Содержание
Содержание
Содержание2
Введение3
1. Материал, выбор вида заготовки и ее размеров4
2. Технология изготовления детали8
3. Технологическое оборудование, приспособления, режущий и мерительный инструмент.13
4. Расчет режимов резания18
5. Расчет норм времени23
Заключение25
Список использованной литературы:26
Введение
Технический прогресс и качество продукции во многом зависят от развития производства нового оборудования, машин, станков, внедрения методов технико-экономического анализа, обеспечивающего решение тех-нических вопросов и экономическую эффективность технологических и конструкторских разработок. Труд людей, вкладываемый в изготовление машины, окажется рациональным только в том случае, если он будет на-правлен четкой, глубоко и правильно разработанной технологией. Поэтому на технолога, участвующего в разработке технологического процесса изго-товления машины, ложится большая ответственность за построение техно-логического процесса, являющегося в конечном счете результатом расхо-дования ресурсов человеческого труда.
Разработка технологического процесса требует творческого подхода и не должна сводиться к формальному установлению последовательности соединения отдельных деталей и узлов, последовательности обработки по-верхностей деталей, выбору оборудования и режимов обработки. Только так подхода можно обеспечить согласованность всех этапов построения машины и достигнуть требуемого качества с наименьшими затратами тру-да.
1. Материал, выбор вида заготовки и ее размеров
Материал детали сталь 5. Это низкоуглеродистая сталь общемаши-ностроительного назначения. Она хорошо обрабатывается резанием и сва-ривается, но благодаря своей мягкости и тому, что из-за низкого содержа-ния углерода она плохо подвергается термической обработке, применяется только для неответственных деталей. Основным методом обработки явля-ются методы обработки давлением: прокат, холодная штамповка, высадка.
Химический состав данной стали показан в табл. 1,
Таблица 1
Массовая доля химических элементов
в составе стали 5 ГОСТ 7417-75 [7, c.38]
CSiMnSPCrNiCuAsN
0.28-0.370.15-0.300.5-0.8до0,05до 0,05до 0,03до 0,03до 0,03до 0,08до 0,01
Валы являются опорами и средствами передачи крутящего момента. Типовой вал состоит из цилиндрических ступеней различной точности. В составе анализируемой детали кроме цилиндрических ступеней имеются центровые отверстия, резьба и шпоночный паз.
Конструкция детали простая, не имеет обрабатываемых поверхностей, труднодоступных для режущего инструмента. Нет также фасонных по-верхностей и элементов, обработка которых потребовала бы применения фасонного инструмента.
Заготовка для рассматриваемой детали может быть получена только методом круглого проката, так как вал имеет малую разницу в диаметрах ступеней. при большой длине. Принимаем круглый холоднокатаный про-кат, так как это единственный вид поставки прутков из этого материала.
Так как обработка ведется по круглому прутку, то расчет размеров за-готовки заключается в выборе диаметра прутка для ступени вала, имею-щей наибольший диаметр и общей длины прутка.
Припуск на подрезку торцов у круглых прутков составляет 1,5-2 мм. Принимаем 2 мм, тогда длина штучной заготовки будет равна
Lзаг = Lдет + 2Lподр = 200 +2*2 = 204 мм.
Диаметр наибольшей ступени по чертежу детали 28h7-0,021. Обра-ботка ведется с шероховатостью Ra1,25.
Холодный прокат высокой точности выполняется с размерами, соот-ветствующими IT12-14. Для получения 7 квалитета рекомендуется 3 ста-дии обработки. Маршрут обработки черновое, получистовое и чистовое точение. Получать окончательную точность и шероховатость шлифовани-ем нежелательно, так как мягкая сталь плохо шлифуется, а кроме того, подвергается шаржированию явлению, при котором абразивные части-цы шлифовального круга внедряются в поверхность заготовки. Учитывая, что шлифованию подвергаются, как правило, сопрягаемые поверхности деталей, то впоследствии в местах сопряжения будет наблюдаться повы-шенный износ. Фактически, действие шаржирования можно приравнять к действию песка, засыпанного в механизм.
Расчет минимальной величины припуска производится по формуле [1, c. 172].
,
где Rzi-1 шероховатость поверхности после предшествующего пере-хода; hi-1 величина дефектного слоя материала на предшествующем пе-реходе; Тi-1 величина дфектного слоя, оставшаяся после предшествую-щего перехода; i-1 суммарные отклонения расположения поверхности и формы на предшествующем переходе; i погрешность закрепления на те-кущем переходе.
