Содержание
Оглавление
Введение2
1 Развитие педагогической науки. Способности ребенка3
1.1 История педагогики3
1.2 Особенности и возможности детей в усвоении математических знаний11
2 Экспериментальная работа по развитию математических способностей детей17
2.1 Описание экспериментальной работы по использованию17
2.2 Анализ результатов эксперимента22
Заключение28
Список использованной литературы29
Выдержка из текста работы
В современном мире высокими темпами развивается наука, увеличивается скорость поступления и переработки информации. По данным учёных, за один 2000 год научных открытий было сделано в шесть раз больше, чем за шесть предыдущих лет. Человек буквально летит стрелой по жизни. Во всех сферах бытия произошли кардинальные изменения, не исключение и образование.
Использование дидактических игр актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы «Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Данный опыт позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз превышающий обычный урок (Алексеева, 2006).
Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал (Безух, 2005).
Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.
Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Методы активного обучения подразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методы подразделяются на неигровые и игровые.
Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», — писал К. Д. Ушинский (цит. по: Алексеева, 2006).
Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя – это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.
Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс (Алексеева, 2006).
Игра будит мотивацию ребёнка к достижению желаемого учителем результата. Игра превращает учебник из злейшего врага в верного друга. Игра формирует навыки, доводит действия до автоматизма, а маленький человек понимает, что одних навыков недостаточно, необходимы знания и умения. Но всё это при условии, что роли распределены равномерно, и учитель — не давящий авторитетом всезнайка, а друг, готовый в любую минуту помочь(www.первое сентября.ru).
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
Предмет: дидактические игры.
Цель: изучение учебной игровой деятельности как средство развития творческой и познавательной активности учащихся.
Задачи:
— сделать анализ литературы об использовании игры в педагогической деятельности;
— выявить основные требования, предъявляемые к игре на уроках;
— выделить типы игровых уроков;
— применить элементы игры на уроке биологии.
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Дидактическая игра как средство развития творческой и познавательной активности школьников
Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе, как результат активного участия в коллективной познавательной деятельности, заставляет педагогов постоянно искать новые пути дальнейшей активации этой деятельности. Такой поиск привел к появлению некоторых специфических способов обучения, названных учебными играми. Они сочетают в себе в разных соотношениях проблемный, поисковый и исследовательский методы, а по организации обучения — семинарскую и практическую формы (Зайцев, 1999).
Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение (Алексеева, 2006).
Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека. По определению игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, а также функции самореализации, коррекции и социализации (Селевко, 1998).
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально – пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации (Алексеева, 2006).
Когда же нужна игра? Обучающая игра необходима, во-первых, для активации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений меж детьми. Во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.) которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач (Гринченко, 2002).
Игровую форму можно отнести к групповому обучению. Игровые занятия значительно повышают уровень усвоения материала, создают новый психологический механизм памяти (непроизвольное запоминание) и стимулируют адекватную самооценку личности (Тарасова и др.,2004).
Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка» (цит. по: Алексеева, 2006). «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», — утверждает В.Ф. Шаталов (цит. по: Алексеева, 2006). В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом (Алексеева, 2006).
Дидактические игры на уроках биологии предназначены для обычных детей, они не требуют особой материальной базы и технической подготовки. Игры требуют разной степени самостоятельности – от игр «с самим собой», до состязательных. Роль учителя на таких уроках складывается из следующих операций:
— обозначение времени;
— определение места (расстановка парт, формирование групп);
— подбор средств (таблицы, видео, диафильмы, гербарии, демонстрационные материалы);
— ролевое распределение;
— внесение элементов новизны;
— эмоциональное подкрепление («снятие страха», поощрение);
— общее руководство.
Ученикам нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это, надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств.
В играх применяются как верные, так и неправильные утверждения, что стимулирует развитие логического мышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений, представляется возможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своих знаниях, побороть страх перед аудиторией. В результате этого раскрывается творческий потенциал школьников (Смирнова, 2005).
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке биологии могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия.
Наиболее часто в обучении биологии используют так называемые ролевые и деловые игры, направленные на эффективное совмещение теоретических знаний с их практическим применением. В этих играх создается напряженная, конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определенные решения, в условиях недостатка времени, неполноты информации, противодействия других участников игры (Конюшко и др., 2004).
Знания, накопленные механически, мертвы, т.е. их нельзя использовать в новых условиях, например, в творческой деятельности. Только опыт, наблюдение за объектами и их взаимосвязями благоприятно влияет на получение новых знаний и развивает самостоятельное мышление (Янковский, 2007).
Само участие ребенка в каком-либо исследовании более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким образом, ролевая игра способствует развитию творческого мышления.
Существует несколько психологических принципов стимулирования творческого поведения учащихся во время игры. Необходима доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера в классе. Учителю следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний, поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы «мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников (Янковский, 2007).
Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры
4. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
5. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным (Алексеева, 2006).
6. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
7. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
8. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения (Янковский, 2007).
Исходя из требований можно сформулировать основные цели, которые преследует игра:
— вызвать интерес к теме;
— спровоцировать потребность работы с учебной литературой;
— направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса (www.первое сентября.ru).
1.2 Классификация дидактических игр
Классифицировать игровые уроки особенно сложно. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – её процесс, а не результат. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности. Если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснениям (уроки-исследования) (Конюшко и др., 2004).
