Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ 1.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1.1.СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1.2.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ И КАК ПРОЦЕСС
1.1.3.ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2.ТИПОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
1.2.1.ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
1.2.2.ТИПЫ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.3.ОССОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.4.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА.
1.5.СУБЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.5.1.ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.5.2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЧАСТЬ 2. БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА.
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА
2.1.1. ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1.2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА
2.1.3. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА
2.1.4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ (АРТЕЛИ)
2.1.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1.6. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ
2.1.7. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1.8. ФОНДЫ
2.2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ.
ЧАСТЬ 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3.1.ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «АСПК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Выдержка из текста работы
Проблема становления и развития предпринимательства в России является особо актуальной сегодня, ибо нынешняя государственная политика в области предпринимательства недостаточно эффективна и требует серьезной коррекции.
Как историческая объективность предпринимательство в России возникло еще в средние века. Обретая признаки рыночного института, оно получило активное развитие с первой половины XVIII века, стимулированное протекционистской политикой государства. Однако, богатый опыт отечественного предпринимательства, передававшийся из поколения в поколение на протяжении столетий, оказался невостребованным после революции 1917 г. (если не брать во внимание короткий период НЭПа). Лучшие российские традиции ведения бизнеса во времена советской власти были утрачены на продолжительное время. Государственная пропаганда укоренила в сознании наших граждан отношение к предпринимательству как негативному общественному явлению, свойственному экономике буржуазного государства.
В современной России становление рыночной экономики идет в большей степени на основе заимствования зарубежной предпринимательской практики. При этом Россия имеет многовековой успешный опыт деятельности института предпринимательства. Постижение исторического опыта развития предпринимательства в России позволило бы обеспечить бюджетные запросы страны и, избежав старых ошибок, удовлетворить общественные интересы.
Предпринимательство (бизнес) определяется как экономически свободная инновационная деятельность, связанная с риском, ответственностью, имеющая целью достижение новых результатов. Главная цель предпринимательской деятельности – извлечение прибыли. Предприниматель должен обладать рядом важных черт, таких как: экономическая активность инициатива и новаторство в хозяйственном процессе, готовность и даже склонность к риску, жесткость и творческий подход в достижении своей цели – увеличении капитала.
Объектом исследования является становление и развитие предпринимательства в России.
Предметом исследования является рассмотрение исторических вопросов, понятий, сущности, развития предпринимательства.
Целью исследования является изучение темы «Содержание понятия «предпринимательство» и масштабы предпринимательства в разные исторические эпохи». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть эволюцию терминов «предпринимательство» и «предприниматель»;
— рассмотреть сущность, функции предпринимательства;
— изучить историю развития предпринимательства в России;
В данной курсовой используются некоторые методы исследования темы такие как, сравнение данных в таблицах.
Методологической основой курсовой по теме «Содержание понятия «предпринимательство» и масштабы предпринимательства в разные исторические эпохи» являются труды Асаула А.Н., Бусыгина А.В., Лапусты М.Г., Сметанина С.И. и других отечественных авторов, а так же статьи в журналах и интернет-ресурсы.
1 Содержание понятия «предпринимательство»
1.1 Эволюция термина «предпринимательство» и «предприниматель»
Предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII – начала XVIII веков Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который и определяют действительную стоимость экономических благ.
Позже известный французский экономист конца XVIII- начала XIX веков Ж.Б. Сэй (1767-1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства- земли, капитала, труда. Основной тезис Сэй состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка».
Английский ученый-экономист А. Смит (1723-1790 гг.) в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 год) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск.
Д. Векардо предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре.
И лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значение и роли института предпринимательства. Французский экономист Анре Маршал (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организация. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и передаваемые ему функции.
Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: капитал; капитальные блага – средства производства и земля; деятельность предпринимателя; труд рабочего.
По-новому взглянул на эту проблему Фридрих фон Хайен (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.
Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает понятие «предпринимательство». Что касается понимания самого термина, то здесь можно выделить два подхода:
1-ый подход, фокусирующийся на предпринимателе и его деятельности к конкретным условиям внешней среды, воспринимаемой исследователем в качестве объективного и не изменяющегося во времени фактора;
2-ой подход, акцентирующий взаимозависимость предпринимателя/предприятия и его среды его деятельности (интерактивный, нелинейный, неравновесный или синергетический подход, исходящий из открытости системы «предприниматель /предприятие-среда его развития»)…
Заключение
В данной курсовой работе изучено:
— эволюция терминов «предпринимательство» и «предприниматель»;
— сущность и функции предпринимательства;
— история развития Российского предпринимательства;
Исследование позволяет сделать следующие выводы. Слабые темпы развития современного предпринимательства его колоссальная деформированность по видам, объясняются не столько издержками государственной политики, но и почти полным незнанием богатейшего опыта созидательной деятельности российского третьего сословия с допетровских времен.
Современный этап – этап возрождения предпринимательства – уже имеет свою историю. Сегодня повторяются, но уже гораздо быстрее, некогда пройденные этапы развития предпринимательства, и снова как правительство, так и представители бизнеса зачастую совершают старые ошибки, затрудняющие подъем экономики. Это еще раз подтверждает необходимость изучения истории предпринимательства в России. При умелой экономической политике правительства этот процесс неудержимо приведет к «культурному» рынку, к стабильной, процветающей экономике.
Список использованной литературы
1. Асаул А.Н. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Асаул – М.: АНО «ИПЭВ», 2008.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство [Текст]: Учебник д/вуз. – М.: Инфра-М, 2002. – 608с.
3. История предпринимательства в России. Книга первая. От средневековья до средины XIX века [Текст]: Учебник д/вуз. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000. – 480с.
4. История предпринимательства России [Электронный ресурс]: Вопросы предпринимательства. Режим доступа: http : // www.biz.lpros.ru
5. История российского предпринимательства [Текст] / Е.В. Илларионова [и др.] ; уч-мет. компл. – М.: Изд.центр ЕАОИ, 2008. – 250с.
6. Лапуста М.Г. Предпринимательство [Текст]: Учебник д/вуз. – М.: Инфра-М, 2004. – 354с.
7. Понеак. Г.Б, Швандара В.А Предпринимательство [Текст]: Учебник д/вуз/ под.ред. Г.Б. Понеак. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 475с.
8. Предпринимательство в дореволюционной России [Электронный ресурс]: сборник статей. Режим доступа: http : // www.businesshelpspb.narod.ru
9. Российская федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: федер. закон. – М.: Ось-89, 2008. – 32с.
10. Сметанин С.И. История предпринимательства в России [Текст] / Курс лекций / Уч.пособ. – 2-е изд.,стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 192с.
11. Экономическая теория [Текст] Учебник./ под ред. В.Д. Камаева.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 640с.