Содержание
Содержание
Введение3
Глава 1. Особенности учебной деятельности детей младшего
школьного возраста5
1.1Психологические особенности младшего школьного возраста5
1.2Характеристика учебной деятельности как ведущей в
младшем школьном возрасте 10
Выводы по главе 1.12
Глава 2. Формирование структуры учебной деятельности
в развивающем обучении14
2.1 Учебная деятельность – ее структура и формирование
согласно Д.Б. Эльконину14
2.2 Содержание и структура учебной деятельности школьников
по В.В. Давыдову20
Выводы по главе 2.26
Заключение29
Список литературы32
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Еще в древности люди заметили, что всё нас окружающее, каким-то образом взаимосвязано. Люди видели дождь, но не понимали почему он льёт, страдали от засухи, но не знали от чего она происходит. В то же время первые исследователи пытались понять суть явлений природы, строили гипотезы, разрабатывали теории о появлении Земли, нашем месте во вселенной. Человек в то время жил в гармонии с природой и собой, занимался земледелием и скотоводством, не нанося вреда окружающей среде. Конечно, людям было трудно выживать, приходилось много охотиться и заниматься собирательством, чтобы прокормить свой род. Но все это было в предельно допустимых масштабах. Затем прогресс шагнул вперед, народонаселение начало расти, людям потребовалось больше еды и природных ресурсов, чтобы удовлетворить все свои потребности. О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят сегодня на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Поэтому важно с самого раннего детства воспитывать в людях экологическую культуру, то есть воздействовать ни сколько на сознание, а на подсознание. Экологическая культура это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего места во вселенной, отношение человека к миру. Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы. Именно поэтому такую важную роль в жизни детей должны играть экологическое обучение и воспитание — составляющие экокультуры, а так же понимание своей ответственности за совершаемые поступки. Экологическое воспитание — это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Эковоспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, нужных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением.
Проблема экологической культуры и ее составляющих, а так же приобщение к принципам этих понятий являются важнейшими задачами российского образования. Нами был разработана схема анализа интересующей нас проблемы, найдены и проработаны определения понятия культура и экокультура. Как они взаимосвязаны, в чем их различие. Так же нами были проанализированы особенности формирования экологической культуры младших школьников, экологическое обучение и экологическое воспитание детей. Важную роль в нашем исследовании сыграл анализ программ по экологии: Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой (экологическое воспитание дошкольников), а так же программы по естествознанию для начальной школы — «Мы и окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, система развивающего обучения Л.В. Занкова), «Естествознание» (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, система развивающего обучения В.В. Давыдова), «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, система развивающего обучения «Гармония»), «Мир и человек» (А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, система развивающего обучения «Школа 2100»), «Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Иванченкова, И.В. Потапов, система развивающего обучения, программа «XXI век»), «Зеленый дом» (А.А. Плешаков, традиционная система обучения, вариативная программа), «Природа и люди» (З.А. Клепинина, традиционная система обучения, вариативная программа).
Мы задались вопросом, а какая задача стоит перед уроком окружающего мира в начальной школе, и какую функцию выполняют внеклассные занятия по экологии. Нами были проработаны статьи по этой теме и предложен свой вариант приобщения детей к экокультуре.
Совсем недавно в нашей стране появилась идея создания экологических студий. Их основная задача — привить молодому поколению не только любовь к родной природе, но и реальную заинтересованность в её познании и сохранении на практике.
Так что же такое экологические студии? Это такая форма организации воспитательной и образовательной деятельности, когда дети под руководством преподавателей активно познают окружающую природу. Это не ограничивается только изучением окружающей среды по книгам и наглядным пособиям, для учеников организуются походы, экскурсии с разными творческими заданиями, ребята проводят уборку территории, организуют живой уголок уже по собственной инициативе. Таким образом дети начинают реально осознавать ценность окружающей их жизни, становятся активными членами нашего общества.
Из сказанного выше можно заключить, что проблема формирования экологической культуры школьников в настоящее время является наиболее актуальной.
Объект нашей курсовой работы — исследование приобщения младших школьников к экологической культуре.
Предмет исследования — экостудия как форма приобщения младших школьников к экологической культуре.
