Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА МОНОПОЛИИ4
1.1. Сущность монополии и факторы ее возникновения4
1.2. Виды и формы монополии7
2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ МОНОПОЛИСТА НА РЫНКЕ12
2.1. Цена и выпуск в условиях чистой монополии12
2.2. Социально-экономические издержки монополий17
3. МОНОПОЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ22
3.1. Тенденции развития монополий в современных условиях22
3.2. Развитие современных представлений о монополиях26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ33
Выдержка из текста работы
1.1 Сущность и классификация инноваций……………………………………..……5 1.2 Основные понятия инновационной деятельности………………………….……9 1.3 Значение инновационной деятельности для предприятия…………………….12
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 2.1. Понятие и виды инвестиционных проектов……………………………………16 2.2 Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов……18 2.3 Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов………………19 3.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 3.1. Виды инновационных проектов и их особенности……………………………22 3.2 Система показателей эффективности инновационной деятельности…………25 3.3. Анализ эффективности инновационных проектов…………………… …….. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………31
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах продукции. Поиск и использование инноваций на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических решений, совершенствование основных принципов управления создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. Инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.
Эффективность инноваций определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур.
Инвестиционная деятельность направлена на получение прибыли. Целью инновационной деятельности является улучшение объекта инвестирования. Таким образом, инновационная деятельность использует инвестиции как средство достижения цели.
Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе являются инновации и их эффективность. Понятие «инновации» очень важно для каждой организации, так как с помощью него улучшается производственная деятельность за счет введения в производство новых технологий, обеспечивающих эффективную деятельность предприятия.
Целью данной работы является рассмотрение понятия инноваций, получение от них эффективности, влияние инвестиционных проектов на инновационную деятельность.
Исходя из указанной темы курсовой работы, ее основными задачами являются:
— сущность и значение инноваций;
— основы оценки эффективности инвестиционных проектов;
— оценка эффективности инновационной деятельности.
1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и классификация инноваций
В буквальном смысле инновация (от англ. innovation) переводится на русский язык как введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения. То есть новая идея, или новация, с момента принятия к распространению приобретает новое качество — становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. Для того, чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и экономической эффективностью.
В Современном экономическом словаре: «Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности».
Наиболее полным и всеобъемлющим, на наш взгляд, представляется следующее определение: «Инновация — это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящей экономический эффект».
Для работы с большим числом новшеств и планов необходима их классификация. Это, так называемый, элемент уровня инновационной деятельности.
В производственно-экономической деятельности любых организаций достаточно часто происходят изменения. Большинство изменений по своей сути не являются инновационными. В продуктовом и технологическом плане к инновациям не относятся:
— эстетические изменения в продуктах;
— незначительные непринципиальные изменения;
— расширение номенклатуры продукции.
Если организационно-управленческие решения не связаны с реализацией инновационного процесса, то они тоже не считаются инновациями, к таким решениям относятся:
— переход к иным (отличным от применяемых) методам управления;
— изменение в организационной структуре;
— внедрение стандартов качества (ИСО 9000).
Для выявления свойств (отделения инноваций от изменений) и систематизации инноваций составляются классификации. Критериями классификации являются:
— комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;
— возможность количественного (качественного) определения
критерия;
— научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.
В настоящее время существует множество классификаций инноваций. Основными из них являются: класс. РНИИСИ (Рос. НИИ системных исследований), класс. Пригожина А.И. (1989 г.), класс. коллектива авторов под руководством Ильенковой С. Д. (1997 г.), класс. Фархутдинова Р.А.
Классификация инноваций по Фархутдинову Р.А. представлена в таблице 1.
Таблица 1. — Классификация инноваций
№ п/п Признак классификации Виды инноваций
1 2 3
1 Уровень новизны инновации 1.1 Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов)
1.2 Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.)
2 Стадия жизненного цикла товара 2.1 Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга
2.2 На стадии НИОКР
2.3 Организационно-технологическая подготовка производства
2.4 Производство (включая тактический маркетинг)
2.5 Сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией
3 Масштаб новизны инновации 3.1 Инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты)
3.2 Новые в стране
3.3 Новые в отрасли
3.4 Новые для фирмы
4 Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация 4.1 Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки
4.2 То же в сфере образования
4.3 В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.)
4.4 В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.)
Продолжение таблицы 1.
1 2 3
5 Сфера применения инновации 5.1 Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения
5.2 Новшества для накопления на фирме
5.3 Новшества, в основном для продажи
6 Частота применения инновации 6.1 Разовые
6.2 Повторяющиеся (диффузия)
7 Форма новшества — основы инновации 7.1 Открытия, изобретения, патенты
7.2 Рационализаторские предложения
7.3 Ноу-хау
7.4 Товарные знаки, торговые марки, эмблемы
7.5 Новые документы, описывающие производственные, процессы, структуры, методы и т. п.
8 Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации 8.1 Научно-технический
8.2 Социаль……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации. Издательство. Издательский дом «Дашков и К», м.-2010., 237с.
2. Фатхуддинов Р.А, Инновационный менеджмент. Учебник. М., 2008 г., 615с
3. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О. Инновационный менеджмент: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2010. — 416с.
4. Балдин К.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский цент «Академия», 2010. — 368с.
5. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. С-Пб., 2008.
6. Котов Д.В., Инновационный менеджмент. Учебное пособие.2005г.