Содержание
ВВЕДЕНИЕ..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ.5
ГЛАВА 2. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ…11
ГЛАВА 3. ФИКСАЦИЯ ХОДА И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ И ИХ ОЦЕНКА..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.26
Выдержка из текста работы
Процессуальное законодательство допускает привлечение в качестве экспертов не только сотрудников экспертных учреждений, но и других лиц, обладающих специальными знаниями. Как показывает практика большинство судебных экспертиз производится в государственных экспертных учреждениях, поскольку выполнение экспертиз в подобных учреждениях обладает рядом преимуществ перед производством этих экспертиз “частными” экспертами, в частности, в государственных экспертных учреждениях:
имеется соответствующее оборудование, без которого зачастую невозможно производство экспертиз на современном научном уровне;
организована подготовка экспертных кадров и контроль за качеством выполняемых исследований;
возможно проведение сложных комплексных и комиссионных экспертиз;
осуществляются научные разработки новых методик экспертного исследования.
Организация производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях существенно облегчает для органов расследования и судов подбор экспертов и проверку их компетентности, т.к. это гарантируется системой подготовки экспертов по определенным направлениям с выдачей им квалификационных свидетельств на право производства экспертиз.
В настоящее время в стране действует широкая сеть судебно-экспертных учреждений Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и Министерства здравоохранения.
Судебно-экспертные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации
Централизованное организационно-методическое руководство экспертными подразделениями осуществляет Государственное учреждение Экспертно-криминалистический центр (ГУ ЭКЦ) МВД России. Он функционирует на правах Главного управления министерства и относится, согласно приказу № 330 (1998), к подразделениям, непосредственно подчиненным Министерству внутренних дел. Средним уровнем территориальных подразделений является экспертно-криминалистическое управление или отдел в самостоятельном субъекте Российской Федерации — области или республике. Первичным звеном являются отделы, отделения, группы, которые входят с организационно-штатную структуру районных (городских) отделов внутренних дел.
В экспертно-криминалистических подразделениях выполняются судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, почерковедческие, технические исследования документов, фоно- и видеофонографические, баллистические, портретные, холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожаро- и взрывотехнические.
Экспертизы выполняются с использованием методик, аппаратуры и других средств, принятых в отечественной и зарубежной судебно-экспертной практике. Наряду с производством судебных экспертиз сотрудники экспертно-криминалистических подразделений выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимая участие в проведении следственных действий, прежде всего в осмотрах мест происшествий.
Кроме процессуальной деятельности они проводят в установленном порядке экспертные исследования по заданиям подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; ведут экспертно-криминалистические картотеки и коллекции; разрабатывают совместно с другими подразделениями мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.
Экспертно-криминалистические подразделения оказывают практическую и методическую помощь следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в организации и использовании криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.
Экспертно-криминалистические подразделения осуществляют также профилактическую деятельность, выявляя на основе анализа материалов экспертной практики и иных форм своей деятельности условия, способствующие совершению преступлений, и разрабатывая предложения, направленные на их устранение.
Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации.
Данные учреждения создавались главным образом для обслуживания судов и органов прокуратуры.
Головным экспертным учреждением является Российский Федеральный Центр судебной экспертизы (РФЦСЭ), где осуществляются научные разработки и создаются новые методики исследования вещественных доказательств, а также производятся судебные экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов, в том числе традиционные криминалистические экспертизы всех видов (почерковедческая, автороведческая, техническая экспертиза документов, фототехническая, трасологическая, фоноскопическая, портретная, баллистическая, восстановления уничтоженных маркировочных обозначений); судебные экспертизы веществ и материалов, почвоведческие, биологические, экономические, инженерно-технические (автотехническая, пожарно-техническая, взрывотехническая и технологическая). РФЦСЭ, как правило, производит либо повторные и особо сложные экспертизы, которые по каким-либо причинам не могут выполняться в других экспертных учреждениях, либо первичные экспертизы для судебных и следственных органов следующих регионов: Москва, Московская, Брянская (отделение центра в Брянске), Тверская, Смоленская области.
