Выдержка из текста работы
Вопрос таможенной проверки регламентирован ст. 122 ТК ТС, порядок проведения таможенных проверок регламентирует гл. 19. Таможенными органами проводится проверка соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством ТС и законодательством государств — членов ТС.
Все большую актуальность приобретают вопросы приведения форм и методов деятельности таможенных органов государств — членов ТС в соответствие с принятыми в мировой практике. В Киотской конвенции провозглашается принцип максимального использования автоматизированных систем, внедрения технологий анализа и управления рисками, включая анализ рисков и выборочный контроль, а также использование последующего контроля или постаудита.
Таможенная проверка — это один из основных способов осуществления таможенного контроля, который применяется в большинстве стран мира.
В условиях действия Таможенного союза эта проблема остается актуальной. Смысл применения таможенной проверки заключается в выборочном таможенном контроле. После выпуска товаров проводится так называемая внешняя проверка непосредственно на предприятии.
Таможенная проверка, основанная на системе управления рисками, позволяет с большей степенью вероятности выявить признаки правонарушений, совершенных участниками внешнеэкономической деятельности, а также конкретные, относимые к рисковым, внешнеторговые сделки и совершающих эти сделки участников ВЭД.
Таможенный контроль после выпуска дает реальную возможность определить соответствие сведений, заявленных при таможенном декларировании, фактическим данным внутреннего учета участников ВЭД. Это позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего таможенного контроля, получить наиболее реальную картину внешнеторговых сделок и наиболее полные сведения о законопослушности участников ВЭД. На сегодняшний день основной формой, позволяющей это сделать выступает таможенная проверка.
Все вышесказанное определило актуальность и значимость выбранной темы, что позволило сформулировать цель и задачи исследования.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей таможенной проверки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие, сущность и порядок проведения таможенных проверок;
рассмотреть виды таможенных проверок;
изучить контрольно-инспекционную деятельность таможенных органов;
рассмотреть выбор объектов таможенной проверки и проведение подготовительных мероприятий;
изучить методы проведения таможенной проверки;
провести оценку результативности таможенных проверок на примере отдела таможенного контроля после выпуска товаров Центральной акцизной таможни.
Объектом данной курсовой работы является таможенная проверка, а предметом нормативно-правовое регулирование проведения таможенных проверок.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические особенности таможенной проверки
1.1Понятие, сущность и порядок проведения таможенных проверок
Таможенный кодекс таможенного союза (далее — ТК ТС) содержит значительное количество изменений и нововведений. Помимо изменений в понятийном аппарате данный Кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяются их правовая природа и смысловое наполнение, что потребует перестройки организации деятельности таможенных органов РФ.
В соответствии с ТК ТС, камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств — членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
Порядок проведения таможенных проверок регулирует глава 19 ТКТС. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).
Выездная таможенная проверка входит в порядок проведения таможенных проверок и регулируется ст. 132 ТКТС.
Таможенная проверка проводится таможенными органами с целью контроля соблюдения лицами требований, установленных законами ТС и законодательством стран — участниц Таможенного союза.
Таможенная проверка осуществляется в отношении таких проверяемых лиц:
— декларант <#»justify»>При проведении таможенной проверки, таможенными органами проверяются такие сведения:
) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
) соблюдение требований, установленных законом, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
) соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС;
) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС.
В ходе проведения таможенной проверки осуществляются:
—проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;
—выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, способствующих этому;
—выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение;
—определение текущих и перспективных направлений таможенного контроля за деятельностью участников ВЭД и иных проверяемых лиц путем использования системы анализа и управления рисками, а также анализа эффективности механизмов таможенного контроля;
—создание информационно-аналитической базы результатов таможенных ревизий и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле (актуализация рисков) для своевременного воздействия на указанные процессы;
—получение, обработка и систематизация информации о деятельности проверяемых лиц в целях устранения недостатков в планировании, организации и проведении таможенного контроля подразделениями таможенных органов.
При таможенной проверке осуществляется сопоставление данных, содержащихся в представленных документах, и других сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном законом порядке.
Могут использоваться и другие формы таможенного контроля.
Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов.
Порядок оформления результатов таможенной проверки, а также порядок принятия решений по данным результатам определяется законодательством государств — членов Таможенного союза.
При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления, таможенными органами принимаются соответствующие меры.
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.
С июля 2010 года в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее — ТК ТС) понятие таможенная ревизия заменено на таможенную проверку. Были введены новые нормативные правовые документы, регулирующие проведение таможенной проверки:
— Таможенный кодекс Таможенного союза;
Приказ ФТС России от 06.07.2012 № 1372;
Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376.
.2 Виды таможенных проверок
Таможенная проверка проводится в камеральной и выездной формах (рис. 1.1). Проведение таможенной проверки допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Камеральная таможенная проверка — это процедура изучения и анализа сведений, содержащихся в декларациях и документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
Рис. 1.1. Формы проведения таможенной проверки
Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).
Камеральные таможенные проверки не ограничены в периодичности проведения.