Цель нашей курсовой работы — рассмотреть формирование экологической
культуры младших школьников при помощи экостудии.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
проанализировать теоретическую разработанность, основные понятия по проблеме исследования;
рассмотреть теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников;
выявить особенности и условия развития уровня экологической культуры у детей младшего школьного возраста;
найти и проанализировать программы по курсу «Окружающий мир» в начальной школе;
проанализировать урок «Окружающий мир» как форму приобщения младших школьников к экокультуре;
проанализировать методы, средства и формы развития экологической культуры у детей младшего школьного возраста в рамках экостудии.
После анализа литературы по интересующему нас вопросу мы выдвинули гипотезу, что выявление уровня развития экологической культуры у детей в первом классе, а так же создание экостудий на базе школ приведет к повышению уровня экологического воспитания и экологической компетентности детей младшего школьного возраста.
Глава 1. Теоретические основы понятия экологической культуры
экологический культура воспитание школьник
§ 1.1 Культура, как форма жизнедеятельности человека
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К, К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта). В более узком смысле термин культура относят только к сфере духовной жизни людей.[41,6]
Первоначально понятие К. подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Воспитание включало не только развитие умения следовать существующим нормам и обычаям, но и поощрение желания им следовать, формировало уверенность в способности культуры удовлетворить все потребности и запросы человека. Такая двуаспектность свойственна пониманию в культуры любом обществе. Хотя само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли лишь во 2-й половине 18 в., более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за её пределами .[4,6]
Слово культура стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения под этим словом начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу просветителей. Для философии XIX века характерно отождествление культуры с формами духовного и политического саморазвития общества и человека, как оно проявляется в движении науки, искусства, морали, религии и государственных форм правления. "… Производство и все экономические отношения упоминались лишь между прочим, как второстепенные элементы "истории культуры" [26]
Так, французские просветители 18 в. (Вольтер, А. Тюрго, Ж.А. Кондорсе) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого "разума". "Культурность", "цивилизованность" нации или страны (в противоположность "дикости" и "варварству" первобытных народов) состоит в "разумности" их общественных порядков и политических учреждений и измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств. Цель К., соответствующая высшему назначению "разума", — сделать всех людей счастливыми [эвдемоническая концепция К.], живущими в согласии с запросами и потребностями своей "естественной" природы [натуралистическая (концепция К.]. [2]
С последней трети 19 в. Отношение к культуре начало меняться, ее изучение развивалось и в рамках антропологии <#»605582.files/image001.gif»>
Схема 1. Средства ознакомления с окружающим миром
В связи с необходимостью развития экономики и активного освоения богатств в России во второй половине XVII века вводится преподавание естествознания. В 1786 году был напечатан первый учебник по естествознанию в двух книгах «Начертание естественной истории», изданное для народных училищ Российской империи. Автором был академик Василий Федорович Зуев (1754 — 1794г.). Книга В.Ф. Зуева состояла из трех отделов: ископаемое царство, прозябаемое царство, животное царство. [48]
Большое внимание он уделял изучению местной природы и полезных для человека ископаемых, растений и животных. Руководство В.Ф. Зуева четверть века служило единственным и основным учебником естествознания.
Для начальной школы <http://click01.begun.ru/click.jsp?url=E-58Mj8tLC1ym4dxR7Ea0*7IxqtOGxJlrW1y1fdgoVFp0Y55h2JX*ShAtHkSMB4g7-3YpgtU0aBd3a6hbDYW0p597u7QywOR7Vld4BGQ-5GUuI6dqs3Wnl-Zd0HJ2b7u7hzWvhAizh1zTl9ARE-AegFFTdUH6n4s8qrGElm4kA7g98zNfA9qt5AZTZQId61qjFhx5RNJhzDHyWsYp6J2n29S1XR8VON5mRyFnA0DCbZOpJp3o-7uGxr67vklvBQRglhU7HmdUFPdhfTPaJWeQwP8GOHuhbHHRu1yqzULSiUBywzWr3kP3sRGy-HIMu5tWM0WGDYvt0C*jnyvt1CwL5l1glUKXuBIV6tLxF2ofJsnoCbBrjkS8TdReLhP1cw8vdYMGqUpr6K14m*NbS*KvWaocuj1xQ*1zFMCLjDdUUX4GyLtyRxd50*lHBtoFRM83TuSA97NGO-IsoQBBjvE67HPDnP2GV5CnewWYiIqmIiizaTx-ujFiSp-QTe3d5Gpn9Qc*XLjW*g14i1UojcMARRXKv0wZIn6*qLE6cg*xvGmtVDEEFg7cqv11dZRrBR9on2McZ*NOzXUpELE9zncYwHDpkd1TqJ71NUk7W4*d-7nmYtcOOLVc2FYoaGJ9jsCbsFsapeU6AMmqJGyW6s0oEps3ldeEQd*kIVQX7KI0KWkdDX9o8-wtv5cr4jYqOY7P5Pkr7frRs6Q76Z1y3ka2J*PDvTlrY5IsR7g3TteJCxVSflCkvX*bcydrhN0f-Jm8iPpLi2kiBCs*WocExdKt5tHjSDgj0DKKQ-dZqS8tmDP0itHX8hU5rXm9h7olXFWrEYcQQ&eurl%5B%5D=E-58Mq6vrq-9MwU9Cp5asyKjzwoJqeroNPv3S7niiAD6VIbL> Н.Ф. Бунаков составил «Книжку — Первинку» (1881) и «В школе и дома» (первое издание вышло в 1875г.). «Книжка — Первинка» предназначается для чтения после азбуки. Она содержала материал о временах года, домашних и диких животных, птицах. Насекомых, которые окружали детей, были предметами их непосредственных наблюдений.
