Содержание
Введение………………….3
1. Таможенное дело в XVI — XVII веках …..4
2.Едина таможенная политика Московского государства7
3.Таможенная система Московского государства….10
4. Устройство таможенной избы………..18
5. Новоторговый устав……………19
Заключение………………….21
Литература………………….24
Выдержка из текста работы
Во внешнеэкономических связях и отношениях Российской Федерации с другими странами мира за период перехода к рыночным отношениям произошли серьезные изменения. Российское таможенное законодательство в своем развитии широко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнего зарубежья. Другой серьезной задачей является освоение норм и положений международного торгово-таможенного права, на базе которых таможенное дело России будет развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Новый Таможенный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 2004 г., значительно меняет требования и подходы к осуществлению внешнеэкономической деятельности и является документом, необходимым для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В нем учтены правила Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур.
Внешнеэкономическая политика – это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифного регулирования (применение импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.
Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической «прозрачностью» границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства нашей страны, где принцип единой таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.
Цель данной курсовой работы я вижу в ответе на поставленный мною для себя вопрос: «Что же представляет собой таможенно-тарифная политика России?».
Задачи, которые я ставлю для себя для достижения данной цели, это:
— выяснить, каковы истоки российской таможенно-тарифной политики;
— узнать, какие осуществляет функции и какие преследует цели;
— определить, на каких принципах строится таможенно-тарифная политика, и какие факторы определяют ее развитие;
— понять, каков механизм осуществления данной политики;
— выяснить, кем осуществляется таможенно-тарифная политика РФ;
— выяснить приоритеты современной таможенно-тарифной политики России.
Глава I. Краткий экскурс в историю становления таможенно-тарифной политики России
В различные периоды развития государства публичная власть выражала заинтересованность в существовании аппарата, призванного защищать экономические интересы страны, связанные с внешней торговлей.
Страницы истории российской таможенной политики начинаются с момента издания Ярославом Мудрым (1015 – 1054) свода законов Русская Правда, где были установлены и получили дальнейшее развитие основы судебных, политических и торговых отношений. Государство издавна проявляет интерес к пополнению казны через различные механизмы, в том числе и через торговые сборы.
С распадом Киевской Руси на отдельные княжества между ними возникают границы, на которых неизбежно появляются стража и таможенники. Пошлины, сборы и иные платежи выступают одной из главных статей поступления денег в казну.
История отечественной таможенной политики начинается с Новгородского устава (1667 г.), который можно считать предшественником первого таможенного тарифа России.
В Новгородском уставе были зафиксированы многие моменты, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве:
— устанавливалось равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной, и ликвидировались проезжие сборы;
— купцам вменялось в обязанность правдиво указывать таможенную стоимость предъявляемых на таможне товаров;
— были определенны наказания за нарушение таможенных правил: за утайку товара, и в случае занижения его продажной цены товар подлежал конфискации;
— вводился контроль за перемещением товаров.
В эпоху Петр I (1682 – 1725 гг.) таможенные органы начинают играть более значимую роль в Российском государстве. Они содействуют развитию национальной промышленности и торговле.
Сообразно указаниям императора в России 31 января 1724 г. был выработан первый таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для развития отечественной мануфактурной промышленности.
В начале 90-х гг. были приняты два основополагающих закона: Таможенный кодекс РФ, Закон РФ от 23 мая 1993 г. №5003-I «О таможенном тарифе». Именно они в течение 10 лет выступали основными источниками таможенного права.
Россией за период последнего тысячелетия был накоплен значительный опыт функционирования таможенных органов и реализация ими основных направлений таможенно-тарифной политики, что позволило в 2003 г. принять новый Таможенный кодекс РФ.
С его принятием представляется возможность говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешней торговли». Этот важнейший закон призван способствовать внешней торговле, а не создавать условия для работы контролирующих органов и вмешательства государства в данную сферу. Это именно те требования, выполнение которых является одним из условий полноправной интеграции России в мировую экономику.
Глава II. Понятие таможенно-тарифной политики
2.1 Определения таможенно-тарифной политики
Существует несколько различных определений понятия «таможенная политика». Законодательно оно не закреплено, отсюда и такое разнообразие и неоднозначность в его трактовках.
Таможенная политика – это использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России, реализация торгово-политических задач по защите российского рынка в целях стимулирования развития национальной экономики, а также дальнейшего содействия проведению структурной перестройки и решению других задач экономической политики страны.
