Содержание
Введение
1.Предпринимательство как экономическая категория
2.Роль малого предпринимательства в условиях современной экономики
2.1. Характеристика субъектов малого предпринимательства
2.2. Функции предпринимательства в современном обществе
3. Оценка развития малого предпринимательства на современном этапе
3.1.Краткая характеристика развития малого бизнеса в России
3.2.Проблемы развития малого бизнеса Российской Федерации
3.3.Перспективы развития малого бизнеса Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Выдержка из текста работы
В экономическом словаре «конкуренция» (от лат. concurrencia — сталкиваться) определяется как соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики имеет основополагающее значение. Выполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации.
Очень немногие отрасли экономики сегодня способны противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире.
Несмотря на это, в конкуренции можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны влияния на экономику. К положительным факторам можно отнести: развитие научно-технического прогресса, удешевление производственных издержек, балансировка нормы прибыли и уровня заработной платы. К отрицательным факторам: импульсивность бизнеса, создание условий для безработицы и инфляции.
Стимулом, мотивирующим к конкурентной борьбе, выказывает желание опередить других.
Конкурентная борьба — это динамический процесс, обеспечивающий рынок товарами. В качестве средств и инструментов в конкурентной борьбе используют: цену, качество товара, рекламу, сервисное обслуживание, ассортимент, условия оплаты и доставки товара.
Рыночная экономика представляет собой сложную и разветвленную систему разнообразных финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующую с правовыми нормами бизнеса; объединенную понятием — рынок.
Рынок — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Это способ взаимодействия производителей и потребителей, т.е. продавцов и покупателей. В результате этого взаимодействия — спроса покупателей и предложения продавца — устанавливается стоимость и объём продаж товара. При этом основную роль имеет значение количество производителей и количество потребителей задействованных в обмене денег на товар — что определяет взаимодействие спроса и предложения.
Сущностью рыночных отношений является конкуренция: соперничество производителей, потребителей, производителей с потребителями. Без конкуренции нет действенной рыночной системы.
Создание конкуренции товаропроизводителей — важнейшее условие перехода к эффективной рыночной экономике.
Это значит, что изучение конкуренции — ее роли в развитии рыночных отношений — является существенной задачей экономических исследований.
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике Беларуси. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.
1. Конкуренция, ее сущность и значение
1.1. Понятие конкуренции и ее роль в экономике
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нём конкурентных отношений.
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция это: а) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; б) состязательная борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как одна сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую функцию — она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы — что? как? для кого производить?
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель лишён выбора и вынужден либо полностью согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, Уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики. Для обуздания и удержания её на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны: а) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе конкуренции вымываются экономически-неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары; б) она чутко реагирует на изменение спроса, ведёт к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести: а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия для их несправедливого распределения; в) её следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.
На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:
1. при его производстве:
— производительность труда;
— уровень налогообложения;
— внедрение научно-технических разработок;
— размеры прибыли предприятия;
— величина оплаты труда.
2. при его потреблении:
— продажная цена товара;
— качество;
— новизна;
— послепродажное обслуживание;
— уровень предпродажной подготовки.
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из неё. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства.
1.2 Виды конкуренции
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции.
В данной работе представлены некоторые из многочисленных классификаций.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на цено-вую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» — она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства и соответствующего повышения массы прибыли. Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падае……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макконел К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2т.: учебник: пер. с англ./ К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. — 13-е изд. — М.: Инфра-М, 2003. Т. 1. — 486 с.
2. Курс экономической теории : учебник: Рек. Мин. Обр. РФ / общ. Ред. М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. — 5-е изд., доп. и перераб. — Киров: АСА, 2003, 2004. — 832 с.
3. Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: учебник / Г.П. Литвинцева. — Новосибирск: изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2003. — 336 с
4. Макконел К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2т.: учебник: пер. с англ./ К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. — 13-е изд. — М.: Инфра-М, 2003. Т. 1. — 486 с.
5. Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учеб. пособие: Рек. Мин. Обр. РФ / ред. О.Ю. Мамедов. — 6-е изд.. — Ростовн/Д: Феникс, 2003. — 412 с.
6. Экономика: учебник: Рек. Мин. Обр. РФ / Ред. А.С. Булатов. — 3-е изд., перераб и доп.. — М.: Экономистъ, 2003.- 896 с.
7. Бунина С.А. Курс «Экономическая теория» («Экономика»): учебно-метод. Пособие / С.А. Бунина, Л.И. Гриценко, Ю.А. Праскова. — Благовещенск, 2002.
8. В. Д. Камаев «Экономическая теория» Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.
9. Санько Г.Г.”Монополизм и конкурентная политика в трансформируемойэкономике.“//“БЭЖ”. — 1999, № 2. с. 100-111
10. “Монополия и конкуренция” // Санько Г.Г.,- Мн.,1999.- 237 c. с. 242-262.
11. Белорусская деловая газета. — 1995г. — 10 августа.
12. Райхлин Э. Основы экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2001
13. Белорусы и рынок: еженедельная аналитическая газета для деловых людей. — 2010 г. — 18-24 января. — № 3 (889).
14. Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.