При выездной таможенной проверке таможенный орган выезжает в место нахождения юридические лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности.
Выездная проверка может быть плановой или внеплановой и проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки).
Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:
) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора), свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства;
) заявление лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;
) обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
) иные основания, предусмотренные законодательством государств — членов Таможенного союза.
Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам камеральной таможенной проверки, а также по результатам применения иных форм таможенного контроля.
Если возникает необходимость проверить данные, представленные проверяемым лицом, таможенный орган может проводить встречную выездную таможенную проверку у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.
Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года.
Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки проверяемому лицу направляется уведомление о запланированной проверке. Начало плановой поверки должно быть не ранее, чем через 15 дней после поучения уведомления проверяемым лицом.
Во время проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.
Срок проведения выездной таможенной проверки должен составлять не более двух месяцев. В случае необходимости, проверяющий таможенный орган может пролить этот срок еще на месяц.
При осуществлении проверки, должностные лица таможенного органа должны предъявить проверяемому лицу решение о проведении таможенной проверки и служебные удостоверения. После этого проверяемое лицо обязано обеспечить доступ должностных лиц на объект.
Проверяемое лицо имеет право не пустить должностных лиц таможенного органа на объект, если:
) решение и (или) служебные удостоверения не предъявлены;
) должностные лица таможенных органов не указаны в решении;
) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.
В случае необоснованного отказа проверяемого лица впустить проверяющих, они вправе входить на объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех таких случаях таможенные органы уведомляют прокурора в течение суток.
Проведению таможенной проверки предшествуют подготовительные мероприятия, заключающиеся в сборе и анализе информации о деятельности проверяемого лица, в том числе материалов предыдущих проверок, информации, поступившей из структурных подразделений таможенного органа, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов. О результатах подготовительных мероприятий докладывается в письменном виде начальнику таможенного органа с обоснованными выводами о целесообразности или нецелесообразности назначения таможенной проверки.
Алгоритм назначения таможенной проверки представлен на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Алгоритм назначения таможенной проверки
Датой начала проведения таможенной проверки является дата окончания подготовительной работы.
1.3 Контрольно-инспекционная деятельность таможенных органов
Контрольно-инспекционная деятельность таможенных органов представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых должностными лицами подразделений таможенной инспекции (отделы таможенного контроля после выпуска товаров) по контролю за:
—законностью перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза;
—достоверностью сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном декларировании и влияющих на применение мер тарифного и нетарифного регулирования;
—деятельностью декларантов и лиц, и не выступающих в качестве декларанта, а также таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков и лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, с целью выявления и предотвращения фактов неуплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов или ограничений, установленных таможенным кодексом Таможенного союза.
Подразделения таможенной инспекции были созданы в 1995 году путем преобразования Контрольно-ревизионного управления Государственного таможенного комитета РФ. В 2012 году преобразованы в отделы таможенного контроля после выпуска товаров.
В целом можно выделить три основные функции, выполняемые таможенной инспекцией:
контролирующую;
координирующую;
организационную.
Взаимосвязь и содержание функций представлены на рис. 1.3.
Выполняя контролирующую функцию, таможенная инспекция (ОТКПВТ) осуществляет:
проведение информационно-аналитической работы по контролю за деятельностью участников внешнеторговых операций;
организацию и проведение плановых, выборочных и других инспекционных проверок участников ВЭД;
обобщение, систематизацию и анализ результатов внешнеэкономической деятельности предприятий и на этой основе подготовку предложений по совершенствованию их работы.
Рис.1.3. Функции таможенной инспекции
Координирующая функция реализуется в сфере взаимодействия таможенных органов с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами. В условиях рыночной экономики эта функция будет получать все большее развитие в части:
анализа результатов взаимодействия таможенных органов с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами;
организации взаимодействия и проведения совместных проверок предприятий — участников ВЭД по конкретным направлениям, выявления причин и условий, способствующих уклонению хозяйственных субъектов от уплаты таможенных платежей в государственный бюджет;
усиления взаимодействия в пределах своей компетенции с заинтересованными государственными органами, союзами производителей, экспортеров и импортеров, транспортными, страховыми и другими организациями по вопросам контроля за деятельностью предприятий — участников ВЭД.
При этом важным моментом реализации координирующей функции является разработка совместных нормативно-правовых актов и создание информационно-аналитической базы деятельности этих органов.
Актуальность межведомственного взаимодействия определяется не только потребностями реализации таможенной инспекцией своих функций. Сотрудничество подразделений таможенной инспекции с контрольно-инспекционными подразделениями других ведомств и служб должно быть ориентировано на интеграцию всей таможенной службы в единую систему органов исполнительной власти.
Анализ результатов деятельности подразделений таможенной инспекции показывает, что основными направлениями повышения эффективности работы собственно таможенной инспекции могут стать:
совершенствование методического обеспечения по вопросу проведения таможенных ревизий предприятий — участников ВЭД;
развитие взаимодействия с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами;
развитие кадрового потенциала подразделений таможенной инспекции.