Таможенная политика – это система государственных мер и таможенный инструмент, направленный на регулирование внешней торговли и на защиту экономических интересов государства.
Таможенная политика – это реализация экономической политики государства методами и средствами таможенного регулирования, неизменными составляющими которого являются таможенные платежи и таможенный контроль.
Таможенная политика является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики России. Она выступает в качестве основы (сердцевины) всей таможенной деятельности и является составной частью как внутренней, так и внешней политики государства. Именно поэтому таможенная политика определяется как система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов и задач в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования в стране рыночных отношений. Данное определение довольно сложно, поэтому в целях уяснения самого смысла этого понятия в общем виде таможенную политику можно определить и как систему государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Таможенная политика – это стратегическая линия государства, связанная с ввозом (вывозом) продукции.
Таможенно-тарифная политика – это основной элемент внешнеэкономической политики. В современных условиях она осуществляется с помощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования – таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот.
Известны 2 вида таможенно-тарифной политики: протекционизм и фритредерство. Оба эти направления используют таможенно-тарифное регулирование, так как именно оно составляет основу финансовой деятельности государства в лице таможенных органов.
Протекционизм – это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Такая политика предполагает установление высокого таможенного обложения товаров, ввозимых на территорию страны. Таким образом государство ставит барьер на пути проникновения импорта на внутренний рынок.
Фритредерство – это политика свободной торговли. Эта политика нацелена на всемерное поощрение импорта путем ликвидации ввозных таможенных пошлин, устранения нетарифных преград на торговых путях. Это приводит к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда.
2.2 Функции и цели таможенно-тарифной политики
Таможенно-тарифная политика выполняет несколько функций – фискальную, регулирующую и защитную. В принципе все они одинаково важны для экономики страны. Но на практике предпочтение отдается только одной функции – фискальной.
Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются:
а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;
б) з ащита и стимулирование экономического развития России;
в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;
г) укрепление торгового и платежного баланса страны;
д) рост доходов государственного бюджета;
е) упрочение торгово-политических позиций России;
ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;
з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;
и) охрана жизни и здоровья человека, животных и растен ий, сохранение окружающей среды;
к) защита государственной и общественной безопасности;
л) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и историче ского наследия народов России.
2.3 Основные принципы таможенно-тарифной политики
В качестве основных принципов таможенной политики России в настоящее время ученые выдвигают:
— соблюдение системы приоритетов направленности таможенной политики на достижение таких целей, как: обеспечение интересов России; обеспечение интересов стран, возглавляемого Россией Содружества Независимых Государств; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;
— сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;
— обеспечение не только внешнеэкономической безопасности страны, но и ее внешней безопасности в целом: продовольственной, технологической, экологической, научной, валютно-финансовой;
— содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота (улучшению структуры экспорта и импорта), а также государственной стратегии экспорта и импорта товаров, услуг и инвестиций;
— исключение из практики внешнеэкономической деятельности незаконного вывоза капитала за рубеж посредством упорядочения правил ведения валютных операций с учетом интересов России и усиления государственного контроля за осуществлением валютных операций.
2.4 Факторы, определяющие развитие таможенно-тарифной политики Российской Федерации
Перспективы развития таможенной политики как важнейшей институциональной структуры регулирования российской экономики в XXIв. определяется не только состоянием экономики России, но и ее положением в мировом сообществе. Ведь хорошо известно, что, когда дипломатия не служит войне, она служит торговле. Поэтому главной задачей внешней политики России является создание благоприятных условий на мировом рынке для российских экспортеров и для активизации эффективных для России внешнеэкономических связей, в том числе и за счет умело проводимой в стране таможенной политики. И в этих условиях представляется, что как составная часть внешней (внешнеэкономической) политики таможенная политика России, ее цели, задачи, средства и способы реализации сегодня могут определяться следующими основными факторами :
— состоянием мирового сообщества в целом, а также уровнем и тенденциями развития мировой экономики, в частности;
— состоянием экономики России, а также тенденциями ее социально-экономического развития;
— участие России в системе международного разделения труда и в развитии мирохозяйственных связей, а также ее взаимодействием со странами мирового сообщества и их важнейшими региональными объединениями.