Величины Rz и h, а также отклонения расположения выбираются по таблице 1 [1, с.180].
Для заготовки Rz = 80 мкм, h = 150 мкм; после чернового обтачивания Rz = 40 мкм, h = 50 мкм; после вторичного обтачивания Rz = 20 мкм, h = 5 мкм; после чистового обтачивания Rz = 6.3 мкм, h = 0 мкм.
Кривизна профиля сортового проката составляет 1 мкм на 1 мм обра-батываемой длины [1. табл. 4, с. 180]. Принимаем заг = 1 * 200 = 200 мкм.
После каждого перехода отклонение расположения уменьшается на 80-90%, поэтому:
1. = 25 мкм;
2 = 5 мкм;
3 = 1 мкм;
Погрешность установки учитывается только для переходов, на кото-рых выполняется переустановка заготовки. Радиальная погрешность уста-новки заготовки из проката в трехкулачковом патроне равна 200-300 мкм. Принимаем 250 мкм. При окончательной обработке в центрах погрешность установки составляет 50 мкм
Величина минимального припуска по переходам составит:
2Zmin. 3 = 2* (20 + 5 + ) = 151 мкм;
2Zmin. 2 = 2* (40 + 50 + 25) = 230 мкм;
2Zmin. 1 = 2* (230 +200+250) = 1160 мкм;
Величина максимального припуска рассчитывается по формуле:
2Zmах. 3 = 151 21 + 52 = 182 мкм;
2Zmах.2 = 296 52 + 130 = 374 мкм;
2Zmах.1 = 1160 130 + 520 = 1550 мкм;
Предельные промежуточные размеры образуются путем добавления по переходам к соответствующим размерам окончательно обработанной поверхности величин 2Zmin и 2Zmах
Таблица 2
Таблица расчета припусков для 28-0,021
ПереходITДо-пуск, мкмRz, мкмh, мкм
мкм
мкм2Zmin
мкм2Zmax, мкмdmin,
ммdmax,
мм
Заготовка1452023020070—29,586
30,106
Черновой11130405025-1160155028,426
28,556
Получисто-вой 9522055-296
37428,13
28,182
Чистовой7216,3015015118227,979
28,000
Согласно расчета, принимаем стандартный круглый пруток 30 мм.
2. Технология изготовления детали
Для составления маршрута обработки предварительно проанализиру-ем состав поверхностей детали:
1. Самыми точными поверхностями являются 28h7 и 25h7, вы-полняемые с шероховатостью Ra 1.6. Эти поверхности должны быть окончательно обработаны последними.
2. Высокая точность и качество этих поверхностей в сочетани с большой относительной длиной вала предполагают, что их окончательная обработка должна вестись с применением центров.
3. Резьбовая часть вала может быть обработана за один установ на то-карном станке обычной точности
4. Шпоночный паз может быть получен только на фрезерном станке в ходе отдельной операции.
5. Длина вала и маленький диаметр делают нежелательной обработку 28 по всей длине на черновых и получистовых переходах вследствие от-гибания вала под усилиями резания, поэтому предлагается разбить черно-вую обработку этой поверхности на два этапа.
В соответствии с этим предлагается следующий технологический маршрут:
Выдержка из текста работы
Технологическая практика студентов 3-го курса проводится с целью закрепления знаний по теоретическим курсам “Тракторы и самоходные сельскохозяйственные машины”, “Материаловедение”, “Нормирование точности и технические измерения” и “Технология машиностроения”, а также для сбора материалов для курсового проекта по курсу “Технология машиностроения”.
В задачи практики входят:
1. Ознакомление с технологическим оборудованием и
инструментом передовых заводов тракторного и
сельскохозяйственного машиностроения;
2. Изучение новых прогрессивных методов технологии производства и сборки продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения;
3. Изучение контроля качества продукции;
4. Ознакомление с организацией, планированием и технико-экономическими показателями завода (цеха, участка, отделов: главного технолога, главного металлурга, главного механика, главного энергетика, технического контроля);
5. Ознакомление с поставкой охраны природы на предприятии;
6. Изучение вопросов стандартизации на предприятии;
Изучение вопросов применения ЭВМ в разработке технологической документации.
Планирование выпуска и реализации продукции на предприятии
Минский тракторный завод выпускает автотракторную технику, предназначенную для эксплуатации в народном хозяйстве и для министерства обороны. На заводе выпускается большая гамма тракторов, шасси, минитехники. Перспективой направления развития предприятия является выпуск энергонасыщенных тракторов, а также выпуск минитехники.