Опыт показывает, что деятельность подразделений таможенной инспекции должна осуществляться на всех этапах таможенного декларирования и таможенного контроля (до начала проведения таможенных процедур, при декларировании товаров, после выпуска товаров).
Проверочные мероприятия до начала таможенного декларирования проводятся в целях проверки возможности участника ВЭД гарантировать соблюдение требований таможенного законодательства ТС.
При производстве таможенного декларирования при необходимости проверочные мероприятия проводятся в целях проверки выполнения и соблюдения определенных условий таможенных процедур, а также в целях использования имеющейся информации для применения дифференцированного выборочного контроля. Место подразделений таможенной инспекции на данном этапе должно определяться технологиями взаимодействия с функциональными подразделениями таможенных органов.
После выпуска товаров — в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном декларировании.
Основной формой проведения инспекционных мероприятий после выпуска товаров и транспортных средств является таможенная ревизия, проводимая в порядке, определенном ТК ТС, нормативными правовыми актами ФТС России.
Таможенная проверка — это основная форма проведения таможенного контроля после выпуска товаров, его наиболее перспективное направление и основа унификации с международными стандартами инспекционной деятельности.
Целями проведения таможенной проверки являются:
сокращение времени таможенного декларирования;
обеспечение поступления в полном объеме причитающихся таможенных платежей в федеральный бюджет;
Основной задачей проведения таможенной проверки, является обеспечение достоверности заявляемых при таможенном декларировании декларантом сведений, влияющих на исчисление и уплату таможенных платежей.
Реализация указанной задачи должна проводиться с использованием системы анализа и управления риска, что позволит:
рационально распределять ресурсы таможенных органов при осуществлении проверочных мероприятий по принципу выборочности;
перенести акцент на таможенный контроль после выпуска товаров без ущерба его эффективности при одновременном сокращении времени на таможенное оформление, упрощении таможенных процедур и уплате таможенных платежей в полном объеме.
Подразделениями таможенной инспекции накоплен значительный практический опыт проведения контрольных мероприятий, позволяющий эффективно противодействовать таможенным правонарушениям.
Глава 2. Анализ методических основ проведения таможенной проверки
.1 Выбор объектов таможенной проверки и проведение подготовительных мероприятий
В целом подготовительные мероприятия, предшествующие проведению таможенной проверки, можно условно разбить на три этапа, рис. 2.1.
Рис. 2.1. Алгоритм проведения подготовительных мероприятий
На первом этапе проводится проверка учредительных и регистрационных документов организации, которые представляются участниками ВЭД в таможенные органы при производстве таможенного декларирования.
Необходимость проведения данного этапа связана с тем, что, расширяется практика использования фирм — «однодневок», предприятий, зарегистрированных в оффшорных зонах, преднамеренное разделение участниками ВЭД различных видов хозяйственных операций по продвижению импортируемых товаров на внутренний рынок. Все это в свою очередь повышает значимость сотрудничества таможенной службы с другими правоохранительными органами, усиливает требования к координации и оперативности подобного межведомственного взаимодействия.
Основными документами, используемыми при проведении данного этапа проверочных мероприятий, являются: учредительный договор и устав организации, свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет в налоговом органе, свидетельство о внесении в единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, справки о наличии счетов в кредитных учреждениях, документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный капитал, лицензии и разрешения на определенные виды деятельности. Особое внимание на данном этапе уделяется изучению учредительного договора и устава организации, что позволяет определить: состав учредителей (акционеров) организации, величину уставного капитала, исполнительный орган, цели создания организации, основные виды деятельности, местонахождение организации. При этом необходимо обратить внимание на специфические особенности создания и функционирования фирмы с целью возможного отнесения выбранного объекта проверки к фирме — «однодневке».
На втором этапе при необходимости направляются запросы в другие таможенные органы, в которых проверяемым лицом осуществляется таможенное декларирование товаров, в налоговые органы по месту государственной регистрации юридического лица, в кредитные учреждения, в которых организацией открыты счета. Целью настоящих запросов является выяснение, существует ли задолженность проверяемого предприятия по уплате налогов и сборов, в том числе таможенных платежей, наличие в предыдущем году административных правонарушений в области таможенного дела, уточнение порядка расчетов с иностранными контрагентами.
Проверке подвергаются такие документы, как бухгалтерская отчетность организации (все формы отчетности), представленная налоговой инспекцией, а также представленные банком документы по расчетам с иностранными партнерами.
Бухгалтерская отчетность организации является основным источником проведения анализа финансового состояния организации, при котором определяются показатели финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности предприятия. Подобный анализ позволит выявить предприятия, которые являются неплатежеспособными, качественно улучшить деятельность подразделений таможенной инспекции по противодействию «фирмам-однодневкам».
На третьем этапе проводится анализ внешнеэкономической деятельности проверяемой организации.
Основными документами и источниками информации данного этапа подготовительных мероприятий являются электронная база данных таможенного органа и декларации на товары с прилагаемыми к ним документами.
