>− SpaghettiLеarning #»justify»>Перечисленные платформы для организации электронного обучения сравнивались по 34 параметрам, сгруппированным в 8 блоков:
) инструменты управления учебным курсом,
) возможности администрирования,
) технические аспекты,
) возможности адаптации,
) удобство использования платформы,
) управление данными пользователя,
) объекты обучения
) средства общения.
Итоговые результаты исследования представлены в таблице 1:
Перечисленные возможности оценивались разным количеством баллов от 1 до 4 (указаны в третьей строке таблицы). Согласно этому исследованию единоличным лидером оказалась система Moodle. Следует отметить, что цитированное исследование проводилось более трех лет назад и за это время многие из перечисленных систем прошли глубокие усовершенствования. Тем не менее, с учетом непрерывного совершенствования системы Moodle, нет сомнений в сохранении ею лидирующего положения и в настоящее время.
Таблица 1− Результаты сравнительного исследования платформ для организации электронного обучения (по материалам [3]).
В сравнении с коммерческими продуктами у open source продуктов есть свои преимущества и недостатки. Приобретя коммерческий продукт какой-либо компании, пользователь привязан к ней на весь цикл его использования. Если в процессе использования обнаружится какая-либо ошибка или будут необходимы новые функциональные возможности, все это будет зависеть только от компании-разработчика. Использование open source решений позволяет обратиться в альтернативные службы поддержки продукта, либо поддерживать его самостоятельно. При этом реализацию дополнительного функционала можно заказать у сторонней организации, ведь исходные коды системы и принципы ее работы доступны всем бесплатно. В свою очередь, программные продукты с открытым кодом обычно создаются независимыми разработчиками, а не компаниями, поэтому они не несут никакой ответственности за их работу. Кроме этого, никто не сможет гарантировать продолжение разработки, раз оно бесплатно. Однако вокруг open source решения Moodle сформировалось огромное устойчивое сообщество, которое занимается ее дальнейшей разработкой и поддержкой, и продолжит разработку, даже если основной разработчик прекратит развитие продукта.
1.3 Возможности платформы "Moodle"
образование электронный модульный программа
Moodle является аббревиатурой словосочетания "Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment" (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) и представляет собой автоматизированную, основанную на компьютерных и интернет-технологиях, систему управления обучением (СУО). Первая версия Moodle 1.0 была разработана Мартином Доугиамасом (Martin Dougiamas), преподавателем университета Пэрт (Perth), Австралия и введена в эксплуатацию в августе 2002 г. Несмотря на то, что система Moodle изначально была ориентирована на университетское образование, впоследствии она успешно использовалась также для организации как довузовского (школьного), так и послевузовского (корпоративного) обучения. На сегодняшний день (Май 2013 ) имеются 81,284 зарегистрированные инсталляции платформы Moodle в 233 странах мира, она переведена на 103 языка. Около 2 миллионов преподавателей по всему миру используют Moodle для обучения более 69 миллионов студентов. Посредством этой системы сегодня преподаются около 7,3 млн. курсов с использованием почти 67 миллионов электронных ресурсов., как любая другая система управления обучением (LMS), является веб-приложением, расположенным на сервере и доступ к нему осуществляется через браузер. Сервер обычно расположен в здании университета или факультета, но он может находиться в любом другом месте.
В своей основе, LMS дает преподавателю возможность создать вебсайт курса и управлять доступом к нему таким образом, чтобы только записавшиеся на курс студенты имели возможность просматривать его. Кроме контроля доступа, LMS предоставляет широкий набор инструментов, которые сделают учебный курс более эффективным. Ниже дается краткое описание этих возможностей.
) Загрузка материалов. Большинство имеют средства для простой публикации материалов курса. Вместо использования HTML редактора и загрузки файлов на сервер через FTP в LMS просто используется веб-форма для сохранения материала на сервере. По своему усмотрению преподаватель загружает на сервер планы своих курсов, заметки к лекциям, дополнительные задания для чтения, чтобы обучающиеся могли использовать их в любой удобный момент.
) Онлайн тесты. Возможность размещения онлайн тестов в материалах учебного курса, позволяет получить оценку сразу, как только на вопросы будет дан ответ. Таким образом они являются эффективным средством для оперативной проверки преподавателем и студентами текущего уровня освоения материала.
) Сбор и проверка заданий.