Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ……………………5
2. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ…………………………………….10
3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…………………….24
Выдержка из текста работы
- Глава II. Гражданско — правовые средства защиты прав потребителей
- ГЛАВА III. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
- §1. Формы гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей
- §2. Правовой статус и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, подзаконные акты и акты толкования, касающиеся защиты прав потребителей.
Теоретической основой исследования послужили наиболее перспективные труды ученых в области защиты прав потребителей, среди которых важно выделить разработки В.Н. Аргунова, А.Е. Шерстобитова, В.И. Витрянского, А.М. Эрделевского и многих других.
§3. Структура законодательства о защите прав потребителей
Нормы Закона о защите прав потребителей имеют приоритет по отношению к иным законам (за исключением ГК РФ), которые регулируют отношения в области защиты прав потребителей.
Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей.
Прежде всего, это Закон РФ «О страховании», Закон «О сертификации», Закон РФ «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», Закон РФ «О естественных монополиях», Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности», постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», утвержденные приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.05.1998 № 160, постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 и ряд других нормативных актов.
Там где действует несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. В настоящее время все противоречия между ГК РФ и Законом «О защите прав потребителей» устранены. Если же будут приниматься новые законодательные акты, то соотношение между ними должно определяться с учетом общих принципов теории права. По общему правилу более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим.
Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством. Только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей и это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти.
По общему правилу, нормы, содержащиеся в международных договорах имеют преимущественную силу перед внутренним законодательством государства. Первым международным договором в сфере потребительского законодательства является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» с изменениями 1959 года.
Как вытекает из Закона, действие его на отношения граждан между собой не распространяется. На это обстоятельство обращено внимание в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ в ред. от 29.06.2010 № 18), где указано, что суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исходя из смысла ст. 39 Закона о защите прав потребителей » в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие гл. III этого Закона, регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные ГК и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, относятся договор банковского вклада, договор страхования.
Так как исходя из Закона о защите прав потребителей законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения, возникающие из возмездных договоров, то отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров, данным законодательством не регулируются, например, отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (ст. 924 ГК). Не регулируются также законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Это, в частности, отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Предметом договора государственного займа выступают деньги, которые одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику). В соответствии со ст. 817 ГК по договору государственного займа заемщиком выступают Российская Федерация, субъект РФ. Приобретая государственные облигации или иные государственные ценные бумаги, гражданин предоставляет государству (в лице соответствующих органов) заем в виде денежных средств. Таким образом, гражданину при этом не оказывается услуга, и, соответственно, нельзя рассматривать государство в качестве исполнителя услуг в понимании Закона о защите прав потребителей.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом дачно-строительного кооператива предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия. В соответствии с Конституцией суды являются органами государственной власти и осуществляют правосудие путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленной законом процессуальной форме. Отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий, также не регулируются законодательством о защите прав потребителей. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариат в Российской Федерации обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренными законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Указанная деятельность не считается услугой в гражданско-правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и др.)
К отношениям, не регулируемым законодательством о защите прав потребителей, относятся также отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.)
§1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя
Гражданская ответственность занимает важное место в ряду правовых средств, обеспечивающих защиту прав потребителей. В условиях перехода к экономике рыночного типа роль гражданской ответственности значительно повышается, поскольку основной ее целью является восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего лица.
Гражданская ответственность является одним из видов юридической ответственности и подразумевает применение к правонарушителю санкций в виде возложения на него дополнительных гражданско-правовых обязанностей.
Рассматривая гражданско-правовую ответственность как средство охраны прав потребителей, необходимо подчеркнуть, что ее основной функцией является компенсационная, т.е. восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя за счет имущества правонарушителя. Вот почему основной упор в Законе о защите прав потребителей делается на применение такой предусмотренной действующим законодательством меры ответственности, как возмещение убытков. Гражданский кодекс РФ предусматривает различные формы ответственности: в форме возмещения убытков, уплаты неустойки и т.д. Особое место он отводит именно возмещению убытков. Обусловлено это тем, что наиболее существенным и распространенным последствием нарушения гражданских прав являются убытки. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной указанным Законом или договором.
Под убытками в гражданском законодательстве согласно ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Упущенная выгода может рассматриваться как, например, неполучение ожидаемого урожая на приусадебном участке в результате покупки недоброкачественной техники или удобрений. Или другой пример: потребитель, заказавший строительство жилого дома и не вселившийся в него из-за просрочки окончания работ, вправе требовать возмещение расходов на наем жилого помещения и неполученный доход в виде неполученной наемной платы из-за невозможности сдать часть жилой площади по договору найма жилого помещения, который он заключил, рассчитывая на своевременное исполнение своих обязательств строительной организацией.