О результатах подготовительной работы докладывается в письменном виде начальнику таможни с одновременным представлением проекта решения о проведении таможенной проверки, подготавливается требование руководителю проверяемого лица о представлении документов и сведений.
В зависимости от задач таможенной проверки используются различные проверочные мероприятия, основные из которых рассмотрены в следующем параграфе данной главы курсовой работы.
.2 Методы проведения таможенной проверки
При проведении таможенной проверки осуществляются контрольно-инспекционные мероприятия, в ходе которых из нескольких источников и разными методами получают данные, свидетельствующие о наличии признаков нарушения предприятием законодательства Таможенного союза о таможенном деле, которые могут служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, или отсутствие таких признаков. Под данными, свидетельствующими о признаках нарушений таможенных правил, или их отсутствии понимается информация, документы и сведения, полученные в ходе проверки, как от проверяемого предприятия, так и от третьих лиц, а также информация, полученная в результате анализа таких сведений и документов, позволяющая оценить достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия и их соответствие требованиям законодательства РФ.
Особое внимание уделяется достоверности данных, полученных от проверяемого предприятия.
Источниками получения таких данных могут являться:
первичные документы, регистры бухгалтерского учета предприятия;
результаты предыдущих проверок;
бухгалтерская отчетность;
результаты сопоставления различных документов организации, а также их сопоставление с данными ДТ и других документов, представленных при таможенном декларировании товаров;
результаты осмотра территорий и помещений, а также результаты осмотра и досмотра товаров;
результаты инвентаризации имущества организации;
другие источники в рамках действующего законодательства РФ.
Методы, используемые при проведении таможенной проверки, могут включать методы документального контроля и методы фактического контроля (сопоставление параметров товаров с заявленными о них сведениями). Группировка методов представлена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Методы контроля, используемые при проведении таможенной проверки
К методам документального контроля относятся методы формально-правовой проверки документов, методы проверки достоверности отраженных в документах операций, финансовый анализ. Методы формально-правовой проверки документов заключаются в проверке соблюдения правил составления и подлинности оформления документов, а также в проверке соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, то есть соответствия отраженных в документах операций установленным правилам.
К методам проверки достоверности отраженных в документах операций можно отнести:
сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций;
получение информации от третьих лиц о реальности остатков на счетах денежных средств, счетов расчетов и т.д.;
проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;
проведение аналитических процедур (анализ и оценка полученной проверяющими информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей организации с целью выявления неправильно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности);
прослеживание (проверяющие исследуют отдельные первичные документы, проверяют отражение их данных в регистрах аналитического и синтетического учета, находят заключительную корреспонденцию счетов и убеждаются в правильности (неправильности) отражения в учете соответствующей операции);
арифметическая проверка расчетов (заключается в проверке арифметической точности источников и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов).
Финансовый анализ осуществляется на основе данных бухгалтерской отчетности. Цель использования методик финансового анализа — выявление предприятий, находящихся в критическом финансовом состоянии. Подобное положение может служить не только свидетельством потенциальной неплатежеспособности той или иной организации, но и побудительным мотивом к совершению таможенных правонарушений.
Аналитические процедуры сводятся в основном к проведению финансового анализа. Финансовый анализ предназначен для получения ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. На основе рассчитанных параметров можно судить о возможности организации выполнять обязанности по уплате таможенных платежей, а также определить направления проверки.
Методическое обеспечение подобной работы достаточно разработано. В практической деятельности, учитывая достаточно короткие сроки проведения проверочных мероприятий, могут быть использованы основные коэффициенты (величина чистых активов, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент покрытия, коэффициент рентабельности продаж). Возможно также применение коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности, используемого для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.
Информационной базой такого анализа должны стать данные бухгалтерского баланса предприятия на последнюю отчетную дату и приложения к нему. Указанные документы могут быть получены от подразделений ФНС России, на учете в которой стоит проверяемый участник ВЭД.
К методам фактического контроля относятся: таможенный осмотр помещений и территорий, таможенный осмотр, таможенный досмотр, инвентаризация, экспертная оценка, получение объяснений, справок.
При проведении таможенной проверки проверяющие исходят из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами РФ, до момента обнаружения нарушений законодательства Таможенного союза. При этом проверяющие принимают во внимание, что в силу объективных и субъективных причин возможно искажение получаемой информации, документы могут содержать ошибки.
При выявлении каких-либо несоответствий в бухгалтерских документах проверяющие анализируют их и определяют последствия использования таких документов организацией с точки зрения наличия признаков нарушения законодательства Таможенного союза о таможенном деле, учитывают их влияние на дальнейший ход таможенной проверки, принимают меры по закреплению следов нарушений, их квалификации и возбуждению дела об административном правонарушении.
.3 Оценка результативности таможенных проверок на примере отдела таможенного контроля после выпуска товаров Центральной акцизной таможни
Применение такой формы таможенного контроля как таможенная проверка позволяет провести проверочные мероприятия в отношении участников ВЭД уже после таможенного декларирования перемещаемых ими товаров и транспортных средств.
Эффективность применения данной формы таможенного контроля лучше всего может быть показана результатами проведенных таможенных проверок.
