Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ
ЦЕННЫХ БУМАГ………………………………………………………….5
ГЛАВА 2. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА
РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ………………………………………………..11
2.1. Подлежащие лицензированию в соответствии
с Законом о рынке ценных бумаг и Законом
«О товарных биржах и биржевой торговле»……………………….11
2.2. Подлежащие лицензированию на рынке ценных
бумаг в соответствии с Федеральными законами
«Об инвестиционных фондах», «О негосударственных
пенсионных фондах»…………………………………………………14
2.3. Деятельность эмитентов по организации выпуска
и размещения эмиссионных ценных бумаг………………………..16
2.4. Деятельность саморегулируемых организаций
профессиональных участников рынка ценных бумаг,
управляющих компаний, негосударственных
пенсионных фондов…………………………………………………18
2.5. Деятельность юридических или физических
лиц в качестве инвесторов на рынке ценных бумаг………………18
ГЛАВА 3. ЭМИССИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
Выдержка из текста работы
Российское законодательство не содержит понятия рынка ценных бумаг, единого его определения юридическая наука также не выработала. С правовой точки зрения рынок ценных бумаг — это совокупность правоотношений, в которых состоят его участники. При этом участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка и регулирующие органы.
Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов различной юридической силы, затрагивающих все аспекты функционирования рынка.
С принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в ст. 143 был установлен открытый перечень ценных бумаг, к которым были отнесены: облигация, государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Согласно п. 2 ст. 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» право квалифицировать ценные бумаги и производные финансовые инструменты и определять их виды предоставлено Федеральной службе по финансовым рынкам.
Из числа документов, отнесенных к ценным бумагам до принятия первой части Гражданского кодекса РФ, можно назвать жилищные сертификаты, предусмотренные Положением о выпуске и обращении жилищных сертификатов, утвержденным Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1182, которые определены как особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью.
С введением в действие второй части Гражданского кодекса РФ к числу ценных бумаг были отнесены двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей — складское свидетельство и залоговое свидетельство (варрант) и простое складское свидетельство (ст. 912).
С принятием Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ перечень ценных бумаг пополнился закладной, удостоверяющей права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке. А с принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ — облигацией с ипотечным покрытием и ипотечным сертификатом участия.
При всем разнообразии видов ценных бумаг они должны отвечать единым требованиям, установленным в главе 7 Гражданского кодекса РФ, согласно которым ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ различает ценные бумаги на предъявителя, именные и ордерные. Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, их обязательные реквизиты, требования к форме и другие необходимые требования определяются законом или в установленном им порядке.
Так, требования к двойному и простому складским свидетельствам сформулированы в ст. 912 — 917 ГК РФ. В отношении векселя применяется Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР от 07 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие Положения о простом и переводном векселе» и Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе». Содержание коносамента, порядок его выдачи и передачи приводится в ст. 142 — 149 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ. Реквизиты чека установлены в ст. 877 — 885 ГК РФ. Банковская сберегательная книжка на предъявителя регулируется ст. 843 ГК РФ. Депозитный и сберегательный сертификаты — ст. 844 ГК РФ и Положением о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций, утвержденным письмом Центрального банка Российской Федерации от 10 февраля 1992 г. № 14-3-20.
Эмиссионным ценным бумагам, сделки с которыми составляют организованный рынок, посвящен Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». К ним относятся акции, облигации, российские депозитарные расписки и опционы эмитента. Законодатель урегулировал процедуру их эмиссии, порядок регистрации, учета и хранения. ФСФР России во исполнение своих полномочий по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг и порядка государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг Приказом от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н утвердила Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.
Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, которые могут быть выпущены в виде облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, установлена Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Эмитентами эмиссионных ценных бумаг могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, Банк России, государственные корпорации, хозяйственные общества. Инвесторами могут быть частные российские и иностранные инвесторы (граждане и организации), в том числе различные фонды (страховые, пенсионные), Пенсионный фонд Российской Федерации, Банк России, коммерческие банки. Регуляторами рынка ценных бумаг, имеющими полномочия издавать в рамках своей компетенции подзаконные нормативные акты, регулирующие возникающие правоотношения, помимо Федеральной службы по финансовым рынкам, являются Минфин России, Банк России и Минтруд России. Однако с точки зрения функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг наибольший интерес представляет анализ деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» долгое время был основным законом, определяющим важнейшие основы функционирования рынка ценных бумаг, в частности место государства в регулировании соответствующих отношений, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, к числу которых относятся брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.
2011 год стал прорывным в развитии законодательства на рынке ценных бумаг. Были приняты основополагающие федеральные законы, направленные на регулирование инфраструктуры фондового рынка: об организованных торгах, о центральном депозитарии, о клиринге и клиринговой деятельности.
Деятельности брокеров и дилеров посвящены ст. 3 и 4 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и на подзаконном уровне она регулируется нормативными актами ФСФР России. Массив нормативных актов, затрагивающих деятельность брокеров и дилеров, составляет порядка 24 документов, в которых устанавливаются требования к разделению денежных средств брокера и его клиентов, регулируется предоставление информации клиенту, порядок ведения внутреннего учета сделок, правила совершения операций с денежными средствами клиентов и маржинальных сделок. Основным подзаконным актом является Постановление ФКЦБ России (предшественницы ФСФР России) от 11 октября 1999 г. № 9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации».
Доверительное управление ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, признается профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, называется деятельностью по управлению ценными бумагами и регулируется ст. 5 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Общие нормы о доверительном управлении содержатся в ст. 1012 — 1026 ГК РФ. Особенность рассматриваемых отношений состоит в том, что объектом доверительного управления являются ценные бумаги, двойственная правовая природа которых оказывает влияние на содержание управления. Спектр действий управляющего достаточно широк — от хранения ценных бумаг до реализации закрепленных в них обязательственных прав. Требования к деятельности по управлению ценными бумагами установлены в Приказе ФСФР России от 03 апреля 2007 г. № 07-37/пз-н «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами».
