Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…. 4
ГЛАВА II. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.12
ГЛАВА III. ПРАВОСУДИЕ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ…. 15
ГЛАВА IV. АКТЫ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА.. 25
Выдержка из текста работы
В условиях, происходящих в российском обществе перемен тема участия судебных органов в правотворчестве приобрела еще большую, чем раньше, актуальность и значимость. Это обусловлено тем, что в стране идет судебная реформа, основной целью которой является превращение суда в орган власти с независимым статусом и юрисдикцией. Отсюда следует значительное повышение его роли в жизни общества. Появляется возможность в полной мере раскрыть правотворческий потенциал суда. Помимо этого, возникли новые для российской правовой системы судебные органы, такие, например, как Конституционный Суд, деятельность которых не вписывается в привычные рамки судебного правоприменения. Все это вызывает необходимость углубленных теоретических исследований, результаты которых могут дать судебной системе научно обоснованные ориентиры дальнейшего развития. Исходя из этого, исследование сущности, содержания и конкретных форм судебного правотворчества в России является в настоящее время одной из актуальных задач юридической науки. В последнее время в юриспруденции ставятся вопросы о необходимости рассмотрения в российской правовой системе таких правовых явлений, как судебный прецедент, судебное правотворчество, судебное усмотрение. Проблема судебного правотворчества в нашей стране носит противоречивый, двойственный характер. С одной стороны, правотворческие полномочия суда не имеют прямого законодательного закрепления. С другой стороны, несмотря на это, суд уже давно вполне успешно вырабатывает правовые нормы. Отсутствие четкой, основанной на научных рекомендациях законодательной регламентации отдельных наиболее актуальных аспектов судебного правотворчества приводит к тому, что последнее осуществляется хаотично, бессистемно, без должного научного обоснования. Происходящие изменения в экономической, политической, идеологической сферах жизни общества, влекущие за собой переоценку роли суда по отношению к праву, не могут не влиять на сложившиеся научные подходы, на которых базируется отечественная теория государства и права. Изменение научных воззрений коснулось и концепции источников права. Теперь закон уже не рассматривается как единственный и «непогрешимый» источник права. Для современных теоретических исследований характерно широкое, интегративное понимание права, при котором учитывается не только его формальный, но и сущностный аспект; правовая норма рассматривается не изолированно, а в ее действии, диалектической взаимосвязи с юридической практикой.
На рубеже веков в России, как и за рубежом, происходят процессы осмысления пройденного исторического пути, дальнейших перспектив развития демократии, гражданского общества, правовой государственности. Наблюдается определенная переоценка ценностей в системе демократических институтов. На первый план все более выдвигаются проблемы судебной власти, правосудия, законности, справедливости правопорядка. Взгляд на судебную власть как на неотъемлемый компонент современной демократии делает еще более актуальной задачу исследования закономерностей и форм ее осуществления. Исследование теоретических проблем судебной власти в условиях российского правового государства является сложной и интересной темой, поскольку в ней соединены две глобальные, взаимосвязанные и взаимообусловленные проблемы российских преобразований правовое государство и судебная власть. Конституция Российской Федерации впервые в истории Российского государства провозгласила Россию демократическим правовым социальным государством, в котором человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность.
В числе ценностей действующей Российской Конституции это утверждение судебной власти в качестве независимой ветви власти наряду с законодательной и исполнительной. Российская демократия сделала решительный шаг вперед, провозгласив высшей ценностью человека, его права и свободы и возложив обеспечение этих прав на государство и такой его институт, как судебная власть. Особое место судебной власти в системе разделения властей правового государства предопределено такими ее свойствами, как независимость и исключительность, что дает ей возможность, будучи по своей природе разновидностью государственной власти, защищать права человека и гражданина, выступать арбитром между государством и личностью и в определенной мере — арбитром в отношении ветвей власти, быть гарантом справедливости и законности. Вот почему значение судебной власти в условиях демократии возрастает.
Судебная власть является частью так называемой системы сдержек и противовесов, средством разрешения споров между органами государственной власти. Однако эта задача судов в Российской Федерации прослеживается лишь на федеральном уровне, да и то дискретно. Что же касается регионального и муниципального уровней, то она и вовсе оказывается нереализованной. Конечно, у нас не хватает практического опыта в нормативно-правовом определении этих функций судебной власти, но всякий практический опыт должна предварять хорошо разработанная теория, которая в нашей стране, по отношению к судебной власти, остается пока неразработанной.
Российская Конституция восприняла многие позитивные черты и свойства зарубежного опыта конституционного развития. В полной мере это относится и к институту судебной власти. Однако и национальные традиции, например, институт присяжных, адвокатура, также оказывают влияние на развитие системы правосудия.
Между тем, задача судебной реформы состоит в становлении в России подлинной судебной власти, независимой в своей деятельности от кого бы то ни было, ориентированной на правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека. Поэтому основы принципиально нового отношения к личности в судопроизводстве правового, демократического государства должны быть заложены в настоящее время.