Ещё Архимед признал игру ведущей деятельностью ребёнка. Он впервые классифицировал её, разделив на естественную и искусственную. К естественным относятся игры характерные для детёнышей зверей и человека. А искусственные разделил на детские и результативные.
Игра обучает не прямолинейно, а через внутренний мир ребёнка, в результате чего каждый ребёнок достигает своей ступени развития, использует огромные личные резервы.
В центр выдвигается задача общего психического развития, формирование ума, воли, чувств детей.
Изучение биологии в игровой форме выигрышно вдвойне, потому что большинство детей от рождения интересуется травками и букашками, а играть вообще любят все. Так при помощи игры формируется общая биологическая картина мира, иначе говоря, в содержание включаются и теоретические и эмпирические знания.
Игровые методы многообразны, вариативны: материал может раскрываться как от общего к частному, так и от частного к общему.
Игровые формы динамичны, гибки. Из урока в урок формы могут оставаться, меняется лишь содержание. Даже в этом случае урок приобретает новый характер. Подача материала происходит ненавязчиво, в доброй эмоциональной среде.
В современном образовании уроки в зависимости от цели бывают:
— урок усвоения;
— урок усовершенствования ЗУН;
— урок повторения, обобщения;
— урок контроля и коррекции;
— комбинированные уроки.
В зависимости от цели урока, ориентируясь на его содержание, на реальные возможности детей, подбираются методические игры. Они могут быть растянуты во времени или занимать лишь один этап урока. Игра может быть фронтальной, групповой или индивидуальной. Контроль как внутренний, так и внешний (www.первое сентября.ru).
Подбирая и комбинируя методы можно добиться главной цели: вызвать интерес к теме, спровоцировать потребность работы с учебной литературой, направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса. При таком подходе ребята начинают чётко понимать разницу понятий «оценка» и «отметка». Заработать отметку очень просто – это всего лишь цифра в журнале, а вот оценку надо заработать, она может быть устной, минутной, но очень дорогой, она влияет на самоуважение и самоутверждение. Доверие – один из самых мощных стимулов. Это влияет на результат игры.
В педагогике играм уделено большое внимание. Но чёткого места в системе урока не определено. Поэтому большое внимание на практике уделяется адаптации игровых моментов на различных этапах.
Например: Таблица 1
Разделы урока |
Игры |
||||
Постановка целей и задач урока |
Рассказ-небылица |
Определи слово |
Игра – цепочка |
Звёздный час |
Инопланетянин |
Объяснение нового материала |
Мозговая атака |
Лови ошибку |
Ролевая игра |
Игра – путешествие |
Брейн-ринг |
Отработка умений, закрепление |
Шляпная дискуссия |
Невод |
Дурная голова … |
Чёрный ящик |
Счастливый случай |
Повторение |
Что лишнее? |
Биологический аукцион |
Домино |
Поле чудес |
Крестики – нолики |
Контроль |
Заморочки |
Кто хочет стать отличником |
Эрудит |
Пере-крёстный поединок |
Пентагон |
Домашнее задание |
Превращения |
Сочинялка |
Головоломка |
Кроссворд |
Враки |
Окончание урока |
Не зевай |
Чайнворд |
Укрась слово |
Буриме |
Письма Мюнхаузена |
Всегда необходимо иметь чувство меры. Комплектация игр зависит от множества факторов: от наполняемости класса, возраста детей, их индивидуальных особенностей, от времени суток и времени года, от взаимоотношений учеников в классе и с учителем (Смирнова, 2005).
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Примерами таких игр могут быть «Путешествия в медицину прошлого, настоящего и будущего», «Путешествия по следам новых открытий в области биологии», «Обсуждение проблемы «синапс». Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Примерами игр могут быть следующие инсценировки: «За обеденным столом», «Как правильно чистить зубы», «В поликлинике», «На приеме у окулиста», «Рекламодатель и потребитель».
4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды (Янковский, 2007).
Условно игры на уроках можно разделить на:
— интеллектуальные;
— ролевые;
— подвижные;
— экспромтные.
В ходе этих игр выполняется основное требование педагогики – активное – активное участие детей в обучающем процессе (www.первое сентября.ru).
1.3 Примеры игр и игровых моментов на уроках биологии
педагогическая игра урок биология
1.Игры для начала урока.
Подводят ребёнка к самостоятельному определению целей и задач данной темы. Стимулируют познавательную активность.
Игра «Инопланетянин» (www.первое сентября.ru).
Тема: «Эритроциты. Переливание крови».
По теме при помощи текста учебника нужно составить как можно больше вопросов, будто вы инопланетянин, прилетевший на землю. Вопросы должны начинаться со слов «Почему…», или «Зачем…»
Например:
— Почему кровь человека красного цвета?
— Почему в эритроцитах есть железо?
— Почему эритроциты в виде диска?
— Почему эритроциты такие мелкие?
— Почему у человека не бывает синей крови?
— Почему опасно кровотечение?
— Почему не все группы крови совместимы?
— Почему надо знать свою группу крови?…
Игра «Рассказ – небылица» (Борзова, Дагаев, 2005).
Тема: «Плоские черви»
Ребятам предлагается рассказ с заложенными биологическими ошибками, чтобы исправить их, необходимо изучить данную тему.
«Лето нынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду.
