Выдержка из текста работы
Актуальность темы работы. Проблема использования административного задержания как одной из мер пресечения и обеспечения производства по делу об административном правонарушении в административном праве давно обсуждается в науке. Такой правовой институт, как задержание требует к себе особо пристального внимания, так как данная мера не только наиболее сильно ограничивает основные права и свободы человека, но и является одним из способов пресечения правонарушений. Данный способ профилактики правонарушений и обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается одним из основных и жестких в административном праве.
Административное задержание считается самой жесткой мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, поскольку существенно ограничивает конституционное право человека на свободу и личную неприкосновенность.
В настоящее время по распространенности применения административного задержания находится на втором месте после уголовно-правовой меры пресечения в виде подписки о невыезде. Ежегодно этой административно-процессуальной мере у нас в стране подвергаются примерно 1,5-2 млн. человек.
Степень разработанности темы. Являясь одной из мер пресечения и обеспечения по делам об административных правонарушениях, административное задержание обладает общими чертами, характерными для мер пресечения, основные аспекты которых рассматриваются в работах Н.А. Акинча, Ю.И. Азарова, А.Н. Ахнапова, Л.Б. Алексеевой, А.Д. Бурякова, А.Е. Белоусова, М.М. Гродзинского, С.И. Вершининой, З.Д. Еникеева, З.З. Зинатулина, Ф.М. Кудина, В.М. Корнукова, З.Ф. Ковриги, М.С. Строговича, А.М. Сербулова и других авторов.
Среди ученых, уделивших внимание проблемам применения административного задержания, следует назвать таких ученых как А.Н. Ахпанов, В.Н. Авдеев, Б.Б. Булатов, А.Н. Балашов, Д.М. Бакаев, А.П. Гуляев, В.Н. Галуз, А.И. Даньшина, И.А. Давыдова, З.Д. Еникеев, А.В. Ендольцева, Г.Н. Козырев, Н.Н. Ковтун, Э.К. Кутуев, В.А. Михайлов, И.Л. Петрухин, А.П. Рыжакова, В.В. Смирнов, И.З. Федоров, А.А. Цыпкин, О.И. Цоколова, В.В. Шимановский, А.А. Чувилев и др.
Целью исследования является комплексное изучение оснований, условий и процессуального порядка применения административного задержания как меры пресечения и меры обеспечения по делам об административных правонарушениях.
Для реализации поставленной цели определены следующие теоретические и научно-практические задачи:
—проанализировать административного задержания как меры пресечения и меры обеспечения по делам об административных правонарушениях е;
—осуществить анализ правовой природы административного задержания в административном производстве;
—исследовать основания и процессуальный порядок применения административного задержания как меры пресечения;
—сформулировать предложения по совершенствованию административного законодательства в области применения административного задержания.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются административно-процессуальные отношения, возникающие в сфере применения административного задержания в качестве меры пресечения; закономерности, возникающие в процессе реализации норм, регулирующих применение административного задержания в административно-процессуальной деятельности.
Предметом исследования выступает содержание административного- законодательства, регулирующего применение административного задержания в качестве меры пресечения , правоприменительная практика норм об административном задержании.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. В ходе исследования применялись формально-логический, социально — и сравнительно-правовой методы, методы конкретно-социологического исследования, а также методики системно-структурного анализа, обобщения документов и статистических данных.
1. Правовая природа административного задержания в административном праве
Конституция РФ гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Данное конституционное положение провозглашает одно из наиболее важных личных прав человека — право на личную неприкосновенность.
Наиболее часто применяемой мерой государственного принуждения, ограничивающей право граждан на свободу передвижения, в том числе и на личную неприкосновенность, является задержание.
Задержание как мера государственного принуждения может рассматриваться с позиций как административного, так и уголовно-процессуального законодательства. В Законе порядок применения данной меры принуждения объединяет в себе подходы и КоАП РФ, и УПК РФ. Нормы ч. 2 в определенной степени конкретизируют положения отдельных статей указанных нормативных правовых актов, поэтому имеют отсылочный характер.
