Содержание
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение3
Глава 1. Свобода совести как элемент демократических свобод5
§ 1.1. Проблема определения понятий «совесть» и «свобода совести»5
§ 1.2. Соотношение понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания»11
Глава 2. Проблемы современного законодательства России о свободе совести и вероисповедания16
§ 2. 1. Взаимосвязь свободы совести с другими конституционными правами и свободами16
§ 2.2. Международный и федеральный уровни правового регулирования свободы совести20
Заключение30
Список использованной литературы32
Выдержка из текста работы
По данным Министерства юстиции РФ, по состоянию на 1 января 2003 г. число только зарегистрированных религиозных организаций составило 21 448. При этом число зарегистрированных конфессиональных направлений возросло за последнее десятилетие с 20 до 60.
Самая крупная конфессия — Русская православная церковь — имеет более 11 500 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий и учреждений. Вторыми по распространенности являются протестантские организации — лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты, и другие, имеющие около 4800 зарегистрированных приходов и учреждений. Далее следует мусульманское сообщество — около 3 000 организаций. Католические, буддистские и иудейские объединения насчитывают соответственно 268, 218 и 270 зарегистрированных организаций. Имеются и религиозные организации с незначительным количеством последователей и одним-двумя приходами, например, духоборцы, копты, квакеры, сикхи, караимы и другие.
Поликонфессиональный характер Российской Федерации, безусловно, накладывает свой отпечаток на содержание государственно-конфессиональных отношений, на законодательство в данной сфере и практику его реализации.
В современном обществе свобода совести и свобода вероисповедания представляется одной из глобальных проблем теоретического и отраслевого правоведения, которая активно дискутируется в современной российской и зарубежной науке. Актуальность проблемы обуславливается недостаточной и противоречивой научно-теоретической разработанностью, доминированием устаревших подходов к проблеме реализации свободы совести и свободы вероисповедания, а так же отсутствием выработанного понятийного аппарата.
Целью данной курсовой работы является исследование конституционных основ реализации свободы совести в РФ.
1. Правовые гарантии свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации
Можно выделить три этапа развития свободы совести в качестве категории юриспруденции.
Первый этап характеризуется отождествлением свободы совести со свободой выбора вероисповедания (без права на отказ от вероисповедания как такового), начинается с конца X в. н.э. — с момента «крещения» Руси, когда была введена единая общеобязательная религиозная идеология, по Февральскую революцию 1917 года.
Второй этап связан с пониманием под свободой совести собственно свободы вероисповедания (включая юридически зафиксированную возможность придерживаться атеистических убеждений), берет свой отсчет с 14 июля 1917 года принятия Постановления Временного Правительства О свободе совести допускающее вневероисповедное положение граждан по 15 декабря 1990 года (внесение изменений в ст. 50 Конституции РСФСР, согласно которым гражданам республики была гарантирована свобода совести, включая право свободно вы-бирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законодательства).
Третий этап характеризуется тем, что свобода совести соотносится со свободой религиозных (мировоззренческих) и иных убеждений индивида и его непротивоправного поведения, основанного на этих убеждениях. Данный период продолжается по настоящий момент.
Основным законом регулирующим исследуемый институт является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который, содержит ряд внутренних противоречий, что на практике приводит к расширительному толкованию отдельных его положений, и, как следствие, нарушению прав граждан и религиозных объединений. Кроме того, на федеральном уровне в общей сложности действует свыше 100 нормативных правовых актов, в которых в том или ином аспекте упоминаются вопросы реализации свободы совести и свободы вероисповедания .
Правоотношения в области реализации религиозных прав и свобод регулируются нормативными правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям права. В состав правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях входят Конституция Российской Федерации, международные акты и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств. Правовые акты и нормы, составляющие данную отрасль законодательства, взаимосвязаны, имеют иерархию и пределы регулирования. В этой иерархии особая роль принадлежит Конституции Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Конституция регулирует наиболее принципиальные вопросы реализации свободы совести. К числу таких концептуальных вопросов относятся:
• в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст.13);
• Российская Федерация — светское государство (ст.14);……………..
Заключение
На сегодняшний день можно констатировать, что в России отсутствует доктрина свободы совести и свободы вероисповедания, на основании которой должно формироваться законодательство, регулирующее данный правовой институт, а противоречивость, научная неразработанность законодательства порождает проблемы в области правоприменительной практики. Таким образом, данные факторы предопределяют нарушение прав в области свободы совести и свободы вероисповедения, а государственная и национальная политика России в данной сфере проводится без должного учета теоретических разработок и правоприменительного опыта.
Свобода совести как социальный феномен нематериального (духовного) порядка, обладающий высокой степенью абстракции, неминуемо затрагивает различные сферы общественной жизни и во многом обусловлен ими. Именно в соответствии с этим принято выделять наиболее существенные аспекты свободы совести, однако диссертантом преследуется цель исследования теоретико-правовых аспектов данного феномена, выделяя два аспекта: свободу морально-этических воззрений человека и внутреннюю (духовную) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему.
При определении направлений преодоления негативных тенденций в области реализации свободы совести и вероисповедания представляется необходимым разработать системные меры на основе комплексного междисциплинарного подхода, среди которых центральное место занимает научно-теоретическая и методологическая разработка проблематики свободы совести, совершенствование нормативно-правовой базы законодательства и правоприменительной практики. Однако в первую очередь необходимо приведение государственной политики в соответствие с Конституцией РФ, учитывая многонациональный и поликинфессиональный характер России, с целью предотвращения ксенофобии, нетерпимости, дискриминации, сепаратизма, вооруженных конфликтов и других проблем, угрожающих национальной безопасности страны.
Согласно Конституции РФ регулирование отношении, возникающих в сфере прав и свобод человека, находится в ведении Российской Федерации, а в компетенции субъектов Российской Федерации могут быть вопросы защиты прав и свобод человека, однако исследование законодательства субъектов Российской Федерации позволяет констатировать, что законодательно данные вопросы не урегулированы и представление о необходимости реализации свободы совести как всеобъемлющей личной и глобальной проблемы отсутствует.
Список литературы:
1. Конституция РФ
2. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости на основе религии или убеждений, 25 ноября 1981 г. Резолюция 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989. С. 507-511.
3. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 18 декабря 1992 г. // ДМП. Т. 2. С. 90-94.
4. Парижская хартия для новой Европы, 21 ноября 1990г. // ДМП. Т. 1. С. 42 — 54; официально опубликована: «Известия» от 22.11.1990, № 326.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 4 ноября 1950 г. // ДМП. Т. 2. С. 108-124.
6. Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека, 1995 г. // ДМП. Т. 2. С. 188-198; ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. №163-ФЗ, официально опубликована: СЗ РФ. 1995. № 45. С.4239.
7. Религия и закон. Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями / Сост. и автор коммент. А.О.Протопопов. Институт религии и права. М.: Паллада, 2006.
8. Круглов А.А. Свобода совести. Минск: Беларусь, 2006.
9. Права человека. Основные международные документы. Сборник документов. М.: Международные отношения, 1989.
10. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива — д.ю.н., проф. С.А.Авакьян. — М.: Изд-во НОРМА (Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. — С.524-528.
11. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституция Российской Федерации. Научно-практический словарь / Под науч. Ред. И.С.Яценко. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С.236.
12. Тихонова Е.В. Место и роль института свободы совести и свободы вероисповедания в системе прав и свобод личности//Право и образование. №3. 2006.
13. Тихонова Е.В. Проблема законодательного закрепления свободы совести в России//IX Державинские чтения: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004.