Планирование выпуска продукции в цехе
Выпуск продукции на конкретный месяц с учетом необходимого выпуска техники, производится по плану, разработанному диспетчерским отделом завода, в цехе имеется бюро труда и заработной платы, которая составляется с ПДБ бюро цеха для каждого участка и обеспечивает подготовку и планирование поставки заготовок, а также отправку готовых деталей и узлов на конкретное месячное задание. На каждом участке механосборочного цеха проводится сбор сведений о выполнении плана выпуска и реализации продукции.
Отчет по выполнению плана составляется по принятому на заводе стандарту «Показатели результатов производственно-хозяйственной деятельности».
Технико-экономические показатели предприятия
Технико-экономические показатели предприятия предусматривают отчетность за выполнение плана, поставки товарной продукции в процентах, объема товарной продукции в тысячах рублей, темпа роста прибыли в соответствии с периодом прошлого года. Отчет по выпуску запчастей, готовых узлов и деталей, поставок деталей, товары народного потребления, суточные темп и ритмичность за первую, вторую и третью декады каждого месяца в процентах, производительность труда в рублях, прирост служебного производства за счет роста производительности труда.
Показателями предусмотрены: отчет по численности рабочих, чистой зарплате, премиям по положению и премиальной системе без материальной помощи. Денежные выплаты зарплаты всего, средней зарплаты, непроизводственных выплат по фонду зарплаты (по отдельным шифрам), использование фонда рабочего времени, текучести кадров, прочих качественных показателей.
Технологическое оборудование и инструмент
Технологическое оборудование и инструмент МТЗ, в основном, представлено универсальным оборудованием и станками с ЧПУ. Имеется цех ГПС (гибких персональных систем), укомплектованный обрабатывающими центрами (Германия).
В цехе ГПС внедрен новый метод комплексной обработки центров в виде автоматической линии по производству картера задних мостов автомобилей. В этом же цеху имеется трехкоординатная измерительная машина, позволяющая с высокой точностью и быстро производить сложные замеры картерных деталей.
В МСЦ (механосборочный цех) внедрена линия зубопротяжки станков для обработки деталей кулачкового дифференциала заднего моста. При этом значительно сокращено время обработки детали по сравнению с другими видами обработки и значительно улучшено качество выпускаемой продукции. В заготовительном цехе завода внедрена установка для плазменной резки металла с использованием возможностей ЧПУ.
Применение ЭВМ в разработке технической
Документации
На МТЗ имеется единая система компьютерной техники с подключением компьютеров к ETHERNET-сети завода.
Разработаны перспективные программы по проектированию деталей и узлов машин, по разработке технологических процессов производства различных видов деталей, имеются полные маршруты прохождения деталей и узлов предприятия.
На заводе осуществляется обслуживание и ремонт вычислительной техники спецподразделениями. Непосредственная разработка технической документации осуществляется в соответствии с утвержденными программами. В зависимости от вида обработки конкретной детали вводятся необходимые данные, и компьютер выдает нужный вариант технологического процесса.
На основании разработанного технологического процесса составляются межоперационные и межцеховые перемещения, нормы расхода материала по различным технологическим процессам.
Разработанные и полученные данные выводятся на распечатку в соответствии с установленными нормами, после чего документация подается в цех для внедрения в производство.
Контроль над осуществлением разработанного техпроцесса с использованием ЭВМ осуществляет отделение САПРа на предприятии.
Контроль качества продукции
На заводе разработана и внедрена в производство «Система качества МТЗ», в соответствии с МС ИСО 9001. Данная система качества четко определяет процедурные вопросы по качеству выпускаемой продукции и, соответственно, ответственные за их выполнение подразделения завода.
Разработан комплекс стандартов предприятия по организации работ по качеству для всех подразделений завода.
Для обеспечения проведения «Политики предприятия в области качества» на каждый календарный год составляется комплексный план повышения технического уровня, обеспечения качества и конкурентоспособности транспортных средств, выпускаемых предприятиями, разделами которого являются: организационные предприятия по обеспечению и поддержанию стабильного качества выпускаемой продукции, мероприятия по технической и метрологической работам в области качества продукции, графики проведения ПКИ (пробно-контрольного испытания) изделий МТЗ. Также проводятся мероприятия в виде контрольных разборок узлов на соответствие конструкторской документации, организована система специальных технологических процессов контрольно-технологической дисциплины в цехах завода. Идут проверки готовых изделий на соответствие требованиям КД по термообработке, а также предусмотрены проверки контроля приспособлений и оправок, аттестации и испытания оборудования, проверки динамометрическим ключом разметочных и проверочных плит, имеется график контрольных испытаний сертифицированных автомобильных транспортных средств и прицепной техники МТЗ.