В настоящее время система судебно-экспертных учреждений включает в себя 45 региональных лабораторий судебной экспертизы (в том числе Северо-западный региональный центр (в г. Санкт-Петербург), 6 центральных — Нижегородская, Северо-Кавказская, Средневолжская, Уральская, Воронежская и Сибирская), 27 иногородних подразделений (филиалов, отделов, экспертных групп), а также Российский федеральный центр судебной экспертизы в качестве ведущего учреждения.
Главным направлением деятельности всех экспертных учреждений Министерства юстиции является проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты.
Важным направлением работы Центра является подготовка научных и экспертных кадров. Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также правоохранительные органы, суды и юридические вузы методическими и информационными изданиями, переводами иностранной литературы по вопросам судебной экспертизы.
Система судебно-медицинских учреждений Российской Федерации.
Функции судебно-медицинского учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации выполняет Российский федеральный центр судебной медицины (РФЦСМ), начальник которого является одновременно Главным судебно-медицинским экспертом министерства.
В Российской Федерации судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) является государственной и входит в систему органов здравоохранения. К ее компетенции относятся:
экспертиза трупов в случаях насильственной смерти;
судебно-медицинское исследование трупов при подозрении на применение насилия или других обстоятельствах, обусловливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке;
экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста и разрешения иных вопросов, требующих познаний в области судебной медицины;
экспертиза вещественных доказательств;
экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.
Судебно-медицинские экспертизы проводятся в областных, краевых и республиканских бюро судебно-медицинской экспертизы, районных, межрайонных и городских отделениях судебно-медицинской экспертизы.
Система судебно-психиатрической экспертизы в России.
Ведущим звеном в системе государственных судебно-психиатрических учреждений России является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации. На него возложены функции практического экспертного учреждения, на основании которых он проводит первичные судебно-психиатрические экспертизы, а также наиболее сложные в экспертном отношении исследования.
Центр является общероссийским научно-методическим центром по судебной психиатрии, причем не только в области судебной экспертизы, но и принудительного лечения психических больных, совершивших общественно опасные деяния, организации психиатрической помощи в местах лишения свободы и пр.
Основным звеном государственной судебно-психиатрической экспертной системы в Российской Федерации являются судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК). Они организуются на правах структурных подразделений психиатрических учреждений общего профиля — психоневрологических диспансеров и психиатрических (психоневрологических) больниц. СПЭК проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении.
СПЭК подразделяются на амбулаторные и стационарные. В ряде случаев создаются “смешанные” судебно-психиатрические экспертные учреждения, правомочные проводить как амбулаторные, так и стационарные исследования.
2. Тактика получения образцов для сравнительного исследования
тактика государственный судебный расследование
В тактике производства следственного действия традиционно можно выделить три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный. Общими тактическими приемами производства являются законность, этичность, применение научно-технических средств, использование помощи специалистов.