Институт мер государственного принуждения занимает существенное место в системе гарантий обеспечения исполнения судопроизводством своего назначения. Именно эти меры воплощают и реализуют принципы и задачи административного и уголовного судопроизводства, связанные с преодолением действительного или возможного противодействия подозреваемого, обвиняемого нормальному производству по уголовному делу, обоснованному и справедливому применению закона.
Меры пресечения — это предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого. Применение мер пресечения в административном праве связано с ограничением основных прав и свобод человека. При этом, применяя меры пресечения, органы, осуществляющие административно-правовую деятельность, ограждают граждан от незаконного воздействия на них. В этом отношении можно прямо указывать, что меры пресечения в российском праве (и уголовном, и административном) стоят на охране прав, свобод и законных интересов личности.
Меры пресечения всегда связаны с ограничением или лишением свободы, имущественных и личных неимущественных прав в целях пресечения или предупреждения уклонения от административного ареста, продолжения воспрепятствования производству по административному делу либо правонарушения, а также в целях обеспечения исполнения решения по делу об административном правонарушении.
При применении мер пресечения необходимо избрать именно ту меру, которая по выявленным обстоятельствам конкретного дела настоящим образом необходима и соразмерна, чтобы ущемление прав и свобод задержанного лица, совершившего административное правонарушение, было действительно законно, обоснованно и по возможности минимально.
В соответствии с Конституцией РФ составной частью российской правовой системы являются международные договоры РФ и общепризнанные нормы и принципы международного права. Ст. 15 Конституции закрепляет приоритет указанных актов над российским законодательством. Данные положения свидетельствуют о необходимости учета правоприменительными органами положений ратифицированных международных договоров РФ. Важнейшее значение в сфере защиты прав человека в уголовном и административном производстве имеет Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод».
Как следует из ч. 1 ст. 5 Европейской конвенции, каждый имеет право на личную неприкосновенность и свободу, никакое лицо не может быть лишен свободы иначе как в… указанных в законе случаях и в установленном законом порядке, при этом предусмотренное законом задержание или заключение под стражу производится для того, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что существует необходимость предотвратить совершение им правонарушения или необходимо помешать ему скрыться после совершения такого правонарушения. В соответствии с ч. 3 ст. 5 указанной выше Конвенции каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с подпунктом «с» п. 1 названной статьи незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.
Конституция Российской Федерации предусматривает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. Обеспечение и защита этих прав весьма важны для любой личности.
В то же время право на свободу и личную неприкосновенность может быть ограничено в результате применения мер государственного принуждения. К ним, в частности, относятся меры пресечения, предусмотренные уголовно-процессуальным и административным законодательством. Наиболее радикальной мерой пресечения в административном производстве является административное задержание. В результате применения административного задержания личность в значительной мере подвержена ограничению своих конституционных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Административное задержание в качестве меры пресечения может быть избрано лишь при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. Административное задержание производится на основе норм административного законодательства.
Объективные и субъективные условия административного задержания служат критериями выделения соответственно двух групп основных тактических приемов, применяемых в процессе административного задержания:
—первая группа тактических приемов обусловлена объективными условиями проведения задержания, связанных с характером местности, где проводится задержание; проведением личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице и т.д.;
Основными направлениями разработки проблемы общих положений тактики административного задержания являются: развитие теоретических основ общих положений тактики административного задержания; совершенствование тактических приемов и рекомендаций по реализации общих положений тактики административного задержания; активизация применения данных различных отраслей научного знания; внедрение тактических приемов использования технических средств в практику административного задержания; выявление, обобщение и распространение передового опыта разработки и использования тактических приемов административного задержания; оптимизация форм взаимодействия должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание с органами исполнительной власти и общественными организациями (объединениями) и т.д.