Другой формой гражданско-правовой ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ является неустойка. Неустойка — это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Обязательство неустойки возникает одновременно с основным. Оно сводится к обязанности должника заплатить определенную денежную сумму, если обязанности будут исполнены ненадлежащим образом либо вообще не будут исполнены. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение формы соглашения о неустойке влечет недействительность соглашения о неустойке.
Неустойка является самым востребованным видом средств обеспечения обязательств.
Различают следующие виды неустойки:
1) по основанию возникновения: законная неустойка, предусмотренная законом; договорная, установленная соглашением сторон;
2) относительно убытков различают: зачетную неустойку, когда убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой; штрафную неустойку, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; исключительную неустойку, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; альтернативную неустойку, когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.
Для взыскания неустойки достаточно установления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Доказывание причинения при этом убытков не требуется.
Неустойка, предусмотренная законом (законная неустойка) в отличие от неустойки, установленной договором (договорная неустойка), подлежит взысканию независимо от включения условия в договор о неустойке (ст. 332 ГК РФ).
Кроме указанной выше ответственности, в ГК РФ предусмотрена компенсация морального вреда, правила которой установлены в ст. 151, 1099-1101 ГК РФ.
Моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действиями, которые нарушают личные неимущественные права гражданина или посягают на принадлежащие ему иные нематериальные блага. Если вред причинен действиями, нарушающими другие права гражданина, то он подлежит компенсации только в случаях, специально предусмотренных законом. Единственным пока примером такого закона является Закон о защите прав потребителей, где конкретизируется определение, данное в ГК РФ.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» причинителем вреда могут быть изготовитель, исполнитель, продавец или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца). С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения указанными лицами прав потребителей, предусмотренных законами и иными нормативными актами РФ по защите прав потребителей.
Для возникновения права на компенсацию морального вреда необходимо одновременное наличие следующих условий:
1) претерпевание гражданином морального вреда, т.е. физических или нравственных страданий;
2) противоправное действие (бездействие) причинителя вреда, нарушающее принадлежащие гражданину неимущественные права или посягающее на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага;
3) причинная связь между противоправным действием (бездействием) и моральным вредом;
4) вина причинителя вреда.
Учитывая, что вопросы компенсации морального вреда в сфере гражданских правоотношений регулируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки, суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и то, какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, — когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда. Кроме того, для компенсации морального вреда необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Проблема компенсации морального вреда, в особенности определения размера возмещения в денежной форме, вызывает большие затруднения в судах. Статья 192 ГПК РФ, обязывающая суд к вынесению законных и обоснованных решений, не содержит каких-либо изъятий. Отсюда следует, что и в части размера возмещения морального вреда в денежной форме решение также должно быть законным и обоснованным. Для того чтобы обеспечить выполнение этого требования, ст. 197 ГПК РФ устанавливает, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда, и доводы, по которым он отвергает те или иные обстоятельства. Ответственность за причинение морального вреда имеет явно выраженный компенсационный характер.
При возмещении имущественного вреда гражданское законодательство применяет принцип эквивалентности размера возмещения размеру причиненного вреда. В случае компенсации морального вреда принцип эквивалентности неприменим в силу особой специфики. Но поскольку вред причинен и должен быть компенсирован, из смысла гражданского законодательства вытекает, что к компенсации морального вреда может и должен применяться принцип более «низкого» уровня — принцип адекватности (соответствия). Судебная практика выявила определенные проблемы при принятии решения судами о размере компенсации морального вреда. Суды, как правило, ориентируются при определении сумм, подлежащих возмещению в качестве компенсации морального вреда, на суммы требований граждан о возмещении материальных убытков, неустойки и др. В отдельных случаях суды без мотивации снижают размер сумм, взыскиваемых в возмещение морального вреда, несоразмерно характеру причиненного вреда. В целом подходы к определению компенсации морального вреда не отработаны. В результате имеются значительный разброс и необоснованная произвольность в оценке судами размеров компенсации морального вреда.
Итак, мы видим, что вопрос о компенсации морального вреда имеет свои особенности. Суть в том, что определение размера компенсации — это дело непростое. В каждом конкретном случае необходимы индивидуальный подход, подробный анализ ситуации. Самые большие трудности возникают при определении степени страданий человека, а, следовательно, и соответствующие суммы. Конечно, оценка страданий в деньгах или иной материальной форме невозможна. И так как ответственность за причинение морального вреда имеет компенсационный характер, то, несомненно, компенсация морального вреда в денежной форме — это унифицированный способ, и изобретать другой способ нет необходимости.
Говоря о способах защиты прав потребителей, первое, о чём необходимо рассказать, это та служба, которая осуществляет защиту прав потребителей на всей территории нашей страны. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 15 марта 2005 г.) учреждена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Служба). Ей переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, в сфере надзора на потребительском рынке — Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей — упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также указанным Положением.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изменениями от 16 декабря 2004 г.) основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:
1) организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;
2) предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в КоАП;
3) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;
4) осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
5) осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;
6) осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
7) организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.
