Выдержка из текста работы
Исполняя некоторую роль актер старается вжиться в образ лица, от имени которого происходит в спектакле определенное действие. В качестве материла актер использует свои возможности, полученные им от природы, среди них речь, мимика, тело, лицо, движения. Также к ним относятся память, воображение, наблюдательность и другие актерские качества.
Одной из основных особенностей актерского искусства является то, что творческий процесс в его финальной стадии осуществляется непосредственно на глазах у зрителей, когда идет спектакль.
Разнообразные формы и методы актерского искусства отличаются с учетом множества разновидностей театрального искусства (таких как драма, балет, опера, пантомима) и драматических жанров ( среди них фарс, комедия, трагедия и многие другие).
В современном театре актерское искусство в немалой степени зависит от режиссерского искусства. Чтобы реализовать единую постановочную площадку спектакля, режиссер должен воспитать в актере чувство слияние с ансамблем.
Актерское искусство формируется как элемент ритуального действия. Основы западноевропейского театра были заложены еще в театрах Древней Греции.
Первым известным актером был Фесций (конец VI-V века до нашей эры).
В средние века актерское искусство было представлено в виде выступлений жонглеров и гистронов, на Руси в их качестве выступали скоморохи.
В XVI-XVII веках в Италии, в комедии дель арте, стали известными первые действительно профессиональные актеры, которые стали известными всей Европе. Среди них Н.Барбьери, И.Андреини, Дж.Бьянконелли, Т.Мартинелли, Т.Фьорилли и другие. Эти актеры славились мастерством импровизации, умели создавать разнообразные варианты традиционного образа-маски.
В Испании немалую популярность заслужили Д.А.де Пеньяфель и Х.Вака.
В Англии прославился известнейший трагик Р.Бербедж, который возглавлял труппу театра “Глобус” и был близким другом Шекспира. Бербедж обладал истинным искусством перевоплощения, отличался мастерством искренней и страстной декламации.
Определенные эстетические каноны были воплощены в актерском искусстве благодаря театру эпохи классицизма. В этот период отличились такие актеры, как Флоридов и Бельроз, которые выступали в пьесах известных авторов вроде Ж.Расина и П.Корнеля.
Театральная реформа, проведенная Мольером, обрела свое воплощение у Ш.В.Лагранжа, стала вдохновением для актеров нового поколения, таких как М.Барон и А.Лекуврер.
Наиболее значимыми актерами XVIII века были И.Клерон, А.Л.Лекен, М.Дюмениль, которые создавали удивительные образы, проникнутые торжеством свободолюбия и гражданских свобод.
Одним из величайших актеров был Ф.Ж.Тальма, который воплощал в образа тиранов и героев-патриотов своего времени черты новых, романтических времен.
Известный английский актер Д.Гаррик по новому преображал классицистические игровые приемы, стремясь достичь небывалого ранее реализма. Монолог в исполнении Гаррика было словно внутренним размышлением, а сценическое выступление содержало игровые паузы, богатые психологическим содержанием.
Немецкий актер Ф.Л.Шредер немало сделал для переработки устоявшихся идей классицизма, стараясь выработать повседневный и опрощенный стиль сценической игры.
Европейское актерское искусство и идеи романтизма XIX века невозможно представить без таких выдающихся представителей того времени как А.Ристори и Г.Модена. В Англии был известен трагик Э.Кин, а во Франции – П.Бокажа и Фредерик-Леметра. Эти актеры проделали немалую работу для перехода от традиций романтизма к реализму.
Французская актриса Э.Рашель в своем творчестве стремилась передавать тягу к личному подвигу. Итальянские актеры Э.Росси и Т.Сальвини демонстрировали невиданное эмоциональное искусство и логическое развитие характеров, добавив немалую толику реализма в актерское искусство.
Примечательные технические достижения в создании образа, выразительной речи, жестов и мимики смогли добиться режиссер (и заодно актер) Г.Ирвинг из Англии, а также французский актер Б.К.Коклен-старший. К слову сказать, Коклен-старший считал, что актерское переживание является чем-то лишним, и вместо него предлагал использовать рациональное мастерство.
Во второй половине XIX века такие актеры в жанре реализма, как Ж.Муне-Сюлли и другие старались выработать индивидуальный стиль и не принимали эстетическую нормативность.