По дну ползали огромные, до 10 метров, плоские черви жёлтого цвета. Они особыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заполз на грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался, и, едва оторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелось есть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболел живот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя, а потом кушал и заразился бычьим цепнем, а это уже навсегда».
Игра «Определи слово» (www.первое сентября.ru).
Любой желающий ученик садится на стул лицом к классу, спиной к доске на которой учитель записывает слово – термин. Класс видит это слово, а сидящий – нет. Задача сводится к тому, чтобы определить, что написано с помощью вопросов задаваемых классу, на которые можно ответить «да» или «нет». Можно задавать, например, пять вопросов, чем раньше догадался, тем лучше.
Тема: «Голосеменные растения». Записывается учителем на доске. Примерные вопросы, которые сидящий спиной задаёт классу.
1. Это растение?
— да
2. Мы его изучали?
— нет
3. Оно маленькое
— нет
4. Имеет листья?
— … (класс затрудняется ответить)
5. С шишками?
— да
Ученик отвечает: «Ель». Учитель корректирует ответ, объявляет тему занятия.
2. Игры для изучения нового материала.
Ролевая игра по теме: «Кровь. Кровообращение» (www.первое сентября.ru).
Учитель: Сегодня к нам в гости пришел гость – белый халат. Кто его наденет – превратится в человека, умеющего сориентироваться в самых сложных ситуациях, спасти жизнь человека.
Примерные задания
Врач № 1.
К вам пришёл человек с жалобами на частые ангины и попросил удалить миндалины. Что вы ему посоветуете? Обоснуйте свой ответ.
Пациент № 1.
Обратитесь с жалобой на частые ангины. Попросите сделать плановую операцию по удалению миндалин. Потребуйте обоснований. Задайте вопросы по кроветворным органам и функциям крови.
Врач № 2.
К вам пришёл пациент с вопросом, чем развести сухое лекарство в ампуле для укола. Поясните, почему нельзя разбавлять водой, зачем нужен постоянный состав плазмы крови. Сделайте опорный рисунок на доске.
Пациент № 2.
Вы пришли с вопросом, чем развести сухое лекарство для укола, предложите, в целях экономии, растворить лекарство в воде.
Врач № 3.
К вам пришёл человек с результатами анализов крови и попросил объяснить хороший ли у него результат? Сравните с нормой, выявите, есть ли анемия и воспалительный процесс?
Пациент № 3.
Вы пришли с просьбой расшифровать результат анализа вашей крови.
Врач № 4.
К вам пришёл человек с кровотечением. Определите тип кровотечения. Окажите помощь. Объясните механизм свёртывания крови.
Пациент № 4 (к врачу № 4)
Вы обратились к врачу с капиллярным кровотечением. Попросите оказать вам помощь.
Врач № 5
К вам обратился человек с жалобой на плохооказанную другим врачом помощь по поводу капиллярного кровотечения. Требует переливания крови. Объясните, в каких случаях переливают кровь. Нарисуйте на доске схему совместимости групп крови.
Игра «Брейн – ринг» (www.первое сентября.ru).
Тема: Экология быта.
Цель: Выявление наиболее опасных веществ, используемых в быту, и определение способов защиты от них себя и окружающих. Играют 3 команды по 6-8 человек. Право на ответ имеет команда, первая поднявшая жетон. При верном ответе команда получает балл, при неправильном ответе команда выбывает из обсуждения. Каждый ответ комментируется учителем. В своём воображении будем строить дом, чтобы в нем было красиво, уютно, тепло, безопасно и, главное, экологически чисто.
Начинается любая стройка с закладки фундамента.
1-й вопрос. Для фундамента используют железобетонные блоки, силикатные кирпичи, т.е. строительные материалы, изготовленные из горных пород. В них часто содержится радий, который, распадаясь, образует радон – радиоактивный, инертный газ, способный испускать излучение. Кроме этого, радон способен просачиваться по трещинам земли и попадать в жилые здания. Что делать, чтобы концентрация радона в помещениях была минимальной?
Предполагаемый ответ:
— в фундаменте не должно быть трещин;
— фундамент должен быть выше от земли;
— двойные полы;
— помещение должно быть хорошо проветриваемым;
— стены – из двух кирпичей: снаружи – силикатный, а внутри – красный.
Комментарий: человек вдыхает радон, и лучи «бомбардируют»
внутренние ткани дыхательных путей – отсюда хроническое заболевание.
2-й вопрос: Фундамент и стены построили, начинаем отделку стен. Асбест – волокнистый материал, относящийся к группе силикатов. Используется при изготовлении потолочных плит, настилов полов, как уплотнитель и изоляционный материал. Что с этим материалом происходит с течением времени? Какое влияние он оказывает на организм?
Предполагаемый ответ: в результате старения волокна асбеста расцепляются на микроскопические частицы, которые являются аллергенами.
Комментарий: При попадании микроскопических частиц асбеста в легких он врастает в легочную ткань и вызывает хроническое воспаление, а затем рак легких. По статистике 20% рака легких – от асбеста. Во всем мире от асбеста отказываются.
3-й вопрос: Строим крышу. В Кудымкаре резко континентальный климат, с очень снежными зимами. Какой формы должна быть крыша?
Предполагаемый ответ: лучше металлическая (оцинкованное железо), покатой формы.
4-ый вопрос: Вставляем окна. Какими должны быть окна в нашей местности?