Клиринговая деятельность определена в ст. 6 ФЗ «О рынке ценных бумаг» как деятельность по определению взаимных обязательств участников организованного рынка, их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Основным законом, регулирующим клиринговую деятельность, устанавливающим требования к клиринговой организации и правилам клиринга, порядку создания гарантийного фонда, обеспечивающего исполнение допущенных к клирингу обязательств, является Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
Наработана большая нормативная база по регулированию депозитарной деятельности, под которой понимается оказание услуг по учету и переходу прав на ценные бумаги и хранению их сертификатов (ст. 7 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). По согласованию с Центральным банком РФ и Минфином России ФКЦБ России приняла Постановление от 16 октября 1997 г. № 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения». Как сказано в самом Постановлении, оно было принято в целях создания согласованного регулирования различных сегментов фондового рынка различными ведомствами и построения единой учетной системы, которая сделает возможной обездвиживание и дематериализацию всех эмиссионных ценных бумаг.
Важной вехой в развитии депозитарного учета и в целом организованной торговли на фондовом рынке России стало принятие Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии». На сегодняшний день институт центрального депозитария действует в большинстве стран с развитым финансовым рынком. Для России это новый этап развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, характеризующийся упрощением расчетов, эффективностью учета, снижением рисков и издержек всех его участников. Тем не менее осталось достаточно много вопросов относительно взаимодействия участников рынка ценных бумаг, соблюдения интересов эмитентов, обеспечения и реализации прав, закрепленных ценными бумагами, что, безусловно, требует дальнейшего совершенствования законодательства в соответствии с реалиями времени.
Учет прав на эмиссионные ценные бумаги осуществляется посредством внесения записи в реестр владельцев ценных бумаг, под которым понимается система записей о зарегистрированных лицах, их лицевых счетах, об учитываемых на указанных счетах ценных бумагах и их обременении. Деятельность по ведению реестра осуществляется юридическими лицами, именуемыми держателями реестра (регистраторами), и включает в себя сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление информации о ценных бумагах заинтересованным лицам (ст. 8 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Порядок осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг определен Постановлением ФКЦБ России от 02 октября 1997 г. № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг». В случае прекращения действия договора на ведение реестра и замены регистратора сроки передачи документов и их состав определены Положением о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 24 июня 1997 г. № 21.
Организацией торговли на рынке ценных бумаг занимаются специализированные профессиональные участники. Деятельность по организации торговли заключается в предоставлении услуг, непосредственно способствующих совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг (ст. 9 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Фондовой биржей признается организатор торговли, отвечающий требованиям главы 3 ФЗ «О рынке ценных бумаг», в соответствии с которой фондовая биржа может существовать только в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества, должна соблюдать ограничения по совмещению деятельности с другими видами деятельности, ограничения по доле участия одного акционера (члена) фондовой биржи и т.д.
Однако основным законом, регулирующим деятельность фондовой биржи, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах», который провел четкий водораздел между биржей и торговой системой. С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу отдельных положений Закона изменится требование к организационно-правовой форме биржи, которая будет только акционерным обществом; ужесточатся требования к учредителям (участникам) организатора торговли; вступят в силу ограничения на осуществление организатором торговли иных видов хозяйственной деятельности.
Не обошлось без коллизии. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах» отдельные статьи ФЗ «О рынке ценных бумаг» признаются утратившими силу с 1 января 2014 г., в том числе о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и фондовой бирже. Таким образом, с 1 января 2014 г. организатор торговли на рынке ценных бумаг перестанет быть профессиональным участником рынка ценных бумаг и, как следствие, требования Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не будут распространяться на фондовую биржу, что концептуально противоречит рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг подлежит лицензированию, которое осуществляется ФСФР России в соответствии с Положением о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным ее Приказом от 20 июля 2010 г. № 10-49/пз-н. Этим же нормативным актом установлены условия совмещения различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Так, брокерская, дилерская, депозитарная деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами могут осуществляться одной организацией, имеющей лицензии на осуществление соответствующих видов профессиональной деятельности. Клиринговая деятельность может совмещаться с депозитарной или деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Объектом пристальной заботы государства является защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Поэтому большое значение для регулирования отношений между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвесторами, не являющимися профессиональными участниками, имеет Федеральный закон от 05 марта 1999 г. № 46-ФЗ № «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг. Закон закрепляет дополнительные к установленным иными федеральными законами требования к профессиональным участникам, условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, меры по защите прав и законных интересов инвесторов и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.
Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет признаки ограничения конкуренции, формулирует понятия конкурентной цены финансовой услуги, устанавливает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Нормы права, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг, содержатся также в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Российской Федерации содержатся нормы об административной и уголовной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.
Важную роль в регулировании различных аспектов деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг играют саморегулируемые организации, утверждающие правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. Ротко С.В., Тимошенко Д.А. Основные направления развития административно-правового регулирования рынка ценных бумаг // Банковское право. 2008. N 6.
Одной из важнейших проблем правового регулирования рынка ценных бумаг является проблема его эффективного государственного регулирования. Сегодня государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется двумя органами: ФСФР и Банком России.
Как отмечает О.В. Васильева, «регулирование является важнейшим фактором, определяющим особенности операций коммерческих банков с ценными бумагами, поскольку именно формы государственного регулирования рынка ценных бумаг предопределили существование двух систем фондового рынка, различающихся степенью участия банков в сделках с ценными бумагами». Васильева О.В. Автореферат дис. … к.ю.н. М., 2005. 26 с. С. 21.
Законодательство о рынке ценных бумаг ожидают значительные перемены, если будет реализовано обсуждаемое сейчас в Правительстве РФ предложение о создании единого мегарегулятора финансового рынка России в лице Центрального банка РФ.
Являясь сегментом финансового рынка, рынок ценных бумаг, с одной стороны, обеспечивает интересы частных лиц, предоставляя им возможность заключать гражданско-правовые договоры по ценным бумагам, с другой — определяет стабильность развития экономики страны и выступает дополнительным источником финансирования остальных частей финансового рынка. Наличие публичного интереса обязывает государство в лице его органов осуществлять контрольно-надзорную и стимулирующую политику на фондовом рынке.
В связи с этим невозможно однозначно определить, к какой отрасли права относится рынок ценных бумаг: к частной (jus privatum) или к публичной (jus publicum). От решения данного вопроса зависит степень влияния административной власти на данный вид рынка.