По результатам работы за 2013 год ОТК ПВТ ЦАТ была завершено 100 проверочных мероприятий: 96 проверок в форме камеральной таможенной проверки и 4 выездные таможенные проверки. Из них результативными являются 61.
По результатам проведенных ОТК ПВТ проверочных мероприятий за данный период в бюджет Российской Федерации доначислено 53,6 млн. руб. (53 632 тыс. руб.), взыскано средств на сумму 29,2 млн. руб. (29 218 тыс. руб.).
За предшествующий отчетный период, за 2012 год доначислено 17,3 млн. руб. (17 333 тыс. руб.), взыскано 24, 6 млн. руб. (24 597 тыс. руб.).
Динамика количества таможенных проверок в числе инспекционных мероприятий за период 2011-2013 гг. приведена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Динамика количества таможенных проверок в числе инспекционных мероприятий за период 2011-2013 гг
Долевое соотношение видов таможенной проверки и результативности за период 2011-2013 гг. приведено на рис. 2.4. — 2.5.
Рис. 2.4. Динамика количества по видам таможенных проверок за период 2011-2013 гг
Рис. 2.5. Динамика количества по результативности таможенных проверок за период 2011-2013 гг
Резкое увеличение количества проведенных таможенных проверок в 2013 году связано с нововведениями нормативно-правового и методического обеспечения данной формы таможенного контроля, а значительное увеличение повышения требований к ее результативности и порог количества таможенных проверок, установленный Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров.
Основные показатели по результатам деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 оказатели результативности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров ЦАТ в 2011-2013 году
Показатели201320122011Результативные 611722Нерезультативные3969Выездные413Камеральные963529Доначислено по выявленным правонарушениям (млн. руб.)53,617,39,7Взыскано по выявленным правонарушениям (млн. руб.)29,224, 619,1Количество заведенных дел об административных правонарушениях/ количество заведенных дел уголовных правонарушений114127169Всего таможенных проверок1003631
Основными направлениями проведения таможенного контроля после выпуска товаров являются представленные на рис. 2.6.
Рис. 2.6. Основные направления проведения таможенного контроля после выпуска товаров в 2013 году
Ниже приведем примеры таможенных проверок, наиболее типичных в работе отдела таможенного контроля после выпуска товаров Центральной акцизной таможни.
Рис. 2.7. Направления таможенных проверок проводимых отделом таможенного контроля после выпуска товаров Центральной акцизной таможни
В ходе общей таможенной проверки предприятия «А» был проведен анализ внешнеэкономического контракта предприятия, а также проверка соответствия его положений и осуществляемой внешнеэкономической деятельности. В результате проведенных проверочных мероприятий было установлено, что, осуществляя в рамках проверяемого контракта ввоз товаров, организацией была превышена сумма контракта на 14 тысяч Евро. Тем самым предприятием было допущено нарушение действующего законодательства ТС, связанное с перемещением через таможенную границу товаров с предоставлением таможенному органу недействующего документа. По выявленному правонарушению в отношении проверяемого лица был составлен протокол по статье 16.1 КоАП России, дело об административном правонарушении передано в районный суд на рассмотрение.
При проверке операций по реализации ввезенных товаров, проводимой в ходе общей таможенной проверки предприятия «В», было установлено, что этим предприятием было реализовано товаров больше, чем задекларировано в ДТ, ссылка на которую проставлялась в выставленных счетах-фактурах. При проведении сверки общего количества этих товаров, поступивших на предприятие с момента проведения инвентаризации, с учетом остатков на начало года и общего количества их реализации выявлено, что данные по реализации товаров превышают данные по их приобретению, представленные предприятием. По выявленным фактам, указывающим на недостоверное декларирование товаров, возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП России, которое передано в отдел административных расследований для проведения административного расследования.
В конце 2012 года проводились инспекционные мероприятия в отношении предприятия «С», основным вопросом которых была проверка соблюдения этим предприятием обязательства об использовании товаров для собственных нужд. Указанное обязательство было дано при таможенном декларировании подакцизных товаров. При проведении в ходе подготовительных мероприятий анализа учредительных документов предприятия и данных об его внешнеэкономической деятельности было обращено внимание на то, что номенклатура ввозимых товаров не соответствует тем видам деятельности, для осуществления которых это предприятие было создано. В ходе проведения проверки операций по реализации товаров были выявлены факты реализации проверяемых товаров. По выявленным фактам было возбуждено дело об административном правонарушении, заключающемся в нарушении ограничений при проведении операций с товарами. В соответствии с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении суммы штрафных санкций составили более 250 тысяч рублей.
Эффективной является и проверка порядка отражения внешнеэкономических операций по основным счетам бухгалтерского учета.