Предполагаемый ответ: окна должны пропускать максимум света и сохранять тепло. Поэтому лучше использовать двойные рамы с тройными стеклами. Чтобы окна не замерзали, стекла с осени моют раствором соли или ставят между рамами глицерин.
5-ый вопрос: Часто по телевидению идет реклама оконных блоков. Но не указывается, из чего они изготовлены. Вспомните, какой полимер является самым дешёвым и самым простым по способу получения. Что происходит с этим полимером при старении?
Предполагаемый ответ: изготавливают из ПВХ, при использовании его в воздух попадает винилхлорид, пластификаторы и стабилизаторы. Многие из них являются канцерогенами и разрушают иммунную систему.
Комментарий: американский президент, например, выступает за изготовление пластмасс на основе ПВХ.
6-ой вопрос: Отделываем стену. Почему не рекомендуется оклеивать стены в жилых помещениях моющими обоями, а также окрашивать стены масляными красками?
Предполагаемый ответ: пленочные покрытия не пропускают воздуха и влаги. Содержит стирол, раздражает глаза и слизистые оболочки, вызывает головную боль, тошноту, головокружение.
7-ой вопрос: В какой цвет окрасить маленькую и большую по площади комнату?
Предполагаемый ответ: цвета влияют на ощущения пространства: холодные тона – ощущение простора, теплые тона – уменьшают восприятие.
8-ой вопрос: Стены красят или оклеивают не до самого потолка. Почему?
Предполагаемый ответ: светлая полоса у потолка влияет на восприятие высоты. Северную комнату можно окрасить в светлые и теплые тона (зеленый, серо-голубой цвет). Южную комнату лучше окрасить в оранжевый, желто-оливковый.
9-ый вопрос: Окрашиваем батареи. Чем красить батареи и почему?
Предполагаемый ответ: красить батареи нужно краской на основе алюминия, т.к. металл проводит электрический ток. Если покрасить масляной краской, то теплоотдача будет хуже.
10-ый вопрос: Отделку закончили, начинаем обставлять мебелью.
Какой мебели отдать предпочтение: дорогой – из цельной деревянной доски или более дешевой из ДСП и почему?
Предполагаемый ответ: из ДСП лучше мебель не покупать, т.к. связывающим материалом является фенолформальдегидная смола, при деполимиризации этого вещества выделяются фенол и формальдегид, которые вызывают головную боль, тошноту, является канцерогеном.
11-ый вопрос: Обзаводимся электроприборами. Какая плита, газовая или электрическая, является более экологически чистой и почему?
Предполагаемый ответ: более экологически чистой является электрическая плита. При работе газовой плиты выделяются вредные вещества бензол, оксиды азота, аммиак, угарный газ. Они могут вызывать заболевания крови, раковые заболевания, тошноту, головную боль. У детей, выросших в домах с газовыми плитами, меньше объём легких, и они чаще болеют ОРЗ.
12-ый вопрос: После постройки и обустройства дома остаются обрезки линолеума, пустые пластиковые бутылки, банки, коробки, упаковочный материал. Что с ними сделать и почему?
Предполагаемый ответ: вывезти на централизованную свалку или закопать, но ни в коем случае не сжигать, т.к. выделяются вредные вещества.
Итак, дом построили, обезопасили будущее жилище, справляем …новоселье!
13-ый вопрос: Перед вами ряд посуды – фаянсовая, фарфоровая, металлическая, эмалированная, меламиновая, хрустальная, деревянная.
Вам принесли в подарок эту посуду. Какую вы будете использовать, а какую – нет? Почему?
Предполагаемый ответ: меламиновую – нет, т.к. в зависимости от красителей она выделяет тяжёлые металлы – свинец, калий, марганец. Это вызывает аллергию и сбои в генетическом коде.
Подводится итог, выставляются оценки.
3. Игры на закрепление, тренировку, отработку умений.
Игра «Невод» (www.первое сентября.ru).
Цель данной игры закрепить пройденный материал при фронтальном опросе. Учитель задаёт вопросы по изученной теме. Ученик, ответивший на вопрос правильно, садится на место, а не ответивший – продолжает стоять, он пойман в невод. В результате игры получается подробный рассказ изученного, и хорошо видно кто как усвоил материал.
Игра «Дурная голова ногам покоя не даёт» (Смирнова, 2005)
Для игры нужен помощник. Им может быть ученик, лучше других усвоивший тему. Имея по комплекту вопросов и ответов, учитель и помощник располагаются друг от друга на определённом расстоянии.
Класс слушает вопрос учителя, любой из учащихся даёт ответ. В случае затруднений все дружно отправляются в другой, дальний уголок школы к помощнику, который сообщает ответ на интересующий вопрос, только в случае выполнения дополнительного задания. Ребята заинтересованы сразу отвечать правильно, чтобы не терять времени, потому что от количества правильных ответов зависит отметка. Обязательные условия: тишина при передвижении по школе, участие в перемещении всех участников игры. Можно внести соревновательный момент, тогда понадобится больше помощников и комплектов заданий.
Тема: «Соцветия».
1. Как называется ярко окрашенные лепестки цветка?
2. Что является главной частью цветка?
3. Как называются растения, в котором есть мужские и женские цветы?
4. Какое соцветие у ромашки?
5. Какое соцветие у пшеницы?
6. Какое соцветие у клеверов?
7. Какое соцветие у ландыша?
8. Какое соцветие у моркови?
9. Какое соцветие у овса?