На рынке ценных бумаг возникает множество различных правоотношений. Это все говорит о том, что государство заинтересовано в создании динамичного, устойчивого рынка ценных бумаг, способного обслуживать интересы частного капитала и формировать эффективные механизмы перераспределения собственности.
Динамичность и устойчивость рынка ценных бумаг обеспечиваются государством путем принятия административных нормативно-правовых актов, откуда вытекают административные правоотношения. Рассмотрим сущность административных правоотношений, возникающих на рынке ценных бумаг, и попытаемся выявить их объект регулирования.
Объектом административно-правового регулирования рынка ценных бумаг является деятельность по совершению операций с ценными бумагами и их организационному обеспечению, в отличие от объекта гражданско-правового регулирования, каковым на рынке ценных бумаг являются заключаемые там сделки, отмечает Е.В. Зенькович. При этом организационное обеспечение операций с ценными бумагами включает в себя совокупность юридически значимых действий, направленных на создание предпосылок функционирования рынка ценных бумаг (например, организация торговли на рынке ценных бумаг, организация расчетно-депозитарного обслуживания сделок с ценными бумагами). Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг: административно-правовое регулирование / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Волтерс Клувер, 2007.
Для решения вопроса о правовом регулировании института государственных и муниципальных ценных бумаг А.В. Реут отмечает, что институты права (и рынок ценных бумаг в том числе) должны быть отнесены к финансовому или гражданскому праву в зависимости от преобладания в них соответственно организационных или имущественных отношений. Белов В.А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. М.: Высшая школа, 2005. С. 16.
К.С. Бельский отмечает, что сущность государственного управления обнаруживается не столько через деятельность его органов, сколько через воздействие управляющего субъекта на управляемый объект в соответствии с поставленными целями и задачами. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 57. Касаясь административно-правового регулирования рынка ценных бумаг, такого рода воздействие направлено именно на решение организационных вопросов функционирования рынка ценных бумаг государством, устанавливая определенные правила, принципы, формы деятельности участников фондовых рынков, проводя контрольно-надзорные мероприятия и т.д., что и составляет содержание административных правоотношений на этом рынке.
Таким образом, можно сказать, что объектом административных правоотношений на рынке ценных бумаг является организационное обеспечение операций с ценными бумагами.
Современные исследователи правового регулирования рынка ценных бумаг отмечают, что административная регламентация рынка ценных бумаг должна осуществляться в рамках определенного организационно-правового механизма. В соответствии с данным механизмом можно выявить основные направления административно-правового регулирования рынка ценных бумаг:
— нормативное регулирование возникающих правоотношений на рынке ценных бумаг на основе метода властных предписаний, которым строго должны следовать все участники фондового рынка, включая и публично-правовые образования;
— контроль над исполнением установленных правовых норм;
— защита прав и интересов участников административных правоотношений на рынке ценных бумаг. Предусматривается административный порядок разрешения споров между участниками административно-правовых отношений на рынке ценных бумаг без обращения в судебные органы, на основе применения норм административного права;
— координация и определение деятельности субъектов административно-правовых отношений на рынке ценных бумаг, согласование действий брокеров, дилеров либо иных участников фондового рынка с административными требованиями;
— определение самой структуры органов государственной власти, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере регулирования ценных бумаг.
Вместе с тем существуют различные проблемы административно-правового регулирования рынка ценных бумаг. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Как уже было сказано нами, одним из направлений организационно-правового механизма регулирования рынка ценных бумаг является нормативно-правовое регулирование правоотношений, возникающих на этом рынке, посредством издания органами государственной власти и органами местного самоуправления нормативно-правовых актов с властными предписаниями. К сожалению, многие нормативные акты в этой области принимаются в спешке, без серьезных экспертиз, обсуждений с представителями профессионального сообщества, что приводит к ущемлению законных прав и интересов участников рынка. К числу таких актов относится действующий порядок лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, аттестации специалистов рынка ценных бумаг, раскрытия информации, деятельности специализированных депозитариев.
Иная проблема, когда в отношении одного и того же круга вопросов действует несколько актов, регламентация отдельных вопросов страдает излишней детализацией, т.е. возникают коллизии в праве, а другие вопросы, напротив, имеют существенные пробелы в описании предмета регулирования. Это все дает почву для легализации доходов, полученных преступным путем, и распространению коррупции на рынке ценных бумаг. Поэтому следует унифицировать действующую правовую базу, привести ее в соответствие на основе принципов четкости, однозначности, доступности, непротиворечивости, открытости и т.п., учитывая интересы профессиональных сообществ, непосредственно участвующих в деятельности рынка ценных бумаг.
Существует также проблема единого подхода к проведению контрольных и надзорных мероприятий Федеральной службой по финансовым рынкам, в связи с чем происходит нарушение прав и интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг. Одним из возможных выходов из сложившегося положения могла бы стать разработка соответствующих административных контрольно-надзорных регламентов деятельности ФСФР России.
От организации контроля, от точности и сбалансированности прав и ответственности контролирующего органа зависит обеспечение законности и правопорядка на рынке ценных бумаг. Тем более что контроль способствует совершенствованию управления и «не ограничивается кругом вопросов, связанных с соблюдением обязательных предписаний — законов и других нормативных актов». Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. Проблемы надведомственного контроля. М., 1974. С. 18.
Административным законодательством предусматривается передача ряда функций государственных органов в ведение общественных (саморегулируемых) организаций, где правовые отношения будут возникать уже без непосредственного участия органа государственного управления. Здесь явно проявляется децентрализация государственных полномочий, расширяя диспозитивное начало правового регулирования. Такой способ регулирования иногда является необходимым, дабы избежать излишнего влияния со стороны органов исполнительной власти.
Например, представляется необходимым расширить практику привлечения саморегулируемых организаций к принятию индивидуальных управленческих актов, в частности восстановить процедуру выдачи ходатайств на получение лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг со стороны саморегулируемых организаций (СРО). Это позволило бы упорядочить процедуру выхода на рынок новых участников, обеспечило бы рациональное использование государственных средств и в конечном счете снизило бы бюрократические барьеры.