Объект дипломной работы — правовые отношения в сфере организации и осуществления судебной власти, рассмотрение теоретико-правовых основ судебной власти как правового института, ее реализация через систему правосудия в условиях формирования российского правового государства.
Предмет дипломной работы составили основные исторически развивавшиеся представления о судебной власти и соответствующие положения Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство, другие правовые источники, касающиеся судебной власти, форм ее осуществления и функций.
Цель дипломной работы заключается в разработке понятийного аппарата, составляющего теоретико-правовые основы судебной власти и отражающего процессы совершенствования формирующейся современной модели судебной власти, ее роли и значения в механизме правового государства.
Осуществление поставленной цели я вижу в решении следующих задач:
— определение понятия, свойств, принципов, признаков судебной власти и основных форм ее осуществления и функционирования;
— выявление основных форм осуществления судебной власти и правосудия;
— разработка предложений к концепции судебной реформы в Российской Федерации, связанных с определением сущности, закономерностей становления судебной власти;
— выявление актуальных вопросов развития конституционного законодательства о федеральной судебной власти.
………….
Заключение
Проведенные исследования структуры судебной системы Российской Федерации, правовых основ деятельности судов общей юрисдикции в России, а также анализ действующего законодательства о судах общей юрисдикции в Российской Федерации и перспективы его развития позволяет сделать некоторые общие выводы.
1. Россия обладает огромным историческим опытом реформирования судебной системы, который неразрывно связан с социально-экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в стране в тот или иной отрезок времени.
Особенности политического, экономического и культурного развития государства, своеобразие уклада общественных отношений и менталитета населения, а также практический опыт и исторические традиции требуют сопоставить процесс реформирования с реалиями сегодняшнего дня, и должны быть учтены при подготовке и проведении дальнейших преобразований в системе судов общей юрисдикции Российской Федерации.
2. В современную эпоху интенсивного законотворческого процесса в сфере правового регулирования деятельности судов общей юрисдикции для дальнейшего развития положений Конституции Российской Федерации о судебной власти необходимо усилить правовые гарантии недопустимости издания законов, отменяющих или снижающих самостоятельность и независимость судебной власти, исключающих любую возможность вмешательства законодательной и исполнительной власти и должностных лиц в деятельность судов по осуществлению правосудия.
3. Проведенное исследование позволяет утверждать, что состояние современной правовой базы правосудия, определяющей построение системы судов общей юрисдикции, взаимоотношения между судебными учреждениями различных уровней, внутренняя организация их деятельности не в полной мере соответствует выполнению задач расширения доступа к правосудию, совершенствования судопроизводства, повышения его качества и эффективности.
4. Необходимость совершенствования механизма пересмотра судебных постановлений в рамках системы судов общей юрисдикции, расширение апелляционных и кассационных начал в процедуре проверки судебных постановлений вышестоящими инстанциями требует организационной и структурной перестройки действующей судебной системы, создание новых судебных инстанций.
Функционирование апелляционной инстанции только для пересмотра приговоров и решений мировых судей не соответствует конституционному принципу равенства граждан перед законом и судом, поскольку право апелляционного обжалования имеют лишь лица по определенным категориям гражданских, административных и уголовных дел.
В современных условиях оптимальным является установление в системе судов общей юрисдикции четырехступенчатой структуры судебных инстанций (первая, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции).
Осуществляемое реформирование порядка обжалования судебных решений, при котором лицо, подающее жалобу первоначально, обращается в суд апелляционной инстанции, затем кассационной и на завершающей стадии в суд надзорной инстанции позволит существенно повысить эффективность и качество правосудия, исключить судебные ошибки, обеспечить открытость и прозрачность судебной системы, усилить гарантии самостоятельности судов и независимости судей, привести законодательство Российской Федерации в соответствие с международными стандартами в области прав человека. В конечном итоге это должно обеспечить расширение и совершенствование сферы судебной защиты прав и свобод граждан, а также повысить доступность правосудия.
5. Последовательное развитие судебной системы, а также объективные обстоятельства эволюции государственного управления и общества в целом обуславливают потребность в создании специализированной юстиции в рамках системы судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Создание в системе судов общей юрисдикции федеральных административных судов, принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации» будут способствовать повышению уровня правовой защиты граждан в их спорах с представителями государственной власти и местного самоуправления, что приведет к укреплению режима законности в их деятельности.
Разработка и принятие закона «О ювенальных судах Российской Федерации» и создание ювенальных судов представляется перспективным и достаточно прогрессивным шагом в повышении гарантий справедливости по делам несовершеннолетних, совершенствовании защиты их прав и свобод в уголовном и гражданском судопроизводстве, а также профилактике правонарушений.
В связи с принятием и введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и переходом экономики на базис высоких инновационных технологий, необходима разработка и принятие закона «О патентных судах Российской Федерации».
