Содержание
Введение3
1. Сущность и значение финансов4
2. Основные задачи и методы управления финансами8
3. Государственные органы управления финансами11
4. Функции и задачи министерства финансов и других. ведомств управления финансами15
Заключение19
Литература20
Выдержка из текста работы
Для понимания сущности финансов, их природы и значения прежде всего надо четко уяснить, что, возникая на основе денег — последние являются материальным содержанием финансов, — они выражают особую систему экономических отношений. Однако не все денежные отношения относятся к финансам. Финансы — это обособившаяся часть денежных отношений. Их особенность заключается в том, что они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением.
Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников производства и происходит распределение и использование этих доходов. Так, получение выручки от реализации продукции основывается на таких функциях денег, как мера стоимости, средства обращения, средства платежа. Но это не финансы, а вот распределение выручки — Это уже финансовые отношения.
Термин "финансы" происходит от латинского слова "financia", что значит платеж, доход. Впервые в этом значении финансы употреблялись в XIII-XV вв. в Италии. В дальнейшем этот термин получил международное признание и сейчас используется для обозначения отношений, связанных с формированием, распределением, использованием денежных фондов.
Процесс воспроизводства и на макро-, и микроуровнях проходит последовательно четыре фазы — производство, распределение, обмен и потребление, ведущая роль при этом принадлежит производству. Однако и все последующие стадии оказывают воздействие на производство, способствуя либо препятствуя его развитию.
Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости созданного продукта. Поэтому основным признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер.
Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости ВВП, который распадается на составляющие элементы (С, V и М), и происходит образование различных денежных фондов. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, фонда заработной платы, амортизационных отчислений и т.д. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой части.
Дальнейшее перераспределение стоимости также происходит на основе финансов, благодаря чему стоимость, созданная в сфере материального производства, направляется в непроизводственную сферу.
Однако на стадии распределения, кроме финансов, участвуют и другие экономические категории: цена, кредит, заработная плата. Финансы отличает от этих категорий то, что распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они образуются за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений. Отсюда можно сделать вывод, что финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.
Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается стоимость, но реально они формируются на стадии распределения — выручки от реализации стоимости. Финансовые ресурсы имеют конкретного собственника: государство, предприятие. Но выручка в качестве компонента содержит и заработную плату, которая не относится к финансовым ресурсам.
Использование финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в процессе стоимостного распределения. Финансовые ресурсы концентрируются в определенных формах, получивших название фондов финансовых ресурсов. Цена как инструмент распределения фондовой формы не имеет.
В условиях современных товарно-денежных отношений движение ВВП со стадии его производства до стадии потребления опосредствуется образованием и использованием денежных фондов. Финансы, выражая процессы формирования и использования денежных фондов, через особые формы денежных отношений выступают, таким образом, как экономические (стоимостные) отношения в связи с производством материальных благ, распределением их и обменом между конкретными потребителями. Причем, значение финансов для каждой стадии воспроизводства неодинаково.
В производстве, понимаемом как технологический процесс, финансы не участвуют. Однако, если рассматривать производство как экономический процесс, т.е. как движение стоимости, то финансы являются необходимым фактором их осуществления, а также показателем эффективности производства.
На первой стадии воспроизводства предприятия за счет денежных фондов приобретают средства производства для производства материальных благ. В отношении потребления как особой стадии воспроизводства финансы обеспечивают саму возможность его осуществления. Производительному и личному потреблению материальных благ предшествуют процессы образования и использования денежных фондов. Но значение финансов в сфере потребления не ограничивается количественными параметрами самого фонда потребления, финансы выступают еще и как средство контроля за целевым и эффективным использованием средств.
Правильное понимание сущности финансов невозможно без выяснения их принадлежности к базисным или надстроечным отношениям. По этому поводу существуют различные точки зрения. Одни относят их к базисным, другие — к надстроечным отношениям. Аргументы сторонников первой точки зрения сводятся к тому, что без финансов невозможно функционирование экономики, поскольку распределение есть стадия общественного воспроизводства. Для второй точки зрения характерно вычленение в финансах их внешнего проявления, оформляемого государством в виде финансовой политики.