Хотелось бы отметить, что административно-правовое регулирование рынка ценных бумаг должно обеспечить создание благоприятных и справедливых условий для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг. Излишнее администрирование со стороны государства может повлиять на привлечение крупных инвестиций в различные отрасли экономики и интеграцию России в мировой рынок капитала, что необходимо для нашей страны в условиях глобального экономического кризиса.
2. ПОДГОТОВЬТЕ ПРОЕКТ УСТАВА ФОНДОВОЙ БИРЖИ
ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ ФОНДОВОЙ БИРЖИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Фондовая биржа (в дальнейшем Биржа) является некоммерческой организацией, обеспечивающей необходимые условия нормального обращения ценных бумаг и других инструментов финансового рынка, определение их рыночных цен и надлежащее распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников фондового рынка в качестве исключительного предмета деятельности.
1.2. Биржа является акционерным обществом закрытого типа. Акции Биржи могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
1.3. Биржа осуществляет свою деятельность на основе самоокупаемости и не преследует цели получения собственной прибыли.
1.4. Биржа осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78, Положением об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601, другим законодательством, действующим на территории РФ, настоящим Уставом и решениями органов управления Биржи.
1.5. Биржа является юридическим с момента ее государственной регистрации, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном суде, суде и третейском суде.
1.6. Биржа имеет свое фирменное наименование, самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета, зарегистрированный фирменный знак, круглую печать и бланки со своим наименованием и фирменным знаком, другие реквизиты.
1.7. Биржа осуществляет свою деятельность на основании лицензии, получаемой в установленном порядке в Министерстве финансов РФ.
1.8. Биржа является собственником своего имущества, а также имущества филиалов и представительств (если иное не предусмотрено их учредительными документами). Биржа осуществляет, согласно законодательству, право владения, пользования и распоряжения находящимся в ее собственности имуществом.
1.9. Биржа несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Акционеры Биржи несут ответственность по обязательствам Биржи в пределах своих вкладов в Уставный капитал.
Биржа не отвечает по обязательствам государства и ее акционеров, равно как государство не отвечает по обязательствам Биржи.
1.10. Юридическое наименование Биржи:
на русском языке: ХХХХХ
на английском языке: НННННН
1.11. Местонахождение Биржи: 167018, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 27/6.
1.12. Учредителями Биржи являются: ДДДДДД
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИРЖИ
2.1. Биржа создается в целях организации биржевой торговли:
акциями акционерных обществ;
облигациями РФ и иных государств, государственных органов, органов местной администрации, а также акционерных обществ и других юридических лиц;
государственными долговыми обязательствами;
опционными сертификатами и иными производными ценными бумагами, удостоверяющими права их владельцев на покупку или продажу
перечисленных выше фондовых ценностей;
депозитными и сберегательными сертификатами;
векселями;
ипотеками;
кредитными ресурсами;
иными кредитно-финансовыми инструментами.
2.2. В процессе достижения указанной цели Биржа решает следующие задачи:
обеспечивает необходимые условия для свободной торговли ценными бумагами;
обеспечивает своих членов торговым помещением, информацией, системой расчетов;
производит котировку ценных бумаг, прошедших процедуру листинга;
способствует разрешению споров членов Биржи, возникших в процессе торговой деятельности;
осуществляет подготовку и повышение квалификации специалистов, осуществляющих операции с ценными бумагами;
обеспечивает широкое распространение информации о ценах, заключенных на Бирже сделок;
решает другие задачи в соответствии с целью деятельности Биржи.
2.3. Для осуществления своих целей и задач Биржа:
разрабатывает и утверждает квалификационные требования, предъявляемые к своим членам и специалистам, непосредственно
осуществляющим операции с ценными бумагами; определяет права и обязанности;
осуществляет прием новых членов и исключение действующих;
осуществляет регистрацию брокеров, дилеров и других специалистов, являющихся представителями членов Биржи на торговых сессиях;
организует биржевые собрания для производства торгов, разрабатывает и издает Правила биржевой торговли;
организует специализированные секции для совершения сделок, явления и удовлетворения потребностей торговли участников рынка ценных бумаг;
разрабатывает Правила допуска и исключения из обращения на Бирже ценных бумаг;
разрабатывает Правила допуска ценных бумаг к котировке, а также проводит процедуру листинга и делистинга;
выявляет соотношение спроса и предложения и осуществляет
котировки цен на ценные бумаги, прошедшие процедуру листинга;
создает подразделения Биржи и иные формирования, определяемые потребностями биржевой торговли;
учреждает котировальные, экспертные и статистические комиссии, регистрационные бюро и иные формирования, необходимые для нужд биржевой торговли;
определяет полномочия и функциональные обязанности сотрудников Биржи, самостоятельно устанавливает формы, системы и размер оплаты труда сотрудников и другие виды их доходов;
отражает и защищает интересы членов Биржи, учреждает Арбитражную комиссию для разрешения споров по торговым операциям;
изучает условия товарооборота и связанные с ним вопросы путем созыва совещаний и собраний, проведения необходимых аналитических и исследовательских работ;
разрабатывает стандартные контракты на куплю-продажу ценных бумаг и других фондовых ценностей, допускаемых к обращению на Бирже;
развивает межрегиональные и межбиржевые связи, вступает в профессиональные союзы, ассоциации, объединения, общественные организации, создаваемые в целях саморегулирования на рынке ценных бумаг, поддержания высоких профессиональных стандартов для своих членов, подготовки персонала, развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, проведения совместных научных разработок и исследований о деятельности рынка ценных бумаг, коллективного представительства своих интересов и защиты интересов инвесторов;
проводит аукционы и иные формы торговли;
создает филиалы, представительства и другие обособленные представительства;
организует подготовку кадров для биржевой деятельности;
осуществляет рекламно-издательскую деятельность, издает Биржевые бюллетени, справочники, сборники, конъюнктурные обзоры и другие необходимые информационные материалы;
организует обмен биржевой информацией с членами Биржи, филиалами и представительствами с использованием средств вычислительной техники и связи;
устанавливает членские взносы, а также иные сборы, взимает плату за оказываемые услуги;
налагает штрафные санкции за нарушение настоящего Устава, Правил биржевой торговли и других внутренних нормативных документов;
оказывает консультационные, информационные, аудиторские и другие виды услуг, вытекающие из характера деятельности Биржи;
осуществляет самостоятельно либо с привлечением специализированных финансовых институтов расчеты по совершаемым на Бирже сделкам и их страхованию;
инвестирует средства в объекты, обеспечивающие достижение цели деятельности Биржи, а также в проекты, выполняемые в рамках профессиональных общественных организаций, ассоциаций, союзов и иных аналогичных формирований;
осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством в целях, определенных настоящим Уставом;
вносит в государственные и правительственные организации предложения по вопросам, затрагивающим деятельность Биржи;
хранит ценные бумаги;
осуществляет любые другие функции, связанные с обеспечением деятельности Биржи.