6. Исходя из того, что в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов и мировых судей являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, выдвигается идея о повышении роли суда в обеспечении исполнения судебных постановлений.
Как показывает практика, одним из негативных моментов в деятельности судов общей юрисдикции, это отмечает и Европейский Суд по правам человека, является ненадлежащее исполнение судебных постановлений.
Европейский Суд со ссылкой на свои многочисленные прецеденты подчеркнул, что неисполнение судебного постановления означает незавершенность судебной процедуры. Иными словами, судебная процедура завершается не вынесением постановления, а его исполнением.
Требуется на законодательном уровне продолжать совершенствовать механизм ответственности государства за неисполнение судебных постановлений, за несоблюдение судами сроков рассмотрения дел, за иные нарушения прав граждан на судопроизводство, в частности, по мнению автора, – конкретизировать и дифференцировать возмещение расходов и компенсацию морального вреда.
7. Нуждается в правовой регламентации статус председателей судов всех уровней, как руководителей судебного органа, которые, должны назначаться с учетом мнения судей соответствующего суда. Требуют изменений правила наделения судей полномочиями, так как существующий порядок первоначального их назначения на трехлетний срок полномочий не соответствует конституционным принципам независимости и несменяемости судей.
Необходимо сохранить назначение судьи впервые на должность в соответствии с действующими правилами, а последующее перемещение на равные должности либо продолжение работы в должности судьи производить решением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а на вышестоящие должности – соответственно указами Президента Российской Федерации, либо постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Список использованной литературы
Правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юр. лит., 1994.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // «Российская газета». – 1997. № 3.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации»// «Российская газета». — 1994. -№ 138 – 139.
4. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1- ФКЗ «О военных судах РФ» // «Российская газета». – 1999. — № 120.
5. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ» // «Российская юстиция», — 1995. — № 11.
6. Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного суда РФ и членам их семей» // «Российская газета», — 2000. — № 30.
7. Постановление VII всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008г.: О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей РФ. – 2009. – №1.
8. Распоряжение Правительства РФ от 4 августа 2006г. №1082-р «О концепции Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы // Собрание законодательства Российской Федерации – 2006 – №33.
Специальная литература:
9. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы: учеб. пособие для вузов / Е.Б Абросимова. – М., Изд-во Институт права и публичной политики, 2002.
10. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: учеб. пособие / С.А. Авакьян. – М.: Изд-во РЮИД «Сашко», 2000.
11. Анишина В.А. Обращение суда в Конституционный Суд РФ / В.А. Анишина // Российская газета. – 2003. – №49.
12. Апостолова Н.Н. Судопроизводство у мирового судьи: учеб. пособие / В.М. Лебедев. – Ростов-н/Д.: Изд-во Проспект, 2001.
13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. – М.: Изд-во НОРМА, 2008.
14. Байтин М.И. Сущность права: учеб. пособие / М.И. Байтин. – Саратов: Изд-во СГАП, 2001.
15. Бахрах Д.Н. Три способа действия во времени новых правовых норм и три способа прекращения действия старых норм. / Д.Н. Бахрах // Государство и право. – 2005. – №9.
16. Божьев В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб. для вузов. / В.П. Божьев. – М.: Изд-во Спарк, 2002.
17. Бородин С.В. О судебной власти в России / С.В. Бородин, В.Н. Кудрявцев // Государство и право. – 2001. – №10.
18. Гриб В.Г. Правоохранительные органы Российской Федерации: курс лекций / В.Г. Гриб, А.В. Мелехин. – М.: Изд-во Маркет ДС, 2010.
19. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учеб. для вузов / К.Ф. Гуценко, М.А.Ковалев. – М.: Изд-во Зерцало, 2005.
20. Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные аспекты деятельности: учеб. для вузов / В.В. Дорошков. – М.: Изд-во Норма, 2004.
21. Дорошков В.В. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации: курс лекций / В.В. Дорошков., В.В. Ершов. – М.: Изд-во РАП, 2011.
22. Ершов В.В.Прямое применение Конституции РФ. От решения Пленума Верховного Суда РФ до постановления Конституционного Суда РФ / В.В. Ершов // Российская юстиция. – 1998. – №9-10.
23. Жуйков В.М. Некоторые проблемы гражданско-процессуального права и судебная практика: матер. всерос. Конференции / В.М. Жуйков. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 2001.
24. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц: учеб. пособие / В.М. Жуйков. – М.: Изд-во Городец, 1997.
25. Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. – 2003. – №11.
26. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке: учеб. пособие / В.Д. Зорькин. – М.: Изд-во Норма, 2008.
27. Зорькин, В.Д. Выступление Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина на VII Всероссийском съезде судей / В.Д. Зорькин // Российская юстиция. – 2009. – №1.
28. Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации: учеб. пособие / В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – М.: Эксмо, 2009.