Для реализации указанных функций указанный орган:
1) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
2) выдает лицензии на осуществление: деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;
3) регистрирует впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации; пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
4) устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых заболеваний;
5) информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
6) готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов РФ ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7) организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;
8) организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
9) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
10) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
11) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
12) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
13) обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
14) организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
15) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
16) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
17) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
18) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
2) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
4) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности организации, ученых и специалистов;
5) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований;
6) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
7) создавать совещательные и экспертные органы в установленной сфере деятельности;
8) разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работы, необходимо в первую очередь заметить, что ряд особенностей правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации обусловлен тем, что становление российского потребительского права происходило в сложных экономических условиях перехода от плановой экономики к рыночной, отягощенного кризисными явлениями, негативными последствиями монополизации, правовым нигилизмом.
Этим обусловлен ряд особенностей правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации. В отдельных случаях устанавливаются более жесткие меры (гражданско-правовые, административные), направленные на защиту прав потребителей, чем в зарубежном законодательстве. Однако такое регулирование позволило в сложных экономических условиях Российской Федерации обеспечить действенную защиту прав потребителей.
Принятие законодательства о защите прав потребителей и создание системы органов, призванных обеспечить реализацию и защиту прав потребителей, являются одним из примеров необходимого государственного вмешательства в частноправовые отношения, что в совокупности обуславливает специфику деятельности юрисдикционных органов по защите прав потребителей.
Вместе с тем, необходимо развивать законодательство в сфере защиты прав потребителей следующим образом:
Во-первых, в экономической системе, основанной на рыночных механизмах, следует улучшать результат действия последних, предоставив потребителю первую роль и определяющее влияние. Требуется вмешательство государства в целях предупреждения или уменьшения рисков, которые влекут для общества некоторые индивидуальные поступки (предложение опасных товаров, потребление медикаментов, табака и т.п.).
Во-вторых, необходима оптимизация удовлетворения потребностей не только в отношении материальных благ, но также в отношении возможностей, знаний, информации, предоставления соответствующих прав различным лицам и их защиты.
В-третьих, демократический идеал требует, в свою очередь, чтобы был признан коллективный интерес потребителей, их организация поддержана, а представительство обеспечено эффективным участием представителей потребителей в различных системах, принимающих решения социального порядка, включая суды.
В-четвертых, необходимо принимать во внимание глобализацию экономики, усиление интеграционных процессов, в том числе, и интеграцию России в европейское сообщество, тенденции в мировом потребительском движении.
Наконец, понятие справедливости требует от государства заботиться о судьбе потребителей, которые являются наиболее слабым звеном экономической и социальной системы.
Учитывая изложенное, приоритетными направлениями политики в сфере защиты прав потребителей в России должны стать:
— Информирование и просвещение населения по вопросам политики в сфере защиты прав потребителей.
— Организация системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности.
— Развитие и укрепление национальной системы защиты прав потребителей, консолидация усилий всех ее ветвей в целях обеспечения эффективной защиты законных интересов потребителей.
— Совершенствование законодательства о защите прав потребителей.
— Построение и развитие общей системы зашиты прав потребителей государств-членов СНГ.
Список используемых источников
6. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изменениями от 16 декабря 2004 г.).
7.Информация об отношениях, регулируемых и не регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Письмо Роспотребнадзора от 11 марта 2005 г. № 0100/1745-05-32.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в ред. от 29.06.2010 № 18).
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в ред. от 29.06.2010 № 18).
10.Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2001. — № 12.
11. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 1, 7; 1997. № 1; 2001. № 2.
12. Информация об отношениях, регулируемых и не регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Письмо Роспотребнадзора от 11 марта 2005 г. № 0100/1745-05-32.
13. Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1.
— ГК РСФСР
Периодические издания
14. Закон о защите прав потребителей. История возникновения законов о защите прав потребителей. Статья. http://www.prav-net.ru/zashhita-prav-potrebitelej/
15. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей// Хозяйство и право. — 1999. — № 4.
16. Забелин С. Потребитель, закон на твоей стороне! // Журнал «Человек и Закон» . — 2006. -№ 4.
Литература
18. Алексеев С.С. Общая теория права. M.: Юрид. лит., 2001.
19. Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / Под общ. ред. М.Ю. Челышева. М.: Юрайт-М, 2003.
20. Гафарова Г.Р., Фаткудинова З.М. Защита прав потребителей. Учебное пособие. М.: Юстицинформ , 2010.
21. Горина И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. — М.: Юрайт_Издат, 2005.
22. Зименкова О.Н., Левшина Т.Л., Тобис В.И., Шерстобитов А.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». М.: Кросна-Лекс, 1997.
23. Парций Я.Е. Закон РФ «О защите прав потребителей» /Постатейный комментарий. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.
Размещено на