2.4. Сама Биржа, как юридическое лицо, не осуществляет торгово-посреднической и иной деятельности в качестве инвестиционного института.
2.5. Биржа функционирует на основе следующих принципов:
заключения сделок только в Биржевом собрании;
организации Биржевых собраний в строго определенное и заранее известное всем желающим время и по обусловленному адресу;
обеспечения заключения сделок через механизм открытого торга на принципах свободы купли- продажи реализуемых на Бирже товаров и свободного ценообразования;
информирования участников торгов о ценах биржевых сделок;
обязательной регистрации сделок и доведения информации об этих сделках до участников торга в ходе Биржевого собрания;
публикации данных о биржевых операциях и котировках, а так же о ценных бумагах, допущенных к котировке;
запрещения наемным служащим Биржи участвовать в биржевых сделках, создавать инвестиционные институты и участвовать в любой форме в деятельности других предприятий и организаций;
запрещения наемным служащим Биржи прямо либо косвенно использовать или передавать конфиденциальную информацию другим лицам для осуществления операций с ценными бумагами, а также для целей личного инвестирования.
2.6. Биржа самостоятельно определяет свою организацию и планирует производственно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность, а также затраты на социальное развитие на основании договоров или других форм обязательств и свободна в выборе их предмета, порядка хозяйственных взаимоотношений и определения ответственности договаривающихся сторон по взятым обязательствам.
2.7. Филиалы и представительства действуют в соответствии с Положениями о них. Положения о филиалах и представительствах принимаются Биржевым Советом с последующим утверждением Общим собранием акционеров Биржи. Филиалы и представительства имеют собственные балансы, которые входят в балансы Биржи. Филиалы и представительства отвечают по обязательствам Биржи, а Биржа по их обязательствам.
2.8. Биржа может участвовать в деятельности или сотрудничать в иной форме с международными организациями, привлекать для работы советских и иностранных специалистов, самостоятельно определяя порядок, размеры и виды оплаты труда, включая оплату в иностранной валюте и в других формах, не противоречащих действующему законодательству.
3. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ И АКЦИИ БИРЖИ
3.1.Уставный капитал Биржи формируется путем оплаты акционерами выпущенных акций. Оплата акций может производиться:
денежными средствами в рублях и иностранной валюте;
ценными бумагами;
передачей зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей;
передачей иных имущественных прав, включая интеллектуальную собственность;
предоставлением прав пользования землей, ресурсами, основными фондами и оборудованием.
Право пользования, предоставленное в качестве оплаты акций, оценивается по величине арендной платы на весь срок пользования
Биржей этим имуществом.
Имущество и права пользования им, вносимые в качестве оплаты акций, оцениваются экспертной комиссией и утверждаются биржевым советом.
Стоимость акции выражается в рублях независимо от формы внесения вклада.
Направление использования Уставного капитала определяется биржевым Советом с последующим утверждением Общим собранием акционеров.
3.2. Уставный капитал Биржи составляет 5000 тыс. руб. и состоит из обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 5000 руб.
3.3. Уставный капитал Биржи распределяется при ее создании полностью между акционерами-учредителями в соответствии с учредительным договором.
3.4. В течение 30 дней после регистрации Биржи 50% уставного капитала должно быть оплачено ее акционерами.
В течение первого года деятельности Биржи учредители обязаны оплатить вторую половину уставного капитала.
3.5. Биржа по решению Общего собрания акционеров простым большинством голосов имеет право:
увеличить уставный капитал независимо от оплаты размещенных акций;
консолидировать существующие акции или разделить их на акции меньшего номинала;
уменьшить уставный капитал снижением номинальной стоимости акций или аннулированием части акций.
Решение об изменении уставного капитала вступает в силу с момента принятия его Общим собранием при условии уведомления Министерства финансов РФ в установленном законодательством порядке.
3.6. Биржа не имеет права выпускать ценные бумаги за исключением собственных акций.
3.7. Эмиссия акций, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала, осуществляется в форме частного размещения без публичного объявления, без проведения рекламной компании, публикации и регистрации проспекта эмиссии среди заранее известного ограниченного числа инвестиционных институтов.
3.8. В случае расширения круга владельцев обыкновенных именных акций свыше 100 инвестиционных институтов или увеличения уставного капитала свыше 50 млн рублей Биржа регистрирует и публикует проспект эмиссии в соответствии с законодательством.
3.9. Обыкновенная именная акция дает ее владельцу право членства на Бирже с полномочиями, определенными п. 4.3 настоящего Устава.
Дивиденды по акциям Биржи не начисляются.
3.10. В случае не оплаты акционером в установленный срок полной стоимости акций Биржевой Совет обязан потребовать произвести такую оплату в течение 15 дней.
При не оплате акций в оговоренный срок они отчуждаются Бирже.
Отчуждение акций Бирже производится Биржевым Советом по стоимости акций в размере, не превышающим их номинальную стоимость. Акционеру, не оплатившему полную стоимость акций, возвращается предварительный взнос за вычетом 10 процентов, которые поступают в пользу Биржи.
В том случае, если часть стоимости (полная стоимость) акций была внесена акционером и в виде зданий, сооружений, помещений, оборудования, других материальных и нематериальных активов, Биржевой совет имеет право вернуть причитающиеся акционеру средства в денежной форме.
3.11. Размещение акций Биржи производится Правлением с согласия Биржевого Совета.