10. Какое соцветие у кукурузы?
11. Назовите растение с соцветием «колос».
12. Назовите растение с соцветием «сложный колос».
13. Назовите растение с соцветием «сложный зонтик».
14. Назовите растение с соцветием «кисть».
15. Какое соцветие у георгина?
Игра «Шляпная дискуссия» (www.первое сентября.ru).
По учебнику каждый составляет один вопрос по теме, записывают его на листочек и складывает в шляпу. Один человек вытаскивает бумажку с вопросом. Ответил правильно. Следующий достаёт вопрос. При Необходимости возникает обсуждение или комментарий учителя. Такие вопросы помогают развить у ребят, вызвать интерес к работе с учебником.
4. Игры для повторения.
Игра «От А до Я» (Шаранова, 2006)
Повторение определённого отрезка материала. Ценностью является то, что её готовят сами ребята, повторяя при этом изученный материал. Первоначально определяется буква, на которую должны быть ответы. Например, тема «Покрытосеменные растения». Буква «Д».
— схема цветка (диаграмма);
— группы красивоцветущих растений в саду (декоративные);
— тип жилкования у однодольных растений (дуговое);
— оплодотворение цветковых растений (двойное);
— жизненная форма покрытосеменных (дерево);
— схема цветка (диаграмма).
Игра «Крестики – нолики» (www.первое сентября.ru).
На доске задана форма для игры – это поле из девяти секторов. Класс делится на «крестики» и «нолики». Один из «крестиков» выбирает сектор, но прежде, чем поставить свой знак, надо ответить на вопрос по теме. В случае затруднения можно просить помощь у своей команды. То же проделывают «нолики». Игра ведётся до победы одной из команд.
О 1 |
Х 2 |
3 |
4 |
О 5 |
6 |
7 |
8 Х |
9 О |
1. Какова функция эритроцитов?
2. Сколько эритроцитов содержится в норме в 1 куб/мм крови?
3. Что такое малокровие, каковы его причины?
4. В каких случаях делают переливание крови?
5. Что означает выражение «угорел»?
6. Укажите совместимость первой группы крови с остальными?
7. Кто не может стать донором крови?
8. Составьте схему совместимости групп крови.
Игра «Поле чудес» (www.первое сентября.ru).
Тема: «Соцветия».
1. У этого растения много целебных качеств, его используют как краситель и «отпугиватель» нечистой силы, имеет соцветие зонтик.
л |
у |
к |
2. Такое соцветие имеет одуванчик и подсолнечник,
к |
о |
р |
з |
и |
н |
к |
а |
3. Самое редко встречающееся в нашем регионе соцветие
п |
о |
ч |
а |
т |
о |
к |
4. Соцветие берёзы
с |
е |
р |
ё |
ж |
к |
а |
5. Игра как средство контроля.
Игра «Кто хочет стать отличником?» (Шепелевич, Максимова,2006)
Тема: «Общее знакомство с организмом человека».
· Вопрос отборочного тура:
— Расположите в порядке введение основных понятий темы: Ткани, хромосома, клетка.
· Вопросы для первой несгораемой оценки «3». (Каждый вопрос оценивается в 0,5 балла).
1. Перечислите основные органоиды клетки тела человека.
2. Что такое ткань?
3. Какие виды тканей вам известны?
4. Что является единицей нервной ткани?
5. К какой системе органов принадлежит сердце?
· Вопросы для второй несгораемой оценки «4». Дайте определение:
1. Рефлекс – это …
2. Орган – это …
3. Гистология – это …
4. Ферменты – это …
5. Хромосомы – это …
6. Гликоген – это …
· Вопросы для третьей несгораемой отметки «5».
Распределите органы тела человека по системам:
Система органов: Органы:
1. Кровеносная а) Сердце, б) Гипофиз,
2. Пищеварительная в) Головной мозг, г) Почки,
3. Выделительная д) Пищевод, е) Лопатка,
4. Нервная ж) Трахея, з) Носовая полость,
5. Эндокринная и) Аорта, к) Щитовидная железа,
6. Опорно-двигательная л) Мочевой пузырь, м) Двуглавая мышца
7. Дыхательная н) Тонкая кишка, о) Спинной мозг.
Игра «Заморочки» (Смирнова, 2005)
Тема: «Разнообразие млекопитающих»
Играющие достают из мешка или выбирают карточку с номером. Ведущий читает текст под выбранным номером. Играющие дают ответ.
1) * Есть породы собак, которым при их рождении отрезают до определённых размеров хвост и уши. Стоит ли так издеваться над животными?
(чтоб не отмёрзли – такие стандарты породы)
2) * В Японии в 17, 18 в.в. ни одно судно не отправлялось в плаванье без рыжей кошки. Зачем?
(Когда начинался шторм – выбрасывали за борт – жертвы для морских богов)
3) * Влияет ли на влажность носа длина «усов» кота?
(Чем хуже обоняние (короче «усы»), тем суше нос – признак нездоровья)
4) * Какая была погода в день, когда у ослика Иа был день рождения.
(Ослы чувствуют перемену погоды. Перед или во время дурной погоды печально свешивают голову и пребывают в плохом настроении)
5) * Лучшим ловцом мышей признана пёстрая кошка по кличке Таузер. За всю жизнь она поймала 28.899 мышей, т.е. по 3 шт. в день. Будут ли ловить мышей ваши питомцы, если вы их кормите мясом?