Стремление Н.Ф. Бунакова активизировать учащихся в работе с книгой выразилось в том, что он помещает в книгу занимательный материал: ребусы, игры в слова, сюжетные картинки [1886].
Таким образом, разнообразный материал, несущий элементарные знания о природе, задания для его сознательного усвоения и воспроизведения «Книжка — Первинка» заинтересовывала учащихся не только самим процессом познания, но приучала ребенка к анализу увиденного и определению его места в общей картине мира.[9]
Книги для чтения «Мир в рассказах для детей» В. Вахтерова появились в 1900 году, в которых можно найти естественноисторический материал, способствующий введению детей в мир науки.[18]
В книгах «Мир в рассказах для детей» даны знания из различных областей наук. В этом отразились взгляды В. Вахтерова на реальный характер обучения <http://click01.begun.ru/click.jsp?url=E-58MgUJCAm4nlI4DvhTmqeBj*IHUlss5CQ7nPozv9OhaixQ*2qgQLDvzo2S8PtdTBy0GLBrtP0MaU8hhcDeuMVfMIlCNH0Q7Zh52ABijvm861eqaxEjftOTQTZDzwqbl2Bg0E*g4WCEvleZIokCEIiMD-FvJBT9ziRZ5EFqKLQjRBLaei88kLkVenxoqypOsvPZ8b1QrJaOMY-IHraO0F8LbXJn8tNlgYA9FAtQmn50s7Oqi*VJPiDPpbKqMwBWS8n64qbE36ma7J6ggruJbfVYnEt5BVWAUfnpZXUoWl4rV7Tn63Yqts5DfjbyGOdHadXgGC5wKa5Zk5vHgbjeTd8wtllOLoH0Wxz4knRqn2tDUGDCKUkspO0Z7hw7o7OgXgAIn5KdvdBN0xcvwSDPeTgWM9VWtGg3CLIdIu59oYGAcPubVL6isvT0ZEu2Z4PpVl34rADsjJSAIJ2hTOsengb82gp1VNWvKZgDOuZVgJPjdOymomDfootUi1zxKDZ6NGeVFiVrhdIhd2Hmlybt33nI*X2NC1ZFn1kM3T4vNkmSARBaMT3xAb4o2PgEU1j81DFxKw&eurl%5B%5D=E-58MqytrK0pzwNBduImz17fs3ZWv*YUfwMIlERor1Ni-Q9y>. Он доказал, что уже с первых шагов обучения дети должны получать научные знания, на доступном для их возраста уровне. В изучении естественных наук, по мнению В. Вахтерова, заложены основы для развития творчества, приобщения учащихся к процессу исследования, так как данные науки способствуют выработке умений наблюдать, сравнивать, делать обобщения. Этим объясняется то, что основное содержание книг для чтения составляют статьи научно-популярного характера. Раскрывающие законы развития природы.[17]
Таким образом, В. Вахтеров ведет учащихся к самостоятельному познанию явлений природы, животного и растительного мира. Во второй книге в отделе «Воздух и вода» раскрываются свойства воды, воздуха. При объяснении учащимся сущности образования ветра, В. Вахтеров создает у детей представление о движении воздуха на основе простейших опытов: конкретные представления о движении воздуха внутри комнаты служат основой для создания понятия о передвижении воздушных масс на земле, то есть об образовании ветра.[17, 18]
Демократизация общества в XXI в. и гуманизация образования обусловили появление новых программ и инновационных методик преподавания окружающего мира в начальной школе. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников. Одновременно происходит движение в сторону интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний с целью формирования у детей боле обобщенного, целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.