Акции второй и последующих эмиссий продаются их первым владельцам Биржей самостоятельно или по соглашению с инвестиционным институтом по единой цене (номинальной стоимости или с наценкой).
Биржа имеет право продавать опционы на приобретение акций по номинальной стоимости.
3.12. Биржа ведет реестр акционеров с обязательным включением в него следующих данных: количество акций; дата приобретения; наименование (имя) и местонахождение (место жительства) акционера; номинальная стоимость и цена приобретения акции.
3.13. Акционеру бесплатно выделяется один сертификат акций, удостоверяющий право владения поименованного в нем лица определенным числом акций Биржи. Сертификат выдается в случае полной оплаты акций.
3.14. Утерянный или дополнительный сертификат восстанавливается (выдается) за плату в размере 1 процента номинальной стоимости акций, входящих в этот сертификат.
3.15. В течение одного года со дня регистрации Биржи количество акций, приобретенных одним акционером, не регламентируется. В дальнейшем акционер не должен быть держателем акций в размере более 15% уставного капитала.
3.16. Режим обращения акций при первичном их размещении, а также на вторичном рынке ценных бумаг, права и обязанности их владельцев определяются законодательством, настоящим Уставом, Положением о ценных бумагах Биржи и правах их владельцев. Положением о приеме в состав членов Биржи, Положением об обращении акций Биржи на вторичном рынке ценных бумаг и иными документами, утверждаемыми Общим собранием акционеров и Биржевым Советом в пределах их компетенции.
4. ЧЛЕНЫ БИРЖИ
4.1. Членами Биржи могут быть юридические и физические лица, имеющие в соответствии с законодательством статус инвестиционного института, в т.ч. банки, а также государственные исполнительные органы, в основные задачи которых входит осуществление операций с ценными бумагами, обладающие одной или несколькими обыкновенными именными акциями.
4.2. Прием в члены Биржи осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о приеме в состав членов Биржи и Положением об обращении акций Биржи на вторичном рынке ценных бумаг.
Биржа устанавливает квалификационные требования к своим членам.
4.3. Члены Биржи, владеющие обыкновенными именными акциями, имеют право:
участвовать с правом решающего голоса в Общих собраниях акционеров. Одна обыкновенная именная акция дает право одного решающего голоса на Общем собрании акционеров;
избирать и быть избранным в органы управления и контроля Биржей;
получать часть средств Биржи при ее ликвидации пропорционально количеству акций в уставном капитале;
получить одно место на Бирже (в дальнейшем — брокерское место) вне зависимости от количества принадлежащих акционеру акций;
вносить предложения по вопросам совершенствования деятельности Биржи;
получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности Биржи, в том числе знакомиться с данными бухгалтерского учета и статистической отчетности, другой документацией, для чего необходимые документы должны быть представлены членам Биржи должностными лицами Правления в течение 10 дней после его запроса;
пользоваться услугами Биржи;
выйти из состава членов Биржи в порядке и на условиях, предусмотренных в настоящем Уставе;
продавать, обменивать, использовать в качестве залога, дарить, завещать одну или несколько акций при наличии согласия на это Биржевого Совета и в соответствии с Положением об обращении акций Биржи на вторичном рынке ценных бумаг;
в преимущественном порядке приобретать акции у других членов Биржи с соблюдением требований п. 3.15 настоящего Устава и Положения об обращении акций Биржи на вторичном рынке ценных бумаг;
обращаться в суд с заявлением о признании недействительным решения Общего собрания акционеров, вынесенного в нарушение законодательства или учредительных документов.
4.4. Члены Биржи не имеют права продавать, сдавать в аренду, использовать в качестве залога, а также отчуждать иным образом свои брокерские места.
4.5. Члены Биржи, владеющие обыкновенными именными акциями, обязаны:
соблюдать настоящий Устав и другие внутренние документы Биржи;
соблюдать коммерческую тайну и не разглашать конфиденциальную информацию о своих клиентах, контрагентах и Бирже;
оплачивать акции в порядке, размере и способами, предусмотренными законодательством и настоящим Уставом;
подчиняться решениям органов управления Биржей, принимаемым в пределах их компетенции;
соблюдать принципы деловой этики;
обеспечивать получение не менее 50% своего дохода от деятельности, связанной с ценными бумагами;
аккредитовывать на Бирже в качестве брокеров (дилеров) специалистов, имеющих квалификационный аттестат Министерства финансов РФ;
соблюдать квалификационные требования, предъявляемые Биржей к своим членам;
своевременно сообщать Бирже об изменении юридического адреса (места жительства) для внесения соответствующих корректив в реестр акционеров;
своевременно уплачивать ежегодные членские взносы в размере, определенном Биржевым Советом.
4.6. Члены Биржи и их аккредитованные представители делятся на две категории:
совершающие сделки от имени и за счет клиентов либо от своего имени и за свой счет — брокеры;
совершающие сделки только от своего имени и за свой счет — дилеры.
4.7. При реорганизации юридического лица или смерти гражданина — члена Биржи правопреемники (наследники) пользуются преимущественным правом вступления в члены Биржи. При их отказе от вступления в Биржу или отказе им Биржей во вступлении они вправе продать принадлежащие им акции в соответствии с Положением об обращении акций Биржи на вторичном рынке ценных бумаг.
4.8. При намерении выйти из членов Биржи акционер обязан подать письменное уведомление в Биржевой Совет с указанием потенциальных покупателей имеющихся у него акций или способа продажи.
Биржа не может воспрепятствовать выходу акционера из ее членов и реализации акций.
Прием новых членов Биржи, приобретших акции у выбывающих членов, осуществляется в соответствии с Положением об обращении акций Биржи на вторичном рынке ценных бумаг.
4.9. Члены Биржи могут быть исключены из числа таковых решением Биржевого Совета с последующим утверждением Общим собранием акционеров в случаях:
нарушения ими настоящего Устава, постановлений Общих собраний, решения Биржевого Совета;
грубого нарушения ими Правил биржевой торговли;
неуплаты ими в установленный срок наложенных на них штрафов;
совершения ими коммерчески предосудительных поступков;
неиспользования в течение года брокерского места для осуществления торговых операций.