Государство должно обеспечить содержание лица под стражей в условиях, совместимых с его человеческим достоинством, а также то, чтобы способ и метод исполнения этого не подвергал его страданиям и мукам такой интенсивности, которая бы превышала неизбежный уровень страданий, присущий заключению.
От административного доставления и административного задержания как меры пресечения и меры обеспечения по делам об административных правонарушениях следует отличать административный арест как меру административного наказания, хотя все эти меры связаны с изоляцией лица от общества и содержанием под стражей.
Административный арест (до 15 или 30 суток) как административное наказание назначается судьей за совершение прямо предусмотренных КоАП РФ административных правонарушений (ст. ст. 6.9, 6.12, 12.27, 19.3, 20.1, 20.21 и др.).
Цель административного задержания — обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ). Факт административного задержания сам по себе не свидетельствует о виновности задержанного лица в правонарушении. Не исключено ведь, что человек был задержан вместе с настоящими нарушителями просто по ошибке. Это может установить только суд.
2. Основания и процессуальный порядок применения административного задержания
.1 Порядок административного задержания. Гарантии законности и обоснованности административного задержания
Административное задержание в указанных в статье 27.3 КоАП РФ случаях вправе осуществлять:
) сотрудники (должностные лица) органов внутренних дел (полиции)
) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации
) сотрудники (должностные лица) военной автомобильной инспекции
) сотрудники пограничных органов,
) сотрудники таможенных органов,
) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию,
) судебные приставы.
марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», который детально регламентирует порядок осуществления сотрудниками полиции такой меры государственного принуждения, как задержание.
В соответствии со ст. 14 указанного Закона, полиция (в рамках административного задержания) имеет право задерживать:
лиц, которые уклоняются от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;
лиц, которые допустили нарушение правил действующего на данной территории комендантского часа;
В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан разъяснить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (задержанному лицу), его права.
Часть 2 ст. 14 Закона «О полиции» определяет исчерпывающий перечень лиц, которых сотрудники полиции имеют право задерживать. При этом по каждой из категорий задерживаемых лиц законодатель определяет, в каких пределах должны действовать сотрудники полиции и какими нормативными правовыми актами руководствоваться.
Соответственно, срок уголовно-процессуального задержания, а также его порядок будут определяться гл. 12 УПК РФ, а условия задержания лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены ст. 27.3 КоАП РФ.
В ч. 3 ст. 14 Закона «О полиции» установлен алгоритм действий сотрудника полиции, намеревающегося осуществить задержание. Данная норма направлена на обеспечение отдельных конституционных прав граждан. Наряду с действиями, предусмотренными ч. 4 ст. 5 Закона «О полиции» (назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина), сотрудник полиции также обязан разъяснить задержанному лицу его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
В соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру. Данная норма является бланкетной и указывает на необходимость указанные действия проводить в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом. Требования к личному досмотру, досмотру вещей, находящихся при физическом лице, определяются ст. 27.7 КоАП РФ, а к досмотру транспортного средства — ст. 27.9 КоАП РФ. Законодательство об административных правонарушениях предусматривает, что при осуществлении данных обеспечительных действий составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
На задержанного составляется протокол об административном задержании, копию которого могут ему вручить по его просьбе (ст. 27.4 КоАП РФ). В протоколе об административном задержании должны быть указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, подвергнутом административному задержанию, время, место и мотивы задержания (ч. 1 ст. 27.4 КоАП). В противном случае протокол об административном задержании может быть признан незаконным.
Протокол об административном задержании регистрируется и докладывается вместе с протоколом об административном правонарушении, послужившем основанием задержания, должностному лицу, полномочному принять решение об административном задержании.
В органах внутренних дел (полиции) при длительном административном задержании (до 48 часов и свыше 2 суток) задержанные могут содержаться в специальных приемниках для лиц, подвергнутых административному аресту. Помещение в изоляторы временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых лиц, задержанных в административном порядке, запрещается.