Противопоставление этих двух характеристик финансов не позволяет проникнуть в глубинную сущность финансов. Безусловно, финансы относятся к категориям базиса. Однако их объективный характер не означает, что они не подвержены воздействию со стороны субъективного фактора. В отличие от законов природы, экономические законы возникают только в процессе производственной деятельности людей. Объективность экономических законов не означает того, что люди не оказывают своего влияния на характер проявления законов. Финансы как объективная экономическая категория есть абстракция, теория, но на практике — это мощнейший рычаг воздействия на экономику.
В отечественной литературе в 70-е годы широко дискутировался вопрос о том, нужно или нет включать в определение финансов их императивность, под которой понимается активная роль государства в организации финансовых отношений. Финансовые отношения объективны, однако формы их проявления всегда отражают деятельность государства по управлению ими. Это обусловлено тем, что финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой частью всей системы производственных отношений и органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них.
Таким образом, прежде чем дать определение финансам, напомним качественные характеристики экономической категории "финансы", позволяющие выделить их из других экономических категорий. Финансовые отношения — составная часть денежных отношений. Финансовые отношения возникают на стадии распределения ВВП и национального дохода. Материальным содержанием этой категории являются финансовые ресурсы. Финансы способны оказывать воздействие не только на процесс распределения, но и на все другие стадии общественного воспроизводства. Объективный характер финансов не исключает государственного управления финансовыми отношениями.
Финансы — экономические отношения, протекающие в денежной форме, связанные с распределением части ВВП и национального дохода, в результате чего образуется финансовые ресурсы, аккумулированные в централизованных и децентрализованных фондах с целью их использования в интересах государства, предприятий и граждан.
Функции финансов
Функции экономической категории есть проявление се сущности в действии. Сущность финансов как инструмента распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Чтобы полнее уяснить содержание этой функции, рассмотрим основные этапы распределения ВВП и НД.
Валовой внутренний продукт включает стоимость материальных затрат, амортизационные отчисления и национальный доход. Национальный доход, в свою очередь, состоит из необходимого и прибавочного продуктов. Необходимый продукт по своему материально-вещественному содержанию представляет собой совокупность материальных благ, предназначенных для потребления работниками производственной сферы. В стоимостном выражении он представлен заработной платой и другими денежными доходами.
Прибавочный продукт в своей материально-вещественной форме состоит из предметов и средств труда, предназначенных для дальнейшего расширения производства, а также предметов потребления работников непроизводственной сферы. В стоимостном выражении эта часть национального дохода выступает как первичные доходы предприятий производственной сферы.
Чистый доход предприятий представляет собой разницу между стоимостью реализованной продукции и затратами, связанными с ее производством и реализацией.
Выделение из общего объема ВВП фонда возмещения (материальные затраты и амортизационные отчисления) и национального дохода, формирование первичных доходов работников производственной сферы и предприятий составляют содержание этапа первичного распределения ВВП и НД.
Формированием первичных доходов распределительный процесс только начинается. Последующее движение доходов называется перераспределением. Конечным итогом распределения и перераспределения НД является выделение в его составе фонда накопления и фонда потребления.
Фонд накопления используется для расширения производства, т.е. для прироста основных и оборотных средств действующих предприятий, их реконструкции, а также для строительства новых объектов производственного назначения. За счет этого фонда осуществляется также строительство объектов непроизводственного назначения. К фонду накопления также относятся государственные натуральные и денежные резервы и ресурсы государственного имущественного и личного страхования.
Фонд потребления включает конечные доходы работников материального производства, средства, направляемые на содержание социально-культурной сферы, аппарата управления, оборону, нетрудоспособных членов общества.
Роль финансов на стадии первичного распределения и перераспределения неодинакова. При первичном распределении ВВП и НД финансы тесно взаимодействуют с такими экономическими инструментами, как заработная плата, цена. Перераспределение осуществляется преимущественно через финансы.