При проведении проверки целевого использования товаров, поступивших в адрес Международной межправительственной организации и оформленных со льготами по уплате таможенных платежей, было выявлено, что не все товары, поступившие в адрес организации, были приняты к бухгалтерскому учету. Дальнейшие проверочные мероприятия показали, что таможенный представитель, осуществлявший декларирование товаров, использовал возможность ввоза товаров со льготами по уплате таможенных платежей, заявляя при декларировании собственных товаров недостоверные сведения об их получателе. Тем самым было недополучено таможенных платежей около 3,5 млн. рублей. В отношении таможенного представителя было возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП России, а в отношении должностного лица таможенного представителя — уголовное дело. Суммы довзысканных таможенных платежей, пеней и наложенных штрафных санкций составляют более 5 млн. рублей.
При проведении таможенной проверки предприятия, перемещающего товары группы «риска» в ходе проверки порядка оприходования товаров по счетам бухгалтерского учета было установлено, что общая стоимость оприходованных товаров, оформленных по одной декларации на товары, соответствует стоимости этих товаров, заявленной при таможенном декларировании. Однако при проведении проверки приходных накладных, оформленных при поступлении этих товаров, по вопросу соответствия номенклатуры, количества и стоимости товаров данным, заявленным в декларации на товары, было выявлено, что при таможенном декларировании товаров их стоимость была перераспределена между товарами. При этом была увеличена стоимость тех товаров, в отношении которых установлена наименьшая ставка таможенной пошлины, и соответственно уменьшена стоимость тех товаров, в отношении которых ставка таможенной пошлины выше, что привело к недоплате таможенных платежей. К сожалению, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предприятие может быть привлечено к ответственности в течение одного года с момента совершения правонарушения. В связи с этим было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, так как срок наложения взыскания к моменту выявления правонарушения истек.
Как видно из приведенных примеров, таможенная проверка является весьма эффективной формой таможенного контроля, особенно в тех случаях, когда проверяемые лица допускают нарушения действующего законодательства Таможенного союза. Ее проведение позволяют не только их выявить правонарушения, но и собрать достаточную доказательную базу для привлечения лиц к ответственности.
таможенный контроль инспекционный
Заключение
Таможенная проверка — это один из основных способов осуществления таможенного контроля, который применяется в большинстве стран мира.
Таможенная проверка, основанная на системе управления рисками, позволяет с большей степенью вероятности выявить признаки правонарушений, совершенных участниками внешнеэкономической деятельности, а также конкретные, относимые к рисковым, внешнеторговые сделки и совершающих эти сделки участников ВЭД.
Под проверяемыми лицами понимаются:
—декларант;
—таможенный представитель;
—перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
—лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
—лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
—владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
—уполномоченный экономический оператор;
—иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
—лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении или пользовании находятся (находились) товары, полученные с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу ТС.
В условиях действия Таможенного союза круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, расширился. Теперь в перечень лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и могущих быть проверяемыми, включены и владельцы магазинов беспошлинной торговли, а также новый субъект таможенных правоотношений, появившийся в ТК ТС, — уполномоченный экономический оператор.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с ТК ТС таможенному контролю теперь могут подвергаться не только непосредственные участники ВЭД, таможенные органы получили право проводить таможенную проверку получателей (владельцев) товаров, которые формально иногда не являются субъектами таможенных правоотношений, поскольку не являются непосредственными сторонами внешнеэкономической сделки.
Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством ТС и законодательством государств — членов ТС.
При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, о которых говорилось ранее (перечень установлен ст. 110 ТК ТС).
Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки. Это разделение, появившееся в ТК ТС, напрямую заимствовано из налогового законодательства, а также такие нормы, как разделение выездных таможенных проверок на плановые и внеплановые (п. 2 ст. 132 ТК ТС); определение оснований для назначения внеплановой выездной проверки (п. 4 ст. 132); проведение встречной проверки (п. 7 ст. 132); установление ограничений периодичности проведения таможенных проверок (п. 7 ст. 132); закрепление обязанности направления проверяемому лицу уведомления о проведении плановой выездной проверки (п. 9 ст. 132); приостановление проведения выездной таможенной проверки (п. 12 ст. 132); перечисление прав и обязанностей должностных лиц, а также проверяемых лиц при проведении проверки (ст. 134, 135 ТКТС).
Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов государства — члена ТС в соответствии с законодательством государства — члена ТС.
Планом работы Центральной акцизной таможни на 2013 год утверждено, что январь — декабрь 2013 ОТКПВТ должен осуществить 100 проверок.
По результатам работы за 2013 год ОТКПВТ ЦАТ была завершено 100 проверочных мероприятий: 96 проверок в форме камеральной таможенной проверки и 4 выездные таможенные проверки. Из них результативными являются 61. По результатам проверочных мероприятий, осуществленных ОТКПВТ, в 2013 возбуждено 114 дел об АП.
По результатам проведенных ОТКПВТ проверочных мероприятий за данный период доначислено 53,6 млн. руб. (53 632 тыс. руб.), взыскано средств на сумму 29,2 млн. руб. (29 218 тыс. руб.). За предшествующий отчетный период, за 2012 год доначислено 17,3 млн. руб. (17 333 тыс. руб.), взыскано 24, 6 млн. руб. (24 597 тыс. руб.).