Глава III. Финансовый механизм таможенно-тарифной политики
Российская Федерация проводит таможенную политику через следующие финансовые инструменты:
• таможенные пошлины и таможенный тариф как свод ставок таможенных пошлин;
• налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную территорию РФ;
• таможенные сборы;
• специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
Они, равно как и имущественные санкции, являются фискальными доходами федерального бюджета и используются государством в процессе финансовой деятельности. Данные инструменты выполняют регулятивную функцию, выражающуюся в рационализации таможенного тарифа, устранению дисбаланса в международном товарообороте, эффективном реагировании на нежелательные изменения в структуре импорта и экспорта.
Налоговой базой для исчисления таможенных платежей в зависимости от установленных ставок – это таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Система определения таможенной стоимости основывается на общих принципах таможенной оценки. Таможенная стоимость исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервному.
3.1 Таможенный тариф. Таможенные пошлины
Таможенный тариф – это инструмент таможенной политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ в условиях его взаимосвязи с мировым рынком. Устанавливает правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу РФ. Одновременно это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ.
Таможенные пошлины – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при ввозе или вывозе товаров на (с) таможенную территорию РФ, являющиеся необходимым условием такого ввоза (вывоза). Уплата таможенных пошлин носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Взимаются они без встречного удовлетворения.
Таможенные пошлины при экспорте используются для поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, обеспечения условий для интеграции национальной экономики в мировую.
Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой – регулированием ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечении поступлений доходов в бюджет.
В настоящее время в России таможенные пошлины формируют порядка 20% доходов федерального бюджета. Столь высокий показатель характерен для развивающихся государств. В индустриальных странах доля поступлений от взимания таможенных пошлин незначительна и составляет около 1%.
таможенная тарифная пошлина тариф
3.1.1 Классификация таможенных пошлин
В рамках таможенного законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательства РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении торговли проводится классификация таможенных пошлин. При этом выделяют ряд признаков.
1. В зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств (характера внешнеторговых операций) выделяют:
— ввозные (импортные);
— вывозные (экспортные);
— транзитные.
Ввозные (импортные) пошлины взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию государства и широко используются во многих странах, а вывозные (экспортные) – при вывозе товаров с таможенной территории государства и применяются чаще всего к товарам, в области которых страна обладает монополией. Транзитные пошлины устанавливаются за провоз товара по территории страны, в фискальных целях они используются лишь некоторыми развивающимися странами.
2. Также существенным признаком является цель взимания. В связи с этим выделяют следующие виды таможенных пошлин:
— фискальные;
— протекционистские;
Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов. Их величин зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские пошлины служат для защиты отечественных товаропроизводителей от конкуренции на внутреннем рынке с продукцией зарубежных фирм, имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике не существует четкого разграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами.
3. По назначению.
С целью защиты экономических интересов РФ могут устанавливаться особые и сезонные пошлины, которые носят временный характер. В таможенной практике РФ применяются три вида особых пошлин. Специальные пошлины устанавливаются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда – как ответная мера на дискриминационные действия других государств.
Антидемпинговые пошлины взимаются с импортных товаров, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, а компенсационные – в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.
В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывоза отдельных видов товаров могут применяться сезонные пошлины. Их ставки и перечень товаров, на которые они распространяются, должны быть официально опубликованы не позднее, чем за 30 дней до начала их применения. Срок действия таких пошлин не может превышать шести месяцев в году. И на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.
4. По происхождению таможенные пошлины могут быть:
— автономные;
— конвенционные (договорные);
— максимальные;
— преференциальные (льготные).
Автономные пошлины вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны.
Конвенционные пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашений, например, генеральное соглашение о тарифах и торговле ГАТТ/ВТО.
В таможенном тарифе установлены базовые ставки таможенных пошлин. Они применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ)[1] . Если же товары ввозятся из стран, к которым Россия не применяет РБ или страна их происхождения не установлена, то базовые ставки увеличиваются в два раза. Такие ставки получили название максимальных.
Преференциальные пошлины имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ, ставки таможенных пошлин применяются в размере 75% базовых. Если ввозимые товары происходят их слаборазвитых стран – пользователей схемой преференций РФ и стран – участниц СНГ, то таможенные пошлины не применяются[2] . Важным элементом любого налога являются налоговые льготы, которые применительно к таможенной пошлине называют тарифными льготами. Они не могут носить индивидуального характера. Основной вид тарифных льгот – освобождение от уплаты пошлины. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.
Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенных пошлин вообще.
5. По типам ставок выделяют:
— постоянные;
— переменные таможенные пошлины.
Ставки постоянных таможенных пошлин единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет пошлины с постоянными ставками.