Непосредственный контроль качества продукции осуществляется управлением отделения технологического контроля завода. Оно включает в себя: управление контроля качества ОТК цехов с функциональным подключением для обеспечения качества продукции управления главного конструктора, главного технолога, главного метролога и других, а при необходимости, коллективного испытательного центра завода.
Непосредственный контроль над качеством продукции осуществляется в цехе контролерами ОТК. Контрольные точки цехов оснащены необходимой нормативной и конструкторской документацией, контрольными приспособлениями. При необходимости отдельные параметры проверяют на трехкоординатном измерителе или в специальном бюро точных размеров.
Стандартизация на МЗКТ
Стандартизация и сертификация на МТЗ осуществляется в соответствии с комплексным планом «Построение и совершенствование систем качества на МТЗ», в соответствии с ИСО 9001 и комплексным планом на текущий год. На заводе имеется отдел стандартизации, подчиняющийся техническому директору МТЗ. Этим отделом производится разработка стандартов предприятия (СТП) на предусмотренные конкретные мероприятия МТЗ.
На заводе разработаны стандарты по системе качества выпускаемой продукции, проверке оборудования, оснастки, разработке техпроцессов, имеется стандартный набор материалов. Разработаны стандарты по конструкторской работе и по другим видам деятельности предприятия.
Кроме стандартов, разработанных на МТЗ, используются стандарты, разработанные на МАЗе, а также руководящие документы (РД) и инструкции на отдельные виды работ.
Имеющаяся документация меняется в соответствии с новыми требованиями по стандартизации РБ.
Охрана природы на предприятии
Непосредственный контроль над выбросами вредных веществ на предприятии осуществляет главный технолог, главный металлург, а также отдел по технике безопасности и охраны труда.
Водные ресурсы, используемые на предприятии, проходят сложную систему очистки. На станции нейтрализации поступают воды с различными степенями загрязнения: воды из термического цеха, из заготовительного цеха, а также из других цехов.
Очистка воздуха на предприятии осуществляется непосредственно в цехах на местах работы, а именно сварщика, пайщика, гальванщика, термистов и других специалистов, чья работа связана со вредными условиями производства. Контроль над качеством воздуха на МТЗ осуществляется главным металлургом и отделом охраны труда и техники безопасности.
В связи с тем, что к заводу ежегодно предъявляются все новые и новые требования по охране окружающей среды, руководство предприятия вынуждено уделять большее внимание экологической ситуации на заводе и вокруг него. Для наблюдения за окружающей средой на заводе созданы собственные подразделения по охране природы, но при необходимости привлекаются специалисты соответствующих служб РБ, а также стран СНГ.
Трактор. Расположение и конструкция узлов и механизмов трактора обеспечивают безопасность обслуживающего персонала при демонтаже, монтаже, эксплуатации и ремонте.
Движущиеся и вращающиеся части машины (передаточные механизмы, карданные, ременные и зубчатые передачи) защищены кожухами и ограждениями и не создают опасности для обслуживающего персонала. Ограждение 2-х шарнирных карданных передач – по ГОСТ 13758-68.
Навесное устройство трактора имеет автосцепку, обеспечивающую безопасность присоединения и отсоединения навесных сельхозмашин и орудий к трактору.
Прицепное устройство трактора обеспечивает безопасность присоединения и отсоединения прицепных и навесных машин одним человеком.
Машина, установленная в отцепленном состоянии сохраняет устойчивое положение, удобное для агрегатирования с энергетическим средств.
Навесная система трактора имеет механическое устройство для фиксации машин и орудий в транспортном положении и надежно удерживает их при отсутствии нагружения шлангов давлением.
Узлы и детали гидросистемы исключают самопроизвольное опускание рабочих органов, превышающее допустимое техническими условиями на гидрооборудование. Крепления маслопроводов гидросистемы, арматуры и шлангов надежны в работе, исключают возможность их механических повреждений.
На тракторе предусмотрены специальные разрывные разъемы, исключающие утечку масла при отъезде трактора от гидрофицированной машины без предварительного разъединения шлангов.
Трактор с навесными и полунавесными машинами-орудиями устойчив в движении. При агрегатировании с полуприцепными и навесными машинами нагрузка на управляемые колеса не составляет более 20% общей массы агрегата. Для увеличения сцепных качеств машины с грунтом возможна установка дополнительных грузов массой по 20 кг каждый. Каждая съемная секция груза может устанавливаться одним человеком.