Порядок и перечень нарушений, которые могут повлечь исключение из членов Биржи, определяется Биржевым Советом. При этом у исключенного члена производится принудительный выкуп всех акций по номинальной стоимости.
При отказе исключенного члена Биржи от продажи акций Бирже в установленные в решении об исключении сроки, акции признаются недействительными. При этом ее владельцу выплачивается компенсация в размере выкупа.
Контроль за соблюдением членами Биржи настоящего Устава и правил биржевой торговли возлагается на соответствующий Комитет Биржевого Совета и Правление.
5. ИМУЩЕСТВО И ДОХОДЫ
5.1. Биржа владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ей имуществом — зданиями, сооружениями, иными имущественными комплексами, оборудованием, другими материальными и нематериальными активами.
5.2. Источниками формирования имущества являются:
уставный капитал, образованный в результате выпуска и продажи акций;
полученных доходов;
средств от продажи опционов на приобретение акций;
кредитов банков и других кредиторов;
средств из иных, не запрещенных законодательством источников.
5.3. Доходы Биржи образуются за счет:
членских взносов;
биржевых сборов по операциям с ценными бумагами;
доходов от проведения аукционных торгов фондовыми ценностями;
сборов за оказание услуг подразделениями и аппаратом Биржи;
сборов за посредничество в биржевых спорах;
штрафов за нарушение Правил биржевой торговли;
платы за листинг и поддержания листинга;
платы за размещение рекламы в торговом зале Биржи;
платы за переоформление членства на Бирже и перепродажи акций;
других поступлений, не запрещенных законодательством.
5.4. Доходы Биржи полностью направляются на покрытие ее расходов, связанных с расширением и совершенствованием ее деятельности.
6. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ БИРЖИ
6.1. Органами управления и контроля Биржи являются:
Общее собрание акционеров;
Биржевой Совет;
Правление;
Ревизионная комиссия;
другие Органы, создаваемые по решению Общего собрания акционеров, либо Биржевого Совета с последующим утверждением.
6.2. Общее собрание акционеров является высшим органом управления и вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью Биржи.
К исключительной компетенции Общего собрания акционеров относится:
внесение изменений и дополнений в Устав;
утверждение, внесение изменений в Положение о Биржевом Совете, в Положение о Ревизионной комиссии;
принятие решений об изменении уставного капитала;
принятие решений о консолидации или разделении существующих акций;
утверждение Регламента работы Общего собрания акционеров;
утверждение решений Биржевого Совета;
определение размеров членских взносов, назначение Аудитора и определение порядка оплаты его услуг;
о размере членских взносов;
избрание членов Биржевого Совета;
избрание и отзыв членов Ревизионной комиссии;
назначение и освобождение от должности Президента и Управляющих Биржей;
назначение и освобождение от должности председателя Арбитражной комиссии;
рассмотрение жалоб на решения Биржевого Совета;
утверждение сметы расходов на содержание Биржевого Совета и аппарата Биржи;
утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Биржи, включая филиалы и представительства, заключений Ревизионной комиссии;
принятие решения о прекращении деятельности Биржи, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.
Общее собрание акционеров может делегировать часть своих прав Биржевому Совету или Правлению.
6.3. Общее собрание правомочно в случае присутствия владельцев не менее половины обыкновенных акций или их законных представителей.
6.4. Общее собрание проводится один раз в год независимо от других собраний. Между общими годовыми собраниями не может пройти свыше 15 месяцев.
6.5. Все собрания помимо годового являются чрезвычайными.
6.6. Чрезвычайные собрания созываются Биржевым Советом, Ревизионной комиссией или владельцами обыкновенных акций, имеющими не менее 20% акций. Уведомление о чрезвычайном собрании должно содержать формулировку вопроса, выносимого на обсуждение.
6.7. Если в течение получаса не собран кворум, то собрание, созванное по требованию владельцев обыкновенных акций, или собрание, созванное Биржевым Советом, откладывается до срока, устанавливаемого председательствующим (не более, чем на 30 дней).
Повторное собрание считается полномочным при любом числе собравшихся владельцев обыкновенных акций.
6.8. Вопросы на собрании решаются голосованием (одна акция — один голос).
6.9. Для решения Общим собранием вопросов об изменении настоящего Устава и прекращения деятельности Биржи необходимо большинство в три четверти голосов, присутствующих на собрании.
По всем остальным вопросам решения принимаются простым большинством голосов присутствующих.
6.10. О предстоящем созыве Общего собрания все акционеры извещаются заблаговременно, но не позднее, чем за 30 дней повестками, кроме того, в тот же срок должны быть вывешены объявления в Биржевом зале.
В повестках и объявлениях должны быть точно обозначены дата, время и место проведения Общего собрания, а также вопросы, подлежащие рассмотрению.
6.11. Представитель владельца обыкновенной именной акции может участвовать в собрании и голосовании только при наличии доверенности. Владелец обыкновенной акции вправе на основе доверенности поручить осуществление его прав на Общем собрании другим владельцам обыкновенных акций (их представителям).
Представители могут быть постоянными, либо назначенными на определенный срок. Владелец обыкновенной акции вправе в любое время заменить своего представителя на Общем собрании, поставив в известность Биржевой Совет.
6.12. Решения Общего собрания, принятые с нарушением Устава, могут быть оспорены в судебном порядке. Иск может быть предъявлен любым членом Биржи.
6.13. В промежутках между Общими собраниями высшим органом управления Биржей является Биржевой Совет. Полный перечень функций, прав и обязанностей Биржевого Совета определяется Положением о Биржевом Совете, утверждаемым Общим собранием. В полномочия Биржевого Совета входит решение всех вопросов деятельности Биржи, если они не отнесены к исключительной компетенции Общего собрания.
6.14. Биржевой Совет возглавляет Президент, который избирается Биржевым Советом и утверждается Общим собранием. Президент решает все вопросы административно-хозяйственной и коммерческой деятельности в соответствии с полномочиями, определенными в Положении о Биржевом Совете, а также осуществляет руководство деятельностью Правления Биржи. Президент без доверенности осуществляет действия от имени Биржи в пределах своей компетенции в соответствии с Положением о Биржевом Совете и настоящим Уставом.