Ставки же переменных таможенных пошлин могут изменяться в установленных законодательством случаях – например, при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственного субсидирования. Такие пошлины – довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
6. По способу вычисления таможенные пошлины классифицируются как:
— номинальные;
— эффективные.
Номинальные таможенные пошлины указываются в таможенном тарифе. Они дают только самые общие представления об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои экспорт и импорт.
Эффективные таможенные пошлины отражают реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленный с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
7. По способу взимания (по видам ставок):
— адвалорные;
— специфические;
-смешанные;
— альтернативные.
Адвалорные таможенные пошлины начисляются в процентном отношении к таможенной стоимости товаров. Например, 15% таможенной стоимости.
Специфические таможенные пошлины начисляются в строго установленном размере за единицу облагаемого товара. К примеру, 10 долларов за 1 кг.
Смешанные, или комбинированные, таможенные пошлины сочетают в себе признаки адвалорных и специфических таможенных пошлин. Например, 15% таможенной стоимости, но не менее 10 долларов за 1 кг.
Альтернативные таможенные пошлины содержат одновременно адвалорные и специфические пошлины с примечанием, что взимается та из них, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. Например, 20 евро за тонну груза или 10% с цены товара, которая выше.
Льготы в виде освобождения от уплаты пошлины предусмотрены в отношении следующих товаров (за исключением подакцизных):
— ввозимые в качестве вклада в уставной капитал организации с иностранными инвестициями в порядке и сроки, установленные учредительными документами;
— ввозимые на территорию РФ или вывозимых с нее и предназначенных для официального или личного пользования дипломатическими представителями иностранных государств;
— товаров, перемещаемых под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначенных для третьих стран;
— в виде российской и иностранной валюты (кроме используемой для целей нумизматики), а также ценных бумаг;
— подлежащих обращению в государственную собственность в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
— ввозимых в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий;
— транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров;
— ввозимых на таможенную территории РФ и вывозимых на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия.
3.2 Налог на ввозимые товары
НДС при ввозе товаров на территорию РФ стал взиматься с 1 февраля 1993 г. Налоговой базой для исчисления НДС является сумма таможенной стоимости товара, ввозной таможенной пошлины и акциза (по подакцизным товарам). К ввозимым товарам применяются ставки НДС, действующие на территории РФ: 18 и 10%.
3.3 Акциз
Акцизами при ввозе облагаются подакцизные товары по перечню, установленному ст. 181 Налогового кодекса РФ. К ввозимым подакцизным товарам применяются единые ставки акцизов, действующие на территории РФ. Налоговой базой акцизов по ввозимым товарам, по которым установлены адвалорные ставки, является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины; при применении специфических ставок – объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении (объем, масса, количество). При использовании комбинированной ставки налоговая база определяется так же, как при применении адвалорной и специфической ставок.
3.4 Таможенные сборы
Таможенный сбор – это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Размеры сборов за таможенное оформление устанавливаются правительством РФ. Они дифференцированы в зависимости от таможенной стоимости товаров и ограниченны приблизительной стоимостью оказанных услуг – 100 тыс. руб.
Размеры сборов за таможенное сопровождение дифференцированы в зависимости от расстояния. Так, за таможенное сопровождение на расстояние до 50 км взимается сбор в размере 200 руб., от 50 до 100 км – 3000 руб., от 100 до 200 км – 4000 руб., свыше 200 км – 6000 руб. При таможенном сопровождении морских, речных или воздушных судов размер сбора составляет 20000 руб. и не зависит от расстояния перемещения.
Таможенные сборы за хранении на складе временного хранения или таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных помещениях для хранения отдельных видов товаров – 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день.
Глава IV. Таможенные режимы
В соответствии со ст. 22 Таможенного кодекса РФ все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу РФ в строгом соответствии с заявленным таможенным режимом. В этой связи таможенный режим является одним из основных и наиболее важных инструментов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Таможенный режим, хотя и существует его законодательно закрепленное понятие[3] , является разновидностью правового режима, под которым в юридической литературе понимают особый порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования (в данном случае – направленность на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
С помощью таможенного режима определяются:
— порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;
— условия нахождения товаров как на таможенной территории РФ, так и вне ее;
— права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима;
— дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо к лицу, их перемещающему.
Таможенный режим – это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ.