После того как следователь придет к выводу о том, что для решения возникшего в ходе расследования вопроса требуется назначение экспертизы и для ее производства необходимы образцы для сравнительного исследования, начинается подготовка к проведению данного следственного действия. Подготовка к получению образцов для сравнительного исследования включает в себя ряд необходимых мероприятий, которые осуществляет следователь:
1) принимает решение о том, какие образцы должны быть получены и в каком количестве. Это решение вытекает из рассмотрения вопроса о назначении экспертизы. Для этого он анализирует материалы дела, консультируется со специалистами;
2) выносит постановление, бланк которого предусмотрен приложением 121 к ст. 476 УПК РФ*(203). В соответствии с ч. 3 ст. 202 УПК РФ о получении образцов для сравнительного исследования следователь выносит постановление, которое объявляется лицу, у которого должны быть получены образцы;
3) определяет круг участников с учетом выделения обязательных и факультативных. Обязательные участники — следователь и лицо, от которого получаются образцы. К числу факультативных относятся специалист, понятые и др.;
4) решает вопрос о времени проведения. При этом учитывает выбор момента проведения следственного действия и его продолжительность, а также соотношение с моментом назначения экспертизы, для обеспечения производства которой изымаются образцы;
5) определяет место производства, которое обусловливается спецификой следственного действия. В одних случаях образцы могут быть получены в кабинете следователя (например, образцы почерка), некоторые виды образцов возможно получить только в специализированных учреждениях, где имеются необходимые условия, аппаратура и т.д. Например, образцы крови целесообразно получать в условиях медицинского учреждения, поскольку там может быть обеспечена необходимая стерильность;
6) подготавливает необходимые технические средства: средства изготовления образцов (дактилоскопические карты, гипс, пластилин), средства фиксации, средства упаковки (конверты, пробирки, пакеты, вату).
Рабочий этап заключается в непосредственном получении нужных образцов в необходимых количествах. При изъятии образцов у лица рабочий этап следственного действия начинается с установления личности (проверки документов) и ознакомления данного лица с постановлением о получении образцов для сравнительного исследования. Проверка документов лица, у которого получают образцы для сравнительного исследования, обеспечит законность следственного действия и достоверность происхождения образцов.
В процессе получения должны строго соблюдаться требования законности, а также морально-этические нормы. При получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья или унижающие честь и достоинство.
Перед непосредственным началом следуют инструктаж участников, разъяснение их прав и обязанностей.
Этап непосредственного изъятия образцов в зависимости от следственной ситуации может происходить в конфликтной либо бесконфликтной ситуации.
Бесконфликтная ситуация связна с добровольным характером получения образцов для сравнительного исследования. В данной ситуации в ходе рабочего этапа важно сосредоточиться на соблюдении требований, предъявляемых к образцам для сравнительного исследования.
Конфликтная ситуация обусловлена принудительным получением образцов для сравнительного исследования. В этом случае необходимо направить усилия на установление психологического контакта, использовать тактические приемы убеждения, примера, разъяснить цель получения образцов и обратить внимание на то, что отказ от предоставления образцов может быть соответственно оценен судом и что образцы могут подтверждать не только причастность к совершенному преступлению, но и невиновность лица. В противном случае образцы могут быть изъяты в принудительном порядке.
При этом необходимо иметь в виду, что некоторые образцы получить принудительно невозможно (например, образцы почерка).
Поэтому в случае отказа в предоставлении образцов необходимо отразить данный факт в протоколе, а для обеспечения возможности производства экспертизы использовать другие пути, например попытаться обнаружить и изъять свободные и условно-свободные образцы (если они смогут заменить экспериментальные).
Надлежащее процессуальное оформление данных образцов при их изъятии в ходе обыска, например, или выемки в совокупности с протоколом получения образцов для сравнительного исследования, в котором запечатлен отказ от дачи образцов для сравнительного исследования, послужит обоснованием правомерности использования в ходе экспертизы иных объектов для сравнения при условии того, что они отвечают необходимым требованиям.
Заключительный этап сводится к фиксации хода и результатов данного следственного действия. Составляется протокол получения образцов для сравнительного исследования, бланк которого предусмотрен приложением 122 к ст. 476 УПК РФ*(204). Возможно использовать и иные средства фиксации.
3. Тактика проверки показаний на месте
В процессе расследования преступлений нередко возникает необходимость проверить показания нескольких лиц, сообщивших на допросе об обстоятельствах события, которое они наблюдали в одном и том же месте. При сопоставлении показаний этих лиц с материальной обстановкой может оказаться, что они покажут разные места, где якобы происходило расследуемое событие. Такой результат, естественно, ставит под сомнение правдивость их показаний и предполагает необходимость выяснения мотивов или объективных причин возникших противоречий. Поэтому в уголовном процессе одним из эффективных способов исследования доказательств, содержащихся в показаниях свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, является следственное действие, получившее в новом УПК РФ название проверки показаний на месте.