Биржевой Совет вправе получить любую информацию, касающуюся текущей финансовой и хозяйственной деятельности Биржи, персональную ответственность за полноту и достоверность которой несет Главный управляющий.
Число членов биржевого совета определяется Общим собранием и должно быть нечетным.
Работа членов Биржевого Совета оплачивается в соответствии с видами и системами оплаты труда, действующими на Бирже.
6.15. Членом Биржевого Совета может быть только владелец обыкновенной акции или его полномочный представитель.
6.16. Члены Биржевого Совета избираются на два года и могут переизбираться неограниченное число раз.
6.17. Общее собрание не может освободить члена Биржевого Совета до истечения срока его полномочий.
6.18. Исполнительным органом Биржи, осуществляющим оперативное управление ее деятельностью, является Правление Биржи, которое решает все вопросы административно-хозяйственной и коммерческой деятельности, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию Общего собрания, Биржевого Совета и Президента.
Полный перечень функций, прав и обязанностей Правления определяется Положением о Правлении, утверждаемым Биржевым Советом.
6.19. В период между Общими собраниями и заседаниями Биржевого Совета Правление руководит деятельностью Биржи в пределах своей компетенции.
6.20. Правление возглавляют Управляющие Биржей по направлениям, утверждаемые Общим собранием. Члены Правления утверждаются Биржевым Советом. Главный управляющий Биржей является членом Биржевого Совета по должности. Управляющие Биржей могут быть членами Биржевого Совета по должности.
Управляющий Биржей без доверенности осуществляет действия от имени Биржи в пределах своей компетенции в соответствии с Положением о Правлении.
6.21. Контрольным органом Биржи является Ревизионная комиссия, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Биржи, ее подразделений, филиалов, представительств.
В состав Ревизионной комиссии не могут входить члены Биржевого Совета или Правления.
6.22. Биржевой Совет, Правление, а также все должностные лица Биржи обязаны предъявлять Ревизионной комиссии все материалы, бухгалтерские и иные документы, а также личные объяснения должностных лиц по ее требованию.
6.23. Ревизионная комиссия имеет право привлекать на договорных условиях к проводимым ею ревизиям экспертов из числа членов Биржи, а также независимые аудиторские фирмы.
6.25. Ревизия проводится по плану Ревизионной комиссии, а также по требованию акционеров Биржи, обладающих в совокупности более чем 10% голосов, но не реже одного раза в год.
6.26. Полный перечень функций, прав и обязанностей Ревизионной комиссии определяется Положением, утверждаемым Общим собранием акционеров.
6.27. Арбитражная комиссия рассматривает и разрешает конфликтные ситуации, возникающие между участниками биржевой торговли в связи с их торгово-посреднической деятельностью на Бирже.
7. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
7.1. Биржа осуществляет оперативный, бухгалтерский и статистический учет результатов своей деятельности в соответствии с действующими нормативными и законодательными актами. Организация документооборота на Бирже, ее филиалах и представительствах устанавливаются Правлением.
7.2. Финансовый год для Биржи устанавливается с 1 января по 31 декабря.
7.3. Годовой отчет по деятельности Биржи и Баланс составляются Правлением и с заключением Аудитора представляются на утверждение Общего собрания, которое созывается не позднее, чем через три месяца после окончания финансового года.
7.4. Биржа и ее должностные лица несут ответственность за достоверность информации, содержащейся в отчете.
8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИРЖИ
8.1. Биржа прекращает свою деятельность после ее ликвидации или реорганизации (слияния, разделения, выделения, присоединения и преобразования).
8.2. Биржа ликвидируется:
по решению Общего собрания;
по решению суда или арбитражного суда в случаях, предусмотренных законодательством.
8.3. Реорганизация Биржи производится по решению Общего собрания.
8.4. Ликвидация Биржи производится ликвидационной комиссией, избранной Общим собранием или назначенной судом либо арбитражным судом.
8.5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Биржи. Ликвидационная комиссия оценивает активы, выявляет кредиторов и рассчитывается с ними и акционерами, составляет ликвидационный баланс и представляет его Общему собрания и в соответствующие финансовые органы.
8.6. Имеющиеся у Биржи средства, в том числе от распродажи имущества, после расчетов по оплате труда, выполнения обязательств перед кредиторами, бюджетом, распределяются между акционерами пропорционально вложенным средствам.
Имущество, переданное Бирже акционерами в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения.
8.7. Ликвидационная комиссия несет имущественную ответственность за вред, причиненный Бирже, ее акционерам, а также третьим лицам в соответствии с законодательством.
8.8. Ликвидация считается завершенной, а Биржа прекращает свое существование с момента внесения соответствующей записи в Государственный реестр.
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
9.1. Если одно из положений настоящего Устава становится недействительным, то это не затрагивает остальных положений. Недействительное положение заменяется новым положением, допустимым в правовом отношении и близким по смыслу.
9.2. Вопросы, не нашедшие отражения в настоящем Уставе, регулируются действующим на территории РФ законодательством.
9.3. Настоящий Устав вступает в силу с момента регистрации Биржи.
рынок ценный фондовый биржа капитал
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балкаров А.Б. Современные тенденции административно-правового регулирования рынка ценных бумаг // Банковское право. 2009. N 4. С. 35 — 37.
2. Зенькович Е.В. Рынок ценных бумаг: административно-правовое регулирование / под ред. Л.Л. Попова. М.: Волтерс Клувер, 2007. 312 с.
3. Лифшиц И.М. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Европейском союзе. М.: Статут, 2012. 253 с.
4. Пахутко О.П. Правовое регулирование рынка ценных бумаг // Банковское право. 2013. N 2. С. 35 — 40.
5. Петров В.О. Лицензирование участников рынка ценных бумаг Российской Федерации: особенности правового регулирования // Юридический мир. 2011. N 5. С. 50 — 51.
6. Почежерцева З.А. Допущения юридической техники в правовом регулировании рынка ценных бумаг // Юридический мир. 2013. N 2. С. 17 — 21.
7. Ротко С.В., Тимошенко Д.А. Основные направления развития административно-правового регулирования рынка ценных бумаг // Банковское право», 2008, № 6.
Размещено на