В настоящее время для начальной школы разработано несколько программ по естествознанию: «Мы и окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, система развивающего обучения Л.В. Занкова), «Естествознание» (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, система развивающего обучения В.В. Давыдова), «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, система развивающего обучения «Гармония»), «Мир и человек» (А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, система развивающего обучения «Школа 2100»), «Окружающий мир» (Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Иванченкова, И.В. Потапов, система развивающего обучения, программа «XXI век»), «Зеленый дом» (А.А. Плешаков, традиционная система обучения, вариативная программа), «Природа и люди» (З.А. Клепинина, традиционная система обучения, вариативная программа).
Проанализируем программы, получившие наибольшее распространение в массовой школе с точки зрения экологического воспитания младших школьников.
Программа «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова (система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Главной целью программы является формирование у ребенка широкой
целостной, научной картины мира. Предметами осмысления учеников становятся: вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, мучительный процесс познания законов и явлений природы.
По мнению Л.В. Занкова материал «…должен быть дан так, чтобы у детей сложилась целостная, яркая картина природных явлений и жизни людей в разных странах и уголках Земного шара (уделив особое внимание, конечно, своей стране), чтобы дети получили общее представление обо всем мире и о нашей планете, на которой живет человечество».
Основными задачами программы являются: развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность; на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию существенных природных связей и закономерностей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.
Программа третьего класса посвящена изучению континентов, ландшафтов, природных зон, полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся со строением Земли, гидросферой, атмосферой, литосферой и биосферой, взаимосвязью этих оболочек, историей развития органического мира. В заключительных темах рассматривается деятельность человека, человеческое общество. Учащиеся знакомятся различными государствами и отношениями между ними, влиянием человека на изменения природной среды на Земле, с проблемами выживания. Большое внимание уделяется здесь экологическим проблемам, которые встают перед современным человеком.
Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к
В целом учебник способствует пробуждению потребности в познании окружающего мира, воспитанию любви к родной земле, усвоению общепринятых норм нравственности в отношении к природе и людям. Главная роль учебника: руководить всеми видами познавательной деятельности, задания направлены на общее развитие школьников. При этом значительная роль отведена элементам проблемного метода изложения материала.[36]
Программа «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой (система развивающего обучения «Гармония»)
Курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Автор программы ставит следующие задачи: развитие интегративного, экологического, вариативного мышления; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания и способов познания преследует не только цель формирования целостной картины мира, а выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и органами чувств, и мышлением, чтобы ученики осознавали ответственность за результаты этого познания и стремились к дальнейшему самосовершенствованию во благо гармонии природы и человека, человека и общества.
В каждой теме программы даны перечни наблюдений, опытов, практических и творческих работ, а также рекомендованных экскурсий, которые учитель вправе заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания учащихся.[49]
Программа «Мир и человек» А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана (система развивающего обучения «Школа 2100»)
Основная задача курса «мир и человек» — воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире. Осознание человечеством важности решения экологических проблем неизбежно должно породить распространение этических норм на все природное окружение человека, причем не только живое.
Авторы программы считают, что средством воспитания и образования школьников начальных классов является ознакомление с элементарной целостной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира — при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер, процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
По мнению авторов, важно не только познакомить учащихся с картиной мира, но и научить их ею пользоваться. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач — главный способ осмысления мира.
При изучении курса разнообразны формы организации работы: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы с родителями. В программе не предложена тематика экскурсий.
Программа первого класса — «Окружающий нас мир», строится на основе личного опыта учащихся. В ней школьники познают мир, сравнивая его с собой как наиболее известным объектом. Поэтому вся программа написана с позиции узнающего мир человека. Главная ее цель — показать всеобщую взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом все предметы и явления рассматриваются через призму «профессий» в жизни человечества.
Следующие темы посвящены знакомству с живой природой: растениями, грибами, животными. Учащиеся узнают о характерных признаках живых организмов, их многообразии; получают сведения о культурных и комнатных растениях; домашних животных и правилах ухода за ними.