Проверка показаний на месте по своим внешним признакам сходна с осмотром места происшествия, выполняемым с участием подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего, а также с предъявлением для опознания участков местности и следственным экспериментом, проводимым с участием лица, показания которого проверяются. Однако ни одно из этих следственных действий не может заменить проверку показаний на месте как процессуальное средство доказывания. Именно проверка и уточнение показаний на месте — наиболее эффективное средство для установления реального положения дел, отражающее наличие события преступления вообще, а также характер и степень информационной неопределенности на первоначальном этапе расследования. Кроме того, проверка и уточнение показаний на месте позволяет получить информацию о некоторых, порой весьма значительных, деталях и обстоятельствах происшедшего за счет дополнений, которые сообщает лицо, чьи показания проверяются. При выезде (выходе) на место у допрашиваемого лица могут активизироваться процессы воспоминания забытых фактов и обстоятельств.
В процессе многолетней практики расследования преступлений сложилась особая организационно-тактическая процедура, наиболее эффективная совокупность тактических рекомендаций по проверке показаний на месте ранее допрашиваемых лиц, что фактически привело к формированию самостоятельного следственного действия, которое поначалу именовалось «выходом на место», «воспроизведением показаний на месте».
Как процессуальное действие проверка показаний на месте является эффективным следственным действием, позволяющим убедиться в истинности или ложности сообщаемых на допросе сведений и получить новые доказательства, подтверждающие или опровергающие уже имеющиеся.
Проверка показаний на месте сочетает в себе черты многих следственных действий — допроса, осмотра, следственного эксперимента, однако при этом не повторяет полностью ни одного из них.
Хотя при проверке показаний могут быть получены существенные дополнительные сведения, это все же не допрос, поскольку основной ее целью является проверка осведомленности лица и ранее данных им показаний. Это и не следственный осмотр, поскольку при проверке нужно получить сведения, свидетельствующие о том, что допрашиваемый ориентируется на месте, где происходило то или иное событие, знает существенные детали материальной обстановки и может воспроизвести при этом свои действия и действия других.
Если конкретизировать вышесказанное, то проверка доказательств заключается в том, что лицо, производящее расследование, убеждается:
а) в существовании того места, о котором показывал свидетель или обвиняемый (по характерным признакам этого места, описанным в показаниях и существующим в действительности);
б) в существовании того пути, которым преступник проник на место преступления и удалился с него;
в) в наличии или отсутствии противоречий в показаниях нескольких свидетелей или обвиняемых о пути следования к месту преступления, или о самом месте преступления, месте встречи с соучастниками или о действиях на определенном месте;
г) в знании лицом, чьи показания проверяются, действительных обстоятельств дела.
Ситуациями, в которых возникает необходимость в проверке показаний на месте являются:
« а) в показаниях допрошенного лица есть данные о значимом месте или маршруте, которые он не смог назвать или описать так, чтобы следователь получил о них полное представление, исключающее необходимость их непосредственного восприятия;
б) в показаниях допрошенного лица содержатся сведения о местонахождении каких-либо следов преступления или предметов, которые могли служить вещественными доказательствами по делу;
в) нужно сопоставить показания двух и более лиц относительно события, происшедшего в определенном месте, или маршрута следования к этому месту;
г) нужно сопоставить показания двух и более лиц относительно события, происшедшего в определенном месте, или маршрута следования к этому месту;
д) необходимо установить и уточнить отдельные обстоятельства преступления, в том числе и те, которые способствовали совершению преступления».2
Существуют мнение, что проверка показаний на месте необходима также в случае, если следователь производил осмотр места происшествия и сомневается в правильности показаний кого-либо, относительно особенностей расположения объектов на этом месте или маршрута, по которому допрошенное лицо двигалось к данному месту или уходило от него, или относительно самого факта пребывания допрошенного лица на этом месте в момент события.