В целях таможенного регулирования Таможенным кодексом РФ предусмотрены следующие таможенные режимы:
1. Основные . Они устанавливаются законодательными нормами большинства стран. Сюда относятся:
— выпуск для внутреннего потребления. Режим, при котором ввозимые на таможенную территорию товары остаются на ней постоянно без обязательства об их вывозе;
— экспорт. Режим, при котором российские товары вывозятся за пределы страны в торгово-экономических целях;
— международный транзит. Режим, при котором товары из одного государства перевозятся в другое через таможенную территорию третьего государства.
2. Экономические . Они призваны способствовать развитию предпринимательской деятельности, активизации инвестиционного производства. К ним относятся:
— временный ввоз товаров. Режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ;
— переработка на таможенной территории. Режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение срока переработки товаров при условии вывоза продуктов переработки из страны;
— переработка для внутреннего потребления. Режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение срока переработки товаров с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения;
— переработка вне таможенной территории. Режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории с целью проведения операций по переработке товаров в течение срока переработки товара с последующим ввозом продуктов переработки;
— таможенный склад. Режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем;
— свободная таможенная зона. Режим, при котором иностранные и российские товары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны (в России – это Калининградская и Магаданская области), освобождаются от уплаты таможенных платежей.
— свободный склад. Режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях без взимания таможенных пошлин и налогов.
3. Завершающие . Эти режимы применяются, как правило, в целях приведения сторон в первоначальное состояние либо устранения возможности попуска внутрь страны «нежелательного» товара. Данная группа режимов призвана завершить таможенный оборот товаров. К ним относятся:
— реимпорт. Режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, снова ввозятся на нее в установленные сроки;
— реэкспорт. Режим, при котором товары, ранее ввезенные на территорию РФ, вывозятся с нее;
— уничтожение. Режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем. Данный режим применяется, когда товар в процессе таможенного оформления или хранения утратил свои потребительские качества, а также истек срок его годности;
— отказ в пользу государства. Режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность;
4. Специальные . Для этих режимов характерны отдельные ситуации, требующие налогового послабления в области таможенной политики. К ним относятся:
— беспошлинная торговля. Режим, при котором иностранные товары, везенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли (известные как «DutyFree»);
— временный вывоз. Режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за ее пределами;
— перемещение припасов. Режим, при котором происходит перемещение через таможенную границу товаров, предназначенных для использования на морских (речных), воздушных судах и в поездах, используемых для международной перевозки пассажиров и грузов, а также товаров, предназначенных для продаж членам экипажа и пассажирам;
— иные специальные таможенные платежи.
Предусмотренные статьей 268 ТК РФ, данные режимы устанавливаются в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу:
а) товаров, вывозимых с таможенной территории РФ и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств России за рубежом;
б) товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями РФ, дислоцированными на российской таможенной территории и за ее пределами;
в) товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуациях, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
г) товаров, вывозимых в государства – бывшие республики СССР и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебниц, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности РФ или ее субъектов, а также для проведения на территории указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах России на некоммерческой основе;
д) российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства.
Выбор таможенного режима, в соответствии с которым будут перемещаться чрез таможенную границу те или иные товары, является правом лица, перемещающего эти товары. Причем этот выбор несет определенные правовые последствия и может оказать влияние как на возможность самого перемещения отдельных категорий товаров через границу[4] , так и на порядок производства их таможенного оформления и таможенного контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также на круг прав и обязанностей как самого лица, перемещающего товары через границу, и его законных представителей, так и на круг прав и обязанностей таможенных органов и их должностных лиц в отношении перемещаемых через границу товаров.
Глава V. Таможенные органы России
Субъектами управления в сфере таможенно-тарифной политики являются таможенные органы, составляющие единую систему.
Таможенные органы России – это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в области таможенно-тарифной политики.
На сегодняшний день таможенные органы России состоят из следующих элементов, представленных в иерархической порядке, начиная с вышестоящего:
— Федеральная таможенная служба (ФТС). Она выполняет функции контроля и надзора в области таможенной политики, а также особую консолидирующую, управляющую и организационную роль, имеет специфический характер задач и функций;
— территориальные таможенные органы, которые тоже в свою очередь подразделяются на:
а) региональные таможенные управления. Они ведут контроль всей деятельности нижестоящих таможенных органов, соблюдение ими законодательства РФ, проводят экспертизы и исследования перемещаемых товаров и транспортных средств, принимают меры по обеспечению полного и своевременного перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет;
б) таможня. Производит таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, а также взимание таможенных платежей;
в) таможенный пост.