Распределительная функция характеризуется сложностью и многоступенчатостью, охватывает различные уровни управления экономикой. Распределение осуществляется на государственном и региональном уровнях, оно протекает в виде внутриотраслевого, внутрихозяйственного, межотраслевого и межтерриториального распределения. Таким образом, образование и использование денежных фондов во всех звеньях народного хозяйства — это результат совокупности весьма сложных процессов распределения и перераспределение ВВП и НД, в которых финансы играют решающую роль. Распределительная функция может быть выражена через конкретные показатели, что, в частности, отличает финансы от других инструментов распределения. Размер распределяемого через финансовую систему ВВП и НД не является нормативным показателем, таким, например, как предельный размер прироста внутреннего государственного долга. Однако ученые и международные финансовые организации рассчитывают по странам, какую долю ВВП, НД и финансовых ресурсов государство "пропускает" через свою финансовую систему. Этот показатель свидетельствует о доле "огосударствления" чистого продукта и, таким образом, об отношениях собственности в данных государствах.
Исследователи отмечают, что общей тенденцией является увеличение доли национального дохода, присваиваемого государством посредством механизма принуждения в финансовых отношениях. Важно также иметь в виду, что распределение и перераспределение национального дохода сводится к образованию не только государственных денежных фондов, но и денежных фондов у других участников распределительных отношений. Поскольку распределение есть промежуточный этап между образованием и использованием денежных фондов, то можно утверждать, что распределение должно соответствовать какому-то критерию оптимальности, иными словами, нахождению такого показателя, который свидетельствовал бы о целесообразности перекачки через финансовую систему определенной части ВВП и НД.
Д. Кейнс и А. Вагнер — виднейшие представители западной экономической мысли начала XX века обосновывали взаимозависимость между размером национального дохода и налогами (Кейнс, механизм налоги — встроенные стабилизаторы), национальным доходом и государственными расходами (Вагнер, закон возрастания государственных расходов). Вместе с тем советские ученые справедливо отмечали, что чрезмерное распределение и перераспределение через финансовую систему НД экономически нецелесообразно. Однако предложить оптимальный уровень так и не смогли. И этого, очевидно, сделать было нельзя, поскольку финансовая политика при социализме и финансовая наука довольно редко имели общие точки соприкосновения.
Финансы пронизывают все сферы производства, проникают во все его стадии, поскольку производство есть процесс одновременного создания потребительной стоимости и стоимости. Финансы как стоимостная категория способны сигнализировать о проблемах, возникающих в области финансового обеспечения общественного воспроизводства. Эта их универсальная способность реализуется через контрольную функцию финансов, причем финансы в ходе се реализации выступают как субъект и объект контроля одновременно.
Финансовые показатели деятельности предприятий выступают как стоимостные категории, отражающие эффективность использования не только финансовых, но и материальных и трудовых ресурсов, конечные результаты работы предприятия. Аналогично и такие показатели, как доходы и расходы бюджетов всех уровней, свидетельствуют о сбалансированности, либо разбалансированности государственных финансов. Нет ни одного финансового отношения, которое носило бы только контрольный характер, равно как и нет ни одного финансового отношения, в. котором не присутствовали бы элементы контроля.
Это означает, что контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной. Только одновременное действие обеих функций позволяет в полной мере проявиться сущности финансов. В этом отличие категории финансов от категории денег, последние могут проявлять свою сущность только через какую-то одну свою функцию, например, меры стоимости. Это отличие обусловлено тем, что контрольное свойство финансов может проявить себя лишь в условиях происходящего распределения, т.е. когда реализуется распределительная функция.
Реализация контрольной функции финансов воплощается в конкретных показателях, установленных в бухгалтерской и статистической информации. Правильное отражение финансовых показателей — предмет заботы государственных контролирующих органов. Это является одним из элементов такого понятия как финансовая дисциплина. Этот термин следует понимать как установление правил поведения в области финансовых отношений, следование им и ответственность за их несоблюдение. Финансовая дисциплина может наполняться конкретным содержанием. обусловленным актуальными для данного времени проблемами.
Финансы как инструмент регулирования экономики
Стабильное экономическое развитие, высокий уровень занятости населения и управляемая инфляция в настоящее время являются краеугольными камнями экономической политики государств. Достичь этого далеко не так просто, так как экономика представляет собой совокупность отраслей и производств, каждое из которых преследует свои цели, которые могут находиться в противоречии. Рыночный механизм, под которым понимается саморегулирующая экономика, не способен обеспечить рациональное распределение материальных и финансовых ресурсов в национальном и межгосударственном масштабах. Это объективно предполагает государственное вмешательство в экономику.