(да, рефлекс, инстинкт охоты)
6) * В 1950 году 4-х месячный котёнок из Женевы вслед за группой альпинистов вскарабкался на вершину Альп на высоту 4.478м.
Кружилась ли у котёнка голова?
(нет, четыре точки опоры, органы равновесия, центр тяжести смещается в нужном направлении)
7) * Можно ли приучить домашнюю лошадь реагировать на сигналы светофора?
(да, она различает 4 цвета, ещё синий)
8) * Самый толстый кот в мире живёт в Австралии. Его хозяйка ни в чём не отказывает своему любимцу. Видимо, поэтому вес Эдуарда, так зовут кота, превысил 20 кг. Если провести соревнования между толстым человеком и этим котом, кому передвигаться труднее?
(одинаково, учитывая пропорции)
Игра «Пентагон» (www.первое сентября.ru).
Условия игры:
Игра проводится с неограниченным количеством команд (по 3-5 человек). Для удобства команды можно пронумеровать или дать названия.
Ведущий (учитель) задаёт вопросы, на которые необходимо дать верные ответы. Для этого даётся пять подсказок. Если команда отвечает верно с первой же подсказки, то получает — +5 баллов, если со второй — +4, с третьей — +3, с четвёртой — +2, с пятой — +1.
Ответы вслух не произносятся, а записываются на листочке (2х4 см) и отдаются ведущему, который заполняет сводную ведомость, т.е. считает баллы каждой команде.
Число версий ответов команд не ограничено. Их можно посылать после каждой подсказки. Но за каждый неверный ответ отнимается один балл.
К концу игры команда набирает определённое число баллов, в начале можно установить количество баллов, которых нужно набрать для отметки «5» и «4».
Результаты оцениваются учителем.
(После последней подсказки произносится верный ответ).
Тема: «Биосинтез белка»
Какое это вещество?
1. Полимер, синтезирующийся в организме человека.
2. В основе три вещества: углевод, азотистое основание и остаток фосфорной кислоты.
3. Является матрицей для синтеза белка.
4. Несёт информацию о структуре белков.
5. Это двойная спираль.
(Д Н К)
Назовите процесс.
1. Результатом этого процесса является образование копии ДНК.
2. Происходит в ядре клетки.
3. Участвует фермент полимераза.
4. Это «списывание» информации.
5. Это процесс образования и — РНК.
(Транскрипция)
Какой язык?
1. Его должны понимать нуклеиновые кислоты и ученики 10-11 классов.
2. Его можно не только писать, но и читать.
3. Имеет знаки препинания.
4. Всегда однозначен, но и универсален.
5. В его основе буквы.
(Генетический код)
Тема: Развитие жизни на Земле
Что это за процесс?
1. Это крупный ароморфоз растений.
2. Обусловлен появлением новых органов в клетке.
3. Способствует изменению состава атмосферы.
4. Происходит только с использованием света.
5. Обеспечивает питание растений углеводами.
(Фотосинтез)
Что за животное?
1. Он живёт и процветает и сейчас, хотя считают, что появилось в триасе мезозойской эры.
2. Его внешний вид мало изменился с тех пор.
3. Это хищное пресмыкающееся.
4. Имеет 4-х камерное сердце.
5. Кожа ценная, чаще буровато-зелёного цвета.
(Крокодил)
О каком ароморфозе речь?
1. Он обеспечил прогресс млекопитающих.
2. Благодаря ему эти животные стали менее зависимы от изменений среды.
3. Животных, обладающих этим появившимся признаком, отнесли к группе плацентарных.
4. Этому явлению предшествует вынашивание детёныша.
5. Это появление живого детёныша.
(Живорождение)
Какая это система органов?
1. Система начинается в ротовой полости.
2. К ней относится голосовой аппарат.
3. Система имеет особые мешки, встречающиеся только у птиц.
4. Важную роль в работе этой системы имеет грудная кость.
5. Эта система обменов газов.
(Дыхательная)
Назовите часть скелета птиц.
1. Между костями этого отдела обязательны хрящевые прослойки.
2. Эта часть состоит из 5 отделов.
3. Кости не полые.
4. К этой части прикрепляются ребра, плечевой пояс, кости таза.
5. Имеет s-образную форму.
(Позвоночник)
Какой это орган?
1. Имеет очень хорошо развитые мускулы.
2. Состоит из двух отделов.
3. Ночью этот орган отдыхает.
4. Внутри него могут быть камни.
5. Это отдел пищеварительной системы.
(Желудок)
6. Игра как домашнее задание.
Игра «превращения» (www.первое сентября.ru).
Необходимо заменить одну букву в слове и получить новое слово.
Даны слова: зуб, клин, тур, слава, кадр, лупа, осень, Ольга, кафтан, лимон.
Надо получить названия растений: дуб, клён, туя, слива, кедр, липа, осень, ольха, каштан, лимон.
Игра «Сочинялка» (www.первое сентября.ru).
Темы: «Разговор деревьев о своём назначении»,
«Собрание простейших в луже»,
«Клеточный базар»,
«Спор овощей о витаминах».
7. Игры в конце урока.
Игра «Письма Мюнхаузена» (www.первое сентября.ru).
Тема: «Условия прорастания семян».