Интересно содержание программы для второго класса «Земля. Части света», направленной на формирование географических представлений. Чтобы сделать изучение природы доступным, авторы программы основное внимание уделили природе окружающих нас предметов. Дети получают представление о форме и размерах Земли, законе всемирного тяготения, глобусе, географических картах. Ведущая идея программы состоит в обосновании важной роли живых организмов в круговороте веществ в природе.[10 -16]
Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Иванченковой, И.В. Потапова (система развивающего обучения, программа XXI век)
Особое значение этого интегративного предмета в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней.
Исходя из этого основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.
Авторы выделяют следующие задачи: воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формирование элементарной экологической культуры; воспитание гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; развитие интереса к окружающей жизни.
Особенностью программы является изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в интегрированном курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Он обеспечивает формирование у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, понимание законов существования в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы. Важным является то, что курс построен «от ребенка» («Я и другие люди», «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).
Содержание учебного материала распределяется следующим образом. В первом классе изучаются темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье», «Мы и вещи», «Природа вокруг нас», «Наша страна». Вначале учащиеся получают сведения общего характера: режим дня, время и часы, правила дорожного движения, учеба в школе и отдых, факторы закаливания и здоровый образ жизни. Учащиеся получают представления о своей стране, городе или поселке, в котором они живут. Они узнают о профессиях и труде людей, учатся ценить и уважать труд человека.
Одновременно с этим начинается знакомство с окружающей природой, ее красотой и гармонией. Обобщаются знания учащихся о растениях и животных, которые известны учащимся, и на этой основе формируются знания о культурных и комнатных растениях, диких и домашних животных, навыки ухода за растениями и животными дома и в классе.
Содержание курса природоведения в следующих классах тесно связаны с темами программы первого класса. Это «Человек и его здоровье», «Человек и природа», «Моя страна», «Природа вокруг нас», «Труд людей на планете». Построенная по спирали программа позволяет в каждом классе расширить первоначальное содержание курса, углубить и закрепить знания учащихся.
В третьем классе раскрываются свойства воды, воздуха, горных пород, их свойств, состав; особенности растений и животных, их многообразие, условия, необходимые для жизни и развития организмов; редкие и исчезающие растения и животные, их охрана.
В следующем учебном году основные природоведческие понятия развиваются, закрепляются, наполняются новым содержанием. Здесь изучаются такие понятия, как горизонт, план и карта, ориентирование, форма и размеры Земли, движение Земли, формы поверхности суши. Одновременно с этим расширяются и углубляются представления и понятия о горных породах и полезных ископаемых, почве, погоде, растительном и животном мире различных сообществ, организме человека и правилах гигиены.
Параллельно с формированием знаний о природе расширяются и общие знания учащихся об обществе, искусстве и культуре, этике, труде людей и профессиях, характере воздействия человека на природу и окружающий мир. Учащиеся знакомятся с жизнью первобытных людей, возникновением и развитием наук и искусства, географическими открытиями, жизнью человека в различных частях Земли.[37]
Программа «Зеленый дом» А.А. Плешакова (традиционная система обучения, вариативная программа)
Эта программа представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы.
Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и экологические понятия изучаются в последующих классах (III — IV). Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единство природы и человека. Структурные части программы:
. Ознакомление с окружающим миром (основной курс) I — II класс.
. Природоведение (основной курс) III, IV класс.
. Экология для младших школьников (факультативный курс).
. Планета загадок (факультативный курс).
Приоритетной задачей программы является формирование в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определенных сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности, в связи с этим авторы предлагают следующие экскурсии.
Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.
В содержании курса человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирования у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека.
В первом классе вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными.
Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе, родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями окружающего мира: светом, звуком, электричеством.
Таким образом, к концу первого года обучения дети должны знать о своей стране, городе, правила поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и изделия, сделанные руками человека.
Учебный материал второго класса сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа», «Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более конкретизированы. Учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних животных, культурных и дикорастущих растениях.
Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая местность, разнообразие водоемов.
В третьем классе работа строится вокруг тем «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье», с помощью которых удается обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного воздействия человека.
Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), а так же, как уже отмечалось, между природой и человеком.
В четвертом классе курс направлен на формирование географических понятий. Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие представления о Земле — ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси, о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.
Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности людей. Интересен факультативный курс «Планета загадок», который знакомит учащихся с удивительным миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых, обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде «путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир растений и животных.
Таким образом, программа А.А. Плешакова «Зеленый дом» направлена на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе и социальной среде. Дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.[34-35]
§2.2 Урок окружающего мира как форма приобщения детей к экокультуре
Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:
уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.
уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень — это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.[47]
Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.[33, 23]
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа — среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе — идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.[40]
Очень немаловажную роль в процессе экологического обучения и воспитания школьников играет интеграция идеи бережного обращения с природой на уроках, казалось бы не связанных с курсом по окружающему миру.
Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу — значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи — все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость — значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.[18, 31, 28]
Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.
По мере изучения тем о природе на уроках природоведения и чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы.[28]
К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.[33]
Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.[22]
Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.
Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.[27, 32]
В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой — одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания. [5, 21]
Не так это легко — научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.[32] Успех экологического образования в рамках урока окружающего мира во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.
Глава 3. Внеурочные формы работы с младшими школьниками по окружающему миру
§3.1 Внеклассная работа, ее формы и роль в формировании экологической культуры
Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
Содержание экологического образования усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.[8]
На первых этапах внеклассной работы наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе внеклассной работы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.[39]
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.[28]
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним, как к лично значимым.[8]
Внеклассная работа — форма разнообразной организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности (Пакулова, Кузнецова, 1990). Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей её жизнедеятельности, включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка территории школьного участка и его озеленение, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений и так далее. По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа по природоведению очень разнообразна. Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым — клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум, экологические тропы.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.[22]
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.
Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.
Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.[24]
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить следующие направления работы:
Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)
Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
В систему внеурочной работы, направленную на развитие экологических знаний, входят школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические факультативы. В программу предметных недель обычно включают: конкурс газет по экологической тематике, КВН по экологическому краеведению, школьные олимпиады (Ривкин, 1993). Вопросы школьной олимпиады составляются с учётом следующих требований: соответствие заданий возрасту и степени обученности, практической значимости вопросов, вопросов экологического характера, опоры на краеведческий материал, использование проблемных заданий.
Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников.
Работа кружков и факультативов позволяет углубленно изучать вопросы, выйти на практическое применение экологических знаний. Внеклассная работа по предмету открывает большие возможности для реализации идеи экологизации школьного образования.[29]
Программные экскурсии по природоведению дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсии решаются некоторые экологические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике. Система программных практических работ на местности позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний, показать пути и возможности практического применения. При этом важно отметить, что работа охватывает всех учащихся.[24]
По мнению учителя начальных классов Пинтеры Ирины Ивановны важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений. Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные нашего края» и др). В этом на помощь мне приходит экологический центр при школе «Эколог» (руководитель Невмержицкая Е. В). На мероприятиях ученики узнают о работе таких организаций, как: «Фонд охраны дикой природы», «Гринпис» и др.[34]
Важно помнить о формах сохранения результатов учебной деятельности и практических работ учащихся.
Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащихся используются:
· Презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);
· Творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок;
· В форме номеров газет, выполненных ребятами.
В газете обычно отражаются сезонные наблюдения детей в природе, мероприятия по охране природы, жизнь родного края. Газета может быть посвящена какой-то юбилейной дате, например, юбилеям путешественников, натуралистов, специальные выпуски, посвященные экскурсиям, походам, тематическим вечерам. [29]
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание — это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы образования и воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически образованную и воспитанную личность.[22]
На основании вышеизложенного, хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.
§3.2 Экостудия как форма приобщения детей к экологической культуре
Нами были найдены и проанализированы статьи разных авторов по теме экостудий.
Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе в экостудии учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Учитель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой учитель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения школьников, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности.[30]
Цель программы экостудий: формирование экологического сознания детей и ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи программ:
· формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
· формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
· развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
· развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.
При этом под экологической культурой, которую авторы программ хотят привить своим ученикам, понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
· интерес к природе;
· знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
· эстетические и нравственные чувства;
· позитивная деятельность и поведение в природе;
· мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.)
Систему пробщения детей к экологической культуре составляют звенья:
Экологическое воспитание в семье.
Экологическое воспитание в школе
Экологическое воспитание в лагере летнего отдыха.
Самообразование и самовоспитание.