Таким образом, таможенная проверка представляет собой последующий контроль, поскольку он охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта за истекший период. Основное ее содержание — проверка соблюдения норм текущего законодательства. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности, позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля.
Список использованных источников
1.Таможенный кодекс <consultantplus://offline/ref=BED4DFA346EE146B3253C3E9C4D85872A7CA8994777AC55B5E466E32990B3CE67E9FA7E8272C8EA854x1J> Таможенного союза (Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=BED4DFA346EE146B3253C3E9C4D85872A7CA889C737AC55B5E466E329950xBJ> от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 23, ст. 2796).
.Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 № 376 (ред. от 09.12.2011), с изм., внесенными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».
.Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=BED4DFA346EE146B3253C3E9C4D85872A7C88B957474C55B5E466E32990B3CE67E9FA7E8272D8EAD54x7J> от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
4.Приказ <consultantplus://offline/ref=BED4DFA346EE146B3253C3E9C4D85872A7C8889D7770C55B5E466E329950xBJ> ФТС России от 30 декабря 2010 г. № 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок» (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2011, рег. № 19737) с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 3 октября 2011 г. № 2011.
5.Приказ ФТС России от 06 июля 2012 № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки».
6.Приказ ФТС России от 08 декабря 2006 № 1286 «Об утверждении Положения о Центральной акцизной таможне».
7.Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. 4-е изд.; перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 744с.
8.Волков А.Г. Контроль и ревизия Учебное пособие М.,: МЭСИ, 2010.
9.Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики: монография / Ю.М. Воронин. — М.: Финансовый контроль, 2012. — 432 с.
10.Пантелеев А.А. «Развитие системы взаимодействия органов таможенного, налогового и финансового контроля деятельности организаций». Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, РТА, 2009.
11.Попова Л.А., Колобкова В.А. Посттаможенный контроль и проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий — участников ВЭД: Учебное пособие. — М.: РИО РТА, 2005.- 132с.
.Свинухов В.Г., Сенотрусова В.С. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях Таможенного союза // Право и экономика. 2011. № 2.
13.Халипов С.В. Таможенное право. 5-е изд., исправл. и доп. — М.: ИКД Зерцало, 2012. — 276 с.
14.Пансков В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС / В.Г. Пансков, В.В. Федоткин. — СПб. : ИЦ Интермедия, 2014. — 580 с.
15.Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Таможенное право: учебник / В.Г. Свинухов, С.В. Сенотрусова. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. — 368 с.
.Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств И.В. Минакова, М.Е. Тихомиров. — Учебное пособие. — СПб. : ИЦ Интермедия, 2014.
17.Таможенный контроль. Учебник / под общей ред. В.А. Шамахова. — М: Софт Издат, 2011. — 288 с.
18.Таможенные операции, таможенный контроль и таможенные платежи в неторговом обороте. А.А. Костин, В.А. Чуб. Учебное пособие — СПб. : ИЦ Интермедия, 2014.
.Технологии таможенного контроля. М.Е.Тихомиров, К.В. Басарева, В.В. Коварда, Н.Е. Цуканова. Учебное пособие. — СПб. : ИЦ Интермедия, 2014.
20.Официальный сайт ФТС России
21.Информационная система «Виртуальная таможня»
Приложение 1
Результативность проведения проверочных мероприятий подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России в 2011 — 2012 годах
Приложение 2
Приложение
к Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки от ______ № ______
Образец
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
_____________________________________________________________
(наименование таможенного органа)
РЕШЕНИЕ
по результатам таможенной проверки
№ ________________________________
(дата) (место составления)
Начальник (заместитель начальника) либо лицо, уполномоченное в соответствии с приказом ________________ ____________ N ______
(наименование таможенного (дата) органа)
_________________________________________________ начальником
(наименование приказа)
____________________________________________________________
(наименование таможенного органа)
_____________________________________________________________,
(Ф.И.О.)
рассмотрев акт _______________ таможенной проверки от ______ № __
(выездной(камеральной)) (дата)
_____________________________________________________________
(наименование, ОГРН, ИНН, КПП юридического лица/фамилия и инициалы,
_____________________________________________________________,
ОГРНИП, ИНН индивидуального предпринимателя; место государственной регистрации, место фактического осуществления деятельности) проведенной _______________________________________________________________
(должность, структурное подразделение, инициалы, фамилии лиц, __________________________________________________________________
проводивших таможенную проверку)
_____________________________________________________________,
и иные материалы таможенной проверки,
УСТАНОВИЛ:
_____________________________________________________________
(описание выявленных фактов (признаков) нарушения таможенного
_____________________________________________________________
законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации со ссылкой на положения нормативных правовых актов, требования
_____________________________________________________________
которых нарушены, сведения о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных пошлин, налогов)
_____________________________________________________________
На основании изложенного, руководствуясь статьей 178 <consultantplus://offline/ref=BED4DFA346EE146B3253C3E9C4D85872A7C88B957474C55B5E466E32990B3CE67E9FA7E8272D8EAD54x7J> Федерального закона от 27 мая 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»,
РЕШИЛ:
. Принять следующие решения в области таможенного дела:
N п/п Наименование решения в области таможенного дела, которое необходимо принять в целях устранения допущенных нарушений 1 2 3 4
Начальник (заместитель начальника)
либо лицо, им уполномоченное _____________ _________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Второй экземпляр решения с ___ приложениями на __ листах получил:
(количество приложений)
__________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы, паспортные данные (подпись)
лица, получившего второй экземпляр решения)
"__" __________ 20__ г.