В систему таможенных органов РФ по состоянию на 1 января 2007г входят 7 региональных таможенных управлений, 136 таможен, 707 таможенных постов, 6 учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и 7 представительств ФТС России за рубежом.
Единство системы таможенных органов определяется единством их целей и задач по осуществлению таможенной политики на единой территории РФ. К таким задачам можно отнести:
* участие в разработке и реализации таможенной политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию РФ;
* защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, являющейся экономической основой суверенитета РФ;
* применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
* осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;
* ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную территорию России;
* выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела, участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело.
Это основные функции.
Таможенные органы выполняют также обеспечивающие функции. К ним относятся: кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.
Глава VI. Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период
Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе – содействие диверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного регулирования.
Задачи таможенно-тарифной политики на среднесрочный период:
— содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий;
— стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта товаров»);
— повышение конкурентоспособности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта;
— унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.
Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими приоритетными направлениями таможенно-тарифной политики:
1. Стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров.
Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные – на готовые изделия) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на территорию России.
Вместе с тем, такие факторы, как:
› снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействия модернизации российских производств;
› необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в России, либо производятся в недостаточных количествах;
› выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозу отдельных видов товаров (например, книги и печатная продукция);
› необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела;
› временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения и предотвращения роста цен, – препятствуют соблюдению принципа эскалации Таможенного тарифа в некоторых секторах экономики.
Положительный опыт установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от предназначения товаров (для режима «промышленная сборки», или для защиты внутренних рынков, или для предотвращения обхода установленных ограничений) будет распространен на другие отрасли в модифицированном виде, с учетом правил ВТО, то есть, без требований по «локализации» производства.
2. Усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.
Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя. Значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, который отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.
Сбалансированность регулирования импорта с учетом потребностей производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты); гибким реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин; применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
3. Отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин.
Сегодня вывозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.
В среднесрочной перспективе будет осуществлен постепенный переход к: отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров; использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.
4. Адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.
Двусторонние соглашения Российской Федерации о свободной торговле с государствами – участниками СНГ предусматривает осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временных ограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересов российской экономики.
Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готовом изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился.
В среднесрочной перспективе будут уточнены условия взаимной торговли в рамках СНГ.
Россия должна обеспечить достижение договоренностей со Сторонами – партнерами по формированию таможенного союза о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе, отвечающих социально-экономической политике России.
5. Оптимизация национальной схемы тарифных преференций.
В Российской Федерации установлена система тарифных преференций, бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся и наименее развитые страны.
К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран, таможенная пошлина не взимается.
В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран – бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов:
› содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям;
› учет политики стран-бенефициаров в отношении России.
6. Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.
Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.
7. Обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования.
Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предпринимателей. В период до 2011 года будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года.
Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной курсовой работы хотелось бы подытожить все изложенное ранее.
Написание настоящей курсовой работы помогло мне понять, что же представляет собой таможенно-тарифная политика нашей страны, тем самым я ответила на поставленный мной для себя вопрос в введении.
Таможенно-тарифная политика – это один из основных рычагов, с помощью которых государство влияет на внешнюю торговлю. Ограничивая и стимулируя экспорт и импорт конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественных товаров.
Таможенная политика осуществляется через финансовый механизм, включающий такие элементы как таможенный тариф и таможенные пошлины, налог на возимые товары, акцизы и прочие таможенные сборы. Контролируют осуществление таможенно-тарифной политики таможенные органы, во главе которых стоит Федеральная таможенная служба.
Основные документы, регулирующий механизм таможенной политики – это Таможенный кодекс РФ и закон «О таможенном тарифе», принятые в 1993 г.
В настоящий момент Россия стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенной политики, стремясь к гармонизации и унификации таможенных процедур в соответствии с общепринятыми международными нормами и практиками.
Но в связи с этим следует отметить, что современная таможенная политика России вступает в противоречие с условиями вхождения во Всемирную торговую организацию. Особо значимую роль здесь играют тарифные переговоры в рамках присоединения страны к ВТО, на которых торговые партнеры России весьма жестко требуют от нее радикального открытия национального рынка. Исполнение такого требования (а именно тарифное разоружение) неизбежно приведет к ущемлению интересов отечественных производителей.