Кроме того, в зависимости от однородности содержания разрешаемых задач можно выделить следующие виды проверки показаний на месте:
1. Проверка показаний на месте по установлению неизвестных следствию пространственных связей, т.е. мест и маршрутов, имеющих отношение к расследуемому событию.
2. Проверка показаний на месте по восстановлению (реконструкции) неизвестной следствию фактической обстановки места происшествия в момент совершения расследуемого события.
3. Проверка показаний на месте по установлению содержания действий подозреваемых (обвиняемых) при подготовке, совершении и сокрытии расследуемого события.
4. Проверка показаний на месте по сбору исходных данных для установления личности неизвестных следствию подозреваемых, потерпевших и свидетелей.
Из перечисленного выше следует, что предметом проверки показаний на месте являются не любые показания допрошенного лица, а только лишь показания, так или иначе связанные с конкретным местом.
Познавательная роль проверки показаний на месте заключается в том, что в результате выполнения этого следственного действия следователь получает новую информацию, свидетельствующую о правдивости или ложности исследуемых показаний. Эта информация появляется в результате сопоставления пояснений допрошенного лица с реальной обстановкой на месте.
Доказательственное значение полученной информации оценивается, как правило, с учетом результатов ранее проведенного на этом месте следственного осмотра. Если результаты проверки показаний на месте совпадают с результатами ранее проведенного осмотра, то доверие к проверяемым показаниям повышается; явное несовпадение их результатов свидетельствует о несостоятельности показаний, связанных с данным местом.
4. Тактические приемы фиксации хода и результатов допроса
Показания подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и эксперта фиксируются путем составления протокола, в котором, в соответствии со ст. 166 УПК РФ, отражаются ход и результаты допроса. Показания протоколируются либо в ходе допроса, либо после его завершения. Лучше начинать вести протокол после того, как допрашиваемый дал показания в форме свободного рассказа. В тех случаях, когда предметом допроса является несколько событий (фактов), лучше записывать показания по частям, чередуя их получение и фиксацию в протоколе.
Для фиксации показаний, наряду с протоколированием, желательно применять средства звуко- и видеозаписи. Однако нужно иметь в виду, что нередки случаи, когда у допрашиваемого, изъявившего готовность все рассказать, после предупреждения об использовании этих технических средств резко меняется настроение, и в результате он дает уклончивые показания.
Протокол, имеющий три части — вводную, описательную и заключительную, — может быть написан от руки, напечатан на пишущей машинке или с помощью компьютера. В соответствии с требованиями закона показания заносятся в протокол от первого лица и, по возможности, дословно. Это означает, что, протоколируя показания, следователь должен точно передавать их содержание, сохранять формулировки и выражения, свойственные речи допрашиваемого.
При этом отнюдь не обязательно заносить в протокол каждое слово. Протокол представляет собой конспект, но без редактирования речи допрашиваемого, ибо в дальнейшем следователь может быть обвинен в искажении полученных показаний. Записывая показания, он должен их систематизировать, устраняя повторы и сведения, не относящиеся к делу.
Протоколируя показания несовершеннолетних, а в особенности малолетних, очень важно сохранить стиль их речи, поскольку в некоторые термины и выражения они вкладывают смысловое значение, отличающееся от общеупотребительного.
Ход допроса в стадии ответов на вопросы отражается в протоколе так: вначале записывается вопрос, а затем — ответ допрашиваемого. Если в процессе допроса предъявлялись доказательства или оглашались показания других лиц, а допрашиваемому предлагалось дать объяснения, это также отражается в протоколе.
В заключительной части фиксируются сведения об ознакомлении допрашиваемого с протоколом допроса. Если допрошенный или иной участник следственного действия отказывается подписать протокол, об этом в нем делается отметка, заверяемая подписью следователя. В то же время лицу, отказавшемуся от подписи, должна быть предоставлена возможность дать пояснения о побудительных мотивах отказа, что также заносится в протокол.