Государственное вмешательство в экономику выражается в регулировании поведения участников общественного производства и осуществляется как посредством административных методов, так и косвенных (экономических), среди которых финансовым инструментам принадлежит решающая роль.
Среди финансовых методов, с помощью которых государство воздействует на экономику, наиболее распространенными являются бюджетные, связанные с государственными расходами, и налоговые. Так, расширяя объем государственных капитальных вложений, государство вызывает повышение спроса на оборудование, материалы, рабочую силу, что, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, увеличению частных инвестиций, оживлению хозяйственной конъюнктуры.
Финансируя развитие производственной инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, телерадиокоммуникации). государство создает более благоприятную среду для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности. Это способствует снижению издержек производства, росту накопления капитала в государственном и частном секторах.
Противоречивое воздействие на экономику оказывают военные расходы. С одной стороны, они повышают спрос не только на военную продукцию, но и на материалы, оборудование, сырье, рабочую силу. Тем самым военные затраты дают толчок развитию промышленности, способствуют в определенной мере ускорению темпов экономического роста. Однако длительная гонка вооружений, высокие военные расходы ведут к истощению экономики страны, диспропорциям, изменению структуры производства.
В регулировании экономики принимают участие все звенья финансовой системы. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственных финансов — для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.
В государственном механизме регулирования пропорций одинаково важны как платежи в бюджет, так и бюджетное финансирование, но из этого не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет нацелены в основном на регулирование собственной финансовой базы предприятий, бюджетное финансирование выполняет иную роль — увеличивает финансовые возможности предприятий за счет привлечения общегосударственных ресурсов.
Межтерриториальное распределение финансовых ресурсов способствует преодолению отсталости отдельных регионов, выравниванию уровней экономического и социального развития территорий, совершенствованию отраслевых и территориальных пропорций в структуре народного хозяйства.
Широкое использование финансов для регулирования стоимостной структуры общественного производства не означает, что из этого процесса могут быть исключены другие рычаги, прежде всего цены и кредит. Однако каждый рычаг имеет свою сферу применения и не должен использоваться в тех случаях, когда для этого следует применять другие стоимостные категории.
В системе регулирования экономикой важное значение принадлежит финансовому механизму, под которым принято понимать комплекс показателей, рычагов, приемов и методов, обеспечивающих рациональное распределение ВВП и НД. хозрасчетную деятельность субъектов хозяйствования и контроль за использованием ресурсов в народном хозяйстве. Пронизывая все области распределительных отношений, финансовый механизм обладает значительными возможностями активного воздействия на экономику в направлении повышения ее эффективности. Реализация этих возможностей во многом зависит от совершенства финансового механизма, его соответствия задачам и требованиям развития экономики в тот или иной период.
Финансовый механизм используется государством для решения важнейших проблем, связанных с цикличностью и удорожанием факторов производства, обеспечением финансовыми ресурсами государственных и региональных экономических и социальных программ. В свою очередь, реальный сектор экономики оказывает воздействие на финансовую сферу. Важным фактором роста объемов финансовых ресурсов служит снижение материалоемкости ВВП, однако связь между снижением материальных затрат и ростом финансовых ресурсов не прямая, она опосредована. Снижение материалоемкости, связанное с затратами сырья, материалов, топлива и т.п., можно признать как потенциальный резерв увеличения финансовых ресурсов государства, для приведения в действие которого необходимы как дополнительные мощности, так и рабочая сила. Но существует и обратная связь между материалоемкостью и объемом финансовых ресурсов, которая обусловлена тем, что показатель народнохозяйственной материалоемкости включает и амортизацию, которая является одновременно структурным элементом финансовых ресурсов государства. Позитивные структурные изменения в условиях и показателях расширенного воспроизводства способствуют мобилизации дополнительных доходных источников, и, наоборот, негативные структурные сдвиги обостряют финансовый дефицит и ухудшают финансовое положение государства.
Литература
1. Балабанов И.В. Финансы и государство, Мн.: Экономика, 2007г., 320 с.
2. Сергеев А.С. Финансы и право, Мн: БГЭУ, 2008 г., 210с.
3. Пархачев А.Г., Е. Финансы государства, Мн.: Новое знание, 2007г. 190 с.