Навешиваемые на трактор машины и орудия не затрудняют посадку оператора на рабочее место и сохраняют необходимую для выполнения технологических операций обзорность, а также возможность доступа к узлам для обслуживания.
Для безопасной и удобной посадки на рабочее место трактор снабжен лесенкой.
Ручки и поручни изготовлены из нетеплопроводного материала.
Отдельные тяжелые узлы машины (двигатель и др.) и машина в сборе имеют места для зачаливания при подъеме. Места зачаливания и установки домкратов обозначены стойкой краской отличной от общего цвета машины. Кроме того, места для зачаливания машины обозначены цепочкой – по ГОСТ 14192-71, а места установки домкратов буквенным обозначением “ДК”.
На панели приборов находятся таблички с четкими стойкими надписями и символами, содержащие указания по положению рычагов управления, а также основные специфические необходимые предупреждающие надписи по технике безопасности и пожарной безопасности.
Трактор снабжен комплектом инструмента, необходимого для технического обслуживания машины в полевых условиях, со специальным ящиком для его хранения.
Расположение масленок обеспечивает удобный и безопасный доступ к ним. Места расположения масленок обозначены цветными указателями, отличными от общего цвета машины.
Для труднодоступных узлов применена централизованная смазка.
Трактор оборудован крыльями, защищающими рабочее место от забрасывания грязью.
Окраска трактора отвечает следующим требованиям:
· цвет узлов и деталей, расположенных в поле зрения водителя, отличен от основного фона, на котором используется машина;
· опасные места машины, кожуха карданных передач, внутренние поверхности открывающихся защитных ограждений и кожухов окрашены в желтый цвет;
· первичные средства пожаротушения окрашены в ярко-красный цвет.
Места установки первичных средств пожаротушения (огнетушитель) находятся в безопасной и легкодоступной зоне.
Узлы крепления первичных средств пожаротушения обеспечивают быстрое снятие этих средств без применения инструмента.
Уровень звукового давления и уровень звука на рабочем месте тракториста не превышает допустимых значений.
Внешний шум, измеренный на расстоянии 7,5 м от осевой линии движения трактора не превышает по уровню звука 85 дБ "А".
Величина вибраций на сиденье не превышает допустимых значений.
Величины вибраций на органах управления длительного использования (рулевое колесо, педаль подачи топлива) не превышает допустимых значений.
Прилагаемое к машине “Техническое описание и инструкция по эксплуатации” в разделе “Указания мер безопасности” содержит следующие сведения:
· указания о безопасных приемах технического обслуживания и способах сборки, наладки и навески машин;
· рекомендации по безопасным приемам работы на машине, в частности по установке домкрата;
· требования пожарной безопасности;
· прочие указания, направленные на обеспечение безопасных условий труда для обслуживающего персонала и, в частности, по способам погрузки и разгрузки, буксировке неисправной машины, работе на транспорте и др.
Индивидуальное задание.
Заключение
В результате проведенной технологической практики закрепили знания по теоретическим курсам “Тракторы и самоходные сельскохозяйственные машины”, “Материаловедение”, “Нормирование точности и технические измерения” и “Технология машиностроения”.
1. Ознакомился с технологическим оборудованием и
a. инструментом передовых заводов тракторного и
b. сельскохозяйственного машиностроения;
2. Изучил новые прогрессивные методы технологии производства и сборки продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения;
3. Изучил контроль качества продукции;
4. Ознакомился с организацией, планированием и технико-экономическими показателями завода (цеха, участка, отделов: главного технолога, главного металлурга, главного механика, главного энергетика, технического контроля);
5. Ознакомился с постановкой охраны природы на предприятии;
6. Изучил вопросы стандартизации на предприятии;
7. Изучил вопросы применения ЭВМ в разработке технологической документации.
Литература
1. Бабук В.В. , Шкред В.А. и др. Проектирование технологических процессов механической обработки в машиностроении. Мн.: Выш. шк., 1987. c – 272.
2. Горбацевич А.Ф., Шкред В.А. Курсовое проектирование по технологии машиностроения. – Мн.: Выш. шк., 1983. c – 258.
3. Общемашиностроительные нормативы режимов резания для технического нормирования работ на металлорежущих станках. Яковлев В.И. и др. — М.: Машиностроение, 1997. с – 562.
4. Орлов Г. Г., Булыгин В.И., Виноградов Д. В. и др. Инженерные решения по охране труда в строительстве. под ред. Орлова Г. Г. – М.: Стройиздат, 1985.с-278.