Ход и результаты очной ставки фиксируются в протоколе, на магнитную или видеопленку. Протокол является основным средством фиксации показаний на очной ставке, в то время как звуко- и видеозапись обеспечивают наглядность ее производства, передачу речи допрашиваемых со всеми ее индивидуальными особенностями и эмоциональной окраской.
Применение в ходе допроса и очной ставки звуко- и видеозаписи освобождает следователя от необходимости вести протокол или черновые записи, так как в последующем эти материалы легко воспроизводятся и трансформируются в рукописный или машинописный текст. Потому следователь может сосредоточиться непосредственно на самом следственном действии. Важно также подчеркнуть, что применение звуко- и видеозаписи является сдерживающим фактором против сговора лиц, владеющих языком, не знакомым следователю. Если допрашиваемые все же обменялись репликами, то следователь может выяснить содержание разговора с помощью переводчика.
Допрос и очную ставку следует обеспечить видеофиксацией в тех случаях, когда допрашиваемые лица страдают физическими или психическими недостатками: слепоглухонемые, глухонемые, немые, лица с парализованными органами речи и те, которые симулируют душевные заболевания.
Целесообразна видеосъемка допросов малолетних свидетелей и потерпевших, лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также наиболее сложных допросов и очных ставок с целью их последующего анализа для выработки более эффективной тактики дальнейших следственных действий.
Для допроса с видеозаписью нужно выбрать достаточно просторный и равномерно освещенный кабинет, имеющий надежную звукоизоляцию. Лучше заранее проверить помещение, для чего рекомендуется провести пробную видеосъемку и оценить качество записи звука и изображения. Одновременно следует наметить и наиболее подходящие точки съемки.
Ведя допрос или очную ставку с применением видеозаписи, следователю надлежит помнить, что лаконичность, конкретность, ясность вопросов, выразительность жестов, когда они уместны, — важные условия результативности допроса и качества его видеофиксации. Основное место в видеофонограмме должен занимать свободный рассказ допрашиваемого об известных ему обстоятельствах дела, дополненный ответами на вопросы следователя. При съемке допросов с предъявлением уличающих материалов важно запечатлеть сам момент предъявления улики и реакцию на нее допрашиваемого.
Когда показания даются посредством знаков, например при помощи азбуки глухонемых, акцент следует делать на этих жестах допрашиваемого, а во время сурдоперевода в кадре должен быть еще и переводчик. Впоследствии это облегчит проверку правильности перевода, если это потребуется. При фиксации очной ставки в кадре необходимо держать обоих участников.
Фонограмма и видеопленка прилагаются к протоколу следственного действия; их значение состоит еще и в том, что они восполняют недостатки письменной формы фиксации показаний, которая не позволяет адекватно отразить обстановку допроса или очной ставки, а это, в свою очередь, дает основания заинтересованным лицам поставить под сомнение достоверность полученных доказательств.
Список литературы
I. Официальные нормативные акты и документы
1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ \\Парламентская газета, N 241-242, 22.12.2001
II. Монографии и учебники
1. Долженко Н.И., Под ред.: Филиппов А.Г. Образцы для сравнительного исследования и тактика получения экспериментальных образцов. Учебно-практическое пособие. Н.И.Долженко, А.Г.Филиппов \\ М.: Юрлитинформ, 2005.
2. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С. Криминалистика. Учебник.\ Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин \\ М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — 990 с.
3. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика. Учебное пособие.\ Д.Н.Балашов, Н.М. Балашов, С.В.Маликов \\М.: Юрист 2005.
4. Волынский А.Ф. Криминалистика. Учебник для ВУЗов \ А.Ф. Волынский \\ М.: ЮНИТИ, 2009, 615 стр.
Размещено на