Начальный этап построения воспитательного процесса в рамках экостудии характеризуется прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа — приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.[30]
На материале труда по уходу за просеками, участие в уборке урожая, в посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода учителей к формированию трудовых и экономических отношений школьников. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных свойств школьников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность руководимая учителем, нуждается в системной организации. Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.[30,39]
На втором этапе построения воспитательного процесса в экостудии ведущей стала учебная деятельность школьников. Не будучи включенной непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Одной из задач экостудии является четкая взаимосвязь студии со школой.
Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника.
Необходимо различать попутное формирование качеств личности, которое происходит в разнообразной деятельности, и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия педагога и вовлечения школьников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях между учителем и учеником реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода. [50]
В работе своих экостудий практики выделяют разные принципы работы.
Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.
Наконец, другая сторона дела — красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.[50, 30]
Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа — такие же наши «соседи на планете».
По мнению Рыжовой, Николаевой и других создателей программ, чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.[51]
Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе. [50,51]
Опора на положительное становится условием воспитания эмпатических чувств — способности к пониманию эмоциональных состояний других и сопереживание им. Совершенно меняется отношение ребенка к природному объекту, когда он наблюдает и оценивает его состояния ("беспокоится", "нездоров", "радуется", "приветствует", "боится" и т.д.). Основой эмпатического чувства детей в этом случае является феномен децентрации — способность встать на позицию другого, понять его, увидеть ситуацию чужими глазами (например, "животное, так же как и я, живет, питается, дышит, растет"). Считается, что ребенок 5-9 лет не может встать на точку зрения другого человека. Ж. Пиаже назвал это свойство детского мышления эгоцентризмом, сосредоточенностью на себе. Но это не значит, что дети не способны видеть мир глазами других. Постепенно у ребенка формируется беспристрастный взгляд на себя и это происходит тем быстрее, чем чаще детям предлагают ситуации "взгляд со стороны", которые развивают умение и желание видеть реальность глазами других: учит быть объективными, беспристрастными к себе и другим.[30, 50,51,23]
Особое значение приобретает пересмотр взгляда на детский труд в природе. Этот труд обладает рядом особенностей, которые ставят его в особое положение как средство экологического воспитания. Это — наиболее естественная форма взаимодействия человека с окружающим миром с давних времен, многие разновидности труда в природе бескорыстны и по своей мотивации приближаются к общественно значимым деятельностям. Его результат часто отдален во времени, эффект трудового усилия проявляется не сразу или выражен не ярко, поэтому особое значение приобретает процесс труда и качественная оценка отношения ребенка к нему.
Таким образом этот труд несет в себе элементы объективной полезности, общественной значимости, в процессе его раскрывается бескорыстная сторона деятельности, в которой важнейшим результатом является ее значение для блага природы, природоохранная направленность.[40]
Таким образом, экостудии являются экологическими минидвижениями в рамках школ, центров образования, а также семей, в которых живут учащиеся. Идею экостудий необходимо развивать в нашей стране, так как только в них происходит широкий охват существующих экологических проблем, и, в то же время, настолько четко и продуманно осуществляется приобщение младших школьников к экологической культуре.
Заключение
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Это было замечено авторами программ по экологической культуре и остановка цели и задач экологического воспитания и образования позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания.
Самой эффективной формой приобщения детей к экологической культуре была признана экостудия, а показателями воспитанной личности по мнению Рыжовой, Николаевой и других авторов служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
Таким образом цель нашей курсовой работы — рассмотреть формирование экологической культуры младших школьников при помощи экостудии, была достигнута.
Гипотезу, что выявление уровня развития экологической культуры у детей в первом классе, а так же создание экостудий на базе школ приведет к повышению уровня экологического воспитания и экологической, компетентности детей младшего школьного возраста, мы подтвердили.
В нашей работе был проведен экскурс от зарождения культуры, появления экокультуры, а оттуда и экологического образования и воспитания, были рассмотрены школьные программы по окружающему миру и внеклассные формы работы по экологии. На основе этого мы пришли к выводу, что экостудия является важным звеном между школой, семьей, личностью и обществом. Ее роль в формировании общей культуры человека нельзя недооценивать.
Список литературы
1.Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. — 1999. — №1.
.Арнольдов А.И., Культура и современность
.Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993,
.Баллер Э.А., Преемственность в развитии культуры, М., 1969
.Барышева Ю.А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. — 1998. №6.
.Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь: современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. — М. : Эксмо, 2006. — 672 с. — (в пер).
.Большая советская энциклопедия третье издание (1969-1978)
.Буковская Галина Владимировна Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников
.Бунаков Н.Ф. В школе и дома: Книга для классного чтения. 2 часть Спб., 1886.- 102с.
.Вахрушев А.А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1 класса. Человек и природа. Часть 2 — М.: «Баласс», 2000. — 64с.
.Вахрушев А.А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1 класса. Человек и природа. Часть 1 — М.: «Баласс», 2000. — 64с.
.Вахрушев А.А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Человек и природа. Часть 2 — М.: «Баласс», 2000. — 64с.
.Вахрушев А.А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Человек и природа. Часть 1 — М.: «Баласс», 2000. — 64с.
.Вахрушев А.А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 3 класса. Человек и природа. Часть 2 — М.: «Баласс», 2000. — 64с.
.Вахрушев А.А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4 класса. Человек и природа. Часть 1 — М.: «Баласс», 2000. — 64с.
.Вахрушев А.А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4 класса. Человек и природа. Часть 2 — М.: «Баласс», 2000. — 64с.
.Вахтеров В.П. Мир в рассказах для детей. Вторая после букваря книга для чтения. Часть 3, 1910. — 319с. Вахтеров В. П. Мир в рассказах для детей. Вторая после букваря книга для чтения. Часть 2, 1910. — 240с.
.Вахтеров В.П. Мир в рассказах для детей. Вторая после букваря книга для чтения. Часть 1, 1905. — 164с.
.Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. — 1998. № 6. С. 63-64.
.Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. — 1998. №6. С. 125-127.
.Климцова Т.А. Экология в начальной школе. // НШ. — 2000. №6.
.Кривских О.Г. Формирование экологической картины мира у младших школьников средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию: Дисс…канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2007. — 227 с.
.Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. — 1983.
.Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. — 1998. №6. С. 50-52.
.Лихачёв Б.Г. Экология личности //Педагогика.1999 № 2.
.Лотман Ю.М Социализм и культурное наследие, М., 1967;
.Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М. 1988 г.
.Майорова М.Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // НШ. — 1999. №12. С. 60-61.
.Мухамедьярова Р.Р. О работе экологической школы. // НШ. — 1999. №3. С. 32-34.
.Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение. — 1993.
.Павленко В.К., Абенова Т.К. Литературное чтение. Методическое руководство. // Алматы: Атамура. — 1999.
.Павленко Е.С. Экологические проблемы и начальная школа. НШ. — 1998. №5.
.Пахомов А.П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями. // НШ. — 1998. №6. С. 26-28.
. Пинтера Ирина Ивановна сайт 1September.ru
.Природоведение. Поурочные планы. 2 класс (по учебнику Плешакова А.А.)/ Авт.- сост. Котрунова Н.В. — Волгоград: Учитель, 2004. — 80 с.
.Природоведение. Поурочные планы. 3 класс (по учебнику Плешакова А.А.)/ Сост. Брыкина Л.М. — Волгоград: Учитель, 2004. — 99 с.
.Программы начального обучения 1 — 4 классов. Федеральный учебно- методический центр им. Занкова Л.В. — М., 1998. — 196с.
.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть 2. / Под ред. Виноградской Л.А. — М.: Просвещение, 2001. — 391с.
.Сборник нормативных документов / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004. — 443 с.
.Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. — 1999. №5. С. 45-51.
.Тихонова А.Е., Деев В.М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. // НШ. — 1998. №6. С. 77-81.
.Тейлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939;
.Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония» — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. — 208с.
.Харисова Н.И. Генезис учебной книги для детей как источник познания окружающего мира: Дис. канд. пед. наук. // Елабуж. гос. пед. ун-т. — Елабуга. Б. и., 2004. — 300 с.
.Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. — 1998.
.О. Шпенглер "Закат Европы" ("Der Untergang des Abendlandes", Bd 1-2, 1918-22)
. http://grach-ucheny.ucoz.ru/publ/67_ponjatie_quot_priroda_quot/1-1-0-27
. Зуев В.Ф. «Начертание естественной истории» 1786г.
.http://www.bookid.org/bookid/230472.html
.http://www.ooptsvao.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=5&Itemid=58
.http://dob.1september.ru/2004/11/2.htm