Необходимо найти ошибку и доказать обратное в письмах, присланных для утверждения школьниками бароном Мюнхаузеном:
· Думаю, что некоторые семена не надо замачивать перед посевом. Для прорастания им хватит влаги земли. Поэтому сеять их надо в утрамбованную почву, а сверху землю тщательно прихлопать, чтоб не было испарения воды.
· Считаю, что семенная кожура мешает семени храниться, т.к. не пропускает воздух, свет, тепло, влагу! А это важные факторы для хранения! Кроме этого, она мешает при прорастании.
· Рекомендую для скорого прорастания семян: отберите целые и крупные семена, ссыпьте их в стакан и поставьте в тёплое, тёмное, хорошо проветриваемое место! Через сутки ждите всходов!
· Утверждаю, что эндосперм в семени нужен лишь для поддержания красивой формы зерновки! А у двудольных растений эндосперма в семени вообще нет!
· Утверждаю, что не существует никакой разницы между семенами однодольных и двудольных растений. Предлагаю убрать эти слова как ненужные!
· В связи с тем, что семя образуется на растении, а растение вырастает из зародыша, считаю, что семя – это часть зародыша!
Викторина «Наши пернатые друзья» (Борзова, Дагаев, 2005).
Вопросы задаются командам поочередно. (Вопрос – 1 балл)
1. Самая маленькая в мире птица … (Карликовый колибри.)
2. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки. (Стриж)
3. Название какой птицы носит созвездие? (Лебедь и др.)
4. Какой город носит название птицы? (Орел)
5. Существует ли птичье молоко? (У голубей, пингвинов)
6. Какая птица, по пословице, постоянно хвалит свое место обитания? (Кулик)
7. От каких птиц произошли домашние куры? (От диких банкивских кур)
8. Какие птицы устраивают детские сады? (Пингвины, страусы)
9. Какие птицы – опылители вам известны? (Колибри)
10. Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)
11. Объясните выражение “Как с гуся вода”, употребляемое обычно в переносном смысле.
12. Вся красота этой птицы в ее хвосте, который напоминает собой музыкальный инструмент: длинные крайние его перья изогнуты в виде музыкального инструмента, а между ними, словно струны, натянуты тончайшие белые перья.(лирохвост)
13. В 50-е годы китайцы стали уничтожать воробьев из-за того, что те склевывали много зерен риса. К чему это привело? (К массовому размножению вредителей, которых раньше уничтожали воробьи в результате вредные насекомые нанесли ущерб во много раз больше, чем воробьи.)
14.“Древняя птица” — это … (Археоптерикс.)
15. Сельские жители никогда не выбрасывают скорлупу от куриных яиц; предварительно измельчая, они вновь скармливают ее курам, свиньям. Объясните почему. (Скорлупа содержит кальций и другие элементы, необходимые организму для образования костей и скорлупы.)
16. Какую особенность имеют яйца, откладываемые птицами на голые скалы? (Они имеют угловатую форму)
17. Вымершая, бескрылая, гигантская птица. Она была почти такой же высоты, как жираф, питалась листьями с вершины деревьев. (Новозеландский моа.)
18. Эта птица издает 150 различных звуков, часто мелодичных, временами очень подражательных. (Черный дрозд.)
19. Яйца каких птиц в древности в странах Средиземноморья использовали как сосуды для вина? (Яйца страуса)
20. Эти птицы изображены на гербе Новой Зеландии, они охраняются государством, а фруктами с таким же названием мы охотно лакомимся.( Киви)
21. Песня какой известной птички наших краев привлекла внимание Н.А. Римского – Корсакова для создания мелодии речитатива Весны в опере “Снегурочка”? (Снегирь)
22. Эта птица – однофамилица с великим русским писателем. (Гоголь)
Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. И каким бы скучным, неинтересным был бы мир без наших меньших друзей. Эта игра еще одно подтверждение эпиграфу нашего мероприятия: “Как прекрасен этот мир, посмотри…”. Интересных и незабываемых всем встреч с миром пернатых!
В конце игры жюри подводит итоги, поздравляет команды, награждает победителей медалями “Юный орнитолог”.
Игра «Укрась слово» (www.первое сентября.ru).
Направлена на повторение характеристики определённого объекта, на развитие внимательности, обогащение словарного запаса. Учитель предлагает украсить слово прилагательными, по очереди. Например, слово «Комар».
— Летающий, плодовитый,
— прибрежный,
— хладнокровный,
— назойливый,
— разнополый,
— крылатый,
— кровососущий,
— хитиновый,
— двукрылый.
Глава 2. Экспериментальная часть
Во время прохождения практики в 8 классе был мною проведен урок с применением игры «Кто хочет стать отличником».
Тема урока — «Общее знакомство с организмом человека».
Цель урока: организовать деятельность учащихся в закреплении знаний по теме.
Задачи:
Обучающие:
-Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Общее знакомство с организмом человека».
-Закрепить умение использовать свои знания на практике.
Развивающие:
-Развивать логику и критическое мышление.
-Пользоваться предметным языком.
-Применять свои знания и навыки в различных ситуациях.
Воспитательные:
-Размышлять о своих мыслях, чувствах и оценивать их.
Тип урока: Контрольно-обобщающий. Технология: развитие критического мышления.
Список литературы:
• Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. «Биология человека 8 кл.» — 2004 г.
• Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Методическое пособие « Биология человека 8 кл.» -2004 г.
• Шепелевич Е.И., Максимова Т.В. Тесты по биологии, 2-е изд. М.: Универсал Преесс, 2006-288с.
