Содержание
n
Введение3
Глава 1. Сущность и типы государства4
1.1. Понятие и сущность государства4
1.2. Типы государства7
Глава 2. Форма государства13
2.1. Форма правления13
2.2. Форма государственного устройства20
2.3. Политический режим25
Заключение31
Список использованной литературы34
Выдержка из текста работы
В отечественной литературе политическую систему обществанередко определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующихгосударственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть вобществе, а также отношения между ними по поводу власти. По сути она естьмеханизм, с помощью которого осуществляется власть в обществе, руководство иуправление им. Деятельность политической системы общества направлена нарегулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих внем политических процессов.
К элементам политической системы общества относят государство,политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь,средства массовой информации и другие институты общества, способствующиеформированию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своихинтересов. Все элементы политической системы тесно взаимосвязаны. Так,государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом. Но многиеиз этих функций, хотя и иными средствами, осуществляют другие политическиеинституты. Например, культурно-образовательную функцию в немалой степениосуществляют наряду с государством и общественные объединения, а также средствамассовой информации, пропагандируя, публикуя, показывая различные произведениякультуры, формируя у населения потребность определенного отношения к культуре,образованию.
Главный институт политической системы общества — государство — в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект осуществлениявласти. Поэтому государство по праву считается ядром политической системылюбого общества.
1. происхождение и сущность государства
Государство — явление историческое. В первобытном обществе небыло не государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы,в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силойавторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие обществастало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел (например,защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций безспециально созданных органов управления было невозможным. Одновременновозникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическимиинтересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результатевозникла потребность в создании эффективного механизма регулированиявзаимоотношений между различными общественными группами, а также в защитечастной и коллективной собственности.
Эти и ряд других обстоятельств послужили причинамивозникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества,получившей название «государство».
Часто государство понимается в самом широком смысле слова какобщность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих наопределенной территории. В контексте политической системы государстворассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления властив обществе.
Итак, Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющийуправление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основеправа с помощью специального механизма (аппарата).
2. Составляющие элементы государства
Государство — это политическая общность, составляющимиэлементами которой являются территория, население и власть.
v<span Times New Roman"">
Таким образом, относительно стабильная и обладающаягарантированной целостностью территория является существенным условиемсохранения государства.
v<span Times New Roman"">
v<span Times New Roman"">
Итак, государство — это политическая целостность, образуемаянациональной или много национальной общностью, закреплённой на определённойтерритории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой,которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.
3. Признаки государства
Среди основных признаков государства выделяют:
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
К признакам государства также относят его исключительное правоустанавливать и взимать налоги и сборы с населения.
4. Функции государства
Как и само государство, функции его не оставались неизменными вистории и видоизменялись с развитием общества. Однако ряд функций остаетсяпрактически неизменным и имеет место в любом государстве.
В большинстве современных государств выделяют два видагосударственных функций в соответствии с местом их осуществления — внутренние ивнешние.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней,самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого членаобщества, относятся следующие виды функций:
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
К внешним функциям относятся:
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
Свои функции государство осуществляет через системугосударственных органов, через государственный аппарат. Для более эффективноговыполнения функций в государстве сформировалось разделение властей. Наиболеераспространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную(законодательную), исполнительную и судебную. В последнее время выделяют еще ичетвертую власть — средства массовой информации. Средства массовой информациине входят непосредственно в структуру государственных органов. Власть средствмассовой информации заключается в сильном психологическом и моральномвоздействии на общество, на сознание людей и общественное мнение.
5. формы государственного устройства
Под государственнымустройством понимается внутритерриториальная организация государства. Внастоящее время встречаются следующие формы государственного устройства:
v<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
К унитарным государствамотносятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
v<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
Образование единиц федерации может осуществляться как поадминистративному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия,Югославия, Индия).
Территориальная федерация характеризуется значительнымограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Основноеразличие между территориальной и национальной федерацией состоит в различнойстепени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальныхфедерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органамчленов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетомнациональных государственных образований.
v<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
Страны такого союза — самостоятельные субъекты международногоправа. В современной истории примеров конфедерации немного: ОАР (ОбъединеннаяАрабская республика — союз Сирии и Египта), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия) инекоторые другие. Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех формгосударственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствиясколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.
6. формы правления
Это способ организации высшей государственной власти и системаее взаимоотношений с населением. Характеризуется формальным источником власти.
В современных государствах различают следующие формы правления:
v<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
Многие политологи сходятся во мнении, что монархия являетсянаиболее устойчивой формой правления.
v<span Times New Roman"">
Общими признаками республиканской формы правления являются:
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
Различают республики парламентские и президентские.
·<span Times New Roman"">
Основные черты парламентской республики:
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
Главной функцией парламента является законодательнаядеятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важнымифинансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимаетгосударственный бюджет, определяет перспективы развитиясоциально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, втом числе оборонной политики. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ,Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
·<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
К президентским республикам можно отнести США, ЛатинскаяАмерика и др.
7. Формы государственного режима
Формы государственного режима представляют собой совокупностьспособов и методов осуществления власти государством.
Государственные режимы могут быть демократическими иантидемократическими.
v<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
Антидемократический режим может устанавливаться как примонархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучиотрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарноймонархией и республикой.
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
·<span Times New Roman"">
v<span Times New Roman"">
Режим демократической власти выражается в следующем:
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
История знает различные формы демократических режимов.Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентскойдемократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим,который провозглашает свободу слова, мнений, форм собственности, дает просторчастной инициативе. При либерализме власть формируется путем выборов. Либеральныйрежим может существовать только на демократической основе.
8. Правовое государство
сущность правового государства, его признаки
Сущность правовогогосударства заключается в первенстве права над властью, в ограничениидействия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждани всех общественных субъектов действующему праву.
К основным признакам правового государства относят следующие:
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
Выполнение в полной мере столь высоких требований не можетсегодня обеспечить ни одно государство мира. Поэтому о правовом государствеможно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следуетстремиться.
пути достижения правового государства
Каковы же пути его достижения? Для этого необходимо следующее:
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
ü<span Times New Roman"">
Разумеется, путь формирования правового государства историческиочень длителен.
Заключение
Теперь ответим на главный вопрос — Почему государство являетсяядром политической системы общества? Этообъясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органовосновные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основныерычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие),оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государствупринадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов,обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на еготерритории. Только государству дается право на легальное применение силы, в томчисле право физического принуждения.