(дата получения второго экземпляра решения)
Для юридических лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано ___________ в течение 3-х
(наименование организации)
месяцев со дня его получения в соответствии со статьей 9 <consultantplus://offline/ref=BED4DFA346EE146B3253C3E9C4D85872A7CA8994777AC55B5E466E32990B3CE67E9FA7E8272C87AF54x7J> Таможенного
кодекса Таможенного союза и главой 3 <consultantplus://offline/ref=BED4DFA346EE146B3253C3E9C4D85872A7C88B957474C55B5E466E32990B3CE67E9FA7E8272C84A954x4J> Федерального закона от 27 ноября 2010
г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в
вышестоящий таможенный орган
____________________________________________________________,
(наименование таможенного органа)
находящийся по адресу: _________, либо в соответствии со статьей 198 <consultantplus://offline/ref=BED4DFA346EE146B3253C3E9C4D85872A7C9889A7071C55B5E466E32990B3CE67E9FA7E8272D84AB54x3J>
(адрес таможенного органа)
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд
______, находящийся по адресу ________________________________.
(город) (адрес Арбитражного суда)
Для физических лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано __________ в течение 3-х
(Ф.И.О.)
месяцев со дня его получения в соответствии со статьей 9 <consultantplus://offline/ref=1D63230CF34B039BD0048A7E92578C7A3CD3590390983C4C18B95370E77DE4ED88DC16B6CED66C8366x5J> Таможенного кодекса Таможенного союза и главой 3 <consultantplus://offline/ref=1D63230CF34B039BD0048A7E92578C7A3CD15B0293963C4C18B95370E77DE4ED88DC16B6CED66F8566x6J> Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в вышестоящий таможенный орган
____________________________________________________________,
(наименование таможенного органа)
находящийся по адресу: ________, либо в соответствии со статьей 254 <consultantplus://offline/ref=1D63230CF34B039BD0048A7E92578C7A3CD15E0C95983C4C18B95370E77DE4ED88DC16B6CED76C8466x1J>
(адрес таможенного органа)
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд по месту жительства или в _________________ _____________, находящийся
(наименование суда) (город)
по адресу: _____________________________________________.
(адрес Арбитражного суда)
Приложение 3
Приложение N 3
к Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров
Журнал учета аналитической информации, полученной в результате анализа функционального (уполномоченного) подразделения
N п/пДата поступления информации Дата документаНомер документаНаименование функционального (уполномоченного подразделенияРезультаты рассмотрения информации Дата рассмотрения информацииПрим. 1 2 3 4 5 6 7 8
— номер по порядку поступления документов в соответствии с установленным порядком делопроизводства;
— дата поступления информации в уполномоченное подразделение из функционального подразделения либо дата согласования информационно-аналитической справки начальником уполномоченного подразделения;
— дата согласования информационно-аналитической справки начальником функционального (уполномоченного) подразделения;
4 — номер служебной записки функционального подразделения, оформленной в соответствии с пунктом 9 Инструкции, либо информационно-аналитической справки уполномоченного подразделения;
— сокращенное обозначение функционального (уполномоченного) подразделения;
— в случае принятия решения:
) начальником таможенного органа (либо лицом, его замещающим) решения о целесообразности таможенного контроля после выпуска товаров указывается "целесообразно" и дата наложения соответствующей резолюции на докладной записке уполномоченного подразделения в порядке, установленном пунктом 13 Инструкции;
) уполномоченным подразделением решения об отсутствии оснований для проведения таможенного контроля после выпуска товаров в порядке, установленном пунктом 13 Инструкции, либо принятия решения начальником таможенного органа (либо лицом, его замещающим) о его нецелесообразности указывается "нецелесообразно" и дата направления соответствующей служебной записки в функциональное подразделение;
— номер номенклатурного дела уполномоченного подразделения в соответствии с установленным порядком делопроизводства, иная информация.
Приложение 4
Приложение № 2
к Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров
Состав
Сведений, указываемых функциональным подразделением таможенного органа при подготовке предложений о целесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств
Полное наименование лица, у которого предлагается провести таможенный контроль после выпуска товаров (организационная форма для юридических лиц);
адрес государственной регистрации, информацию о месте фактического нахождения исполнительного органа проверяемого лица (по возможности);
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причин постановки на учет (КПП), основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
информация о признаках нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле с приложением соответствующих материалов;
информация о результатах применения иных форм таможенного контроля;
предложения о необходимости привлечения к проведению таможенного контроля должностных лиц инициирующего подразделения или иных должностных лиц таможенных органов, специалистов (экспертов).