Подготовительный этап:
Учеников заранее предупредили о том, что урок пройдет в необычной форме, т.е. в форме игры и была предложена необходимая литература и параграфы учебника для подготовки к данной теме.
Их это очень заинтересовало потому, как во время подготовки ученики задавали вопросы, например такие как: “Какие примерные вопросы будут на уроке? Насколько серьезно необходимо отнестись к такому уроку? В каком виде будут задания?
Игра «Кто хочет стать отличником?»
Тема: «Общее знакомство с организмом человека».
Первое задание устное, отвечают все желающие, по очереди, я могу спросить любого!
Выбор такой игры объясняется тем, что во время такого урока дается возможность слабым ученикам подтянуться, дать доказать себе и окружающим что они тоже на что то способны. Такой урок мотивирует не только слабых, но и хорошистов и отличникам не дает расслабляться.
1 задание:
Вопросы для первой несгораемой оценки «3». (Каждый вопрос оценивается в 0,5 балла).
1. Перечислите основные органоиды клетки тела человека.
2. Что такое ткань?
3. Какие виды тканей вам известны?
4. Что является единицей нервной ткани?
5. К какой системе органов принадлежит сердце?
6. Какие органы включает дыхательная система?
С первым заданием справились все, очень дружно отвечали на поставленные вопросы. Я старалась спрашивать слабых учеников, так как отличники это и так знают. Вопросы подбирались такие, которые разбирали на уроках, и понятны каждому.
2 задание: (письменное).
Предварительно были распечатаны карточки с вопросами, которые раздавались каждому ученику.
Вопросы для второй несгораемой оценки «4».
Распределите органы тела человека по системам:
Система органов: Органы:
8. Кровеносная а) Сердце, б) Гипофиз,
9. Пищеварительная в) Головной мозг, г) Почки,
10. Выделительная д) Пищевод, е) Лопатка,
11. Нервная ж) Трахея, з) Носовая полость,
12. Эндокринная и) Аорта, к) Щитовидная железа,
13. Опорно-двигательная л) Мочевой пузырь, м) Двуглавая мышца
14. Дыхательная н) Тонкая кишка, о) Спинной мозг.
Это задание хоть и не сложное, но у некоторых возникли вопросы. Спрашивали что такое гипофиз, т.е. ученики справлялись с такими заданиями, где слова всегда у нас на слуху и делали ошибки на тех понятиях, которые только были введены и ученики к ним еще не привыкли и не знают их значения. Но после нескольких наводящих вопросов им удавалось дать правильный ответ.
3 задание: (письменное).
Вопросы для третьей несгораемой отметки «5».
Дайте определение:
1. Рефлекс – это …
2. Орган – это …
3. Гистология – это …
4. Ферменты – это …
5. Хромосомы – это …
6. Гликоген – это …
Последнее задание далось не всем. Но даже некоторые троечники попытались ответить на все поставленные вопросы. И уже это их желание пробиться в «отличники» было мною оценено очень высоко.
После проверки заданий из 27 учеников «отличником» стали 6 учеников, 16 учеников стали «хорошистами» и было выявлено пятеро троечников.
Для меня выяснилось то, что у некоторых учеников хорошие знания, но их необходимо подтолкнуть, заинтересовать предметом, чтобы они учились хорошо и даже на отлично.
Заключение
Результатом систематического использования игры на уроках биологии рассматривается возрастающий интерес ребёнка не только к своему предмету, но и к самому себе, результатам своей деятельности.
По мере того, как ученик начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей, у него возникает интерес не только к процессу, но и к результатам. Этот интерес становится основным мотивом учебной деятельности. Он свидетельствует о формировании личности, способной определить свои жизненные позиции, отношение к окружающему миру. Игра не позволяет выпасть из творческого поиска не только ученику, но и учителю. У педагога возникает потребность в педагогическом творчестве, это становится нормой работы.
Конечно, дидактические игры, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нетрадиционные уроки в главную формы работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
Литература
Алексеева Н.В. Открытый урок / www.первое сентября.ru. 2006.
Безух К.Е. Оригинальные способы активации знаний учащихся на уроках биологии // Учебно-методическая и научно популярная газета. – М.: Издательский дом «1 сентября» , 2005 — №18. – С. 22-23.
Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 400 с.
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002 — 80 с.
Зайцев О.С. Методика обучения химии. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999 – 384 с.
Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В., Методика обучения биологии. — М.: Книжный дом, 2004 — 256 с.
Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология человека 8кл: — М.: Вегнтана-Граф, 2004 — 288 с.: ил.
Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8кл: Методическое пособие 2-е изд., — М.: Вегнтана-Граф, 2005 — 288 с.: ил.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие — М.: Народное образование, 1998-256 с.
Смирнова О.Н. / www.учительская газета.ru. 2005.
Тарасова Н.П., Церцек Н.Ф., Рыбакова М.В., Всеобщее экологическое // Экология и жизнь. — М.: Тайдекс Ко, 2004. — №6.-С. 30-35.
Шаранова Л.В. 2006 / www. первое сентября.ru.
Шепелевич Е.И., Максимова Т.В., Тесты по биологии для учащихся и абитуриентов. 2-е изд., — М.: Универсал Пресс, 2006. – 288 с.
Янковский Н.К. Открытый урок /www.первое сентября.ru. 2007.
www. первое сентября. ru.