Но таможенная система России имеет большой опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, его внутреннего потребительского рынка, промышленности и сельского хозяйства. История свидетельствует, что «таможенное покровительство» уже имело решающее значение для становления и развития таких отраслей как нефтяная, нефтеперерабатывающая отрасли промышленности, строительство железных дорог, экспорт зерна и прочие отрасли. Так что опыт есть и его нужно использовать.
Приложение 1
Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации.
1. Австралия
2. Австрия
3. Албания
4. Ангола
5. Аргентина
6. Афганистан
7. Бангладеш
8. Бельгия
9. Бенин
10. Болгария
11. Боливия
12. Босния и Герцеговина
13. Ботсвана
14. Бразилия
15. Буркина-Фасо
16. Бурунди
17. Великобритания
18. Венгрия
19. Венесуэла
20. Вьетнам
21. Габон
22. Гайана
23. Гамбия
24. Гана
25. Гвинея
26. Гвинея Бисау
27. Гондурас
28. Гренада
29. Греция
30. Дания
31. Джибути
32. Египет
33. Заир
34. Зимбабве
35. Замбия
36. Израиль
37. Индия
38. Индонезия
39. Иордания
40. Ирак
41. Иран
42. Ирландия
43. Исландия
44. Испания
45. Италия
46. Йемен
47. Кабо Верде
48. Камбоджа
49. Камерун
50. Канада
51. Катар
52. Кения
53. Кипр
54. Китай
55. Колумбия
56. Конго (Браззавиль)
57. КНДР
58. Корея
59. Коста-Рика
60. Куба
61. Кувейт
62. Лаос
63. Латвия
64. Ливан
65. Ливия
66. Либерия
67. Литва
68. Люксембург
69. Маврикий
70. Мавритания
71. Мадагаскар
72. Македония
73. Малайзия
74. Мали
75. Мальта
76. Марокко
77. Мексика
78. Мозамбик
79. Монголия
80. Мьянма
81. Непал
82. Нигерия
83. Нидерланды
84. Никарагуа
85. Новая Зеландия
86. Норвегия
87. Пакистан
88. Оман
89. Панама
90. Перу
91. Польша
92. Португалия
93. Руанда
94. Румыния
95. Сальвадор
96. Сан-Томе и Принсипи
97. Сингапур
98. Сирия
99. Словацкая Республика
100. Словения
101. Сомали
102. Судан
103. США
104. Сьерра-Леоне
105. Таиланд
106. Танзания
107. Тунис
108. Турция
109. Уганда
110. Уругвай
111. Филиппины
112. Финляндия
113. Франция
114. Чили
115. Швейцария
116. Швеция
117. Шри-Ланка
118. Эквадор
119. Экваториальная Гвинея
120. Эфиопия
121. Югославия
122. Южно-Африканская Республика (ЮАР)
123. Ямайка
124. Япония
125. Европейский Союз и Европейское
126. ФРГ
127. Хорватия
128. Чад
129. Чешская Республика
130. Сообщество по атомной энергии
Приложение 2
Перечень развивающихся стран – пользователей системой преференций Российской Федерации
1. Албания
2. Алжир
3. Ангола
4. Антигуа и Барбуда
5. Антилья
6. Аргентина
7. Аруба
8. Багамские острова
9. Барбадос
10. Бахрейн
11. Белиз
12. Бермудские острова
13. Болгария
14. Боливия
15. Бразилия
16. Британские Виргинские острова
17. Бруней
18. Венесуэла
19. Вьетнам
20. Габон
21. Гайана
22. Гана
23. Гватемала
24. Гондурас
25. Гонконг
26. Гренада
27. Доминика
28. Доминиканская Республика
29. Египет
30. Зимбабве
31. Индия
32. Индонезия
33. Иордания
34. Ирак
35. Иран
36. Каймановы острова
37. Камерун
38. Катар
39. Кения
40. Кипр
41. Китай
42. КНДР
43. Колумбия
44. Конго
45. Корея
46. Коста-Рика
47. Кот-д’Ивуар
48. Куба
49. Кувейт
50. Кука остров
51. Ливан
52. Ливия
53. Маврикий
54. Македония
55. Мальта
56. Малайзия
57. Марокко
58. Маршалловы острова
59. Мексика
60. Микронезия
61. Монголия
62. Монтсеррат
63. Намибия
64. Науру
65. Нигерия
66. Нидерландские Антильские острова
67. Никарагуа
68. Ниуэ
69. Объединенные Арабские Эмираты
70. Оман
71. Острова Св. Елены
72. Острова Теркс и Кайкос
73. Пакистан
74. Панама
75. Папуа-Новая Гвинея
76. Парагвай
77. Перу
78. Румыния
79. Сальвадор
80. Саудовская Аравия
81. Свазиленд
82. Сейшельские острова
83. Сенегал