Критики неоднократно обсуждали то, как разительно отличаются актрисы, которые нередко работали в одном жанре. Француженка Сара Бернар отличалась действительно виртуозным мастерством. А вот Э.Дузе воплощала на сцене истинную тревогу и боль, в ее исполнении отображалась искренность и глубина чувства.
В конце XIX века была создана новая разновидность режиссерского театра, которая основывалась на принципе ансамбля – другими словами, единой художественной темы всего спектакля, в рамках которой реализовывались все составляющие компоненты.
В XX веке режиссер М.Рейнхардт (и многие другие) привели на сцену немало актеров нового поколения, среди них известнейший А.Моисси. Актерам удавалось обиться уникальной психологической тонкости, истинности, человечности и правдивости демонстрируемого искусства. К слову сказать, на актерское искусство в XX веке большей частью влияли работы К. Станиславского и Б.Брехта.
На Руси актерское искусство в его профессиональном воплощении появилось в XVIII веке. В те времена актеры именовались охочими комедиантами. Они арендовали помещение и брали определенную плату со всех желающих попасть на представление. Известность получила труппа Ф.Волкова, любителя из Ярославля, который стал одним из самых известных актеров своего времени и основал первый публичный театр в Петербурге. Случилось это в далеком 1756 году.
В эпоху классицизма были известны такие актеры, как трагик И.Дмитриевский, комедианты А.Крутицкий, С.Сандунов.
В начале XIX века актеры жанра сентиментализма активно критиковали существующее рабство (крепостное право) и пропагандировали равенство людей. Одним из представителей данного направления был В.Померанцев, который вдохновил Н.Карамзина, отметившего, насколько актер может отдаваться своему искусству и искреннему чувству.
В актерском искусстве периода русского романтизма основное внимание уделялось вдохновению и воображению, определялась роль свободного творца-художника. К таким художникам принадлежали А.Яковлев и Е.Семенова. В образах, воплощенных Семеновой, мастерство сочеталось с гармонической ясностью, не мешая веянию “истинного вдохновения”, которые так любил А.Пушкин.
В середине 30-годов на сцене соперничали два актера и выдающихся трагика – приверженец романтизма П.Мочалов и сторонник классицизма В.Каратыгин.
Реалистичность актерского искусства активно развивалась в XIX и XX веке благодаря работе таких деятелей искусства, как А.Мартынов, М.Щепкин, П.Садовский, а также их учениками и благодарными последователями. Среди них следует упомянуть В.Давыдова, С.Васильева, П.Васильева, С.Шумского, И.Самарина.
Реализм отображался в работах тонкого художника А.Ленского, Г.Федотов демонстрировал яркую игру, насыщенную эмоциональным напряжением и темпераментом. Зрителей радовала трагическая порывистость П.Стрепетова и ироничные выступления М.Савиной. Прекрасную импровизацию и невиданный творческий диапазон имел К.Варламов и великая русская актриса М.Ермолова. Творчество таких актеров как А.Южин, Ф.Горев, Ю.Юрьев и многих других возводило искусство трагизма на новый уровень.
Известнейшая В.Комиссаржевская дарила зрителям удивительную простоту и естественность. Трагические эпизоды поражали своим эмоциональным подъемом и напряжением.
Талантливый трагик П.Орленев создал новое амплуа в русском театральном искусстве – роль неврастеника, который тонко и искусно показывает психологическое содержание совей роли. Не меньшей психологической глубиной обладало и творчество И.Певцова.
В конце XIX века стала развиваться школа актерского искусства у Московского Художественного театра, который отличался уникальным ансамблем и выражением актерского чувства. Создателем этой школы был великий К.Станиславский. Немалое влияние на актерское искусство России оказали работы Михаила Чехова.
В современном театре актерское искусство связано со многими новыми веяниями. Сочетание театральный традиций множества культур и народностей создает новое, ранее невиданное искусство.
В 1970 году в Париже был создан Международный исследовательский центр театра, основная задача которого – изучение того, как взаимодействуют театральные культуры во всем мире. Основателем центра был знаменитый театральный режиссер П.Брук, который в своих спектаклях демонстрирует сочетание разнообразных культур, среди них персидской, индийской, европейской и многих других.