84. Сент-Винсент и Гренадины
85. Сент-Китс и Невис
86. Сент-Люсия
87. Сингапур
88. Сирия
89. Словения
90. Суринам
91. Таиланд
92. Токелау
93. Тонга
94. Тринидад и Тобаго
95. Тунис
96. Турция
97. Уругвай
98. Фиджи
99. Филиппины
100. Хорватия
101. Чили
102. Шри-Ланка
103. Эквадор
104. Югославия
105. Ямайка
106. Югославия
Перечень наименее развитых стран – пользователей системой преференций Российской Федерации
1. Афганистан
2. Бангладеш
3. Бенин
4. Босния и Герцеговина
5. Буркина-Фасо
6. Бурунди
7. Ботсвана
8. Бутан
9. Вануату
10. Гаити
11. Гамбия
12. Гвинея
13. Гвинея-Бисау
14. Джибути
15. Заир
16. Замбия
17. Йемен
18. Кабо Верде
19. Камбоджа
20. Кирибати
21. Коморские острова
22. Лаос
23. Лесото
24. Либерия
25. Мавритания
26. Мадагаскар
27. Малави
28. Мали
29. Мальдивы
30. Мозамбик
31. Мьянма
32. Непал
33. Нигер
34. Руанда
35. Западное Самоа
36. Сан-Томе и Принсипи
37. Соломоновы острова
38. Сомали
39. Судан
40. Сьерра-Леоне
41. Танзания
42. Того
43. Тувалу
44. Уганда
45. Центрально Африканская Республика
46. Чад
47. Экваториальная Гвинея
48. Эфиопия
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Описание учебных пособий:
1. Бакаева О. Ю. «Таможенные фискальные доходы:
правовое регулирование». Москва, 2005
2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. «Внешнеэкономические связи». Москва, 2001
3. Белозеров С. А., Горбушина С. Г. «Финансы». Москва, 2004
4. Бондаренко Н. П. «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД». Ростов-на-Дону, 2007
5. Данильцев А. В., Данилова Е. В., Захаров А. В., Иванов А. С., Медведков М. Ю. «Основы торговой политики и правила ВТО». Москва, 2005
6. Ершов А. Д. «Международные таможенные отношения». Санкт – Петербург, 2000
7. Миляков Н. В. «Таможенная пошлина». Москва, 2004
8. Прокушев Е. Ф. «Внешнеэкономическая деятельность». Москва, 2000
9. Романова Е. В. «Таможенные платежи». Санкт – Петербург, 2005
10. Свинухов В. Г. «Таможенное дело». Москва, 2005
11. «Таможенный тариф РФ» // под общей ред. Мячина А. Н. Санкт – Петербург, 2002
12. «Таможенное право» // под ред. Бакаевой О. Ю. Москва, 2008
13. «Таможенное право» // под ред. Рассолова М. М., Эриашвили Н. Д. Москва, 2007
14. Тимошенко И. В. «Таможенное право России». Ростов-на-Дону, 2002
15. Тимошенко И. В. «Таможенное регулирование ВЭД». Москва, 2003
16. «Финансовая политика России» // под ред. Набиева Р. А., Тактарова Г. А. Москва, 2007
17. «Финансы» // под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В., Сабанти Б. М. Москва, 2007
18. Халипов С. В. «Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры (Комментарии к ТК РФ и краткий словарь специальной терминологии)». Москва, 2004
19. Шуляк П. Н. «Ценообразование». Москва, 1998
Описание энциклопедий, справочных пособий:
1. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Москва, 2004
Описание Интернет-ресурсов:
1. www.dpr.ru
2. www.sbo-paper.ru
3. www.tamognia.ru
[1] Список таких стран представлен в Приложении 1.
[2] Список стран – пользователей преференций РФ представлен в Приложении 2
[3] Согласно п.12 ст.18 ТК РФ таможенный режим определяется как совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей. Под термином «таможенные цели» понимаются, прежде всего цели таможенного оформления и контроля.
[4] Например, вывезти из России коллекцию живописи XVI – XVIIвв. в режиме экспорта невозможно, поскольку она является не только чьей-то частной собственностью, но и одновременно достоянием государства. А вот в режиме временного вывоза, к примеру, с целью показа на какой-либо зарубежной выставке, – можно.